ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЗОР СРЕДСТВ И СПОСОБОВ КРЕПЛЕНИЯ ГРУЗОВ 8
1.1 Необходимость крепления грузов 8
1.2 Средства крепления грузов 11
1.2. Стяжные ремни (рэтчеты) 11
1.2.2 Деревянные распорки 16
1.2.3 Воздушные пакеты 17
1.2.4 Цепные стяжки 18
1.3 Способы крепления грузов 20
1.3.1 Блокировка 20
1.3.2 Крепление стяжными ремнями 23
2 АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ КРЕПЛЕНИЕ
ГРУЗОВ 27
2.1 Обзор правил по креплению грузов при перевозке автомобильным
транспортом 27
2.2 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов
автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом 30
2.3 «Руководство по укладке грузов в грузовые транспортные единицы» .... 32
2. 4 Руководство по надлежащей европейской практике укладки грузов в ходе автомобильных перевозок 34
2.5 Стандарт EN 12195-2 - «Часть 2. Текстильные крепления из
искусственных волокон» 37
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КРЕПЛЕНИЮ ГРУЗОВ 44
3.1 Требования к конструкции кузова автомобильного транспорта 44
3.2 Конструкция тентованного полуприцепа 50
3.3 Примеры расчетов крепления для грузов с плоскими опорами 54
3.3.1 Выбор подвижного состава 54
3.3.2 Характеристика груза 55
3.3.3 Размещение груза 56
3.3.4 Расчёт сил действующих на груз 58
3.3.5 Проверка устойчивости груза 60
3.3.6 Расчет усилий и выбор средств крепления 61
3.4 Примеры расчетов крепления для грузов цилиндрической формы 63
3.4.1 Характеристика груза 64
3.4.2 Размещение груза 64
3.4.3 Расчёт сил действующих на груз 66
3.4.4 Проверка устойчивости груза 68
3.4.5 Выбор и расчет крепления 69
3.5 Примеры расчетов крепления для штабелируемых грузов 70
3.5.1 Характеристика груза 70
3.5.2 Размещение груза 71
3.5.3 Расчёт сил действующих на груз 72
3.5.4 Проверка устойчивости груза 73
3.5.5 Выбор и расчет крепления 74
4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОЧНОСТИ КУЗОВА
ТЕНТОВАННОГО АВТОМОБИЛЯ 78
4.1 Деревянная обрешетка кузовов полуприцепов 78
4.2 Металлическая обрешетка полуприцепов 79
4.3 Сравнительный расчет нагрузок по осям автопоезда с использованием
деревянной и стальной обрешетки 81
4.4 Сравнительный расчет нормативного расхода топлива с использованием
деревянной и стальной обрешетки 85
Заключение 87
Список использованной литературы 89
Специфика транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что, с одной стороны, транспорт имеет свой производственный процесс, с другой, транспорт не перерабатывает сырья и не создает продуктов. На транспорте производственный процесс и продукция этого процесса совпадают во времени и пространстве. Поэтому перемещение грузов является одновременно и производственным процессом и продукцией транспорта. Во всех отраслях материального производства конечный продукт - это результат определённого производственного цикла, то есть совокупности последовательных процессов и операций. Транспортное производство не является исключением.
Транспортный процесс - это совокупность операций с грузами и транспортными средствами, в результате выполнения которых грузы изменяют своё положение в пространстве. Сущность транспортной работы заключается в изменении места нахождения грузов. И важную роль в ее работе играет крепление грузов, ведь благодаря креплению груз может без повреждений прибыть в назначенное место.
Транспортный процесс является многоэлементным, так как включает операции с подвижным составом (процесс перевозки) и операции с грузами (погрузка и разгрузка).
Структура транспортного процесса включает три элемента:
- процесс погрузки;
- процесс перевозки;
- процесс разгрузки.
Крепление грузов участвует во всех трех элементов транспортного процесса, при погрузке выбираются способы крепления и производиться уже само крепление, его устойчивость, в процессе перевозки крепления должны выдержать все силы действующие на груз, и в процессе разгрузки крепления снимаются.
Перевозка грузов с помощью автомобильного транспорта является достаточно сложной задачей, требующей ответственного отношения со всех сторон. На целостность груза на автотранспорте влияет правильность его крепления во время перевозки.
По статистике 25% аварий с участием грузового автомобильного транспорта связано с недостаточно надежным креплением груза. Правила крепления грузов разработаны в ряде стран-участниц Европейского Союза, но в России эти документы рассмотрены не в должной степени.
Проблема заключается в отсутствии должного регулирования данного вопроса со стороны государства и достаточного количества специальной литературы по способам крепления грузов на автомобилях. В конечном итоге это приводит к повреждению дорогостоящих грузов, гибели и травмированию персонала, занятого в автомобильных перевозках, других участников дорожного движения.
Существует несколько основных способов крепления груза с использованием различных специальных технологий и применением подручных материалов и все они будут рассмотрены в данном проекте.
Целью данной выпускной квалификационной работы является - проведение анализа способов крепления грузов при транспортировке автомобильным транспортом.
Задачами данной магистерской диссертации является:
1) рассмотрение средств крепления грузов, при перевозке
автомобильным транспортом;
2) рассмотрение способов крепления грузов, при перевозке
автомобильным транспортом;
3) провидение расчетов крепления грузов, при перевозке
автомобильным транспортом;
4) обзор стандартов, правил регламентирующие крепления грузов.
5) приведение рекомендаций повышения прочности кузова автомобиля.
В магистерской диссертации разработаны предложения по креплению грузов при транспортировке автомобильным транспортом, а также рассмотрено предложение повышения прочности кузова тентованного автомобиля.
В первом разделе приведены примеры не правильно закрепленных грузов и их последствия, тем самым определена необходимость крепления грузов. Также, был произведен анализ средств крепления грузов, основными из которых является крепление ремнями, использование деревянных распорок, воздушных пакетов и цепных стяжек. Также рассмотрены способы крепления, такие как блокировка и крепление стяжными ремнями.
Во втором разделе приведен обзор правил, регламентирующие крепление грузов, приведены европейские руководства. Тем самым определено, что такие правила в Европе рассмотрены более досконально, нежели чем в России.
В третьем разделе рассмотрены требования, к конструкции полуприцепа исходя из европейских стандартов, и рассмотрена в качестве примера конструкция полуприцепа Scmitz Cargobull, то есть что именно предусмотрена в полуприцепах, что бы надежно закрепить груз. Также приведены расчеты крепления. Для примера расчеты были произведены для грузов с плоскими опорами (два станка в ящичной упаковке), для грузов цилиндрической формы (резервуар с диаметром 2,3 м) и штабельных грузов (шестнадцать железобетонные плит). Для расчетов выбран подвижной состав - седельный тягач КАМАЗ-5460 в составе с полуприцепом НЕФАЗ 93341-0000010-08. В ходе расчетов определено:
- для крепления двух станков в ящичной упаковке потребуется по два стяжных ремня с шириной 35 мм;
- для крепления резервуара потребуется 4 стяжных ремня с шириной 50 мм, 2 поперечные подкладки и упорные бруски;
- для крепления плит уложенных в 4 яруса и образовавших 4 штабеля потребуется по два ремня с шириной 35 мм, 2 поперечные подкладки и между рядами устанавливаются прокладки.
Определение средств и способов крепления грузов требует индивидуального подхода для каждого вида груза
Четвертый раздел предусматривает предложения повышения прочности кузова тентованного автомобиля. Определено что на полуприцепы устанавливаются деревянные обрешетки, они предназначены для обеспечения сохранности грузов во время перевозок. Но они имеют ряд недостатков, такие как:
- во время высыхания/намокания доски изменяют линейные размеры;
- дерево боится гнили, и со временем значительно уменьшается возможность выдерживать механические нагрузки;
- на деревянных досках появляются сколы и заусеницы, которые со временем повреждают дорогостоящий тент;
- дерево впитывает запахи и различные загрязнители, во время пересечения границы некоторые государства требуют выполнения специальной санитарной обработки натуральных пиломатериалов.
Именно поэтому принимается решение использовать стальную обрешетку, так как она компенсирует недостатки деревянной обрешетки.
Также, в четвертом разделе приведены сравнительные расчеты нагрузок по осям автопезда и нормативный расход топлива с использованием деревянной и стальной обрешеток. И сделаны выводы, что с использованием стальной обрешетки снижается как нагрузки на ост, так и норма расхода топлива.
1. Вельможин А.В., Гудков В.А., Миротин Л.Б. Основы теории транспортных процессов и систем. 2015 г. 224 стр.
2. Клюшин Ю.Ф., Рекошев В.С., Павлов И.И. Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства. 2014 г. 336 стр.
3. Куликов Ю.И. Грузоведение на автомобильном транспорте. Учебное пособие. 2008 г. 208 стр.
4. Лукинский В.С. Логистика автомобильного транспорта:: методы, модели. М.: Финансы и статистика. 2000г. 280с.
5. Негрей Н.П. «Крепление грузов, перевозимых на открытом подвижном составе». - Гомль «БелГУТ», 2006.
6. Николин В.И. Автотранспортный процесс и оптимизация его элементов. М.: Транспорт, 2000 - 324 с.
7. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
8. Приказ Минтранса от 15 января 2014 г. №7 «Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
9. Руководства по укладке грузов в грузовые транспортные единицы ИМО / МОТ / ЕЭК ООН
10. Руководство IMO/ILO/UN ECE Guidelines for Packing of Cargo Transport Units (CTUs) - «Руководство по укладке грузов в грузовые транспортные единицы».
11. Руководство по надлежащей европейской практике укладки грузов в ходе автомобильных перевозок.
12. Рябчинский А.И., Гудков В.А., Кравченко Е.А. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса. Учебник. 2013 г. 256 стр.
13. Садриев Д.С. «Экономика отрасли». - Набережные Челны: КамПИ, 2005г.
14. Стандарт EN 12 642 «Крепление груза на дорожных транспортных средствах — конструкция кузова коммерческих транспортных средств — минимальные требования».
15. Стандарт EN12195 «Системы крепления на дорожных транспортных средствах - Безопасность».
16. Стандарт EN12195-2 - «Часть 2. Текстильные крепления из
искусственных волокон».
17. Сханова С.Э., Попова О.В., Горев А.Э. Основы транспортно-экспедиционного обслуживания. Учебное пособие. 2011 г. 432 стр.
18. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система. Учебник. 2013 г. 240 стр.
19. Ширяев С.А. и др. Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства. Учебник. 2015 г. 848 стр.
20. Интернет ресурс: Выбор маршрута. http://www.ati.su (Дата
обращения: 14.05.16)
21. Интернет ресурс: Деловые линии. http://www.dellin.ru (Дата
обращения: 23.04.16)
22. Интернет ресурс: Крепление грузов на автомобильном транспорте. http://cargolashing.ru/index.php/about-cargo-lashing (Дата обращения: 28.01.17)
23. Интернет ресурс: Основные способы крепления груза при перевозке
автомобильным транспортом. http://pnevmoobolochka.ru/news/osnovnye-
sposoby (Дата обращения: 26.01.17)
24. Интернет ресурс: Подвижной состав. http://kamacenter.ru/catalo- que/polupricep/ (Дата обращения: 03.03.17)
25. Интернет ресурс: Правила крепления грузов, разработанные отдельными компаниями. http: //gruzavtoperevozki. ru/pravila-krepleniya-gruzov (Дата обращения: 04.02.17)