Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование мотивации к учебе у неуспевающих подростков

Работа №46364

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы43
Год сдачи2018
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
386
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ особенности мотивации к учебной деятельности у детей подросткового возраста 6
1.1 Понятие мотивации к учебной деятельности 6
1.2 Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема 12
Глава 2 Исследование особенностей учебной мотивации у неуспевающих подростков 20
2.1 Анализ особенностей учебной мотивации у неуспевающих подростков 20
2.2 Методы формирования учебной мотивации у неуспевающих
подростков 29
Заключение 38
Список использованных источников 41



Актуальность исследования. Мотивация является основой любой деятельности, так как в нее входят механизмы активности человека, которые связаны с его личной заинтересованностью в деятельности. Мотивация влияет на удовлетворение потребностей и запросов человека, на формирование его активности для совершения деятельности, и на определение его жизненной ориентации. Мотивация учения школьников является актуальной проблемой на протяжении длительного времени в отечественной и в зарубежной психологии, что вызвано рядом причин. Это объясняется необходимостью внедрения в практику психологических исследований, обращением к поведению человека, применением на практике полученных результатов. Следовательно, повышение мотивации учения школьников можно назвать одной из важных проблем современной школы и общества в целом.
Мотивация представляет собой совокупность мотивов. Мотивация учения - комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию ученика, которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может либо активизировать, либо тормозить его учебную деятельность. Деятельность всегда является полимотивированной, то есть она завит от большого количества мотивов. Формирование мотивации является одной из центральных задач педагогики. При этом необходимо учитывать возрастные особенности школьников.
Формирование и повышение мотивации учения у подростков, безусловно, является одной из актуальных проблем педагогики и современной школы. Большинство учителей сталкиваются с проблемой отсутствия учебной мотивации у школьников, что отрицательно сказывается на процессе обучения в целом. Наибольшие трудности в учебной деятельности начинаются в подростковом возрасте. Этот период характеризуется снижением мотивации учения, что можно объяснить рядом причин. Во-первых, в подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение, а не учение, как было в начальной школе. Во-вторых, одним из центральных новообразований этого периода является чувство взрослости, выражающееся в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личностного достоинства. В-третьих, у подростков происходит увеличение интереса к окружающему миру, а также увлеченность общением со сверстниками. Кроме субъективных особенностей мотивации самих школьников, мотивация определяется и другими факторами: спецификой образовательного учреждения, личностными особенностями педагога, его отношением к обучающемуся, то есть его субъективностью, особенностями организации образовательного процесса, своеобразия учебного предмета. Интерес школьника к учебному предмету во многом зависит от качества его преподавания, умения учителя доступно, интересно и увлекательно преподносить учебный материал. Если учитель любит и заинтересован в предмете, в совершенстве владеет способами преподавания, то есть он хорошо владеет учебным материалом, находится в курсе последних достижения и изменений, в своей предметной области, имеет хорошую методическую подготовку, это способствует активизации интереса у подростков к учению, усиливает их познавательную мотивацию.
Цель исследования – изучить особенности мотивации к учебной деятельности у неуспевающих подростков.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «учебная мотивация».
2. Выявить основные особенности учебной мотивации.
3. Определить сущность содержания понятия «школьная неуспеваемость».
4. Определить в эмпирическом исследовании особенности мотивации к учебной деятельности у неуспевающих подростков.
Гипотеза: у неуспевающих подростков учебная в основном будет низкий уровень мотивации учения, так как для них учебная деятельность имеет небольшую значимость и характерны внешние мотивы учения.
Объект исследования – учебная мотивация.
Предмет исследования – особенности учебной мотивации неуспевающих подростков.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили научные труды М.Е. Пермяковой, Ю.А. Самарина, Ю.В. Терентьевой, М.А. Щукиной и др. М.В. Мартынова, М.Е. Пермякова, И.Т. Огородников и др. обосновали подходы к понятию «учебная мотивация». Ю.А. Самарин, Ю.В. Терентьева и др. раскрыли особенности учебных мотивов неуспевающих подростков. Изучение учебной мотивации, мотивов поведения и деятельности является стержневым в психологии. Вопросами мотивации человека, в том числе и учебной мотивации подростков, занимались известные педагоги и психологи Б.Г. Ананьев, А.Д. Антонова, М.В. Грановская, А. Маслоу, и др. Психолого-педагогические исследования показали, что формирование мотивации учения находится в тесной взаимосвязи с содержанием учебного предмета, в рамках которого она формируется – М.Н. Скаткин, Ю.В. Терентьева, М.А. Щукина и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность темы исследования продиктована тем, что в настоящее время увеличивается количество неуспевающих подростков.
Учебная мотивация многогранна, и ее характеристики зависят от множества факторов, прежде всего, от качеств субъекта образовательной деятельности (личностных и социально-психологических), от типа образовательной организации, от условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, – в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Учебная мотивация позволяет развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Она выступает в качестве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждый временной интервал.
В подростковом возрасте происходит существенная перестройка мотивации учения. Формирование ценностных ориентаций, идеалов и установок, развитие самосознания и идентичности, личностное и предварительное профессиональное самоопределение, формирование устойчивых интересов подростка меняют характер мотивации учения в сторону все большей осознанности и произвольности. Принятие социальных значений и образование личностных смыслов учения находят выражение в целеобразовании и особенностях мотивации. Соотнесение мотивов и цели учебной деятельности определяет ее подлинный смысл для учащегося. На основе целеобразования возможны реализация актуальных и рождение новых мотивов учебной деятельности. Психологический механизм сдвига мотива на цель порождает новые смыслы учебной деятельности и детерминирует развитие учебной деятельности.
Результаты экспериментального исследования позволили заключить, что у неуспевающих подростков экспериментальной группы есть определенные проблемы в развитии учебной мотивации. У подростков контрольной группы учебная мотивация развита более на высоком уровне.
Средний и низкий уровень мотивации учения выявлен у неуспевающих подростков. Для таких детей характерным является отсутствие систематической готовности к урокам, они с желанием занимаются только по интересным для них предметам. Их активность на уроках зависит от уровня подготовленности. У неуспевающих подростов наблюдается низкий уровень мотивации учения. Для них учебная деятельность имеет небольшую значимость и характерны внешние мотивы учения, когда подростка не привлекает получение новых знаний и умений. В школу он ходит по обязательству. У неуспевающих подростков ведущей является внутренняя мотивация учения, связанная не с внешними обстоятельствами, а с содержанием деятельности, процессом ее осуществления, интересом к содержанию, овладению способами деятельности и тем самым к саморазвитию.
Анализ полученных результатов исследования позволяет сделать следующие рекомендации по способам и методам повышения мотивации учения у неуспевающих подростков. Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые, индуктивные и дедуктивные, методы самостоятельной учебной работы, работу под руководством учителя, соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей, создание условий для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).
Работа психолога с учебной мотивацией начинается с мониторинга, в результате которого выявляются учащиеся с низким уровнем мотивации, с негативным отношением к школе, учащихся с внешней мотивацией (в связи с амбивалентностью данного вида мотивации).
Второй этап – многостороннее комплексное психолого-педагогическое обследование учащихся зоны риска (после предварительного собеседования с родителями таких детей).
Третий этап – консультативная работа с родителями неуспевающих подростков. Цель консультативной работы с родителями обозначена как повышение общей картины успеваемости в классе, а также предоставление родителю возможности проанализировать, обнаружить и прояснить способы организации полноценного взаимодействия в семье. Работа социального педагога с родителями должна осуществляться с учетом информации, полученной при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также бесед с отдельными родителями.
Консультирование должно осуществляться по следующим направлениям:
- информационно-образовательное – служит подготовительным этапом для проведения консультирования;
- социально-терапевтическое – производится поэтапно и проводится в разных формах и по степени сложности проблем неуспеваемости.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии подросткового возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. – Вып. 2. – Л.: ЛГУ, 1974. – С. 3-15.
2. Антонова, А.Д. Психология образования / А.Д. Антонова. – М.: Академия, 2014. – 521 с.
3. Выготский, Л.С. Общая психология / Л.С. Выготский. – М.: академия. 2015. – 874 с.
4. Грановская, М.В. Психология / М.В. Грановская. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. – 240 с.
5. Захаров, А.И. Мотивы учения подростков / А.И. Захаров. – СПб.: Союз, 2010. – 448 с.
6. Зейгарник, Б.В. Личность и патология деятельности / Б.В. Зейгарник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. / И.А. Зимняя – М.: Логос, 2016. – 384 с.
8. Кичак, Т.Н. Педагогика и психология / Т.Н. Кичак. – СПб.: Питер, 2015. – 541 с.
9. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – СПб.: Питер, 2013. – 357 с.
10. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 96 с.
11. Лийметс, Х.Й. Групповая работа на уроке / Х.Й. Лийметс. – СПб.: Питер, 2014. – 587 с.
12. Лиман, Н.А. Развитие личностных качеств подростков в проектной деятельности / Н.А. Лиман // Мир психологии. – 2016. – №4. – С. 58-61.
13. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб. пособие / Н.Ю. Максимова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 288 с.
14. Мартынова, М.В. Психология образовательной деятельности / М.В. Мартынова. – Томск, 2016. – 121 с.
15. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – М.: Eдитopиaл УРСС, 2011. – 224 с.
16. Морозова, Т.Д. Психология образования / Т.Д. Морозова. – М.: Проспект, 2016. – 464 с.
17. Махмутов, М.И. Современный урок: вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 462 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – СПб.: Питер. 2015. – 569 с.
19. Огородников, И.Т. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов пединститутов / И.Т. Огородников. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 374 с.
20. Олешков, М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации / М.Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. – Екатеринбург: РГППУ, 2014. – С. 5-19.
21. Оллпорт, Г. Психология / Г. Оллпорт. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 506 с.
22. Пинский, А.А. Педагогика / А.А. Пинский. – СПб.: Питер. 2014. – 526 с.
23. Перевозный, А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования / А.В. Перевозный. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 518 с.
24. Пермякова, М.Е. Специальная педагогика: [учеб. пособие] / М.Е. Пермякова, О.С. Чаликова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 120 с.
25. Романенко, Н.М. Системно-структурный подход к организации интеллектуального развития студентов вуза / Н.М. Романенко // Современные гуманитарные исследования. – 2015. – № 2. – С. 217-219.
26. Самарин, Ю.А. Классификация систем знаний по широте предметного содержания / Ю.А. Самарин // Педагогические исследования. – 2011. – №4. – С. 27-33.
27. Скаткин, М.Н. Развивающая педагогика / М.Н. Скаткин. – М.: АСТ, 2012. – 248 с.
28. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Р/наД.: Феникс, 2016. – 784 с.
29. Терентьева, Ю.В. Учебная деятельность подростков / Ю.В. Терентьева // Социология образования. – 2015. – №4. – С. 74-77.
30. Щукина, М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: дис. … канд.псих.наук: 19.00.13/ Мария Алексеевна Щукина. – Тюмень, 2014. – 168 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ