АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
1. Теоретические основы акцизного налогообложения 5
1.1. Акцизное налогообложение и его значимость 5
1.2. Эволюция акцизного налогообложения алкоголя 14
1.3. Зарубежный опыт акцизного налогообложения алкогольной продукции 21
2. Практические аспекты акцизного налогообложения алкогольной
продукции в России 31
2.1. Порядок исчисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию 31
2.2. Условия применения налоговых вычетов по акцизам на алкогольную
продукцию 39
2.3. Информационные аспекты исчисления акцизов на алкогольную
продукцию 50
3. Совершенствование акцизного налогообложения алкогольной
продукции в Российской Федерации 56
3.1. Новации в механизме исчисления акцизов на алкогольную продукцию 56
3.2. Информационные технологии в администрировании акцизов на
алкогольную продукцию 67
Заключение 77
Список использованных источников 82
Приложения
1. Теоретические основы акцизного налогообложения 5
1.1. Акцизное налогообложение и его значимость 5
1.2. Эволюция акцизного налогообложения алкоголя 14
1.3. Зарубежный опыт акцизного налогообложения алкогольной продукции 21
2. Практические аспекты акцизного налогообложения алкогольной
продукции в России 31
2.1. Порядок исчисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию 31
2.2. Условия применения налоговых вычетов по акцизам на алкогольную
продукцию 39
2.3. Информационные аспекты исчисления акцизов на алкогольную
продукцию 50
3. Совершенствование акцизного налогообложения алкогольной
продукции в Российской Федерации 56
3.1. Новации в механизме исчисления акцизов на алкогольную продукцию 56
3.2. Информационные технологии в администрировании акцизов на
алкогольную продукцию 67
Заключение 77
Список использованных источников 82
Приложения
Акциз - федеральный налог, который с 1 января 2001 года взимается на основании главы 22 Налогового кодекса РФ. Акцизами называются косвенные налоги, устанавливаемые государством в процентах (или в фиксированном денежном выражении) от отпускной цены товаров, которые реализуются предприятиями-производителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары, имеющие социально-негативный характер.
Налогообложение акцизами алкогольной продукции оказывает заметное влияние на социально-экономические процессы в обществе, что и определяет научную и практическую значимость исследования вопросов, связанных с формированием, как перечня подакцизных товаров, так и механизма налогообложения акцизами. Государство имеет возможность воздействия на цену алкогольной продукции и на спрос.
Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых изъятий в виде акцизов требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой природы косвенных налогов.
Акцизам на алкоголь уделяется в последнее время пристальное внимание. Перспективность их существования демонстрирует многовековая история развития косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств. Применительно к акцизам сегодня, как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги являются законами о регулировании производства и потребления.[11]
Актуальность данной темы состоит в том, что акциз на алкогольную продукцию как источник налогового дохода в бюджете страны очень значим. Также в последнее время очень остро встала проблема роста употребления
алкоголя. Акцизы же в свою очередь, выполняя функцию регулирования, призваны ограничить потребление алкогольной продукции.
Целью исследования является определение места и роли акцизов на алкогольную продукцию в налоговой системе РФ, а также предложение мероприятий по совершенствованию акцизного налогообложения.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- определить экономическую сущность, роль и место акцизов на алкогольную продукцию в налоговой системе РФ;
- ознакомиться с историей акцизного налогообложения алкогольной продукции;
- изучить зарубежный опыт акцизного налогообложения алкогольной продукции;
- исследовать основные элементы акциза и выделить особенности механизма исчисления и взимания акцизов на алкогольную продукцию;
- выделить направления совершенствования акцизного налогообложения.
В работе использовались следующие методы исследования: диалектический, статистический, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой.
Работа выполнена по акцизам на алкогольную продукцию, администрируемым ФНС РФ.
Информационной основой для данного исследования выступают учебники и изученная литература, нормативно-правовые акты, монографии различных отечественных исследований, статистические данные официального сайта Федеральной налоговой службы, а также публикации средств массовой информации по теме исследования.
Налогообложение акцизами алкогольной продукции оказывает заметное влияние на социально-экономические процессы в обществе, что и определяет научную и практическую значимость исследования вопросов, связанных с формированием, как перечня подакцизных товаров, так и механизма налогообложения акцизами. Государство имеет возможность воздействия на цену алкогольной продукции и на спрос.
Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых изъятий в виде акцизов требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой природы косвенных налогов.
Акцизам на алкоголь уделяется в последнее время пристальное внимание. Перспективность их существования демонстрирует многовековая история развития косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств. Применительно к акцизам сегодня, как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги являются законами о регулировании производства и потребления.[11]
Актуальность данной темы состоит в том, что акциз на алкогольную продукцию как источник налогового дохода в бюджете страны очень значим. Также в последнее время очень остро встала проблема роста употребления
алкоголя. Акцизы же в свою очередь, выполняя функцию регулирования, призваны ограничить потребление алкогольной продукции.
Целью исследования является определение места и роли акцизов на алкогольную продукцию в налоговой системе РФ, а также предложение мероприятий по совершенствованию акцизного налогообложения.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- определить экономическую сущность, роль и место акцизов на алкогольную продукцию в налоговой системе РФ;
- ознакомиться с историей акцизного налогообложения алкогольной продукции;
- изучить зарубежный опыт акцизного налогообложения алкогольной продукции;
- исследовать основные элементы акциза и выделить особенности механизма исчисления и взимания акцизов на алкогольную продукцию;
- выделить направления совершенствования акцизного налогообложения.
В работе использовались следующие методы исследования: диалектический, статистический, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой.
Работа выполнена по акцизам на алкогольную продукцию, администрируемым ФНС РФ.
Информационной основой для данного исследования выступают учебники и изученная литература, нормативно-правовые акты, монографии различных отечественных исследований, статистические данные официального сайта Федеральной налоговой службы, а также публикации средств массовой информации по теме исследования.
Таким образом, акциз - вид косвенного налога на товары преимущественно массового потребления, который взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой, в том числе при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. В настоящее время акцизы применяются во всех индустриально развитых странах. В России акцизами облагаются товары с особенно высокой рентабельностью. Они установлены на ограниченный перечень товаров и, как отмечается многими специалистами, играют двоякую роль: во-первых, как один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, как средство ограничения потребления подакцизных товаров.
Акцизы устанавливаются обычно на высокорентабельные товары для изъятия в доход государства части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров, и наполнения государственного бюджета. Воздействуя на определенный перечень товаров, акцизный сбор тем самым ограничивает объемы потребления этих товаров, а чаще всего ими являются социально вредные товары - алкоголь, табак.
Являясь косвенным налогом, он относительно легко собираем и призван ограничивать потребление вредных для здоровья товаров. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что акцизы на алкогольную продукцию играют больше фискальную роль, нежели регулирующую. Встаёт вопрос об эффективной акцизной политике, чтобы с одной стороны обеспечить доходную часть бюджета, с другой - бороться с алкоголизмом.
Из анализа обусловленности акцизов проистекает характер присущих ему связей, которые составляют экономическую сущность данного налога. В противовес всем существующим налоговым формам, которые связаны со стоимостью товар и услуги, акцизы взаимодействуют не столько с потребительной стоимостью, сколько ее качеством. Как свойство блага стоимость и ее налоговая основа определяется при помощи полезности подакцизной продукции, а точнее ее вредностью, или степенью негативного воздействия. Поэтому акцизы, исходя из ценности, внутренних связей полезности, последствий от удовлетворения благ, формируют в себе их многогранность и обусловливают единство внутренних противоречий между ценностью и полезностью.
Общественная полезность товара реализуется в обмене при помощи стоимости. Акцизы, как налоги на полезность (специфическую по своей природе), реализуют себя в данном качестве при помощи внутренней, постоянной, устойчивой, причинно-следственной связи с потребительной стоимостью благ. Как разновидность налога акцизы реализуют данную связь опосредовано через стоимость и ее форму - цену. Поэтому акциз - это всегда составная часть цены, определенная к ней надбавка, которую устанавливает власть в зависимости от общественных свойств потребительной стоимости.
Таким образом, экономическая природа акциза обусловлена полезностью, но полезностью специфической, которой обладают отдельные блага и услуги. Эта специфика отрицательно воздействует на физиологическое, психологическое состояние человека, на социальную среду обитания. Внутреннее содержание акциза не исключает выбор потребителя. Посредством спроса на социально значимые товары и при удовлетворении его потребностей происходит трансформация потребителя в плательщика акцизного налога.
Исходя из данной качественной характеристики акциза, его можно отнести и к социальному налогу как производной нефункционального потребительского выбора и к демократичному налогу в связи с тем, что налоговые обязательства определяются в зависимости от выбора потребителя, а не обязанностей, которые государство методом насилия в законодательной форме возлагает на налогоплательщика.
История развития акцизов в России относится к XV - XVI векам, когда была так называемая система винного откупа, предшественника акциза. Впервые в современной России акцизы были введены в 1992 году с началом новой налоговой реформы.
Порядок исчисления акцизов установлен статьей 194 НК РФ. Сумма акциза по каждому виду товаров (в том числе и по ввозимым на территорию РФ) исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы по конкретному виду товаров.
Рассмотренный зарубежный опыт в рамках настоящей выпускной квалификационной работы может быть для нашего государства лишь ориентиром, так как просто перенимать опыт зарубежных стран - не выход в данном процессе. В каждой стране складывается своя экономическая система, которая имеет свои частные особенности, не свойственные другим странам. Другими словами, перенимая у зарубежных стран тот или иной опыт налогового регулирования акцизного налогообложения, нужно предусматривать возможность того, что внедряемые инструменты могут не прижиться.
Не стоит оставлять без внимания введение в 2016 году ЕГАИС - единой системы по контролю над производством и реализацией алкогольной продукции, ввод которой положительно отразился не только в плане поступлений в государственную казну, но и поборол употребление части контрафактного алкоголя. В 2018 году ожидаются нововведения в части работы ЕГАИС, которые также коснуться общепита.
Ставки налога не должны быть слишком высоки. Страны с переходной экономикой имеют относительно открытые границы, и контрабанда может стать проблемой в случае, если местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах. Нелегальное производство алкогольных товаров, может возрасти, если ставки акцизов слишком высоки. Подобное производство имеет тенденцию снижать выгоды для общественного здоровья, которые предусматривались как одно из следствий введения налога
Акцизы безусловно нужны государству. Если убрать акцизы, то объем производства предприятий, производящих подакцизную продукцию вырастет. Однако если государство вместо акцизов будет применять другие инструменты, например, устанавливать только минимальную розничную цену то прибыль будет идти не в казну государства, а предприятиям. Это, конечно, увеличит налог на прибыль данных предприятий, но данный налог является прямым, бремя уплаты ляжет на самих производителей, что может привести к развитию теневого бизнеса и недопоступлений в бюджет. Кроме того, акцизы выступают инструментом контроля качества алкогольной продукции, то есть акцизная марка свидетельствует, что алкогольная продукция прошла государственную проверку, и все налоги за них уплачены.
Встаёт лишь вопрос грамотного применения инструментов регулирования и оптимальной акцизной политики государства. Акцизная политика государства должна идти в тесном переплетении с социальной политикой, направленной на поддержку спорта и здравоохранения, поднятия общего уровня жизни и т.д.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены проблемы акцизного налогообложения алкогольной продукции. Их решение связано с реализацией следующих мероприятий:
1. Уточнить редакцию Налогового кодекса Российской Федерации в части применения пониженных налоговых ставок на вино и игристое вино с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения. Необходимо устранить возможности неоднозначного толкования происхождения вина, а также сделать привязку к территории Российской Федерации. Кроме этого выработать однозначную позицию по импортерам вин с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения за период с 1 января 2016 года по конец 1 квартала 2017 года. Это позволит использовать акциз как меру стимулирования винодельческой отрасти России.
2. В среднесрочной перспективе целесообразно постепенное повышение налоговых ставок по акцизу на алкогольную продукцию, пиво, сидр, пуаре, медовуху, вино. При этом, используя опыт европейских стран снизить до 0 ставки на вино с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения. Эта мера позволит получить дополнительные поступления в бюджет, так как наблюдается тенденция к увеличению потребления пива.
3. В части совершенствования налогового администрирования акцизов на алкогольную продукцию необходимо развивать информационные технологии ввиду их высокой эффективности. Однако высокая стоимость оборудования и проблемы программного обеспечения тормозят полномасштабный охват всех налогоплательщиков (особенно в сельской местности).
Таким образом, реализация этих мероприятий позволит в среднесрочной перспективе позволит решить основные проблемы акцизного налогообложения алкогольной продукции.
Акцизы устанавливаются обычно на высокорентабельные товары для изъятия в доход государства части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров, и наполнения государственного бюджета. Воздействуя на определенный перечень товаров, акцизный сбор тем самым ограничивает объемы потребления этих товаров, а чаще всего ими являются социально вредные товары - алкоголь, табак.
Являясь косвенным налогом, он относительно легко собираем и призван ограничивать потребление вредных для здоровья товаров. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что акцизы на алкогольную продукцию играют больше фискальную роль, нежели регулирующую. Встаёт вопрос об эффективной акцизной политике, чтобы с одной стороны обеспечить доходную часть бюджета, с другой - бороться с алкоголизмом.
Из анализа обусловленности акцизов проистекает характер присущих ему связей, которые составляют экономическую сущность данного налога. В противовес всем существующим налоговым формам, которые связаны со стоимостью товар и услуги, акцизы взаимодействуют не столько с потребительной стоимостью, сколько ее качеством. Как свойство блага стоимость и ее налоговая основа определяется при помощи полезности подакцизной продукции, а точнее ее вредностью, или степенью негативного воздействия. Поэтому акцизы, исходя из ценности, внутренних связей полезности, последствий от удовлетворения благ, формируют в себе их многогранность и обусловливают единство внутренних противоречий между ценностью и полезностью.
Общественная полезность товара реализуется в обмене при помощи стоимости. Акцизы, как налоги на полезность (специфическую по своей природе), реализуют себя в данном качестве при помощи внутренней, постоянной, устойчивой, причинно-следственной связи с потребительной стоимостью благ. Как разновидность налога акцизы реализуют данную связь опосредовано через стоимость и ее форму - цену. Поэтому акциз - это всегда составная часть цены, определенная к ней надбавка, которую устанавливает власть в зависимости от общественных свойств потребительной стоимости.
Таким образом, экономическая природа акциза обусловлена полезностью, но полезностью специфической, которой обладают отдельные блага и услуги. Эта специфика отрицательно воздействует на физиологическое, психологическое состояние человека, на социальную среду обитания. Внутреннее содержание акциза не исключает выбор потребителя. Посредством спроса на социально значимые товары и при удовлетворении его потребностей происходит трансформация потребителя в плательщика акцизного налога.
Исходя из данной качественной характеристики акциза, его можно отнести и к социальному налогу как производной нефункционального потребительского выбора и к демократичному налогу в связи с тем, что налоговые обязательства определяются в зависимости от выбора потребителя, а не обязанностей, которые государство методом насилия в законодательной форме возлагает на налогоплательщика.
История развития акцизов в России относится к XV - XVI векам, когда была так называемая система винного откупа, предшественника акциза. Впервые в современной России акцизы были введены в 1992 году с началом новой налоговой реформы.
Порядок исчисления акцизов установлен статьей 194 НК РФ. Сумма акциза по каждому виду товаров (в том числе и по ввозимым на территорию РФ) исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы по конкретному виду товаров.
Рассмотренный зарубежный опыт в рамках настоящей выпускной квалификационной работы может быть для нашего государства лишь ориентиром, так как просто перенимать опыт зарубежных стран - не выход в данном процессе. В каждой стране складывается своя экономическая система, которая имеет свои частные особенности, не свойственные другим странам. Другими словами, перенимая у зарубежных стран тот или иной опыт налогового регулирования акцизного налогообложения, нужно предусматривать возможность того, что внедряемые инструменты могут не прижиться.
Не стоит оставлять без внимания введение в 2016 году ЕГАИС - единой системы по контролю над производством и реализацией алкогольной продукции, ввод которой положительно отразился не только в плане поступлений в государственную казну, но и поборол употребление части контрафактного алкоголя. В 2018 году ожидаются нововведения в части работы ЕГАИС, которые также коснуться общепита.
Ставки налога не должны быть слишком высоки. Страны с переходной экономикой имеют относительно открытые границы, и контрабанда может стать проблемой в случае, если местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах. Нелегальное производство алкогольных товаров, может возрасти, если ставки акцизов слишком высоки. Подобное производство имеет тенденцию снижать выгоды для общественного здоровья, которые предусматривались как одно из следствий введения налога
Акцизы безусловно нужны государству. Если убрать акцизы, то объем производства предприятий, производящих подакцизную продукцию вырастет. Однако если государство вместо акцизов будет применять другие инструменты, например, устанавливать только минимальную розничную цену то прибыль будет идти не в казну государства, а предприятиям. Это, конечно, увеличит налог на прибыль данных предприятий, но данный налог является прямым, бремя уплаты ляжет на самих производителей, что может привести к развитию теневого бизнеса и недопоступлений в бюджет. Кроме того, акцизы выступают инструментом контроля качества алкогольной продукции, то есть акцизная марка свидетельствует, что алкогольная продукция прошла государственную проверку, и все налоги за них уплачены.
Встаёт лишь вопрос грамотного применения инструментов регулирования и оптимальной акцизной политики государства. Акцизная политика государства должна идти в тесном переплетении с социальной политикой, направленной на поддержку спорта и здравоохранения, поднятия общего уровня жизни и т.д.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены проблемы акцизного налогообложения алкогольной продукции. Их решение связано с реализацией следующих мероприятий:
1. Уточнить редакцию Налогового кодекса Российской Федерации в части применения пониженных налоговых ставок на вино и игристое вино с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения. Необходимо устранить возможности неоднозначного толкования происхождения вина, а также сделать привязку к территории Российской Федерации. Кроме этого выработать однозначную позицию по импортерам вин с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения за период с 1 января 2016 года по конец 1 квартала 2017 года. Это позволит использовать акциз как меру стимулирования винодельческой отрасти России.
2. В среднесрочной перспективе целесообразно постепенное повышение налоговых ставок по акцизу на алкогольную продукцию, пиво, сидр, пуаре, медовуху, вино. При этом, используя опыт европейских стран снизить до 0 ставки на вино с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения. Эта мера позволит получить дополнительные поступления в бюджет, так как наблюдается тенденция к увеличению потребления пива.
3. В части совершенствования налогового администрирования акцизов на алкогольную продукцию необходимо развивать информационные технологии ввиду их высокой эффективности. Однако высокая стоимость оборудования и проблемы программного обеспечения тормозят полномасштабный охват всех налогоплательщиков (особенно в сельской местности).
Таким образом, реализация этих мероприятий позволит в среднесрочной перспективе позволит решить основные проблемы акцизного налогообложения алкогольной продукции.
Подобные работы
- АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОИЗВОДЯЩИХ АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2018 - Перспективы совершенствования акцизного налогообложения (на примере акцизов на алкогольную продукцию)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Таможенный контроль алкогольной продукции, как фактор обеспечения экономической безопасности РФ
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2016 - Анализ эффективности таможенного налогообложения алкогольной продукции в РФ (Налоги и таможенные платежи, Омский Государственный Технический Университет)
Курсовые работы, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019



