ВВЕДЕНИЕ 4
1 РОЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 7
2 СТРУКТУРА ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1 Органы законодательной власти федерального уровня 13
2.2 Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации (на примере Алтайского края) 16
3 ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Государству как институту присущ ряд функций, в реализации которых и проявляется его сущность. Многообразная система органов государственной власти призвана обеспечить реализацию функций государства во всех сферах общественных отношений. Именно посредством органов власти осуществляется государственное управление, направленное на стабильное развитие общества, основанное на соблюдении основных, общепризнанных правовых принципов.
Соответственно, эффективность государства во многом зависит от наличия четкой системы органов государственного управления, позволяющей избежать пробелов в полномочиях или же, наоборот, их дублирования.
Государственная власть в Российской Федерации представлена законодательной, исполнительной и судебной ветвями, каждой из которых отведена важная и «эксклюзивная» роль в государственной машине.
Основное назначение законодательной власти обусловлено самим ее наименованием – это законотворческая деятельность, т.е. принятие нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения.
Кроме того, высший федеральный орган законодательной власти Российской Федерации – Федеральное Собрание - выполняет и иные функции, в частности, Государственная Дума дает Президенту согласие на назначение Председателя Правительства РФ, Совет Федерации по представлению Президента РФ назначает на должность Генерального прокурора и т.д.
При этом функционирование законодательной власти характеризуется рядом проблем как исключительно законодательного характера (в процедурных вопросах законотворчества), так и в сфере взаимоотношения с иными ветвями власти и Главой государства.
В частности, очевидна зависимость законодательной власти от Президента Российской Федерации, что обусловлено формой государственного правления, в соответствии с которой Россия является президентской республикой с широкими полномочиями Главы государства. Кроме того, с учетом крайне незначительной сферы компетенции (предметов ведения) субъектов Российской Федерации очевидной является проблема отсутствия у законодательной власти регионального уровня существенных полномочий по регулированию общественной жизни в регионе – наиболее важные вопросы могут быть решены только на федеральном уровне, поскольку большинство общественных сфер отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации.
Соответственно, актуальность темы настоящего исследования обусловлена важностью и значимостью законодательной власти на федеральном и региональном уровне, а так же проблематикой функционирования данной ветви власти.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере реализации законодательной власти на федеральном и региональном уровнях.
Предмет исследования – нормы федерального конституционного, федерального и регионального законодательства, иные нормативные акты, доктрина правовой науки и науки государственного и муниципального управления.
Цель исследования заключается в определении возможных путей решения организации деятельности законодательной власти в Российской Федерации.
Задачи исследования:
Охарактеризовать роль и назначение законодательной власти в системе управления;
Изучить органы законодательной власти федерального уровня;
Исследовать органы законодательной власти субъектов Российской Федерации (на примере Алтайского края);
Определить проблемы организации и деятельности законодательной власти, возможные пути их решения.
Методологию работы составляют общенаучные (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (сравнительно-правовой метод, метод моделирования и т.д.).
Нормативная база исследования – Конституция Российской Федерации, федеральное конституционное и федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, нормативные акты, регламентирующие деятельность органов законодательной власти.
Теоретическую базу исследования составляют работы таких авторов, как
Структурно исследование состоит из введения, трех глав, заключения, в котором обобщены промежуточные выводы.
В конце работы приведен список использованных при ее написании источников.
1) Законодательная власть призвана в первую очередь осуществлять правотворческую деятельность.
Кроме того, органы законодательной власти участвуют в формировании иных ветвей власти, а так же в определенных случаях участвуют в административном управлении государством, например, когда Совет Федерации - верхняя палата парламента РФ (Федерального Собрания) утверждает Указ Главы государства о введении военного положения.
2) Законодательным органом власти федерального уровня выступает Федеральное Собрание Российской Федерации, представляющее собой двухпалатный парламент. Верхняя палата – Совет Федерации – формируется населением опосредованно, депутаты нижней палаты – Государственной Думы – избираются гражданами Российской Федерации напрямую, путем всеобщих тайных выборов.
Основная функция Федерального Собрания – нормативно-правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации в целом в отношении предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
3) Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, в отличие от федеральных, являются однопалатными, соответственно, полностью формируются населением региона в ходе прямых всеобщих тайных выборах в пределах субъекта Российской Федерации.
Органы законодательной власти субъекта Российской Федерации осуществляют нормативно-правовое регулирование общественных отношений в пределах региона по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а так же по предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации.
4) Для решения проблем, связанных с организацией и деятельностью органов законодательной власти Российской Федерации необходимо исключить не предусмотренное Конституцией вмешательство в деятельность законодательной ветви власти. Для оптимизации нормативно-правового регулирования общественной жизни в регионах Российской Федерации необходима конституционная реформа, которая предоставит органам власти (в том числе законодательной) субъектов Российской Федерации более значительные полномочия. Кроме того, и на федеральном, и на региональном уровне должен быть расширен круг субъектов законодательной инициативы. Так же необходимо на законодательном уровне уточнить требования к финансово-экономическому обоснованию законопроекта, чтобы исключить случаи неправомерного отказа в регистрации законопроекта, но, одновременно, предупредить регистрацию законопроектов, содержащих формальное, «пустое» финансово-экономическое обоснование.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.06.2018).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.06.2018).
3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014 года № 20-ФЗ [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.06.2018).
4. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон РФ от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.06.2018).
5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.06.2018).
6. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 03 декабря 2012 года № 229-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.06.2018).
7. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, принят Постановлением СФ ФС РФ от 30 января 2002 года № 33-СФ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.06.2018).
8. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принят Постановлением ГД ФС РФ от 22 января 1998 года № 2134-II ГД [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.06.2018).
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2006 года № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.06.2018).
10. Устав (Основной закон) Томской области от 26 июля 1995 года № 136 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.06.2018).
11. Устав (Основной закон) Алтайского края от 05 июня 1995 года № 3-ЗС [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.06.2018).
12. Авакьян С.А. Конституционное право России. –М.: Юрайт, 2013. – 723 с.
13. Астафичев П.А. Конституционное право России. – М.: Инфра-М, 2015. – 410 с.
14. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Статут, 2012. – 542 с.
15. Лачин А.А. К вопросу о разграничении предметов ведения федеральной власти и власти субъектов Российской Федерации // Государство и право. 2016. № 2. – С. 34-39.
16. Сморчков А.И. Система высших органов государственной власти Российской Федерации. – Н.Новгород.: изд-во НГУ им. Лобачевского. – 2014. – 204 с.
17. Современные проблемы организации публичной власти. Монография / рук. авторского колл. и отв. редактор Авакьян С.А. –
М.: Юстицинформ, 2014. – 630 с.
18. Третьяков А. Медведев заявил о «необыкновенной легкости» принятия законов в России // Российская газета. 2017. № 5181. – С. 2.
19. Умнова И.А., Алешкова, И.А. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2012. – С. 304.
20. Статистические результаты правотворческой деятельности Алтайского краевого Законодательного собрания (АКЗС) [Электронный ресурс] // Официальный сайт АКЗС. – URL: http://www.akzs.ru/activity/res//online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.06.2018).
21. Статистика законодательного процесса Государственной Думы РФ [Электрон. ресурс] //Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации – URL: http://www.duma.gov.ru/legislative/statistics, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.06.2018).