База исследования: Омский государственный педагогический университет г. Омска .
Выборка: в исследовании приняли участие 45 студентов-психологов 2-3 курсов, из них 9 юношей и 36 девушек. Возраст испытуемых от 19 до 22 лет.
Есть приложение (Анкета «Представление о личностном росте студентов-психологов»).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города и вуза
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения представлений студентов-психологов о личностном росте 5
1.1 Понимание личностного роста 5
1.2 Личностный рост как результат профессионального становления студентов-психологов 9
1.3 Развитие профессиональных представлений студентов-психологов 15
Глава 2 Эмпирическое исследование представлений студентов-психологов о личностном росте 21
Список использованных источников 34
Приложение 37
Актуальность исследования обоснована практической необходимостью обоснования тех научных принципов, которые объясняют процесс развития и становления профессионально-ролевой деятельности личности. Развитие современного общества, повышение сложности, ответственности и опасности многих видов деятельности предъявляют особые требования к подготовке будущих специалистов, а также к уровню профессиональной пригодности, к труду вообще и к конкретной профессии в частности. В настоящее время, когда основы профессиональной деятельности человека достаточно изучены, на первый план выступают именно профессиональная подготовка к будущей деятельности, основу которой составляет личностный рост будущего профессионала. Осуществляя подготовку специалистов в системе профессионального образования, необходимо иметь представления об исходном, конечном и промежуточном результате образовательной деятельности, что невозможно без сформированных представлений о личностном росте.
Становление субъекта профессиональной деятельности является следствием прохождения человеком сложного пути своего развития, подготовки к вхождению в мир профессий, освоения профессиональной деятельности, адаптации к ней и совершенствования профессионального мастерства. Обучение в профессиональных образовательных учреждениях – один из начальных этап профессионализации личности, формирования и становление субъекта будущей профессиональной деятельности. В контексте процесса личностного роста студенческий период рассматривается не просто как этап адаптации, приспособления, подготовки к будущей профессиональной деятельности, но и как этап самопознания, актуализации перспективного жизненного самоопределения, поиска путей реализации своих возможностей в выбранной профессии. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности представлений студентов-психологов о личностном росте.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «личностный рост».
2. Проанализировать личностный рост как результат профессионального становления студентов-психологов.
3. Определить особенности развития профессиональных представлений студентов-психологов.
4. Выявить в эмпирическом исследовании особенности представлений студентов-психологов о личностном росте.
Гипотеза исследования: выдвигается предположение об оптимистичном представлении студентами-психологами своего профессионального будущего и личностного роста.
Объект исследования – личностный рост.
Предмет исследования – особенности представлений студентов-психологов о личностном росте.
Методы исследования: теоретические методы – анализ и синтез психологической литературы; эмпирические методы – анкетирование математические методы – количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологическая основа исследования. Проблема личностного роста в психологии представлена научными трудами Р. Бернса, У. Джеймса, А.Н. Леонтьева, К. Роджерса и др. Понятия «представления о личностном росте», «представления профессиональном росте» в научных трудах Г.С. Беляева, Р. Бернса и др. Роль представлений о личностном росте в становлении профессиональна определена в исследованиях О.В. Пекиной, Е.Ф. Платаш и др. Проблема представлений студентов-психологов о личностном росте представлена в научных исследованиях О.В. Захаровой, Е.В. Сараевой, Е.К. Соколовской и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
В исследовании представлен теоретический анализ специфики личностного роста в студенческом возрасте. На личностное становление человека в период выбора жизненных и профессиональных ориентации, конструирования жизненных планов оказывают влияние множество факторов, в нашей работе акцент делается на особенностях проектирования профессиональной перспективы студентами-психологами.
Студенческий период в жизни человека связан с расширением диапазона доступных или нормативно заданных социальных ролей, с расширением сфер жизнедеятельности и личностно-значимых контактов. Наиболее значимые изменения происходят в сфере самосознания, содержании Я-концепции, в ценностно-смысловой, когнитивной и конативной структурах проявления психологической активности личности.
В студенчестве возрастает влияние совокупности социальных факторов на личностное развитие, что обусловлено расширением социальной среды, необходимостью социального самоопределения личности, формированием жизненной позиции и способности ее реализации в разных условиях, ценностей, смыслов, мировоззренческих установок, индивидуальных критериев оценки балансе свободы и ответственности. Вместе с тем особенности студенчества в значительной мере определяются своеобразием современных политических, экономических и социальных контекстных условий.
Итак, в результате проведенного исследования В результате проведенного эмпирического исследования был сформулирован ряд выводов:
1. 17,7% студентов считает, что личностный рост, это восприятие себя в качестве полноценной и развитой личности, 28,8% студентов считает, что личностный рост – это результат достижения личностных и жизненных целей, 20,0% студентов-психологов считает, что личностный рост – это достижения в профессиональной сфере, и 33,5% студентов-психологов считают, что считают, что личностный рост – это объемное понятие, куда входят все жизненные сферы личности. Высокая оценка личностью достижения поставленных целей и есть личностный рост.
2. Большинство студентов-психологов считает, что полученное образование в вузе, позволит им достичь личностного роста: быть профессионально успешными, так как «вуз с прекрасными возможностями для самореализации личности, достаточно легким обучением, хорошей перспективой дальнейшего трудоустройства и престижным дипломом».
3. Наиболее значимыми организационно-административными мероприятиями, которые влияют на личностный рост студентов-психологов является соблюдение принципов гуманизма, партнерства, взаимопомощи, демократизма как между самими студентами, так и между студентами и преподавателями, администрацией, преподавателями и студентами – 26,6%; признание идей, ценностей, интеллектуального, личностного развития человека, создание атмосферы творчества – 20,0%, пропаганда достижений – 20,0%, создание условий для положительного принятия каждой личности, обучающейся или работающей в вузе, взаимодействующей с ней – 20%.
На основании полученных результатов можно говорить об оптимистичном представлении студентами-психологами своего профессионального будущего и личностного роста.
Цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Беляев, Г. С. Психогигиеническая саморегуляция [Текст] / Г. С. Беляев, – Санкт-Петербур : Питер, 2014. – 416 с.
2. Бернс, Р. Самосознание и саморазвитие личности [Текст] / Р. Бернс. – Москва : Эксмо, 2013. – 368 с.
3. Бюллер, Ш. Смысл жизни и личностная реализация [Текст] / Ш. Бюллер . – Москва: АСТ, 2015. – 258 с.
4. Волкова, Т. Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности [Текст] / Т. Г. Волкова // Современная психология : материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 1-4.
5. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2014. – Т.4. – 268 с.
6. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности [Текст] / К. Гольдштейн. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
7. Джеймс, У. Психология индивидуальности [Текст] / У. Джеймс. – Москва : Академия. 2014. – 745 с.
8. Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты [Текст] / М. В. Заковоротная. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 402 с.
9. Захарова, О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе : учеб.-метод. Пособие [Текст] / О. В. Захарова. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. – 95 с.
10. Казанцева Т. А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов [Текст] / Т. А. Казанцева, Ю. Н. Олейник // Психологический журнал. – 2012. – Т. 23. – № 6. – С. 51-59.
11. Козубовский, В. М. Самооценка личности. Общая психология : личность : Учеб пособие [Текст] / В. М. Козубовский. – Минск .: Амалфея, 2014. – 506 с.
12. Кон, И. С. В поисках себя [Текст] / И. С. Кон // Вопросы психологии. – 2016. – №3. – С. 84-88.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 745 с.
14. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности [Текст] / Д. А. Леонтьев. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 64 с.
15. Любимова, Г. Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности [Текст] / Г. Ю. Любимова // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2012. – № 2. – С. 64-72
16. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В. Г. Маралов. – Москва : Академия, 2012. – 256 с.
17. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Малоу. – Москва : Инфра-М, 2014. – 263 с.
18. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности : Монография [Текст] / А. В. Микляева [и др.]. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – С. 8-47.
19. Нагибина, Н. Л. Психология типов. Системный подход [Текст] / Н. Л. Нагибина // Психологические исследования. – 2015. – №4. – С. 71-77.
20. Пекина, О. В. Сущность понятий «идентичность», «полоролевая идентичность» [Текст] / О. В. Пекина, Н. А. Шинкарева // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1266-1269.
21. Платаш, Е. Ф. Организационно-педагогические условия формирования образа будущей профессии у студентов специальностей экономического профиля [Текст] : дисс. … к. пед. н. / Е. Ф. Платаш. – Ставрополь, 2011. – 189 с.
22. Роджерс, К. Психология индивидуальности [Текст] / К. Роджерс. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 856 с.
23. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Академия, 2013. – 524 с.
24. Сараева, Е. В. Самопрогназирование и самоактуализация как механизм саморазвития [Текст] / Е. В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – Выпуск № 15. – С. 177-181.
25. Семенова, Е. А. Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа [Текст]: автореф. дисс. … к. психол. н. / Е. А. Семенова.– Иркутск, 2013. – 24 с.
26. Серикова, Л.А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем формирования личности [Текст] / Л.А. Серикова // Педагогика. – 2012. – № 6. – С. 136–141.
27. Соколовская, О. К. Становление профессиональной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе [Текст]: дисс. … к. психол. н. / О. К. Соколовская. – Ярославль, 2010. – 187 с.
28. Шибутани, Т. Я-концепция как персонификация [Текст] / Т. Шебутани // Социальная психология. Пер. с анг. В.Б. Ольшанского. – Ростов на Дону : Феникс, 2015. – 471 с.
29. Щукина, М. А. Саморазвитие личности [Текст] / М. А. Щукина // Вестник Санкт- Петербургского университета. – 2014. – №3. – С. 52-55.
30. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития [Текст] / Г. А. Цукерман. – Москва: Интерпракс, 2015. – 288 с.