Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика активизации познавательной деятельности глухих детей (Адаптивная физическая культура, Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №46289

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

физическая культура

Объем работы38
Год сдачи2019
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
361
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка. 14 глухих учащихся 2-го класса (8 девочек и 6 мальчиков) в возрасте от 10 до 11 лет. Все учащиеся обучаются в специальной школе.
В данной работе не указана база исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города и вуза.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения методов активизации познавательной деятельности глухих детей 5
1.1 Сущность понятия «познавательная деятельность» 5
1.2 Закономерности развития познавательной деятельности у глухих младших школьников 9
1.3 Методы активизации познавательной деятельности глухих младших школьников 15
Выводы по впервой главе 22
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей познавательной деятельности глухих младших школьников 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 25
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложения 37

Актуальность исследования. Развитие познавательной деятельности младших школьников является одной из важных проблем образования. Младший школьный возраст несет в себе нереализованные возможности в познании окружающего мира, основой которому является учебный процесс. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если у школьника развита познавательная деятельность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении».
Глухой ребенок, как и слышащий, деятелен. Подражая окружающим, он строит, конструирует, рисует. Воздействуя на предметы, он стремится преобразовать их применительно к своим надобностям, приобретает чувственный опыт. А любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, осматривая, прослушивая и др.) – это, прежде всего информация для его ума. И только затем на базе этого чувственного опыта может возникнуть потребность в познавательной деятельности.
Степень изученности. Исследуемая проблема нашла отражение в работах А.Н. Леонтьева, И.С. Морозовой, Т.В. Розановой, Л.И. Тиграновой и др.
Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях педагогов, психологов И.В. Кулагиной, Э.И. Леонгард, Е.А. Меньшиковой и др., в них выявляется сущность основных понятий «познавательная деятельность», «познавательные процессы», «познавательная сфера» и т.д. Э.А. Киреевой, Л.М. Кобриной, Г.И. Щукиной и др. определены особенности развития познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста. Т.Г. Богданова, Р.М. Боскис, А. Градова, Е. Жулина и др. определили критерии и уровни развития познавательной активности у глухих детей младшего школьного возраста.
Анализ литературы свидетельствует о недостаточном развитии познавательной деятельности у глухих младших школьников и более низком уровне овладения перцептивными действиями по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, т.е. действиями, направленными на обследование предметов и их свойств.
Цель исследования – изучить методы активизации познавательной деятельности у глухих детей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность».
2. Определить закономерности развития познавательной деятельности у глухих младших школьников.
3. Выявить в экспериментальном исследовании особенности развития познавательной деятельности у глухих младших школьников.
Гипотеза: у глухих младших школьников снижена познавательная активность, не развита учебная мотивация, что вцелом в совокупности с дефектом оказывает влияние на развитие у них познавательной деятельности.
Объект исследования – познавательная деятельность.
Предмет исследования – методы активизации познавательной деятельности у глухих детей.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, индукция, дедукция, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование;
- методы количественного (ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена подходами к понятию «познавательная деятельность» – В.А. Карсонова, А.Н. Леонтьева и др.; подходами к развитию познавательной деятельности у глухих детей – Р.М. Боскиса, Л.И. Тиграновой и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, дух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы, проведенное экспериментальное исследование дают возможность сделать вывод, что эффективность процесса развития познавательной деятельности у глухих младших школьников зависит от создания соответствующих педагогических условий. Так как эти условия содержат в себе возможности для формирования совокупности познавательных мотивов учения, а именно: интерес к учению, чувство удовлетворения от выполненного задания, преодоление отставания.
Познавательная деятельность – это процесс овладения определенной суммой знаний. Познавательная деятельность, являясь важной составной образовательного процесса, создает необходимые условия для осуществления младшими школьниками познавательных действий. Таким образом, основной функцией познавательной деятельности младших школьников является познавательная функция.
С целью изучения особенностей развития познавательной деятельности у глухих младших школьников было организована и проведено экспериментальное исследование с 14 глухими младшими школьниками, обучающимися в специальной школе.
По методике «Познавательная деятельность» А.А. Горчинской было установлено, что средний уровень развития познавательной деятельности имеют 6 глухих младших школьников – 42%, низкий – 5 детей – 37%; по методике Ю. Белополовой было установлено, что средний уровень развития познавательной активности имеют 5 глухих младших школьников – 36%, низкий – 5 детей – 36%. Изучение уровня развития учебной мотивации глухих младших школьников позволило заключить, что средний уровень развития учебной мотивации имеют 7 (50%) глухих младших школьников, низкий – 4 глухих младших школьников (29%).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Асылбаева, Ж. У. Формирование познавательных потребностей у младших школьников с нарушениями слуха [Текст] / Ж. У Асылбаева // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1. – С. 13–17.
2. Бадаева, В. И. Обследование познавательного развития детей с нарушениями слуха [Текст] / В. И. Бадаева // Дефектология. – 2014. – №4. – С. 58-61.
3. Белова, Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика [Текст] / Н. И. Белова. – Москва : Академия, 2012 – 521 с.
4. Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка с ОВЗ [Текст] : учебное издание / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. – Москва : Аспект Пресс, 2016. – 363 с.
5. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] / Т. Г. Богданова. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 502 с.
6. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р. М. Боскис. – Санкт-Петербург .: Речь, 2014. – 413 с.
7. Вальвакова, Т. В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности у неслышащих младших школьников на уроках окружающего мира [Текст] / Т. В. Вальвакова // Теория и практика образования в современном мире : материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, июль 2014 г.). – Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. – С. 122–124.
8. Градова, А. Управление познавательной деятельностью учащихся специальной школы [Текст] / А. Градова // Учитель. – 2014. – № 6. – С. 76-80.
9. Жулина, Е. Изучение и коррекция психического развития детей с комплексными нарушениями [Текст] / Е. Жулина. – Москва : Palmarium Academic Publishing, 2012. – 328 c.
10. Карсонов, В. А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся [Текст] / В. А. Карносов // Школьные технологии. – 2017. – №5. – С. 125-126.
11. Киреева, Э. А. Психология и педагогика (для бакалавров) [Текст] / Э. А. Киреева. – Москва : КноРус, 2012. – 496 c.
12. Кирилина, М. А. Формирование познавательной активности младших школьников с нарушениями слуха в процессе реализации технологии проблемного обучения [Текст] / М. А. Кирилина // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – № 1(9). – С. 31–35.
13. Кобрина, Л. М. Организация коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми [Текст] / Л. М. Кобрина // Дефектология. – 2013. – 31. – С. 51-55.
14. Корсунская, Б. Д. Воспитание глухого школьника в семье [Текст] / Б. Д. Корсунская. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015 . – 125 с.
15. Кругликов, В. Н., Методы активизации познавательной деятельности [Текст] / В. Н. Кругиликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. – Санкт-Петербург : Знание, 2016. – 369 с.
16. Кулагина, И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения [Текст] / И. В. Кулагина // Наука и школа. – 2010. – №2. – С. 55-56.
17. Леонгард Э. И. Основные принципы работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих младших школьников [Текст] / Э. И. Леонгард // Дефектология. – 2015. – № 6.– С. 63–70.
18. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2011. – 635 с.
19. Маловичко, Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника [Текст] / Д. А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. – №1. – С. 61–67.
20. Меньшикова, Е. А. О психолого-педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников [Текст] / Е. А. Меньшикова // Начальная школа. – 2016. – № 10. – С. 54-56.
21. Морозова, А. Г. Сурдопсихология [Текст] / А. Г. Морозова. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 583 с.
22. Морозова, И. С. Познавательная активность младших школьников с ОВЗ [Текст] / И. С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – С. 122-126.
23. Основы специальной психологии [Текст] : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под. ред. Л. В. Кузнецовой. – 2-е изд. – Москва : Академия, 2005. – С. 152 – 157.
24. Розанова, Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей [Текст] / Т. В. Розанова. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 412 с.
25. Рослякова, С. В. К вопросу о развитии познавательной активности учащихся в учебном процессе [Текст] / С. В. Рослякова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – №10. – С. 36–38.
26. Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников [Текст] / Г. Семенова // Начальная школа До и После. – 2014. – №4. – С. 58-59.
27. Тигранова, Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей [Текст] / Л. И. Тигранова. – Москва : Инфра-М, 2013. – 248 с.
28. Шульга, Р. П. Средство повышения интереса к познавательной деятельности [Текст] / Р. П. Шульга // Начальная школа До и После. – №12. – 2016. – С. 9-10.
29. Щукина, Г. И. Проблема познавательной потребности в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. – Москва : АСТ, 2013. – 245 с.
30. Яшнова, О. А. Успешность младшего школьника [Текст] / О. А. Яшнова. – Москва : Академический проект, 2013. – 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ