ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВ
ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ, ГРУППОВЫХ РОЛЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Характеристика экстраверсии и интроверсии в научной литературе 6
1.2. Понятие групповые роли в психологии 11
1.3. Психологическая характеристика подросткового возраста 19
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВЫХ РОЛЕЙ
ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ 33
2.1. Подготовка и проведение эмпирического исследования 33
2.2. Анализ полученных результатов эмпирического
исследования 44
Выводы по II главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Подростковый возраст является очень важным периодом в становлении личности человека. В этот момент происходит переход из детского состояния во взрослое состояние, и качество этого перехода будет влиять на всю его жизнь.
В подростковом возрасте происходят не только физиологические, но и психологические изменения, на передний план выходят социальные задачи и подросток учится взаимодействию в социальных группах. В этом взаимодействии он не только формирует свою жизненную позицию и ценности, по которым он будет дальше жить, но и определяет свой социальный статус, своё место в группе. В данном возрасте социальный статус проявляется в виде популярности или непопулярности в среде сверстников, и зависит от того, насколько окружение симпатизирует подростку. Так как умения, полученные в подростковом возрасте, ложатся в основу поведения взрослого человека, то несложно догадаться, что умение занимать определенный статус или роль в социальных группах в данном возрасте, повлияет на его дальнейшую успешность в социальной жизни уже во взрослом состоянии.
Так как интроверсия и экстраверсия являются устойчивыми характеристиками особенности человека направлять своё внимание на внутренний или внешний мир, то можно предположить, что данные характеристики влияют на групповую роль подростка, так как одной из особенностей подросткового возраста является высокая коммуникативность. Можно предположить, что подростки-экстраверты со своей высокой направленностью во внешний мир более общительны и благодаря этому занимают более высокие социальные роли. И наоборот, подростки- интроверты, со своей направленностью во внутренний мир, и с меньшей потребностью в общении, могут уступать подросткам-экстравертам в коммуникации и занимать менее значимые социальные роли. Если данное предположение окажется верным, то может оказаться, что подростки- интроверты находятся в более уязвимом положении, так как их природная особенность в направленности внимания вовнутрь себя будет им мешать в самоутверждении и как в следствии снижать самооценку.
Таким образом, становится ясным, что вопрос изучения групповых ролей подростков в зависимости от экстраверсии-интроверсии является актуальным и даст возможность не только выявить связь между экстраверсией-интроверсией и занимаемой групповой ролью, и в случае выявления такой связи, помочь той части подростков, которая может оказаться в уязвимом положении, скорректировать своё поведение.
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотреть зависимость групповых ролей подростков от экстраверсии-интроверсии.
Объектом исследования курсовой работы являются подростки (учащиеся 7-х классов).
Предметом исследования являются экстраверсия-интроверсия и групповые роли.
Гипотеза - экстраверсия и интроверсия не влияют на занимаемую подростками роль в социальной группе.
Задачи, поставленные для достижения цели выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть характеристики экстраверсии и интроверсии в научной литературе;
- раскрыть понятие групповые роли в психологии;
- изучить психологическую характеристику детей подросткового возраста;
-подготовить и провести эмпирическое исследование экстраверсии- интроверсии;
-подготовить и провести эмпирическое исследование групповых ролей;
- рассмотреть результаты эмпирического исследования, осуществить сопоставление между экстраверсией-интроверсией и занимаемыми групповыми ролями учеников подростков с использованием методов математической статистики.
Методы исследования - анализ литературных источников по теме исследования; обобщение и систематизация материала исследования, эмпирический метод - психологическое тестирование и опрос. В рамках метода психологического тестирования была применена методика Г. Айзенка «Определение типа личности». В рамках метода психологического опроса был применен опросник по методике «Социометрия» Джекоба Морено. Для сопоставления эмпирических сопоставлений был применен критерий хи-квадрат Пирсона.
Эмпирическая база исследования: МБОУ СОШ № 2 г.Елабуги, ученики 7-х классов.
Практической значимостью данной выпускной квалификационной работы является то, что полученные в ходе исследования данные, могут быть использованы школьными психологами, для оказания помощи ученикам-подросткам в формировании и становлении личности.
Апробация результатов исследования осуществлялась в виде опубликования статьи под названием «Групповые роли подростков в зависимости от экстраверсии-интроверсии» во Всеросийском образовательно-просветительском издании «Альманах Педагога» - 13 мая 2018 г.
Структура дипломной работы: введение, две главы (теоретическая и практическая), выводы по каждой главе, заключение, литература, приложения
Данная работа была посвящена исследованию групповых ролей подростков в зависимости от экстраверсии-интроверсии.
Осознав актуальность вопроса изучения групповых ролей подростков в зависимости от экстраверсии-интроверсии, было принято решение провести теоретическое и эмпирическое исследование, так как групповая роль в подростковом возрасте является одним из показателей успешности личности подростка.
В ходе работы были рассмотрены теоретические понятия экстраверсии- интроверсии, групповых ролей и особенностей подросткового возраста.
Далее была проведена эмпирическая часть нашего исследования, которая проводилась на базе МБОУ СОШ №2 г. Елабуга среди учащихся 7 классов. Эмпирическая выборка состояла из 62 подростков.
Среди подростков были проведены 2 методики: тест «Определение типа личности» Г. Айзенка для выявления уровня экстраверсии-интроверсии и методика «Социометрия» Дж. Морено, которая позволила выявить социальные групповые роли подростков.
Полученные первичные эмпирические данные были проанализированы, и на основании первичных данных, было выявлено, что среди группы экстравертов больше подростков занимающих более статусные групповые роли. Но применив для подтверждения гипотезы метод математической статистики, а точнее хи-квадрат Пирсона, было выявлено, что экстраверсия и интроверсия не влияют на занимаемые подростками групповые роли.
Таким образом, поставленная гипотеза о том экстраверсия и интроверсия не влияют на занимаемую подростками роль в социальной группе, была доказана. Данное исследование показало, что на формирование социальной групповой роли у подростка не влияют такие заложенные природой качества как экстраверсия или интроверсия. Следовательно, не зависимо от локус-направленности на внешний или внутренний мир, подросток может претендовать и занимать предпочтительные, статусные места в социальной группе среди своих сверстников.
В ходе выполнения дипломной работы нам удалось:
- достичь поставленной цели - рассмотреть влияние экстраверсии- интраверсии на занимаемую групповую роль подростка;
-решить поставленные задачи в виде теоретического изучения понятий экстраверсии-интроверсии, групповых ролей и особенностей подросткового возраста и практического эмпирического исследования.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Проспект, 2002. - 624 с.
2. Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие. - СПб.,1999. - 110 с.
3. Айзенк Г. Ю. Структура личности. - СПб.: Ювента, М.: КСП+, 1999. - 464 с.
4. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками - Аспект Пресс, 2008. - 123с.
5. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого
саморазвития. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 376 с.
7. Барташев А.В. Психология личности в общении. - М.: Центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.
8. Белбин Р. Типы ролей в командах менеджеров. - Hippo,2003 - 232 с.
9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
10. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Наука, 2005. - 271 с.
11. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 2008. - 216 с.
12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.
13. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов /Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 624 с.
14. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов//Гамезо М.В., Орлова Л.М. М.,изд-во МГОПУ, АНОО НОУ, 1999. - 234 с.
15. Выготский, Л.С. Психология детского возраста - М.: Эксмо-пресс, 2000. - 1008 с
16. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей
педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
17. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264 с.
18. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988. - 217 с.
19. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для
студ.высш. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009, -
394 с.
20. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 560 с.
21. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
22. Каменская Е.Н. Социальная психология: конспект лекций: учебное пособие. - Изд.4-е. Ростов н/ Дону: Феникс, 2008. - 186 с.
23. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста— М.: Медицина, 1979 - 608 с.
24. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск: «издательство БГУ им. В. И. Ленина», 1976. - 317 с.
25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 464 с.
26. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 256 с.
27. Леонтьев А.А. Психология общения. 4-е изд. - М.: Смысл, 2009. - 365 с.
28. Ломов Б.Ф. Психологическое исследование общение. - М.: Наука,
2005. - 344 с.
29. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб.пособие для студ. высших пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия»,2003. - 192 с.
30. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. - В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Просвещение, 1995. - 135 с.
31. Маралов В. Г. «Основы самопознания и саморазвития». Учебное пособие для студентов.- М: Академия, 2004. - 364 с.
32. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 2004. - 316 с.
33. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 624 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2009. - 632 с.
35. Немов Р.С. Психология Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3кн. -кн 1: Психология - 3 -е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2002. - 400 с.
36. Немов Р.С. Психология: Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3кн. -кн 2: Психология -3-е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2002. - 632 с.
37. Немов Р.С. Психология: Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3кн. -кн 3: Психодиагностика - 3-е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с.
38. Немов Р.С. Общая психология. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 396 с.
39. Педагогическая психология: учебное пособие/ Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой: . - СПб.: Питер, 2010. - 416 с.
40. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. учеб.заведений.- 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 512 с.
41. Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. Организационная Социальная Психология
- СПб,: Речь, 2002. -298 с.
42. Практическая психология для преподавателей - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2007. - 328 с.
43. Психологические тесты /Под ред. А.А. Карелина: В 2т. - М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - т.2. - 248с.
44. Психология личности / Под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. - М.: Эксмо, 2007. - 328 с.
45. Психология человека: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов //И.А. Домашенко, Т.А. Ратанова. - М., МГОПУ. АНОО НОУ, 1999. - 272 с.
46. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М.: Бахрах-М, 2006. - 668 с.
47. Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений - М.: Центр, 2003.- 400 с.
48. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
49. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология человека. - М.: МГОПУ, 1999. - 272 с.
50. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2007. - 335 с.
51. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб.пособие: В 2 кн. - 2-е изд. - М.: Гуманит. Центр Владос, 2001. - 480 с.
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2002.
- 678 с.
53. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб.пособие. - М., 2005. - 460 с.
54. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Лидер,
2006. - 592 с.
55. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология, Изд. 5-е., испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 541 с.
56. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Изд. Центр Академия, 2002. - 208 с.
57. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 688 с.
58. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гарданики, 2004. - 349 с.
59. Шиндлер Р. Grundprinzipien der Psychodynamik in der Gruppe (Основные принципы психодинамики в группе) / Psyche, 11, 1957/58, 308-314
60. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 2013. - 268с.
61. Эльконин Д. Б. Возрастные особенности младших подростков - М., 1967. - 278 с.
62. Юнг К. Г. Психологические типы / Под ред. В. Зеленского; Пер. с нем. С. Лорие. - Спб.: Азбука, 2001. - 733 с.
63. http: //znanium.com/bookread2 .php?book=217160
Социальная психология: Учебник / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. - 3-e изд.
- М.: Форум, 2010. - 336 с.
64. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=220529
Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - 2-e изд.,
перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. - 64049.http:
65. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=313109
Крысько В. Г.Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 256 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0204-6
66. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=468148Князева Т. Н.
Батюта М. Б. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учеб.пос. / М. Б.
Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2014. -- 306 с.
67. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=262730
Мандель Б. Р.Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. - 352 с.