ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДРУЖБЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Категория «дружба»: сущность, содержание, виды, этапы развития 7
1.2 Об особенностях развития личности в подростковом возрасте.... 17
1.3 Особенности формирования представлений о дружбе в
подростковом возрасте 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
ДРУЖБЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 32
2.1 Организация исследования. Описание методик 32
2.2 Анализ результатов исследования 34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Категория «дружба»: сущность, содержание, виды, этапы развития 7
1.2 Об особенностях развития личности в подростковом возрасте.... 17
1.3 Особенности формирования представлений о дружбе в
подростковом возрасте 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
ДРУЖБЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 32
2.1 Организация исследования. Описание методик 32
2.2 Анализ результатов исследования 34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы. Сегодня, в начале XXI в., в современном обществе наблюдается негативная тенденция свертывания, содержательного и эмоционального обеднения общения в среде подростков. Явственными характеристиками современности становятся разрушение межличностных взаимоотношений, неблагоприятные отношения между родителями и детьми, соперничество между людьми в различных сферах деятельности. И как следствие проявляется формальность в дружеских взаимоотношениях, толкающая на зарождение антидружеских проявлений, поступков. Показательно, что все же в современном обществе глубоко осознается важное значение межличностных взаимоотношений в жизни индивида любого возраста. Разница лишь в смысле, который вкладывает индивид на разных периодах становления. В большей степени интенсивность межличностных взаимоотношений наблюдается в подростковом возрасте. Именно для подростка взаимоотношения со сверстниками приобретают исключительную значимость. Подростку важно быть с кем-то откровенным, иметь человека, который бы тебя понял, выслушал. Однако, следует подчеркнуть, что по мнению части современных подростков, сегодня дружеские взаимоотношения чаще всего основаны на общем времяпрепровождении, ввиду чего становятся непродолжительными и поверхностными. По мнению, Министра образования и науки РФ Ольги Юрьевны Васильевой именно в подростковом возрасте происходит формирование навыков общения, установления более глубоких контактов с ровесниками [77].
Сегодня современные педагоги, психологи становятся свидетелями нарушений в сфере общения между подростками. На наш взгляд нарушения в сфере межличностных отношений в подростковом возрасте на современном этапе можно объяснить избыточной интеллектуализацией, технологизацией современной жизни. Современный подросток чаще всего лучшим другом считает компьютер, телевизор. С нашей точки зрения - это стало следствием чрезмерной интеллектуализации образования, технологизации современной
жизни и, безусловно, увлечения виртуальной on-line жизнью. Сегодня жизнь современного подростка обогащает мир online игр, мир виртуального общения через социальные сети «В контакте», «Одноклассники», «Мой мир», «Твитер» и др. Обычное общение подростка с глазу на глаз, общение с яркой палитрой их ощущений становится сегодня недоступным из-за неумения строить дружеские отношения, общение. Поэтому актуальность проблемы формирования представлений о дружбе, как общности интересов, убеждений, устремлений, как готовности оказать помощь другу в трудную минуту, является не оспоримой. Ввиду чего данное исследование, посвященное изучению представлений детей подросткового возраста о дружбе, о друге приобретает особое значение.
Степень изученности темы. Межличностные отношения - это традиционный предмет исследования разных научных школ и направлений в педагогической и психологической науке. О роли общения для развития личности подростка со сверстниками в своих трудах писали: Л.И. Божович [10], Л.С. Выготский [12, 75], Л.В. Петровский [87], К.Н. Поливанова [44], В.И. Слободчиков [52], Д.И. Фельдштейн [57, 58], Д.Б. Эльконин [68], Э. Эриксон [69] и т.д. Показательно, что, как правило, изучение отношений подростков со сверстниками вышеперечисленными исследователями рассматривается через призму учебной деятельности, являющейся ведущей деятельностью обозначенного нами возраста. Иными словами, межличностные отношения рассматриваются как система деловых отношений. Лишь немногими исследователями рассматриваются личные отношения со сверстниками: Я.Л. Коломинский [21], И.С. Кон [22], Мухина В.С. [33], А.А. Реан [46], А.Г. Рузская [50], Е.О. Смирнова [53] и др. Следует отметить, что, несмотря, на большое количество исследований в вышеупомянутых работах не исследуется собственно психологическое содержание дружбы подростков, и многие аспекты, связанные с содержанием личной дружбы подростков остаются за пределами многих исследований.
Цель исследования - выявить особенности представлений о дружбе в подростковом возрасте.
Задачи:
• анализ основных теоретических подходов к категории «дружба»;
• описание сущности, содержания, видов, этапов развития категории «дружба»;
• рассмотрение особенностей развития личности в подростковом возрасте;
• выявление и изучение особенности формирования представлений о дружбе в подростковом возрасте;
• организация эмпирического исследования представлений о дружбе в подростковом возрасте.
Объект исследования - дети подросткового возраста.
Предмет исследования - представления подростков о дружбе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:
1) представления о дружбе одинаковы у всех подростков вне зависимости от пола;
2) чем более сформировано представление о дружбе у подростка, тем большее значение она имеет для него.
Методы исследования:
• теоретический анализ работ отечественных и зарубежных ученых;
• тестирование;
• методы анализа продуктов деятельности;
• методы статистической обработки результатов исследования.
Методики исследования:
• проективные методики: методика «Как вы дружите» и методика «Хороший ли вы друг»;
• тестовые методики: тест - опросник «Умеешь ли ты дружить?» и тест - опросник «Настоящий друг».
Практическая значимость работы на наш взгляд состоит в том, что полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы в процессе работы учителей, школьных психологов для проведения классных часов по проблеме «Подростковая дружба», а также школьным психологом для проведения лекций, бесед с целью формирования представлений о дружбе для детей подросткового возраста.
Основной эмпирической базой работы стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Апробация исследования. Основные положения и результаты исследования представлены на VII Международной научно - практической конференции «Научно - технический прогресс: актуальные и перспективные направления» в докладе «Представления о дружбе как основа межличностных взаимоотношений в подростковом возрасте», с последующей публикацией [90].
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и примечания.
Сегодня современные педагоги, психологи становятся свидетелями нарушений в сфере общения между подростками. На наш взгляд нарушения в сфере межличностных отношений в подростковом возрасте на современном этапе можно объяснить избыточной интеллектуализацией, технологизацией современной жизни. Современный подросток чаще всего лучшим другом считает компьютер, телевизор. С нашей точки зрения - это стало следствием чрезмерной интеллектуализации образования, технологизации современной
жизни и, безусловно, увлечения виртуальной on-line жизнью. Сегодня жизнь современного подростка обогащает мир online игр, мир виртуального общения через социальные сети «В контакте», «Одноклассники», «Мой мир», «Твитер» и др. Обычное общение подростка с глазу на глаз, общение с яркой палитрой их ощущений становится сегодня недоступным из-за неумения строить дружеские отношения, общение. Поэтому актуальность проблемы формирования представлений о дружбе, как общности интересов, убеждений, устремлений, как готовности оказать помощь другу в трудную минуту, является не оспоримой. Ввиду чего данное исследование, посвященное изучению представлений детей подросткового возраста о дружбе, о друге приобретает особое значение.
Степень изученности темы. Межличностные отношения - это традиционный предмет исследования разных научных школ и направлений в педагогической и психологической науке. О роли общения для развития личности подростка со сверстниками в своих трудах писали: Л.И. Божович [10], Л.С. Выготский [12, 75], Л.В. Петровский [87], К.Н. Поливанова [44], В.И. Слободчиков [52], Д.И. Фельдштейн [57, 58], Д.Б. Эльконин [68], Э. Эриксон [69] и т.д. Показательно, что, как правило, изучение отношений подростков со сверстниками вышеперечисленными исследователями рассматривается через призму учебной деятельности, являющейся ведущей деятельностью обозначенного нами возраста. Иными словами, межличностные отношения рассматриваются как система деловых отношений. Лишь немногими исследователями рассматриваются личные отношения со сверстниками: Я.Л. Коломинский [21], И.С. Кон [22], Мухина В.С. [33], А.А. Реан [46], А.Г. Рузская [50], Е.О. Смирнова [53] и др. Следует отметить, что, несмотря, на большое количество исследований в вышеупомянутых работах не исследуется собственно психологическое содержание дружбы подростков, и многие аспекты, связанные с содержанием личной дружбы подростков остаются за пределами многих исследований.
Цель исследования - выявить особенности представлений о дружбе в подростковом возрасте.
Задачи:
• анализ основных теоретических подходов к категории «дружба»;
• описание сущности, содержания, видов, этапов развития категории «дружба»;
• рассмотрение особенностей развития личности в подростковом возрасте;
• выявление и изучение особенности формирования представлений о дружбе в подростковом возрасте;
• организация эмпирического исследования представлений о дружбе в подростковом возрасте.
Объект исследования - дети подросткового возраста.
Предмет исследования - представления подростков о дружбе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:
1) представления о дружбе одинаковы у всех подростков вне зависимости от пола;
2) чем более сформировано представление о дружбе у подростка, тем большее значение она имеет для него.
Методы исследования:
• теоретический анализ работ отечественных и зарубежных ученых;
• тестирование;
• методы анализа продуктов деятельности;
• методы статистической обработки результатов исследования.
Методики исследования:
• проективные методики: методика «Как вы дружите» и методика «Хороший ли вы друг»;
• тестовые методики: тест - опросник «Умеешь ли ты дружить?» и тест - опросник «Настоящий друг».
Практическая значимость работы на наш взгляд состоит в том, что полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы в процессе работы учителей, школьных психологов для проведения классных часов по проблеме «Подростковая дружба», а также школьным психологом для проведения лекций, бесед с целью формирования представлений о дружбе для детей подросткового возраста.
Основной эмпирической базой работы стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Апробация исследования. Основные положения и результаты исследования представлены на VII Международной научно - практической конференции «Научно - технический прогресс: актуальные и перспективные направления» в докладе «Представления о дружбе как основа межличностных взаимоотношений в подростковом возрасте», с последующей публикацией [90].
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и примечания.
В ходе работы над данной выпускной квалификационной работой (далее по тексту - ВКР) нами была рассмотрена тема «Представления о дружбе в подростковом возрасте». С точки зрения психологической науки подростковый возраст для индивида является кризисным периодом, периодом переломов в развитии индивида. Обозначенный нами возраст обладает характерными чертами - это формирование различных психологических новообразований, в частности основ нравственности, социальных установок, межличностных взаимоотношений с ровесниками. Межличностные взаимоотношения изучаются различными научными школами и направлениями двух смежных наук - психологии и педагогики. Аспекты подростковых взаимоотношений со сверстниками изучаются с различных позиций - как деловые, так и личностные взаимоотношения.
Цель данного исследования заключалась в выявлении особенностей представлений о дружбе в подростковом возрасте. В ходе работы над данным исследованием, на наш взгляд, были успешно выполнены поставленные цели и задачи. Так, на первом этапе работы над данной ВКР, нами проанализированы основные теоретические подходы к категории «дружба»; описаны сущность, содержания, виды, этапы развития категории «дружба»; рассмотрены особенности развития индивида в подростковом возрасте; выявлены и изучены особенности формирования представлений о дружбе в подростковом возрасте; организовано и проведено эмпирическое исследование представлений о дружбе в подростковом возрасте. Второй этап работы ВКР включал в себя эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование осуществлялось с применением двух методик: проективные методики - методика «Как вы дружите» и методика «Хороший ли вы друг» и тестовые методики - тест - опросник «Умеешь ли ты дружить?» и тест - опросник «Настоящий друг».
В результате проведенного эмпирического исследования нам удалось выявить наиболее встречающие в подростковом возрасте представления о дружбе. 1/2 опрошенных подростков представляют дружбу, как межличностные взаимоотношения с другом, подругой, основанные на проявлении личных, индивидуальных качеств, чуть больше 1/3 опрошенных представляют дружбу, как межличностные взаимоотношения, основанные на доверии и 1/6 опрошенных, представляют дружбу, как межличностные взаимоотношения с группой подростков, основанные на общих интересах.
Кроме того, в ходе эмпирического исследования нам удалось выявить наиболее встречающие в подростковом возрасте представления о друге. Практически все опрошенные считают, что друзья должны быть открытыми, отзывчивыми, простыми, понятливыми, честными, верными, терпеливыми, бескорыстными, уверенными, искренними, внимательными, преданными и т.д.
Теоретическая значимость данного эмпирического исследования состоит в том, что оно раскрывает представления о дружбе, друге детей в подростковом возрасте. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы в процессе работы школьных учителей, психологов для проведения классных часов по теме «Подростковая дружба», лекций, бесед с целью формирования представлений о дружбе у детей подросткового возраста.
Таким образом, поставленные нами задачи были успешно выполнены, поставленная цель была достигнута, гипотеза доказана полностью.
Цель данного исследования заключалась в выявлении особенностей представлений о дружбе в подростковом возрасте. В ходе работы над данным исследованием, на наш взгляд, были успешно выполнены поставленные цели и задачи. Так, на первом этапе работы над данной ВКР, нами проанализированы основные теоретические подходы к категории «дружба»; описаны сущность, содержания, виды, этапы развития категории «дружба»; рассмотрены особенности развития индивида в подростковом возрасте; выявлены и изучены особенности формирования представлений о дружбе в подростковом возрасте; организовано и проведено эмпирическое исследование представлений о дружбе в подростковом возрасте. Второй этап работы ВКР включал в себя эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование осуществлялось с применением двух методик: проективные методики - методика «Как вы дружите» и методика «Хороший ли вы друг» и тестовые методики - тест - опросник «Умеешь ли ты дружить?» и тест - опросник «Настоящий друг».
В результате проведенного эмпирического исследования нам удалось выявить наиболее встречающие в подростковом возрасте представления о дружбе. 1/2 опрошенных подростков представляют дружбу, как межличностные взаимоотношения с другом, подругой, основанные на проявлении личных, индивидуальных качеств, чуть больше 1/3 опрошенных представляют дружбу, как межличностные взаимоотношения, основанные на доверии и 1/6 опрошенных, представляют дружбу, как межличностные взаимоотношения с группой подростков, основанные на общих интересах.
Кроме того, в ходе эмпирического исследования нам удалось выявить наиболее встречающие в подростковом возрасте представления о друге. Практически все опрошенные считают, что друзья должны быть открытыми, отзывчивыми, простыми, понятливыми, честными, верными, терпеливыми, бескорыстными, уверенными, искренними, внимательными, преданными и т.д.
Теоретическая значимость данного эмпирического исследования состоит в том, что оно раскрывает представления о дружбе, друге детей в подростковом возрасте. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы в процессе работы школьных учителей, психологов для проведения классных часов по теме «Подростковая дружба», лекций, бесед с целью формирования представлений о дружбе у детей подросткового возраста.
Таким образом, поставленные нами задачи были успешно выполнены, поставленная цель была достигнута, гипотеза доказана полностью.
Подобные работы
- Представления о дружбе в детском, подростковом и юношеском возрасте (Возрастная психология и психология развития, Московский Международный Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ ИЗОТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Тренинг сензитивности как средство формирования эмпатийных способностей в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Особенности взаимосвязи самооценки и самоотношения у детей подросткового возраста (Социальная психология, Российский университет дружбы народов)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Определение взаимосвязи уровня социального интеллекта и акцентуаций характера у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в процессе психолого - педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ОДНОКЛАССНИКАМИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



