ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема развития ответственности детей дошкольного возраста в
теории и практике образования 7
1.2. Психологические аспекты процесса формирования ответственности в
дошкольном детстве 13
1.3. Психолого-педагогические средства развития ответственности детей
дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ) 28
2.1. Организация и методики исследования. Исходный уровень развития
ответственности детей дошкольного возраста 28
2.2. Психолого-педагогическая программа развития ответственности
дошкольников 38
2.3. Результаты эмпирического исследования 43
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Современный период истории России характеризуется тем, что система образования приводится в соответствие с потребностями общества. Сегодня страна крайне нуждается в информированных, компетентных гражданах, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки. В то же время, одним из важнейших процессов, продолжающихся на протяжении всей жизни человека и играющих центральную роль в процессе воспитания личности граждан современной России является духовно-нравственное развитие.
Поэтому, одной из основных задач современного дошкольного образовательного учреждения становится сегодня развитие такого элемента системы духовно-нравственных ценностей как ответственность, которая имеет не только социальное, но и личностное значение, являясь одним из условий самореализации ребенка. Проблема развития ответственности детей дошкольного возраста является сегодня одной из приоритетных проблем российской действительности, от решения которой напрямую зависит будущее страны, возможность ее процветания и национальной безопасности. Именно поэтому, задача развития ответственности детей приобретает сегодня особую актуальность, становясь одной из центральных задач работы современного педагога системы дошкольного образования.
В этих условиях значительно возрастает значение изучения развития ответственности детей с самого раннего возраста. Таким образом, изучение проблемы развития ответственности дошкольника необходимо для повышения эффективности процесса формирования личности ребенка, чувствующего себя активным субъектом социально-экономических преобразований, способного делать осознанный выбор и отвечать за его последствия. Кроме того, изучение данной проблематики приобретает особую значимость и в процессе формирования современного педагога - компетентного специалиста, способного в своей работе с детьми решать значимые для современного общества задачи.
Цель исследования: выявить возможности развития ответственности детей дошкольного возраста в процессе реализации комплексной психолого-педагогической программы.
Объект исследования - личность дошкольника в образовательном процессе.
Предмет исследования - развитие ответственности детей дошкольного возраста (на примере детей 6 - 7 лет).
Задачи исследования:
- провести анализ проблемы развития ответственности детей дошкольного возраста в теории и практике образования;
- выявить закономерности процесса развития ответственности ребенка в дошкольном детстве;
- определить основные средства развития ответственности детей дошкольного возраста;
- провести эмпирическое исследование развития ответственности дошкольника (на примере детей 6 - 7 лет) для проверки гипотезы.
Гипотеза эмпирического исследования: психолого-педагогическая программа развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно реализовываться в образовательном процессе дошкольного учреждения, если в ходе данного процесса будет использоваться комплекс средств развития ответственности (изучение окружающего мира, игра, труд, художественное слово).
Использование данных средств, способствует статистически значимому повышению, как общего уровня дошкольников, так и уровней всех компонентов ответственного поведения - когнитивного, эмоционально-волевого, поведенческого.
Анализ литературы, посвященной проблеме развития ответственности детей дошкольного возраста, показал, что данная тема широко представлена в трудах отечественных авторов. В частности, особое значение для данного исследования приобрели работы авторов, всесторонне и достаточно полно рассматривающих данную проблематику. Среди них можно отметить В.В.Абраменкову [1] (определяющую основные принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании в целом и развития ответственности как одного из основных направлений данного процесса), Е.Н. Данькову [14] (предлагающую авторскую педагогическую технологию формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста), Л.И. Дементий [15;16] (дающей типологию ответственности личности и особенности ее развития в младшем возраста), В.У. Иващенко [20] (рассматривающего различные подходы к пониманию ответственности и особенности формирования данного качества личности в период дошкольного детства), Т.В. Переплякову [33] (анализирующую процесс развития ответственности дошкольников в процессе трудовой деятельности), Д.Н. Рассказова [35] (который рассматривает процесс развития ответственности дошкольника в игровой деятельности как необходимый элемент духовно-нравственного развития ребенка в целом) и других авторов.
Общие вопросы развития ответственности ребенка дошкольного возраста рассматриваются также в работах К.А. Альбухановой-Славской [3], Н.В. Архангельского [4], Л.И. Божович [6], Е.А. Голоюс [10], И.Л. Давлетчина [12], С.А. Козлова [23], М.И. Лисиной [27], И.Ф. Мулько [29] и других.
Опора на работы данных исследователей позволяют провести всесторонне и комплексное теоретическое обоснование изучаемой проблематики.
В процессе исследования использованы следующие методы: теоретические - анализ и интерпретация, абстрагирование и конкретизация, классификация; эмпирические - измерение, описание, методы математической и статистической обработки данных, наблюдение.
Структура работы представлена введением, двумя главами, теоретической и практической, заключением, а также списком использованной литературы и приложениями.
Во введении производится обоснование методологического аппарата исследования. В первой главе «Теоретическое исследование развития ответственности детей дошкольного возраста» производится анализ проблемы развития ответственности детей дошкольного возраста в теории и практике образования; выявляются закономерности процесса формирования ответственности в дошкольном детстве; определяются основные средства развития ответственности детей дошкольного возраста. Во второй главе «Эмпирическое исследование развития ответственности дошкольников (на примере детей 6 - 7 лет)» производится описание и анализ результатов реализации психолого-педагогической программы развития ответственности дошкольников. В заключении приводятся основные результаты исследования.
Данное исследование посвящено актуальной проблеме воспитания детей дошкольного возраста - развитию ответственности детей дошкольного возраста (на примере детей 6-7 лет). Развитие ответственности является одним из важных направлений духовно¬нравственного развития дошкольников: данное требование закреплено в содержании нормативных и программных документов, регламентирующих сферу дошкольного образования в нашей стране. Развитие такого качества личности как ответственность находится в теснейшей взаимосвязи с развитием самостоятельности детей, формированием у них знаний и представлений о важнейших нравственных нормах, понятии социальной справедливости и свободы. Иными словами, развитие ответственности становится одним из необходимых условий становления системы нравственных ценностей детей дошкольного возраста.
Проделанная работа позволила решить поставленные перед исследованием задачи.
Первой задачей исследования стало проведение анализа проблемы развития ответственности детей дошкольного возраста в теории и практике образования. Работа над этой задачей позволила обнаружить, что в современном образовании ответственность рассматривается как важнейшее качество полноправного гражданина России. Понятие «ответственность» отражает процесс перехода личности от простого обладания системой моральных ценностей и принципов к деятельности, возникающей на их основе.
Вторая задача работы состояла в том, чтобы выявить закономерности процесса развития ответственности ребенка в дошкольном детстве. Мы показали, что развитие ответственности ребенка дошкольного возраста проходит три этапа: когнитивный (осознание потребности в приобретении знаний об объекте), эмоционально-волевой (переживание ситуации самостоятельного проявления ответственности в деятельности), поведенческий (обретение актуального опыта ответственности и самоконтроля).
Третья задача состояла в том, чтобы определить основные средства развития ответственности детей дошкольного возраста. Проведенное исследование обнаружило целый ряд педагогических средств, использование которых повышает эффективность действий, направленных на развитие данного личностного качества. Среди важнейших из них мы выделили изучение окружающего мира, игровую деятельность, труд, а также художественное слово. Их использование повышает эффективность естественного процесса развития у дошкольников ответственности в ходе образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Наконец, последней задачей работы стало проведение эмпирического исследования развития ответственности дошкольника (на примере детей 6 - 7 лет) для проверки поставленной гипотезы.
Эмпирическое исследование показало, что игровая деятельность поспособствовала развитию всех компонентов ответственности дошкольников. У детей значительно повысилась степень автономии, гораздо большее число дошкольников теперь готовы нести индивидуальную ответственность за свои действия, а также эмоционально-положительно относятся к ситуациям, когда необходимо проявление ответственности. Кроме того, значительно повысился уровень ответственности дошкольников в самостоятельной деятельности. По всем показателям выявленные различия в данных исходной и повторной диагностики уровня ответственности детей являются статистически значимыми.
Таким образом, задачи работы были решены, цель достигнута, гипотеза эмпирического исследования подтверждена.Практическая значимость результатов, полученных в ходе работы, состоит в том, что материалы данного исследования могут использоваться как в практике дошкольных образовательных учреждений, так и в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов с целью определения наиболее эффективных стратегий работы с дошкольниками, а также при чтении теоретических и практических курсов психолого¬педагогической направленности.
1. Абраменкова В.В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании // Воспитание и обучение детей младшего возраста - М.: МГПУ, 2011. - С. 151 - 169.
2. Авдеева А.Н. Формирование ответственности как качества личности младших школьников в условиях игровой деятельности // Известия ВолГПУ. - 2015. - № 6. - С. 76 - 80.
3. Альбуханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе
жизнедеятельности // Психология формирования и развития
личности. - М.: Наука, 1981. - С. 19 - 44.
4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2015. - 240 с.
5. Бобер В.С. Трудолюбие как качество личности и результат трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста // Студенческая наука XXI века. - 2015. - № 3. - С. 40 - 41.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2013. - 435 с.
7. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М.: Флинта, 2013. - 95 с.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62 - 76.
9. Гаева Д.А. Средства формирования ответственного отношения дошкольников к окружающему миру // Вестник АГУ. - 2016. - № 4. - С. 141 - 148.
10. Голоюс Е.А. Исследование развития нравственного сознания у детей дошкольного возраста // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - С. 1188 - 1193.
11. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 156 с.
12. Давлетчин И.Л. Нравственные отношения и их культурологическое осмысление // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 11. - С. 31 - 34.
13. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 69с.
14. Данькова Е.Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2008. - 167 с.
15. Дементий Л.И. Типология ответственности личности //
Гуманистические проблемы психологической теории. - М., 1995. - С. 204 - 213.
16. Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - С. 562 - 564.
17. Доронова Т.Н. О концепции организации, содержания и
методического обеспечения подготовки детей к школе // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 8. - С. 18 - 33 .
18. Дуранов М.Е. Методологические и методические проблемы
ориентации личности на образовательные ценности. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. - 120 с.
19. Евсеева Т.О. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 583 - 586.
20. Иващенко В.У. Ответственность ребенка дошкольного возраста // Концепт. - 2017. - № 7. - С. 104 - 107.
21. Иркутова З.Л. Буйнова О.В., Лебедева Е.Л., Гуляев А.З. Воспитание школьника в труде // Вестник АГУ. - 2014. - № 9. - С. 115 - 117.
22. Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет // Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение,1968. - 353 с.
23. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. - М.: Академия, 2012. - 280 с.
24. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - С. 669 - 671.
25. Кругликов В.Н. Методы активного обучения. - СПб: ВИТУ, 2014. - 260 с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Педагогика, 1975. - 304 с.
27. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
28. Макушкина С.В. Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами сказкотерапии и развивающих игр // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - С. 283 - 285.
29. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М.: Академия 2014. - 200с.
30. Муравьева Г.Е. Стратегии проектирования образовательного
процесса // Школьные технологии. - 2002. - №6. - С. 124 - 131.
31. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe- obrazovanie/dokumenty/ukaz-prezidenta-rf-ot-1-iyunya-2012-g-n-7 61-o- natsionalnoj-strategii-dejstvij-v-interesakh-detej-na-2012-2017-gody.html (24.11.2017).
32. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
33. Переплякова Т.В., Зотова Ю.Н. Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к доступной трудовой деятельности // Педагогическое мастерство. - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 45 - 47.
34. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 208 с.
35. Рассказов Д.Н. Духовно-нравственное развитие ребенка в игре // Актуальные проблемы социально-гуманитарных знаний. - 2015. - № 11. - С. 106 - 110.
36. Расторгуев Г.П. Особенности формирования ответственности дошкольников в сюжетно-ролевой игре // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2016. - № 11. - С. 34 - 37.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПБ.: Питер, 2002. - 720 с.
38. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Нар.образование, 1998. - 256 с.
39. Сериков В.В. Образование и личность. - М.: Смысл, 2014. - 272 с.
40. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.:
Просвещение, 2012. - 98 с.
41. Уразова А.Р. Индивидуальный образовательный маршрут как средство социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ. - 2017. - № 7. - С. 92 - 96.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - [Электронный ресурс]. - URL:
https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения:
21.11.2017).
43. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года (в ред. от 29.07.2017). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/(23.11.2017).
44. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 2009. - 520 с.
45.Чурекова Т.М. Формирование духовно-нравственных ценностей в современной социокультурной ситуации // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2013. - № 2. - С. 29 - 31.
46. Шадрина Н.В., Хуртина М.А., Нетесова Н.И. Приобщение детей
дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям //
Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 6. - С. 2 - 4.
47. Швалб Ю.М., Муханова И.Ф. Возрастная психология. - Донецк: Норд-Пресс, 2015. - 303 с.
48.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1976. - 304 с.
49. Этика / Под ред. А.А. Гусейнова. - М.: Юрайт, 2013. - 569 с.
50. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно
ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 31 - 42.