Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИМЕННЫЕ КОНФИКСАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Работа №46272

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
440
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФИКСАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1.1. Понятие о конфиксальных структурах в теории языкознания 6
1.2. Эволюция формирования конфиксальных структур 11
1.3. Взаимодействие словообразовательной и морфемной структур слова в
процессе формирования конфиксальных образований 16
1.4. Роль потенциальных слов в формировании конфиксальных структур 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА II. ИМЕННЫЕ КОНФИКСАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
2.1. Конфиксальные структуры в сфере имен существительных 30
2.1.1. Конфиксальные субстантивы со значением лица 30
2.1.2. Конфиксальные субстантивы со значением не-лица 36
2.2. Конфиксальные структуры в сфере имен прилагательных 40
2.2.1. Конфиксальные адъективы, характеризующие одушевленные предметы 40
2.2.2. Конфиксальные адъективы, характеризующие неодушевленные
предметы 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 47
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕННЫХ КОНФИКСАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
3.1. Проблема изучения способов русского словообразования в школе 49
3.2. Система упражнений по теме исследования 55
3.3. Технологическая карта урока с привлечением материалов исследования. 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
ЛИТЕРАТУРА 75
ИСТОЧНИКИ 79

Русский язык представляет собой постоянно изменяющийся и развивающийся процесс. Возникновение новых слов осуществляется при помощи заимствования лексических единиц и реализации различных способов деривации.
В современном русском языке наблюдается активное использование такого вида деривации, как конфиксация. «Первое место среди новообразований занимают конфиксальные имена существительные, прилагательные» [Жданова 2010: 57]. Это связано прежде всего с тем,
что именные неологизмы выполняют функцию наименования и характеристики новых предметов и явлений окружающей действительности. Кроме функциональной, есть и другие экстралингвистические причины, способствующие росту числа неологизмов упомянутых ранее частей речи. Г. О. Винокур и другие исследователи отмечают, что «по мере развития абстрактного мышления увеличивается частотность употребления существительных и прилагательных» [Винокур 2005: 8]. Среди них отмечается большое количество конфиксальных структур.
Актуальность исследования определяют следующие факторы:
Во-первых, словообразование представляет собой динамический аспект языка, его лексического состава. Словарный состав языка пополняется постоянно и прежде всего это происходит за счет процессов словообразования. В разные периоды истории русского языка словопроизводством управляли определенные тенденции. Изучение данных тенденций представляет большой интерес, так как они являются обобщением различных словообразовательных преобразований, среди которых отмечается конфиксация.
Во-вторых, до сих пор в отечественной лингвистике и лингвометодике отсутствует единое понимание феномена конфиксации.
В-третьих, конфиксальная модель образования слов является одной из продуктивных моделей возникновения новых номинативных единиц в современном русском языке, требующих дальнейшего изучения и научного описания.
Научная новизна исследования заключается в том, что именные конфиксальные структуры рассматриваются на этапе новейшего периода русского языка.
Цель исследования - изучение продуктивных словообразовательных типов в сфере конфиксального русского словообразования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать статус конфиксального словообразования в теории русского языкознания;
2) проследить эволюцию формирования конфиксальных структур;
3) рассмотреть взаимодействие словообразовательной и морфемной структуры слова в процессе формирования конфиксальных структур;
4) осмыслить роль потенциальных слов в формировании конфиксальных структур;
5) представить круг именных конфиксальных образований, функционирующих в современном русском языке;
6) проанализировать действующие программы и учебники по русскому языку с точки зрения представления в них материала о конфиксальном словообразовании;
7) наметить возможные пути использования результатов исследования в практике школьного преподавания русского языка.
Объект исследования - именные конфиксальные слова, образованные способом конфиксации.
Предметом изучения выступает именная конфиксальная деривация как феномен современного русского языка.
В работе использованы такие методы, как: метод сплошной выборки; описательный, включающий приемы наблюдения, описания, обобщения и классификации анализируемого материала; словообразовательный.
Материалом исследования послужили современные федеральные и региональные газеты, материалы инетернет-форумов, речь спикеров, теле- и радио-ведущих.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут расширить и углубить теоретические представления о конфиксации как языковом явлении.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в вузовских курсах по словообразованию, лексикологии, неологии, стилистике; на занятиях по русскому языку в школе при изучении тем: «Способы русского словообразования»; «Неологизмы современного русского языка» и др.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию в ходе выступлений с докладами на ежегодных научно-практических конференциях студентов КФУ (Казань, 2016; 2018), а также отражены в публикациях.
Структура работы включает введение, 3 главы, заключение, литературу и источники.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Конфиксальный способ словообразования - это образование новых слов за счет одновременного присоединения к мотивирующей основе конфикса - морфемы, состоящей из двух (реж - более чем двух) частей.
Понятие конфикса к русскому было разработано В.М. Марковым, который отмечал, что каждое производное слово выделяет в своем составе одну словообразовательную морфему, осложняющую так называемую основу. Сам термин «конфикс» был введен Юшмановым еще в 1928 году по отношению к семитским языкам. Данная двуаффиксная морфема получает название конфикс и служит материалом единичного акта морфологического словопроизводства. Конфиксация определяется как важнейший способ словообразования в дополнение к суффиксации.
Формирование конфиксального способа словообразования было связано с разными причинами, среди которых лингвисты называют следующие:
-изменение словообразовательных связей в определенных суффиксальных и префиксальных словообразовательных типах в связи с развитием субстантивно-адъективных и глагольно-именных отношений в русском языке;
-переориентация словообразовательных единиц, возникших на базе неисходных (в частности - предложно-падежных) форм слова, на исходные (основные) формы в качестве активной словообразовательной базы;
-калькирование иноязычных производных образований.
В древности конфиксальный способ образования был характерен только книжному стилю, однако в современном русском языке данный способ характерен и разговорной речи.
С помощью конфиксального способа образуются узуальные и окказиональные единицы. Абсолютное большинство инноваций образуется по уже известным типам; нередко реализация словообразовательного типа представлена несколькими примерами.
Наиболее продуктивным типом среди имен существительных - это основа имени существительного/глагола + анти.ин со значением предмета, средства, которые борятся с чем-либо. Это связано с различными жизненными трудностями и проблемами индивидов, общества. В современном мире множество изъянов, людям приходится применять в своей речи подобного рода существительные.
Наиболее продуктивным типом среди имен прилагательных является основа имени существительного + без.н(ый). Слова с данным типом имеет отрицательную коннотацию, в основном это характеристика качества людей.
Многие конфиксы присоединяются к основам слов, которые относятся к самым разным областям жизни человека. Однако, последние именные конфиксальные образования связаны в основном с айти-сферой, различными девайсами, так как наиболее значительные изменения происходят именно в этих сферах.
В современной школьной программе тема словообразования изучается на протяжении всех школьных лет. Огромное значение имеет подход к изучению данного раздела в 5-7 классах, так как именно на этом этапе формируется представление школьников о словообразовательной системе русского языка и происходит овладение навыками словообразовательного анализа.
При работе с учениками, преподавателю следует обратить внимание на возможно некоторые трудности. Основная из проблем - абстрактность морфем, тема, которая обладает лексико-грамматическим значением. Функцией морфем заключаются в том, что они указывают на анализ не только конкретного слова, но и других слов тоже. Еще одна сложность - определить мотивирующее слово.
В школе преподавание русского языка производится по альтернативным учебным комплексам, что приводит к тому, что знания учащихся по дериватологии оказываются наиболее уязвимыми из-за существенных различий представления этого раздета в трех основных комплексах: комплексу авторского коллектива под редакцией Н. М. Шанского (М. Т Баранов, Т А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.), комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой, а также комплекту под редакцией П. А. Леканта и М. М. Разумовской. Обязательный минимум в данных УМК не включает в себя термины: «конфикс», «конфиксальный способ словоообразования» или «именные конфиксальные структуры». Однако употребляется термин «приставочно-суффиксальный» в разделах «Морфемика», «Лексика. Словообразование», «Словообразование. Лексика. Культура речи».
С учетом частотности использования конфиксальных структур в настоящее время на современном этапе жизни, необходимо отметить важность их изучения и целеноправленное использование в практике обучения русскому языку в школе. Это позволит стимулировать процесс усвоения языковых знаний, а уроки русского языка сделать интересными и разнообразными с точки зрения содержания и методики преподавания.



1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: учебник / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018. - 319 с.
2. Балалыкина Э.А. Русское словообразование: учеб. пособ. /
Э.А. Балалыкина, Г.А.Николаев. - Казань, 1985. - 184 с.
3. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. - М.: Учпедгиз, 2009. - 784 с.
4. Виноградов В.В. К истории лексики русского литературного языка / В.В. Виноградов // Русская речь. Новая серия. Вып. I. - Л.: Academia, 2011. - С. 90 - 118.
5. Винокур Г.О. Культура языка / Г. О. Винокур. - М.: Лабиринт, 2006. - 256 с.
6. Дементьев А.А. Заметки по русскому словообразованию /
А.А. Дементьев // Учен.записки Куйбышевского гос. пед. ин-та им. В.В. Куйбышева. Вып. 13. - Куйбышев: ОГИЗ Куйбышевское изд-во, 2015. - С. 233 - 255.
7. Евсеева И.В. Современный русский язык. Вопросы морфемики и словообразования: Учебное пособие / И.В. Евсеева. - Красноярск,
2007. - 83с.
8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный / Т.Ф. Ефремова. - М.: Рус. яз. 2000. - 1209 с.
9. Жданова Е.А. Особенности именного префиксального словообразования в русском языке ХХ века / Е.А. Жданова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание, 2010. - С. 57 - 61.
10. Зверев А.Д. Словообразование в современных
восточнославянских языках / А.Д. Зверев. - М.: Высш. шк., 2013. - 206 с.
11. Земская Е.А Словообразование как деятельность /
Е.А. Земская. - М.: Флинта; Наука, 2011. - 324с.
12. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование:
Учеб. Пособие / Е.А. Земская. - М.: Флинта: Наука, 2005.
13. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование:
Учеб. пособие / Е.А. Земская. - М.: Просвещение, 2013. - 304 с.
14. Казанская Э.В. Именная конфиксация в ее отношении к
суффиксации / Э.В. Казанская // Именное словообразование русского языка. - Казань: Издательство Казанского университета, 1976 -118 с.
15. Котелова Н.З. Банк русских неологизмов. Новые слова и словари новых слов / Н.З. Котелова. - Л.: Наука, 1983 С. - 158 - 170.
16. Кубрякова Е.С. Аффикс / Е.С. Кубрякова, Ю.Г. Панкрац // Большой энциклопедический словарь «Языкознание». - Москва: Науч. изд- во «Большая Российская энциклопедия», 1998 - 116 с.
17. Левицкая А.Д. Динамика словообразовательных процессов: глагольные префиксация и конфиксация / А.Д. Левицкая // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание, 2012. - С. 150 -153.
18. Лопатин В.В., Улуханов И.С. О принципах
словообразовательного анализа и классификации морфов / В.В. Лопатин, И.С. Улуханов // Русский язык в национальной школе 1969. - №5 - С. 12 - 13.
19. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов / В.Н.Немченко. - М.: Высш. шк., 1984. - 256 с.
20. Марков В.М. Замечания о конфиксальных образованиях в языке поэтических произведений М.В. Ломоносова / В.М. Марков // Очерки по истории русского языка и литературы XVIII века. - Казань: Издательство Казанского университета, 1967. С. - 60-72.
21. Марков В.М., Николаев Г.А. Об основных направлениях изучения русского словообразования (1957 - 1972 гг.) / В.М. Марков, Г.А. Николаев // Вопросы теории и истории русского словообразования. - Казань: Издательство Казанского университета, 1972. - С. 3 - 10.
22. Маркова Э.В. К типологии русских морфем (прерывистые морфемы) / Э.В. Маркова // II Международные Бодуэновские чтения: Казанская лингвистическая школа: традиции и современность (Казань, 11 - 13 декабря 2003г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общей редакцией К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. - Т. 1. - С. 93 - 94.
23. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учеб. для филол. спец. вузов.- 3 изд., испр. / Ю.С.Маслов. - М.: Высш. шк., 1997. - 273 с.
24. Мельчук И.А. О внутренней флексии в индоевропейских и семитских языках / И.А. Мельчук // Вопросы языкознания. - 1963. - №4. - С. 33 - 34.
25. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в
современном русском литературном языке: Учеб. Пособие /
АИ. Моисеев. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987. - 206 с.
26. Нефляшева Н.А. Новообразования в газетно-публицистическом стиле / Н.А. Нефляшева. - Москва: Просвет, 1998. - 163 с.
27. Николаев Г.А. Русское историческое словообразование / Г.А. Николаев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. - 152 с.
28. Николаев Г.А. Структура русского слова: Учебное пособие / Г.А.Николаев. - Казань: Изд-во Казанск.гос.ун-та, 2008. - 56 с.
29. Николаев Г.А. Лекции по русскому словообразованию: учебное
пособие / Г.А. Николаев. - Казань: Казанский государственный
университет, 2009. - 186 с.
30. Потиха З.А. Современное русское словообразование / З.А. Потиха. - М.: Просвещение, 1970. - 384 с.
31. Плунгян В.А. Общая морфология: Введение в проблематику:
Учебное пособие. Изд. 2-е, исправленное / В.А. Плунгян. - М.:
Едиториал УРСС, 2003. - 384 с.
32. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика / А.Н. Тихонов. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 704 с.
33. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология) / А.Н. Тихонов. - М.: Цитадель-трейд, 2002. - 463 с.
34. Улуханов И.С. Словообразование путем замены морфем / И.С. Улуханов // Русская речь. - М., 1974. - №5. - С 74 - 80.
35. Хожикулова О.А. Эволюция словообразовательной формы конфиксальных существительных и прилагательных / О.А.Хожикулова // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки, 2006. - С. 182 - 188.
36. Марков В.М. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки / В.М.Марков. - Казань, 2006. - С. 182 - 187.
37. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию / Н.М. Шанский. - М., 1968. - 245 с.
38. Шанский Н.М. Тихонов А.Н. Современный русский язык: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Н.М. Шанский, А. Н. Тихонов. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.
39. Шапошников В.Н. Русская речь: Современная Россия в языковом отображении / В.Н. Шапошников. - М.: МААП, 1998. - 243 с.
40. Ширшов И.А. Множественность словообразовательной мотивации в современном русском языке / И.А. Ширшов. - Ростов: Изд- во Ростовского ун-та, 1981. - 117 с.
41. Циганенко Г.П. Состав слова и словообразование в русском языке / Г.П. Циганенко. - Киев, 1978. - 152 с.
42. Юркина И.А. Активные процессы в современном русском
словообразовании: (На материале словарей новых слов): диссертация
кандидата филологических наук: 10.02.01 / Гос. ун-т. - Казань, 1991. -147 с.
43. Юшманов Н.В. Грамматика литературного арабского языка / Н.В. Юшманов. - Л., 2018. - 160 с.
ИСТОЧНИКИ
1. Газета «Вечерняя Казань» 2017-2018 гг.;
2. Газета «Российская газета» 2017-2018 гг.;
3. Газета «Комсомольская правда» 2008-2018 гг.;
4. http://5-tv.ru/(дата обращения: 11.02. 2017);
5. http://7ya.ru/(дата обращения: 25.03. 2018);
6. http://advert.sci-lib.com/ (дата обращения: 30.10.2017);
7. http://amic.ru/(дата обращения: 23.03.2018);
8. http://anticorruption.tatarstan.ru/ (дата обращения: 23.05.2018);
9. http://avdet.org/(дата обращения:.11.11. 2017);
10. http://aviaport.ru/(дата обращения:25.03. 2018);
11. http://besstizhie.ru/(дата обращения: 23.03.2018);
12. http://bsu-philosophy.wikia.com/(дата обращения: 23.03.2018);
13. http://echo.msk.ru/(дата обращения: 23.03.2018);
14. http://efremova-online.ru/(дата обращения: 23.03.2018);
15. htt p://fb.ru/ (дата обращения: 30.04.2018);
16. http://firmap.ru/ (дата обращения: 21.03. 2018);
17. http://forums.drom.ru/ (дата обращения: 23.10.2017);
18. http://gazeta.ru/(дата обращения: 23.03.2018);
19. http://gramota.ru/(дата обращения: 09.06.2016);
20. http://greenray.org/(дата обращения: 06.01.2017);
21. http://gufo.me/ (дата обращения: 09.03.2018);
22. http://habr.com/(дата обращения: 29.03. 2018);
23. http://kartaslov.ru/(дата обращения: 23.03.2018);
24. http://kb.by/ (дата обращения: 13.12.2017);
25. http://knigi-znatok.at.ua/(дата обращения: 23.03.2018);
26. http://lenta.ru/(дата обращения: 23.03. 2018);
27. http://liveinternet.ru/(дата обращения: 23.03.2018);
28. http://livejournal.com/(дата обращения: 23.07. 2017);
29. http://medusa.io/ (дата обращения: 2017-2018 гг.);
30. http://moyses.ru/(дата обращения: 23.03.2018);
31. http://overtime.life/(дата обращения: 23.03.2018);
32. http://pikabu.ru/(дата обращения: 25.03. 2018);
33. http://politforums.net/(дата обращения: 25.03.2018);
34. http://proza.ru/ (дата обращения: 19.12.2017);
35. http://radioenergy.ru/(дата обращения: 16.09.2017);
36. http://rt.rbk.ru/ (дата обращения: 1.03.2018);
37. http://ruscorpora.ru/(дата обращения: 02.04.2018);
38. http://ruskline.ru/(дата обращения: 14.03. 2018);
39. http://ru.sims.wikia.com/ (дата обращения: 22.04.2018);
40. http://schlock.ru/(дата обращения: 23.03.2018);
41. http://spektrnews.in.uа/ (дата обращения: 20.02. 2018);
42. http://studfiles.net/ (дата обращения: 17.01.2018);
43. http://sunhome.ru/ (дата обращения: 03.12.2017);
44. http://sunmag.me/ (дата обращения: 30.09.2017);
45. http://twitter.com/(дата обращения: 23.03.2018);
46. http://vk.com/(дата обращения: 23.03. 2018);
47. http://youtube.com/(дата обращения: 02.06. 2016);
48. http://zivag.com/ (дата обращения: 27.03. 2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ