Введение 3
1. Теоретические аспекты ценовой политики и стратегии ценообразования
предприятия 7
1.1. Цена, ее виды и ценовая политика организации 8
1.2. Стратегия ценообразования и ее роль в повышении конкурентоспособности
организации 16
1.3. Виды современных ценовых стратегий в организации 19
2. Анализ стратегии ценообразования на предприятии ООО «Альфа-трейд» 27
2.1. Общая характеристика предприятия 27
2.2. Анализ хозяйственно-экономической деятельности 30
2.3. Анализ проблем применяемой стратегии ценообразования 35
3. Основные пути улучшения стратегии ценообразования в ООО «Альфа-трейд»
3.1. Пути повышения рентабельности предприятия за счет улучшения
управления ценами 40
3.2. Направления совершенствования ценовой стратегии 44
Заключение 55
Список использованных источников 60
Приложения
В рыночной экономике существующие механизмы регулирования деятельности предприятия базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для повышения заинтересованности предприятия в удовлетворении потребностей общества. В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется наряду с другими экономическими законами законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования, поэтому развитие рыночного ценообразования требует кардинального изменения принципов формирования цен и модели цены.
Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены и их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов - стратегического и тактического. В условиях рынка динамика цен будет формироваться непредсказуемо, и необходимо глубоко и тщательно изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.
Возникают принципиально новые подходы в методах ценообразования. Решающая роль в формировании цен принадлежит спросу и предложению, полезности и качеству товара. Существенно ограничиваются функции государственных органов в установлении и регулировании цен.
Цена является важнейшей составляющей комплекса планирования на предприятии, это единственный элемент, реально обеспечивающий продавцу доход. Это сложное понятие, которое зависит от общего состояния экономики и конкуренции, тем более на промышленном рынке, так как первоначально устанавливаемая цена редко совпадает с конечной. В связи с этим, одной из основных задач на любом предприятии является экономическое обоснование себестоимости и цены производственного продукта.
Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость предприятия, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли.
Решения, принимаемые руководством предприятия в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, так как они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого, ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.
В сложившейся российской торговой практике было принято различать цены применительно к продукции производственно-технического назначения и так называемые отпускные цены применительно к продукции потребительского назначения.
По мере перехода в зону скачкообразного, зачастую неуправляемого подъема цен взамен или в дополнение к индексу цен стал чаще применяться показатель уровня инфляции, характеризующий, на сколько процентов увеличиваются цены за определенный период. Показатель уровня инфляции в процентах равен процентному индексу роста цен за соответствующий период, уменьшенному на 100%. Индекс цен есть показатель роста, а уровень инфляции - прироста цен.
В этих же целях иногда применяются реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравнимые) цены, т.е. цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе. С этой целью устанавливается отношение цен. Чаще всего определяется отношение цен взаимозаменяемых товаров, именуемых субститутами.
В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии используются проектные цены. С учетом их приближенного, ориентировочного характера часто определяется предельный уровень таких новых цен в виде лимитных цен.
В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными, а цены, ожидаемые в будущем, - ожидаемыми.
Ряд цен на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскурантов, т.е. указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными. В условиях государственного ценообразования прейскурант, ценник был основным, иногда первичным документом. В рыночной экономике прейскурант становится справочным документом.
В современной рыночной экономике ценовая политика характеризует направленность организаций розничной торговой сети на работу с потребителем. Исходя из этого, цену можно определить как сумму всех расходов покупателя, прямо или косвенно связанных с приобретением продукта (цена продажи, затраты на поиск покупки, на кредитование, на ремонт, установку, транспортные затраты). Исходя из такого понимания цены, формируется современное ориентированное на потребителя определение цен политики.
Ценовая политика - вытекающие из целей организаций розничной торговой сети меры по поиску, выбору и реализации соотношений между ценой и качеством товара и решению связанных с этим проблем покупателя. Основываясь на современном определении ценовой политики, ее можно представить как систему, состоящую из следующих элементов:
- цели (долгосрочные и краткосрочные);
- инструменты (стратегические и оперативно-тактические);
- организационные решения.
Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии. Однако организации розничной торговой сети не знают, когда изменятся вкусы потребителей, поэтому они могут вызвать перепроизводство в одной области и недопроизводство - в другой. Монопольные цены больше реагируют на величину издержек, чем на уровень спроса. Относительная устойчивость монопольных цен в периоды колебаний спроса объясняется строением капитала (высокий уровень постоянных расходов).
При установлении цен на существующие товары можно выделить два основных вида стратегий в зависимости от деятельности конкурентов:
- стратегия скользящей падающей цены - применяется, когда организация розничной торговой сети застраховано от конкуренции. Цена последовательно скользит по кривой спроса, т. е. изменяется в зависимости от спроса и предложения товара.
- стратегия преимущественной цены - применяется при опасности вторжения конкурентов в область деятельности организации розничной торговой сети. Суть стратегии - достижение конкурентного преимущества по издержкам, (тогда цена устанавливается ниже цен конкурентов) или по качеству (тогда цена устанавливается выше цен конкурента, чтобы товар оценивался как высококачественный) [11, с.46].
Актуальность данной темы заключается в том, что цена на продукт явля-ется для предприятия не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров. В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации.
Теоретическую базу исследования составили труды таких российских ученых, как Жмакин Н.Е., Зотов Б.Л., Коробеев А.И., Лузгин И.М., Образцов В.А., Романов А.Н., Терехова А.М. и др
Цель исследования - анализ существующей стратегии ценообразования ООО «Альфа-Трейд» и разработка основных путей ее улучшения. Достижение цели может быть обусловлено решением следующих задач:
- рассмотреть понятие, виды цены и ценовой политики организации;
- изучить стратегию ценообразования и ее роль в повышении конкуренто-способности организации;
- исследовать виды современных ценовых стратегий в организации;
- проанализировать стратегии ценообразования ООО «Альфа-Трейд»;
- разработать основные пути улучшения стратегии ценообразования ООО «Альфа-Трейд».
Объектом исследования ЯВЛЯЕТСЯ ООО «Альфа-Трейд».
Предметом исследования выступает стратегия ценообразования современного предприятия.
При проведении исследования использовались следующие методы:
- анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения);
- моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования);
- абстрактно-логические, экономические, статистические и экономико-математические методы, а также комплексный и системный подход.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В соответствии с поставленными во введении целью и задачами в работе рассмотрены понятие, виды цены и ценовой политики организации, изучены стратегии ценообразования и их роль в повышении конкурентоспособности организации, исследованы виды современных ценовых стратегий в организации, проанализированы стратегии ценообразования ООО «Альфа-Трейд», а также разработаны основные пути улучшения стратегии ценообразования, что позволило сделать следующие выводы.
Цена - комплекс экономических понятий, входящий в единую синтетическую систему. Цена представляет собой один из стержневых элементов, определяющих условия перехода к рынку. Основными признаками классификации цены являются: в зависимости от сфер торговли, по степени и способу регулирования.
Источниками информации о ценах являются: справочные и биржевые цены. К функциям цены относятся: учётно-измерительная, регулирующая, стимулирующая, социальная, распределительная (перераспределительная), способствующая рациональному размещению производства.
При установлении цен на существующие товары можно выделить два основных вида стратегий в зависимости от деятельности конкурентов: стратегия скользящей падающей цены (применяется, когда организация розничной торговой сети застрахована от конкуренции) и стратегия преимущественной цены (применяется при опасности вторжения конкурентов в область деятельности организации розничной торговой сети).
Методы расчета цен весьма многообразны. Существуют затратные (метод, ориентированный на определение полных издержек, метод полных затрат, метод, ориентированный на определение полных издержек, метод прямых затрат, метод учета рентабельности инвестиций), экономические и рыночные методы ценообразования (метод текущей цены; метод тендерного ценообразования).
Известны также виды современных ценовых стратегий в организации, как стратегия дифференцированного ценообразования (скидки на втором рынке, периодическая скидка, случайная скидка, ценовая дискриминация), стратегия конкурентного ценообразования (проникновение на рынок, «кривая освоения», сигнализирование ценами, ценовая географическая) и стратегия ассортиментного ценообразования.
В выпускной квалификационной работе в качестве объекта исследования выбрана организация ООО «Альфа-Трейд». ООО «Альфа-Трейд» занимается реализацией полимерной продукции заводов химической отрасли.
Проведенный анализ хозяйственно-экономической деятельности показал, что с каждым годом наблюдается увеличение товарооборота, валового дохода и уменьшение товарооборачиваемости. Изменение прибыли ООО «Альфа-Трейд» за 2015-2017 гг. составило +233 тыс. руб. Увеличение прибыли от продаж в от¬четном году в большей мере обусловлено ростом цен, что можно объяснить инфляционными процессами в стране.
Все коэффициенты соответствуют нормативным значениям и указывают на отсутствие финансового риска, т. е. на не зависимость организации от заем¬ных источников капитала. Коэффициент автономии увеличился на 0,04 пункта и оставил 0,8, соответственно коэффициент зависимости на конец года снизился; коэффициент финансового риска снизился по сравнению с началом года и составил 0,06 и составил 0,25, коэффициент финансовой устойчивости увеличился и составил на конец года 0,84, что является положительной динамикой.
ООО «Альфа-Трейд» использует методы расчета цены с ориентацией на конкуренцию, также относящиеся к группе рыночных методов, т.е. устанавливает цены на товары и услуги через анализ и сравнение силы дифференциации товаров с предприятиями-конкурентами на рынке, при этом во внимание принимается сложившийся уровень цен. Метод определения цены с ориентацией на конкуренцию состоит в определении цены продукции ООО «Альфа-Трейд» с учетом конкурентной ситуации и конкурентного положения на рынке.
Формирование и реализация ассортиментной политики ООО «Альфа- Трейд» необходимы, чтобы спрогнозировать инвестиции в развитие бизнеса, определить условия безубыточной работы организации. Особенно это необходимо в условиях жесткой конкурентной среды, когда со стороны покупателей предъявляются высокие требования к качеству. В таком случае анализ ассортиментной политики торговой организации - залог успеха.
Верно выбранная стратегия поможет завоевать лидерство в конкурентной борьбе за клиента, следовательно, получить максимальную прибыть и расширить бизнес.
Основными принципами ассортиментной политики ООО «Альфа-Трейд» являются:
- удовлетворение запросов потребителей (главный принцип, лежащий в основе рынка);
- оптимальное использование технологических знаний и опыта;
- анализ финансовых результатов (ассортимент формируется на основе ожидаемой рентабельности и величине прибыли);
- завоевание новых покупателей (стандартная стратегия, предполагающая расширение рынков сбыта);
- принцип гибкости (включение в деятельность ООО «Альфа-Трейд» не традиционных для него отраслей);
- принцип синергизма (расширение услуг, которые связаны между собой определенной технологией и требующие единой квалификации кадров).
В 2016 г. произошло перевыполнение плана на 10,7%, что составило в сумме 214,2 тыс. руб. В 2017 г. произошло перевыполнение плана на 17,9%, что составило в сумме 157 тыс. руб.
При планировании товарооборота ООО «Альфа-Трейд» используется опытно-статистический метод, основанный на изучении состояния выполнения плана товарооборота за предшествующие годы, с учетом перспектив развития в предстоящем периоде. В 2018 г. по продукции ООО «Альфа-Трейд» ожидается повышение цен в среднем на 28%. Валовый доход запланирован в сумме 951,2 тыс. руб., торговая надбавка при этом составляет 30%. Это выше среднего про¬цента 2017 г. на 20,5%.
Руководство ООО «Альфа-Трейд» планирует: повысить среднюю заработную плату работников, что приведет к увеличению расходов на оплату труда работников на 41,0 тыс. руб.; снизить транспортные расходы на 29,3 тыс. руб.; снизить расходы на оплату коммунальных услуг на 12,3 тыс. руб.; снизить прочие расходы на 21,6 тыс. руб.
Среди методов контроля цен ООО «Альфа-Трейд» и увеличения объёма реализации продукции можно предложить следующие мероприятия, способствующие увеличению сбыта и, как следствие, увеличению выручки и прибыли ООО «Альфа-Трейд»:
- для повышения эффективности планирования и организации управления ООО «Альфа-Трейд» необходимо разрабатывать ежегодный план маркетинга, где взаимосвязаны по срокам, содержанию, средствам все мероприятия, проводимые в рамках службы маркетинга. Кроме того, можно разработать и оформить справочник по продажам, как для внутреннего, так и для внешнего пользования, что будет способствовать созданию имиджа ООО «Альфа-Трейд» и повысит его авторитетность;
- для изучения системы ценностей потребителей и уровня удовлетворения их запросов в ООО «Альфа-Трейд» необходимо проводить непрерывное исследование рынка, постоянное выявление предпочтений потребителей, как с позиции устных опросов в местах продажи, по телефону, так и письменного анкетирования по почте;
- повышая конкурентоспособность своей продукции ООО «Альфа-Трейд» должно провести ряд мероприятий: улучшить качество, дизайн, расширить ас-сортимент продукции, использовать брендинг. Качество можно улучшить, используя современное оборудование для производства продукции. Современный дизайн упаковок будет способствовать более глубокому проникновению продукции на рынки России. Этикетка, напечатанная на металлизированной основе, придаст упаковке яркость и блеск, а также привлечет внимание потребителей. Также ООО «Альфа-Трейд» можно предложить разрабатывать мероприятия в отношении использования брэндинга, для закрепления устойчивого положительного имиджа ООО «Альфа-Трейд» в сознании покупателей;
- стабильного уровня прибыли ООО «Альфа-Трейд» вне зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла находится товар, может добиться используя различные стратегии ценообразования;
При формировании свободных цен в ООО «Альфа-Трейд» необходимо учитывать следующие факторы:
- конъюнктуру потребительского рынка (соотношение спроса и предложения);
- укрепление положения на рынке г. Казани;
- цены и качество товаров-конкурентов;
- уровень обслуживания покупателей и многие другие.
ООО «Альфа-Трейд» применяет следующие стратегии.
Ценовая стратегия проникновения на рынок - стратегия, основанная на использовании экономии за счет роста масштабов производства. Стратегия проникновения на рынок используется для внедрения новых товаров на рынок и усиления прежних позиций. Стратегия доброкачественности и проникновения на рынок для реализации в России труб полиэтиленовых 153-02К преследует цель завоевания лидерства по показателям доли рынка.
Стратегии «снятия сливок» или стратегии завышения цены должны придерживаться при реализации пленки полиэтиленовой толщина 100 мкм и полиэтилена высокого давления 11503-070, которая позволит быстро окупить затраты по введению товаров на рынок.
При реализации пленки полиэтиленовая толщина 100 мкм, комплекта тру¬бок до 2200 мм, труб полиэтиленовые ПЭ80 необходимо использовать серединную стратегию по показателям качества и цены.
При реализации пленки полиэтиленовой 100 мкр, должны придерживаться стратегии ограбления покупателей.
1. Федеральный закон от 28.12.2009 г. №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изменен, и дополнен, от 28.12.2017г.) // Российская газета. - 2018. - №1.
2. Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300¬1 (с изменен, и дополнен, от 01.09.2017г.) // Российская газета. - 2017. - №29.
Книги, монография
3. Баранова А.К. Понятие и сущность рентабельности предприятия: Учебник / А.К. Баранова. - М.: Просвещение, 2014. - 288 с.
4. Бахтин, М.М. Анализ хозяйственно-экономической деятельности организации: Учебник / М.М. Бахтин. - М.: Эксмо, 2016. - 264 с.
5. Беличева, С.А. Методы установления цены: Учебник / С.А. Беличева. - Т.: Магеллан, 2016. - 369 с.
6. Бердяев, Н. А. Цена и ценовая политика организации: Учебник / Н.А. Бердяев. - К.: Пенза, 2016. - 278 с.
7. Беркутов, В.В. Ассортиментная политика: Учебник / В.В. Беркутов. - К.: Атлас, 2016. - 310 с.
8. Воронин, И. А. Способы регулирования цены: Учебник / И.А. Воронин. - Архангельск: Мир, 2016.-310с.
9. Гордеева, М.В. Стратегии конкурентного ценообразования: Учебник / М.В.
Гордеева. -М.: Образование, 2016. - 331 с.
10. Горчакова Е.А. Стратегия ценообразования: Учебник/Е.А. Горчакова. -М.: Дашков и К, 2016. - 477 с.
11. Григорьев, С.И. Анализ полноты ассортимента: Учебник / С.И. Григорьев. - М.: Эксмо, 2016. - 328 с.
12. Губин, С.К. Рентабельность предприятия и методы ее оценки: Учебник / С.К. Губин. - М.: Мир, 2016.-384 с.
13. Дегтева В.Ю. Коэффициент полноты ассортимента: Учебник / В.Ю. Дегтева.
- Т.: Магеллан, 2016. - 546 с.
14. Делягин, Н.К. Финансовые показатели деятельности предприятия: Учебник / Н.К. Делягин. - М.: Дашков и К, 2016. - 552 с.
15. Кабушкин Н. И. Цена, ее виды и функции: Учебник / Н.И. Кабушкин. - М.: Новое знание, 2014. - 336 с.
16. Капустин, П.И. Методы ценообразования: Учебник / П.И. Капустин. - М.: Эксмо, 2016. - 321 с.
17. Карпова А.Б. Ценовая категория товаров: Учебник / А.Б. Карпова. - М.: Наука, 2014. - 359 с.
18. Козлов, А.А. Пути повышения рентабельности предприятия: Учебник / А.А. Козлов. -М.: Эксмо, 2016. - 521 с.
19. Кочетков, В.И. Ценообразование: Учебник / В.И. Кочетков. - М.: Эксмо, 2016.-244 с.
20. Кричевский Р.Л. Ценовая политика государства: Учебник / Р.Л. Кричевский.
- М.: Дашков и К, 2016. - 454 с.
21. Кулакова Е.А. Стратегии конкурентного ценообразования: Учебник / Е.А. Кулакова. - П.: Дом, 2016. - 358 с.
22. Лаленков, П.А. Ценовая стратегия и ее виды: Учебник / П.А. Лаленков. - С.: Книга, 2016. - 541 с.
23. Ларкин В.В. Методы управления ценой в органзиации: Учебник / В.В. Лар¬кин. - М.: Книга, 2016. - 237 с.
24. Макаров С.Р. Структура управления предприятием: Учебник / С.Р. Макаров.
- М.: Просвещение, 2016. - 454 с.
25. Меркулов, В.А. Анализ ассортимента предприятия: Учебник / В.А. Мерку¬лов. -М.: Наука, 2016.-441 с.
26. Минин, В.С. Политика в области ценообразования: Учебник / В.С. Минин. - М.: Эксмо, 2016. - 336 с.
27. Назарова А.О. Источниками информации о ценах: Учебник / А.О. Назарова.
- М.: Просвещение, 2014. - 359 с.
28. Нестеров, Е.А. Анализ существующих методов установления цены: Учебник / Е.А. Нестеров. - К.: Книга, 2016. - 414 с.
29. Никольский, Б.В. Ценообразование в России: Учебник / Б.В. Никольский. - М.: Дрофа, 2016. - 487 с.
30. Носов, Н.М. Химическая промышленность: Учебник / Н.М. Носов. - М.: Эксмо, 2016. - 412 с.
31. Овчинников, П.А. Ценовая политика организации: Учебник / П.А. Овчинников. - С.: Книга, 2016. - 258 с.
32. Остапенко, К.К. Методы повышения рентабельности предприятия: Учебник /К.К. Остапенко. -М.: Просвещение, 2016. -221 с.
33. Платонов Ю.П. Организационная структура управления предприятием: Учебник / Ю.П. Платонов. - Л.: ЛГУ, 2016. - 351 с.
34. Пугачев В.П. Анализ экономического состояния предприятия: Учебник / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 410 с.
35. Суздальцев А.И. Ценовая политика организации: Учебник / А.И. Суздальцев. -К.: Тент, 2014.-277 с.
36. Табаков С.М. Ценообразование: Учебник/С.М. Табаков. -М.: Просвещение, 2016.-359 с.
37. Тимкин, Е.И. Источниками формирования имущества: Учебник / Е.И. Тимкин. -М.: Эксмо, 2016. - 312 с.
38. Тимофеев К.Е. Структура управления предприятием: Учебник / К.Е. Тимофеев. - М.: Дашков и К, 2016. - 466 с.
39. Цаплин Л.И. Направления повышения рентабельности предприятия: Учебник / Л.И. Цаплин. - М.: Эксмо, 2016. - 514 с.
40. Щитов М.В. Ценообразование в Российской Федерации: Учебник / М.В. Щитов. -М.: Эксмо, 2016. - 488 с.
Электронные ресурсы
41. Официальный сайт ООО «Альфа-Трейд» [Электронный ресурс]. URL: https://mestam.info.ru
42. Бухгалтерская отчетность организаций [Электронный ресурс]. URL: https: //online-buhuchet. ru