Введение
Глава 1. ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. Определение понятие «общение». Характеристика виртуального общения 7
1.2. Социализация современного подростка и ее основные факторы 19
1.3. Интернет в жизни подростка 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
ПОДРОСТКОВ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
2.3. Методические рекомендации по профилактике интернет-зависимости современных
подростков 46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Проблема общения важнейшая сфера жизни подростков. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности подростковом и юношеском возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблем общения становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.
Как появился интернет-сети возникла проблема виртуального общения разных возрастов. Подростки больше времени проводят в социальных сетях и свободное время тоже проводят в интернет-сетях.
Как пишет А.И. Волкова, в психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения. В качестве примера она приводит следующее безымянное определение: «Общение - это «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга»» [19, с 120].
Цель исследования выявить и раскрыть особенности виртуального общения современных подростков.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику понятиям «Общение» и «Виртуальное общение».
2. Определить социализацию подростка в современном обществе.
3. Определить роль интернета в жизни ребенка.
4. Составить коррекционно-развивающую программу, направленную на профилактику интернет зависимости в подростковом возрасте.
5. Провести опытно-экспериментальную работу.
6. Провести анализ и интерпретацию результатов опытно- экспериментальной работы.
7. Разработать методические рекомендации по профилактике интернет зависимости современных подростков.
Объектом исследования: виртуальное общение подростков.
Предмет исследования: особенности виртуального общения современных подростков.
Гипотезой исследования является предположение о том, что современные подростки проводит наименьшее время в социальных сетях, если для детей будут использовать коррекционную программу.
Методы исследования:
- тест Кимберли-Янга «Интернет - зависимость».
- математическая статистика.
База исследования: МБОУ СОШ № 8 Елабужского муниципального района РТ. Количество испытуемых составило 30 человек.
Теоретическая значимость полученных результатов состоит в том, что они дополняют представления об особенностях виртуального общения подростка, что, в свою очередь, открывает новое направление в воспитательной работе, в институтах социализации, позволяющее осуществлять профилактику конфликтного поведения в подростковой среде.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут быть использованы практическими психологами, педагогами- психологами, а также для подростков и их родителям по безопасности использования интернет сети.
Структура работы Выпускная квалификационная работа состоит из введения и из двух глав. Первая глава теоретическая, где мы рассмотрели понятие общение, и роль интернета в жизни подростка. Во второй главе, мы описали нашу коррекционно-развивающую программу, которая направлена на профилактику интернет зависимости.
Проблема общения сложна и многогранна. Люди без общения не могут развиваться, творить и не может жить без этого.
Особенности развития подростка выражается в проблемах отношений со взрослыми, что показывается в его негативизме, упрямстве, безразличие к учебе. Это происходит потому что подросток в поисках друга, того, кто сможет его понять, поддерживать. Подросток хочет от окружающих, что бы о нем не думали, как о меленьком, он думает, что имеет собственное право. Поэтому у них проявляется потребность в общение, и они уходят в виртуальный мир общения, то есть общение в социальных сетях.
Подростки в виртуальном мире придумывают себе виртуальное имя и желаемый идеальный образ, которую они хотят. Виртуальная реальность заменяет подросткам их привычные вещи, привычки.
Социализация подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Процесс приспособления к жизни в обществе - и есть социализация.
Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания. Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.
Можно сказать, что у многих значительные проблемы в жизни. Интернет - это заменяет в реальности дружбу, любовь. Интернет поглощает все твое время, силу, твою энергию так, что интернет- зависимый человек не может поддержать равновесие в жизни, получать удовольствия от общения, сочувствовать другим, эмоциональную поддержку, проявлять симпатию. Из-за интернета подростки становятся не общительными, плохие оценки в учебе, не хорошее взаимоотношение с близким.
Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание подростка, приводящие к нарушению их социально- психологической адаптации. Интернет-зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье. В результате формируется индивидуальная система ценностей, расходящаяся с общепринятой. В данном исследование мы использовали тестирование «Интернет- зависимость» К. Янга, результаты показали, что подростки больше времени проводит в виртуальном мире, чем реальном. В виртуальном мире они себя чувствуют в безопасности. Они здесь себя чувствуют свободно, могут поменять имя, пол, могут быть в неизвестности. В виртуальном мире подростки не стесняются, не бояться общаться.
Одним из механизмов профилактики Интернет-зависимости является формирование навыков межличностного общения, что в целом способствует повышению уровня личностной и профессиональной подготовки школьников.
Поэтому мы разработали и провели коррекционно-развивающую программу, для профилактики интернет зависимости.
После проведения программы, мы сделали повторное тестирование «Интернет-зависимость» К. Янга. Здесь же результаты показали, что подростки с интернет-зависимостью стало меньше. Подростки поняли суть программы и постарались изменить свое отношение к компьютеру, интернету, социальным сетям.
Значит, наша программа способствовала снижению уровня интернет зависимости. Для доказательства, мы провели корреляционную работу по критерию Стьюдента.
Наша величина попало в зону значимости. Таким образом, можно сделать вывод, что есть статистические различия между результатами до и после проведения программы. То есть поставленная нами гипотеза: о том, что современные подростки проводит наименьшее время в социальных сетях, если для детей будут использовать коррекционную программу подтверждена. А так же между результатами тестирование «Интернет- зависимость» К. Янга, которое проводилось до и после проведения коррекционно-развивающей программы на интернет-зависимость, есть различия. Можно сказать, что подростки с интернет-зависимостью поменяли свое мнение на счет виртуального мира. Они стали больше общаться с реальными людьми, больше проводить время вне компьютера. Также подростки стали больше уделят время к учебе, к общению со сверстниками, с родителями, чем попросту сидеть за компьютером.
1. Автоматический расчет t-критерия Стьюдента // "Психологическая помощь". - 2013 - 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychol-ok.ru/statistics/student/(дата обращения 12.05.18)
2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4.
4. Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журн. 1998.Т. 19 №1. С.89-100.
5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
6. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
7. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.
8. Бирюков В. "Сеть и наркомания". Компьютерный еженедельник "Компьютерра" №16, 1998, стр.13-15.
9. Боровкова Н. Виртуальное зависание / журнал "Человек и наука". Февраль 2002.
10. Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум // От суждений к вычислениям. М.: 1982.
11. Вересаева О. "Психология и интернет на пороге ХХ! века". Психологическая газета №12, 1996, стр.4-6.
12. Войскуновский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Статья из: Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М.: Смысл, 2002, с.82-101.
13. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. Т.25. № 1. C.90-100.
14. Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером/ Диссертация кандидата психологических наук. М., 1990.
15. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС. 2000. С.251-253.
16. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. М, 2000. С 100-131.
17. ВойскунскийА Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М. 2002 С 235 - 250
18. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 Т. М.: Издательство: Педагогика, 1984. Т.4. - 432 с.
19. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского.М., 2000. - 431 с.
20. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.
21. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
22. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т.5. № 2.С. 20-27
23. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. М., 2000. Т.5. Вып.7.
24. Каргина М. Проблемы социализации подростка. //Воспитание школьников -2003. - №4. С. 18.
25. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.
26. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая
психиатрия. М., Екатеринбург, 2000.
27. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. С 70-78.
28. Немов, Р.С. Психология развития / Р.С. Немов. - М.: Москва, 2008. - 348 с.
29. Марков Дж., Хефнер К. Хакеры. Киев: 1996.
30. Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. .Е. Войскунского.М., 2000. С.77-99.
31. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология.
Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского
психолого-социального института, 2002. - 432 с.
32. Чудова И.В. Особенности образа "Я""Жителя Интернета" // Психологический журнал. 2002. Т.22. № 1. С.113-117.
33. Шавамиш В.В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2001.
34. Коноваленко, М.Ю. Ложь в общении. Как защитить себя от обмана / М.Ю. Коноваленко - М.: ТЦ Сфера, 2001- 96 с
35. Краснова, С. В. Как справиться с компьютерной зависимостью / С.В. Краснова, Н.Р. Казарян. - М.:Бис-прант, 2005. - С.45.
36. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: НПО «МОДЭК», 2007. - 384 с.
37. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Л.Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот: Монография. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.
38. Юткина, Ю. Компьютерные игры. Разрядка или зависимость? / Ю. Юткина. - 2007г.
39. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость / К. Янг. - СПб: Мир интернет,2008. - С.24-29.
40. Хакимова, Д.И. Виртуальное общение - как новый вид коммуникаций в современном мире / Д.И. Хакимова // В сборнике: «Актуальные проблемы современной науки», 2015. - С.18.
41. Чебыкина, О.С. Виртуальное общение как фактор возникновения трудностей в социализации подростков / О.С. Чебыкина // система ценностей современного общества, 2012. - №26. - С.227-232.
42. Чернова, Г.Р. Психология общения: учеб. Пособие / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. - СПб.: Питер, 2012.- 240 с. 8. - 348 с.
43. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности / Нов. - М.: Сфера, 2006. - С.142-143.
44. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже - М.: Римис,8. - 249 с.
45. Реан, А.А. Психология детства / Под редакцией члена- респондента РАО А.А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.
46. Смирнова, Е. О. Детская психология / Учебник для вузов. 3-е, перераб / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
47. Стасенко, В.Г. Психология общения: Учеб. Пособие / Воронеж.ждународный институт компьютерных технологий, 2007. - 114 с.
48. Мухина, В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
49. Ефимова, Н.С. Психология общения / практикум по психологии //Н.С. Ефимова - М.: ИД «ФОРУМ»- ИНФРА- М, 2012. - 192 с.
50. Жабко, Е.Д. Интернет как среда виртуального общения / Е.Д. Жабко // Библиотековедение, 2003. - №4.- С.45-50.