Формирование экологической компетентности у младших школьников на уроках окружающего мира (Методика преподавания окружающего мира, Саратовский государственный университет)
Есть приложения.
Шрифт работы 12 пунктов (требование заказчика).
ВВЕДЕНИЕ
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧКСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» 5
§2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 9
§3. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР С Т.З. ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 13
§4. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 22
§5. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА (констатирующий этап) 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Актуальность проблемы исследования: Сложная экологическая обстановка в мире сегодня волнует всех. Деятельность человека без учета экологических законов привела к катастрофическим последствиям для природы. Нависла угроза и над самим существованием человечества: происходит непрерывное истощение природных ресурсов и опасное для жизни загрязнение среды.
Выросло целое поколение молодежи, оторванной от мира природы. Они потребительски относятся к природе, не задумываясь о разрушительных последствиях своей деятельности.
В связи с этим общество стало уделять внимание вопросам формирования экологической компетентности подрастающего поколения, от которого завтра будет зависеть его собственная судьба и будущее планеты.
На сегодняшний день одной из ведущих идей модернизации естественнонаучного образования является формирование экологически компетентной личности. Целью образования становится подготовка экологически грамотного поколения, осознающего отрицательное влияние непродуманного вмешательства человека в природные процессы, обладающего определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия грамотных решений.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для начала формирования многих базовых качеств личности, в том числе и для развития экологической компетентности ребенка.
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности учащегося, освоение им не только базовых ценностей, моральных и нравственных норм, развитие творческих способностей, но и активности, заинтересованности в познании мира. В этом возрасте он более доверчив и впечатлителен, близок к природе, любознателен. Этот период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы.
Несмотря на весьма широкое использование терминов компетентностного подхода в научной литературе, в настоящее время концепция реализации компетентностного подхода в общем экологическом образовании разработана недостаточно полно. Исследования по данной тематике выполнены, в основном, на уровне среднего и высшего профессионального образования и затрагивают педагогические особенности формирования экологической компетентности как элемента профессионализма будущих учителей, инженеров, техников и т.д.
Однако, отдавая должное исследованиям ученых, раскрывающих сущность компетентности и компетенции, экологической компетентности, необходимо отметить, что вопросы формирования экологической компетентности у младших школьников недостаточно изучены.
Проблема разработки содержания, форм и методов, ориентированных на формирование экологической компетентности у детей младшего школьного возраста.
Противоречие между необходимостью формирования экологической компетентности младших школьников и недостаточной методической подготовленностью учителей начальных классов, неразработанностью форм, методов и приемов формирования экологической компетентности у младших школьников.
Ученые, методисты работающие в этой области В.А. Алексеев, Д.С. Ермаков, Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина, О.А. Литвинова, А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская, Г.Г. парфенова и др.
Цель исследования: определить условия, направленные на формирование экологической компетентности младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования экологической компетентности младших школьников.
Предмет исследования: условия, способствующие формированию экологической компетентности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «экологическая компетентность».
2. Определить возрастные особенности детей младшего подросткового возраста, способствующие формированию экологической компетентность.
3. Определить формы, методы и приемы формирования экологической компетентности младших подростков.
4. Определить уровень сформированностиэкологической компетентности у младших подростков.
Методы исследования:
Теоретические
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Практические
1. Тестирование учащихся.
2. Наблюдение за учащимися.
Проблема подготовки экологически компетентной личности является актуальной в условиях современного общества. От уровня сформированности экологической компетентности зависит успешность природоохранной и природообразующей деятельности.
Начальная школа – стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности.
Согласно, О.А. Литвиновой экологической компетентностью младших школьников – это способность и готовность учащихся к проектированию и организации экологической деятельность на основе применения социально-экологических знаний, проявления оценочных суждений о природе и экологической деятельности, овладения экологическими действиями и умениями экологического характера.
Психолого-педагогические основы формирования экологической компетентности составляют следующие характеристики младшего школьного возраста: высокая активность, стремление к развитию, преодоление эгоцентризма, выделение собственного «Я» из окружающего мира, развитие произвольной сферы, способности к самоконтролю, становление ребенка субъектом разнообразных видов человеческой деятельности, интенсивность накопления личного опыта, формирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия, интенсивность взаимодействия с природой, субъектификация природных объектов, переход от доминирования когнитивного компонента к практическому в отношении к природе, эмоциональность, преобладание конкретного непосредственно-чувственного восприятия окружающего.
Необходимой частью развития экологической компетентности является непосредственное общение школьников с природой, наблюдения, опыт, которые одновременно являются и способом добывания знаний и видом практики, подтверждающей их истинность. Через наблюдения и опыт учащиеся познают природу, накапливают знания для сравнений, обобщений, выводов. Наблюдения, моделирование, защиты проектов – это важнейший путь осуществления связи теории с практикой, путь, который помогает превратить знания в убеждения.
Результаты проведенной диагностики показали средний уровень сформированности экологической компетннтности младших школьников.
1. Алексеев С.В. линии сопряжения компетентностного и деятельностного подходов в системе экологического образования // Модернизация современного образования: к экологической компетентности – через экологическую деятельность: Материалы V Всероссийского научно-методического семинара 8-12 ноября 2006 г. Санкт-Петербург. – СПб.: «Крисмас+», 2006. – С. 11-17.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
3. Вахрушев А.А. и др. Программа «Окружающий мир» / А.В. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school2100.com/uroki/elementary/okrmir.php (Дата обращения: 08.03.2018).
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: АСТ, 2014. – 352 с.
5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психология и педагогика. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 478 с.
7. Ермаков Д.С. Образование в интересах устойчивого развития в России: состояние, оценка прогресса и перспективы // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2011. – №1 – С. 17-23.
8. Ермаков Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-kontseptsiya-formirovaniya-ekologicheskoi-kompetentnosti-uchashchikhsya (Дата обращения: 05.03.2018).
9. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2007. - №3. – С. 3-8.
10. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / В. А. Игнатова; РФ. М-во общ. и проф. образования. Тюмен. гос. ун-т, Тюмен. науч. центр СО РАО. – Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1998. – 195 с.
11. Коростылева Т.В., Курдюкова Н.А. Диагностика учебных мотивов школьников // Биология в школе. – 2005. – №4 –С.23-27.
12. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий: 5-11 классы / Л.С. Литвинова, О.Е Жиренко. – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.
13. Литвинова О.А. Формирование экологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sgu.ru/sites/default/files/dissnews/old/synopsis/2013/11/13/LitvinovaOA.pdf (Дата обращения: 05.03.2018).
14. Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224 с.
15. Миронов А.В. Экологическая составляющая нового образовательного стандарта // Начальная школа. – 2011. – №2. – С.48-51.
16. Моисеева Л.В., Никитина Ю.Г. Формирование экологической компетентности младших школьников // Педагогическое образование в России. – 2011. - №2. – С. 203-210.
17. Мухина В.С. Возрастная психолоrия. Феноменолоrия развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
18. Парфилова Г.Г. Формирование экологической компетентности младших школьников: учебное пособие для студентов и преподавателей / Г.Г. Парфилова, Р.Р. Гафиятуллина. – Казань: КФУ, 2013. – 103 с.
19. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителя общеобразоват. организации / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.
20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/197127:0 (Дата обращения: 07.03.2018).
21. Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. А. Серебрякова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.
22. Слизкова Е.В. Формирование экологической компетентности у младших школьников в аспекте реализации ФГОС второго поколения // Экологический мониторинг и биоразноообразие. – 2015. -№. – С. 198-199.
23. Степанов А.М., Раткевич Е.Ю., Мансуров Г.Н. Формирование экологической компетентности средствами песенного фольклора // Вестник МГОУ. Серия «Педагогические науки», 2011. – № 3. – С. 108-111.
24. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы. – М.: Пед. общество России, 2000. – 172 с.
25. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.