Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экологической компетентности у младших школьников на уроках окружающего мира (Методика преподавания окружающего мира, Саратовский государственный университет)

Работа №46229

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы41
Год сдачи2018
Стоимость300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1018
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.
Шрифт работы 12 пунктов (требование заказчика).
ВВЕДЕНИЕ
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧКСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» 5
§2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 9
§3. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР С Т.З. ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 13
§4. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 22
§5. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА (констатирующий этап) 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38

Актуальность проблемы исследования: Сложная экологическая обстановка в мире сегодня волнует всех. Деятельность человека без учета экологических законов привела к катастрофическим последствиям для природы. Нависла угроза и над самим существованием человечества: происходит непрерывное истощение природных ресурсов и опасное для жизни загрязнение среды.
Выросло целое поколение молодежи, оторванной от мира природы. Они потребительски относятся к природе, не задумываясь о разрушительных последствиях своей деятельности.
В связи с этим общество стало уделять внимание вопросам формирования экологической компетентности подрастающего поколения, от которого завтра будет зависеть его собственная судьба и будущее планеты.
На сегодняшний день одной из ведущих идей модернизации естественнонаучного образования является формирование экологически компетентной личности. Целью образования становится подготовка экологически грамотного поколения, осознающего отрицательное влияние непродуманного вмешательства человека в природные процессы, обладающего определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия грамотных решений.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для начала формирования многих базовых качеств личности, в том числе и для развития экологической компетентности ребенка.
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности учащегося, освоение им не только базовых ценностей, моральных и нравственных норм, развитие творческих способностей, но и активности, заинтересованности в познании мира. В этом возрасте он более доверчив и впечатлителен, близок к природе, любознателен. Этот период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы.
Несмотря на весьма широкое использование терминов компетентностного подхода в научной литературе, в настоящее время концепция реализации компетентностного подхода в общем экологическом образовании разработана недостаточно полно. Исследования по данной тематике выполнены, в основном, на уровне среднего и высшего профессионального образования и затрагивают педагогические особенности формирования экологической компетентности как элемента профессионализма будущих учителей, инженеров, техников и т.д.
Однако, отдавая должное исследованиям ученых, раскрывающих сущность компетентности и компетенции, экологической компетентности, необходимо отметить, что вопросы формирования экологической компетентности у младших школьников недостаточно изучены.
Проблема разработки содержания, форм и методов, ориентированных на формирование экологической компетентности у детей младшего школьного возраста.
Противоречие между необходимостью формирования экологической компетентности младших школьников и недостаточной методической подготовленностью учителей начальных классов, неразработанностью форм, методов и приемов формирования экологической компетентности у младших школьников.
Ученые, методисты работающие в этой области В.А. Алексеев, Д.С. Ермаков, Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина, О.А. Литвинова, А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская, Г.Г. парфенова и др.
Цель исследования: определить условия, направленные на формирование экологической компетентности младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования экологической компетентности младших школьников.
Предмет исследования: условия, способствующие формированию экологической компетентности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «экологическая компетентность».
2. Определить возрастные особенности детей младшего подросткового возраста, способствующие формированию экологической компетентность.
3. Определить формы, методы и приемы формирования экологической компетентности младших подростков.
4. Определить уровень сформированностиэкологической компетентности у младших подростков.
Методы исследования:
 Теоретические
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
 Практические
1. Тестирование учащихся.
2. Наблюдение за учащимися. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема подготовки экологически компетентной личности является актуальной в условиях современного общества. От уровня сформированности экологической компетентности зависит успешность природоохранной и природообразующей деятельности.
Начальная школа – стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности.
Согласно, О.А. Литвиновой экологической компетентностью младших школьников – это способность и готовность учащихся к проектированию и организации экологической деятельность на основе применения социально-экологических знаний, проявления оценочных суждений о природе и экологической деятельности, овладения экологическими действиями и умениями экологического характера.
Психолого-педагогические основы формирования экологической компетентности составляют следующие характеристики младшего школьного возраста: высокая активность, стремление к развитию, преодоление эгоцентризма, выделение собственного «Я» из окружающего мира, развитие произвольной сферы, способности к самоконтролю, становление ребенка субъектом разнообразных видов человеческой деятельности, интенсивность накопления личного опыта, формирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия, интенсивность взаимодействия с природой, субъектификация природных объектов, переход от доминирования когнитивного компонента к практическому в отношении к природе, эмоциональность, преобладание конкретного непосредственно-чувственного восприятия окружающего.
Необходимой частью развития экологической компетентности является непосредственное общение школьников с природой, наблюдения, опыт, которые одновременно являются и способом добывания знаний и видом практики, подтверждающей их истинность. Через наблюдения и опыт учащиеся познают природу, накапливают знания для сравнений, обобщений, выводов. Наблюдения, моделирование, защиты проектов – это важнейший путь осуществления связи теории с практикой, путь, который помогает превратить знания в убеждения.
Результаты проведенной диагностики показали средний уровень сформированности экологической компетннтности младших школьников.



1. Алексеев С.В. линии сопряжения компетентностного и деятельностного подходов в системе экологического образования // Модернизация современного образования: к экологической компетентности – через экологическую деятельность: Материалы V Всероссийского научно-методического семинара 8-12 ноября 2006 г. Санкт-Петербург. – СПб.: «Крисмас+», 2006. – С. 11-17.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
3. Вахрушев А.А. и др. Программа «Окружающий мир» / А.В. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school2100.com/uroki/elementary/okrmir.php (Дата обращения: 08.03.2018).
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: АСТ, 2014. – 352 с.
5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психология и педагогика. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 478 с.
7. Ермаков Д.С. Образование в интересах устойчивого развития в России: состояние, оценка прогресса и перспективы // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2011. – №1 – С. 17-23.
8. Ермаков Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-kontseptsiya-formirovaniya-ekologicheskoi-kompetentnosti-uchashchikhsya (Дата обращения: 05.03.2018).
9. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2007. - №3. – С. 3-8.
10. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / В. А. Игнатова; РФ. М-во общ. и проф. образования. Тюмен. гос. ун-т, Тюмен. науч. центр СО РАО. – Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1998. – 195 с.
11. Коростылева Т.В., Курдюкова Н.А. Диагностика учебных мотивов школьников // Биология в школе. – 2005. – №4 –С.23-27.
12. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий: 5-11 классы / Л.С. Литвинова, О.Е Жиренко. – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.
13. Литвинова О.А. Формирование экологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sgu.ru/sites/default/files/dissnews/old/synopsis/2013/11/13/LitvinovaOA.pdf (Дата обращения: 05.03.2018).
14. Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224 с.
15. Миронов А.В. Экологическая составляющая нового образовательного стандарта // Начальная школа. – 2011. – №2. – С.48-51.
16. Моисеева Л.В., Никитина Ю.Г. Формирование экологической компетентности младших школьников // Педагогическое образование в России. – 2011. - №2. – С. 203-210.
17. Мухина В.С. Возрастная психолоrия. Феноменолоrия развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
18. Парфилова Г.Г. Формирование экологической компетентности младших школьников: учебное пособие для студентов и преподавателей / Г.Г. Парфилова, Р.Р. Гафиятуллина. – Казань: КФУ, 2013. – 103 с.
19. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителя общеобразоват. организации / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.
20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/197127:0 (Дата обращения: 07.03.2018).
21. Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. А. Серебрякова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.
22. Слизкова Е.В. Формирование экологической компетентности у младших школьников в аспекте реализации ФГОС второго поколения // Экологический мониторинг и биоразноообразие. – 2015. -№. – С. 198-199.
23. Степанов А.М., Раткевич Е.Ю., Мансуров Г.Н. Формирование экологической компетентности средствами песенного фольклора // Вестник МГОУ. Серия «Педагогические науки», 2011. – № 3. – С. 108-111.
24. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы. – М.: Пед. общество России, 2000. – 172 с.
25. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ