Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование мотивов учебной деятельности младших школьников

Работа №46215

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
784
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивов учебной деятельности младших школьников 6
1.1 Понятие и сущность «мотивов» и «мотивации» 6
1.2 Особенности мотивации учебной деятельности детей младшего школьного
возраста 9
1.3 Система работы педагога по формированию у младших школьников
мотивации учебной деятельности 19
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования мотивов учебной деятельности младших школьников 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Методика разработки и использования вариативных дидактических карточек в процессе обучения младших школьников с целью мотивации
учебной деятельности 43
2.3 Анализ результатов исследования 54
Выводы по второй главе 66
Заключение 68
Список использованной литературы 72
Приложения 77

Проблема мотивации и движущих сил поведения во всех сферах деятельности становится в последнее время одной из важнейших и значимых. К этой теме обращаются все науки, так или иначе связанные с человеком: от биологии, физиологии, анатомии - до психологии, педагогики, социологии, исторического материализма; к ней обращаются все связанные с человеком области практики. Повышение роли субъективного фактора в общественном развитии, усложнение условий жизнедеятельности человека, обогащение и развитие самой личности - таковы основные, исходные причины, обусловливающие огромный и все растущий интерес к проблеме мотивации деятельности. Мотивация - это процесс такой ориентации побудительных стимулов человека, при которой он стремится к достижению целей [35]. Сфера мотивации включает в себя все виды побуждений: потребности, мотивы, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, или диспозиции, идеалы [6]. В терминах основных потребностей человека проводится интерпретация мотивации и ее структурной организации (Х. Хекхаузен, Дж. Аткинсон, А. Маслоу, Д. Макклелланд, X. Мюррей и др.)
Актуальность исследования учебной мотивации именно в младшем школьном возрасте определяется тем, что в этом периоде ведущей деятельностью ребенка становится учение и от того, насколько эта деятельность будет продуктивной, зависит дальнейшее развитие школьника. Поэтому необходимо проводить исследования в этой области, разрабатывать методы коррекционной работы.
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.
Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Актуальность ее обусловлена совершенствованием системы образования, подготовкой к жизни людей, способных самостоятельно приобретать знания, формированием у них активной жизненной позиции и опыта творческой деятельности. Все большее значение в последнее время придается исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения.
Проблема формирования мотивации учебной деятельности и достижений лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Изучение мотивов учебной деятельности школьников было выбрано потому, что именно эта деятельность является ведущей, а, следовательно, мотивы, побуждающие её, должны иметь существенное значение для старших школьников.
Теоретическими источниками изучения явились исследования ученых, рассматривающих проблему развития мотивации познавательной деятельности, включения учащихся в познавательную деятельность (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин [12], Л.И. Божович [3], Г.И. Щукина [22], К.М. Гуревич [19], Е.М. Борисова [19], А.К. Маркова [17] и др.).
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения.
Предмет исследования - содержание, формы и методы формирования мотивация учебной деятельности младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников на уроках.
Цель исследования: выявить особенности формирования мотивов учебной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс формирования учебной мотивации младших школьников, будет проходить успешно, если на уроке математики применить средства формирования мотивации в виде вариативных карточек.
Исходя из цели данной работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие «мотивация» в психологии и педагогике;
- выявить основные методы и средства формирования мотивации учащихся;
- провести экспериментальное исследование мотивации учащихся в школе;
- проанализировать полученные результаты исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников. Материалы исследования расширяют представления о содержании и видах мотивации учебной деятельности младших школьников и условиях ее развития в процессе учения. Наша исследовательская статья по данной теме была опубликована в сборнике статей по материалам LXVII международная научно-практическая конференция «Молодой исследователь: вызовы и перспективы».
Практическая значимость исследования обусловливается тем, что полученные результаты могут использоваться и находят применение в деятельности учителей начальных классов и психологов образования для улучшения организации учебного процесса в начальной школе, активизации мотивации учебной деятельности школьников.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Учебная мотивация в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как интегральная структура, основанная на совокупности познавательных, социальных и личностных мотивов. Взаимодействие внутренних и внешних источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты и способствует формированию предметных, метапредметных и личностных результатов образовательной деятельности.
Мотивация учебной деятельности - сложное, системное образование, состоящее из познавательных и социальных мотивов учения; представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности. Мотивация является не только одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, но и существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности.
В период обучения младших школьников, когда учебная деятельность является ведущей, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, сделать её устойчивым личностным образованием. Решение этой проблемы возможно средствами математического материала.
Особо значимо обращение педагога к формированию мотивации учебной деятельности у обучающихся 3-4 классов и соответствующих объединений. У детей этого возраста проявляется избирательное отношение к учебным предметам, возникает положительная и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к учебному предмету, наблюдается снижение положительного отношения к учению. Следовательно, педагог должен использовать все возможности и ресурсы для развития у детей учебной мотивации.
Предлагаемая система деятельности педагога по формированию у младших школьников мотивации учебной деятельности в процессе обучения математике включает 4 блока: целевой, диагностический, технологический, результативный.
Улучшить мотивацию учебной деятельности младших школьников по-могут стратегии работы педагога и соответствующие каждой их них педагогические технологии:
1) стратегия «Устранение монотонности учебной деятельности» - технология «Использование нетрадиционных форм обучения, смена видов деятельности»;
2) стратегия «Обучение в ситуациях успеха» - технология «Создание ситуаций успеха»;
3) стратегия «Усиление занимательности учебного материала» - технология «Применение игровых приёмов, дидактических сказок, элементов соревнования»;
4) стратегия «Связь занятий/уроков математики с жизнью обучающихся» - технология «Применение практико-ориентированных и проектных задач по математике;
5) стратегия «Предоставление обучающимся возможности для выбора учебных заданий» - технология «Выбор вариативных дидактических карточек».
Для исследования формирования мотивов учебной деятельности младших школьников было проведено эмпирическое исследование. В данном исследовании принимали участие 60 младших школьников 3-х классов: 3-й «А» класс - 22 человека, 3-й «В» класс - 23 человека, 3-й «Г» класс - 25 человек. В исследовании были использованы 4 методики.
Таким образом, обобщая результаты проведенного эмпирического исследования и статистического анализа данных на предмет достоверности различий в уровнях и типах учебной мотивации учащихся третьих классов, можно заключить следующее:
- познавательные мотивы более выражены у младших школьников 3
«в» и 3 «а»;
- социальные мотивы в большей степени представлены у учащихся 3 «а»;
- мотив сотрудничества и саморазвития в большей степени характерен для школьников 3 «в», чем для учащихся 3 «а» и 3 «г»;
- учебный мотив более выражен у учащихся 3 «в», в то время как игровой мотив в обучении еще присутствует у школьников, обучающихся в 3 «а» и 3 «г»;
- личностный смысл обучения преобладает у школьников 3 «в», в то время как среди школьников, обучающихся в 3 «г», наиболее выражены степень развития целеполагания в учебной деятельности и тенденция к достижению успеха, нежели к избеганию неудач при обучении.
Следовательно, полученные данные проведенного количественного, качественного и статистического анализа позволили подвести основной итог изучения особенностей иерархии и типов учебных мотивов, обусловленных спецификой реализуемой образовательной программы: высокий уровень учебной мотивации, свидетельствующий о степени сформированности мотивации к учению (преобладание познавательного и учебного мотивов, мотивов сотрудничества и саморазвития, выраженность личностного смысла обучения в структуре учебной мотивации), в достаточно полной мере представлен у школьников, которые обучаются в 3 «в» классе. Однако у школьников, которые осваивают учебные предметы в 3 «а» классе, отмечается преобладание в структуре учебной мотивации социальных мотивов, а у школьников, обучающихся в 3 «г», наблюдаются высокая степень развития целеполагания в учебной деятельности и преобладание мотива достижения успеха в учении.
В заключение отметим, что использование на занятиях/уроках математики вариативных дидактических карточек является одной из форм самостоятельной работы обучающихся. Это значит, что педагогу не обязательно непосредственно участвовать в работе всех детей над заданиями: советовать, подсказывать, давать инструкции и наставления. Но следует оказывать педагогическую помощь и поддержку детям, если это необходимо.



1. Александрова Э.Б., Лёвшин В. А. Стол находок утерянных чисел: математический детектив. - М.: Изд. Дом Мещерякова, 2014. - 120 с.
2. Белошистая А.В. Обучение решению задач в начальной школе: книга для учителя. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.
4. Боковня А.Е. Мотивация - основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании): монография. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 144 с.
5. Большой Российский Энциклопедический словарь. В 2-х т. - М.: Науч. изд. «Большая российская энциклопедия», 2003. - 1456 с.
6. Вереникина И.М., Кучкаров М.Т., Лишин О.В. Развитие мотиваций различных видов педагогически организованной деятельности. - М., 1990.
7. Вергелес Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. -168 с.
8. Воронцов А. Б., Заславский В. М., Егоркина С. В. и др. Проектные задачи в начальной школе: книга для учителя / под ред. А. Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
9. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М.: Просвещение, 2004. - С.326.
10. Генденштейн Л. Э. Алиса в стране математики: повесть-сказка. - М.: НИГМА, 2013. - 240 с.
11. Гусев В. А. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 456 с.
12. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. - М.: издательство
«Академия», 2008.
13. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
14. Кривин Ф. Карманная школа. - М., 1962.
15. Кэролл Л. Алиса в стране чудес. - М., 1958.
16. Лёвшин В.А. Магистр рассеянных наук. - М., 1987.
17. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2001. -192 с.
18. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
19. Психологическая диагностика: учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997.
20. Токмакова И. Считалочки. - М., 2012.
21. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности. - М.: ОИРО, 2010. - 432 с.
22. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
23. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции
культурно-исторической теории Л.С.Выготского). - М.: издательство
«Тривола», 1994. - 186 с.
24. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969. - 317 с.
25. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология человека: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов. - М.: Сфера, 2003. - 464 с.
26. Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: учеб. пособие. - Волгоград, 1983. - 72 с.
27. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников: учебное пособие. - М.: Педагогика, 1984. - 141 с.
28. Молочкова И. В. Психолого-педагогические аспекты осмысленного учения: учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - Ч. I. - 86 с.
29. Склярова Т.В. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Покров, 2004. - 143 с.
30. Бичерова Е.Н., Фещенко Е.М. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам // Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 13. - № 4. - С. 117-136.
31. Гани С. В., Гани В. А. Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости // Актуальные вопросы современной науки. 2009. - № 8. - С. 67-72.
32. Гани С. В. Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009. - 26 с.
33. Зайцев В. В. Методика использования ситуаций свободного выбора учебных заданий на уроках математики в начальной школе // Теория и методика обучения и воспитания. - 2012. - № 5. - С. 91-96.
34. Зайцев В. В. Технология проектирования ситуаций свободного выбора учебных заданий на уроках математики // Начальная школа. - 2000. - № 1. - С. 41-47.
35. Зайцев С. В. Выбор как предмет педагогической психологии // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 14-24.
36. Зайцев С. В. Личностно-ориентированное обучение младших школьников // Директор школы. - 2005. - № 4. - С. 57-65.
37. Зайцев С. В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - С. 54-64.
38. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 55-58.
39. Коваленко Э. В., Чередниченко Л. А. Этапы формирования учебной мотивации младших школьников в процессе решения математических задач-сказок // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: мат. науч-практ. конф. (заочной) с междунар. участием / отв. ред. Ю. Нагорнова. - Ульяновск, 2014. - С. 154-157.
40. Константинова Н.И. Динамика развития учебной мотивации школьников в современной начальной школе // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 1. - С. 73-77.
41. Лаврик О. В. Учебная мотивация «отличников» и слабоуспевающих школьников // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2014. - № 7. - С. 40-44.
42. Логинова Н.Г. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саранск, 2013. - 25 с.
43. Швецова Р. Ф. Особенности развития самостоятельности младших школьников средствами свободной работы // Вестник Оренбургского гос. пед. ун-та. - 2013. - № 1. - С. 161-165.
44. Обухова О. С. Создание ситуации выбора учебного задания на уроке // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 7. - С. 1-3.
45. Рехта Л. А., Майстренко А. Р. Формирование мотивации обучения младших школьников на уроках математики // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7-2. - С. 69-70.
46. Славина Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: «Педагогика», 1972. - С. 45-80.
47. Сурикова С. В., Анисимова С. А. Практико-ориентированные задачи в начальном курсе математики как средство развития учебной мотивации младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2014.
- Т. 5. - № 1. - С. 197-203.
48. Шактамаева Д. Г. Педагогические условия развития положительной мотивации к учению у младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук.
- Якутск, 2007. - 23 с.
49. Гинзбург М.Р. Методика «Изучение мотивации обучения у младших
школьников». Электронный доступ:
http://cdk-detstvo.centerstart.ru/sites/cdk-detstvo.centerstart.ru/files/motivaciya_gi nsburg.pdf
50. Домбровская И.С. Методика изучения мотивации учебной деятельности. Электронный доступ: http://psylist.net/praktikum/00458.htm
51. Казанцева Г.Н. Методика изучения отношения к учебным предметам.
Электронный доступ:
https://studopedia.su/12_137063_metodika-izucheniya-otnosheniya-k-uchebnim-pr edmetam.html.
52. Словарь вспомогательных терминов [Электронный ресурс] - URL: http://www.gramota.ru/slovari/dic.(дата обращения: 12.10.2017).
53. Wilkening M. Sich motivieren durch Kompetenzerfahrung // Paeda gogik. - 2014. - Jg. 66, H. 2. - S. 22-26.
54. Kohlberg L. My personal Search for Universal Morality. Birmingham, 1991.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ