Задание 1. Сопоставьте различные определения риторики, выделите в них общее и различное. Какое из этих определений, на ваш взгляд, отличается наибольшей объясняющей силой и практической целенаправленностью? 3
Задание 2. Приведите в пример человека, который по вашему мнению наделен выдающимся даром слова. Что в его речи вам представляется наиболее поучительным? Если ли среди известных вам людей такой человек, чья речь вызывает у вас неприятие? Почему? Подготовьте выступление на эту тему (3 минуты). Условия: 1 – будьте сдержаны в своих заключениях и оценках, 2 – «не переходите на личности», 3 – стремитесь выражать свои мысли как можно более конкретно. 3
Задание 3. Ознакомьтесь с фрагментами из трактата Цицерона «Оратор». Какие части античного канона затрагиваются здесь? Что именно говорится о каждой из них? Какие из приведенных рекомендаций сохранили актуальность сегодня? Какой этап подготовки ораторской речи Цицерон считает самым важным? Согласны ли вы с ним? 5
Задание 4. Прочитайте русский народные пословицы, взятые из сборника В.И.Даля. Какие выводы о характере русского народного речевого идеала можно сделать на их основании. Приведите примеры, иллюстрирующие данные пословицы. 7
Задание 5. В 1958 году в США был принят «Закон об образовании ради национальной обороны», который явился редакцией американских политиков на советские успехи в космосе. Данный закон предполагал значительное увеличение часов на изучение предметов, обеспечивающих развитие языковой способности учащихся (VI-XII кл.). Как вы думаете, почему американские законодатели выбрали именно такую стратегию в области народного образования? Что дает для науки и производства развитие умения воспринимать и создавать речь? 8