Зависимость суицидального риска от типа поведенческой активности у обучающихся выпускных классов
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА И ТИПОВ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 9
1.1. Понятие суицидального риска. Распознавание и выявление
суицидального риска 9
1.2 Поведенческая активность. Классификация типов поведенческой
активности. Особенности личности склонной к суициду 14
1.3. Специфика трудностей в юношеском возрасте 23
Вывод по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ 31
2.1 Организация эмпирического исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 33
Вывод по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА И ТИПОВ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 9
1.1. Понятие суицидального риска. Распознавание и выявление
суицидального риска 9
1.2 Поведенческая активность. Классификация типов поведенческой
активности. Особенности личности склонной к суициду 14
1.3. Специфика трудностей в юношеском возрасте 23
Вывод по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ 31
2.1 Организация эмпирического исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 33
Вывод по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что суицид - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек.
Суицид - это серьезная проблема среди юношеского возраста, болезнь 21 века. На протяжении года мы исследовали и рассматривали суицидальные склонности, причины и мотивы возникновения суицида, а также связь между суицидальным риском и поведенческой активностью среди учащихся 11 классов.
Существует много различных исследований, связанных с тематикой самоубийства. В данной дипломной работе мы рассматриваем зависимости суицидальных рисков от поведенческой активности среди учащихся выпускных классов. Так как считаем, что именно в этот период учебные нагрузки, сложные экзамены как ЕГЭ могут повлиять на психическую составляющую их личности, могут появиться различные дезадаптационные состояние, даже мысли о самоубийстве. Таким образом, становится актуальным вопрос о том, зависит ли суицидальный риск от типа поведенческой активности.
Суицид как основная причина смертности занимает третье место, в подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств. Психологи считают, что риск суицидального поведения возникает у юношей и девушек на стадии перехода из подросткового в ранний юношеский возраст.
Суицид юношеского возраста является серьезной проблемой, чем кажется на первый взгляд. Период юношеского возраста в психологии характеризуется как кризисный период. Это тот самый момент, когда юноши и девушки переходят из детства во взрослую жизнь. У них появляются «чувство зрелости», новые взрослые ценности, а самого взаимодействия во взрослом мире еще нет. На этот период ведущей деятельностью для подростка является общение со сверстниками. Быть принятым в своем окружении друзьями и одноклассниками становится гораздо значимее и важнее, чем у взрослого человека. Ведь старшеклассник - это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Но сложный кризисный период проявляется не только внутренними конфликтами самого ребенка, а с появлением огромного количества конфликтов с окружающим миром. Мир для подростка кажется непонятным, пугающим и войдя в него, он сталкивается с проблемами, которые сам не в силах решить. Старшеклассник нуждается в общении со взрослыми, чтобы его выслушали, и помогли [10, с 37]. Эрл Гроллман в своей книге «Суицид: превенция, интервенция, поственция» писал: «...почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают своих врачей до этого по какому-либо поводу в течение ближайших месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи и семья не слушают их» [Цит. по 13, с. 305].
Самоубийство старшеклассника чаще всего рассматривают как результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Ведь это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание. Разговаривая со старшеклассником о суициде, мы вовсе не подталкиваем его, совершить суицид. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Тем самым можно совместно решить возникшие проблемы [12, с. 104].
Бороться с данной проблемой должен каждый, ведь это показатель здоровья общества, в котором мы живем.
Целью исследования является изучение зависимости суицидального риска от типа поведенческой активности у обучающихся выпускных классов.
Задачи исследования:
1. На основе аналитического анализа литературы рассмотреть понятия «суицид» и «суицидальный риск», способы распознавания и выявления суицидального риска;
2. Изучить понятие «поведенческая активность» и классификацию типов поведенческой активности;
3. Проанализировать теоретический анализ специфики трудностей в юношеском возрасте;
4. Провести эмпирическое исследование суицидального риска и поведенческой активности у учащихся выпускных классов;
5. Проанализировать полученные данные путем исследования
Объект исследования: учащиеся выпускных классов
Предмет исследования: суицидальный риск, тип поведенческой активности и их взаимозависимость
Методологическую основу исследования составили положения современной психологии. В психологической науке изучением суицидального риска и поведенческой активностью занимались Г. Дишес, В. Штерн, И. Рингл и др. Этой проблемой занимались многие известные врачи: Бехтерев, Сикорский, Корсаков; русские писатели: Достоевский, Толстой, Куприн, Мережковский; педагоги и публицисты.
Для достижения поставленных задач были использованы методы:
1. теоретический метод, включающий анализ и обобщение литературных и информационных источников;
2. психодиагностический метод, состоящий из сбора эмпирической информации с использованием методик «Опросник суицидального риска модификация Т.Н. Разуваевой», предназначенный для диагностики суицидального риска, выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения попыток самоубийства; и «Тест - опросник Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка» направленный на выявление и диагностики типа поведенческой активности;
3. метод математический статистики с использованием корреляционного анализа К. Пирсона.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что существует зависимость суицидального риска от типа поведенческой активности у обучающихся выпускных классов
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2, и школа №8. Выборочная совокупность исследования составила 30 человек. Из них девушки - 17 человек, и юноши - 13 человека. Возрастная классификация от 17- 18 лет
Теоретическая значимость: заключается в том, что проведенное теоретическое исследование может служить дополнительным информационным материалом для педагогов, педагогов-психологов, а также может использоваться любой категорией людей, заинтересованных в изучении этого вопроса. Данная работа предназначена для студентов педагогических специальностей, может быть использована социально-психологическими и методическими службами образовательных учреждений для повышения эффективности педагогического процесса
Практическая значимость: результаты исследования могут быть полезны преподавателям, занимающимся профессиональной подготовкой психологов, для оптимизации образовательного процесса, студентам, занимающимся исследовательской деятельностью, а также в работе психолога с подростками и юношами, при оказании экстренной психологической помощи
Апробация основных результатов исследований опубликованы:
- в VII Международной научно - практической конференции: Исмаилова Н.И., Ильминбетова С.А., Суицидальный риск и поведенческая активность у учащихся выпускных классов. - Барнаул: «Вестник науки», 2018;
- в научно - методическом журнале «Academic» Исмаилова Н.И., Ильминбетова С.А., Суицидальные склонности в подростковом возрасте. - Москва: 2017
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновываться актуальность работы, обозначаются цели и задачи работы, предмет и объект исследования. Первая глава посвящена теоретическим основам изучения суицидального риска и поведенческой активности. Во второй главе содержится описание эмпирического исследования суицидального риска и поведенческой активности у учащихся выпускных классов, анализ и интерпретация эмпирических данных. После каждой главы приведены выводы, которые сообщают обобщенную информацию об изучаемом предмете исследования. В заключении присутствуют выводы, констатируются результаты, демонстрирующие решение поставленных задач и достижение цели выпускной квалификационной работы.
Суицид - это серьезная проблема среди юношеского возраста, болезнь 21 века. На протяжении года мы исследовали и рассматривали суицидальные склонности, причины и мотивы возникновения суицида, а также связь между суицидальным риском и поведенческой активностью среди учащихся 11 классов.
Существует много различных исследований, связанных с тематикой самоубийства. В данной дипломной работе мы рассматриваем зависимости суицидальных рисков от поведенческой активности среди учащихся выпускных классов. Так как считаем, что именно в этот период учебные нагрузки, сложные экзамены как ЕГЭ могут повлиять на психическую составляющую их личности, могут появиться различные дезадаптационные состояние, даже мысли о самоубийстве. Таким образом, становится актуальным вопрос о том, зависит ли суицидальный риск от типа поведенческой активности.
Суицид как основная причина смертности занимает третье место, в подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств. Психологи считают, что риск суицидального поведения возникает у юношей и девушек на стадии перехода из подросткового в ранний юношеский возраст.
Суицид юношеского возраста является серьезной проблемой, чем кажется на первый взгляд. Период юношеского возраста в психологии характеризуется как кризисный период. Это тот самый момент, когда юноши и девушки переходят из детства во взрослую жизнь. У них появляются «чувство зрелости», новые взрослые ценности, а самого взаимодействия во взрослом мире еще нет. На этот период ведущей деятельностью для подростка является общение со сверстниками. Быть принятым в своем окружении друзьями и одноклассниками становится гораздо значимее и важнее, чем у взрослого человека. Ведь старшеклассник - это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Но сложный кризисный период проявляется не только внутренними конфликтами самого ребенка, а с появлением огромного количества конфликтов с окружающим миром. Мир для подростка кажется непонятным, пугающим и войдя в него, он сталкивается с проблемами, которые сам не в силах решить. Старшеклассник нуждается в общении со взрослыми, чтобы его выслушали, и помогли [10, с 37]. Эрл Гроллман в своей книге «Суицид: превенция, интервенция, поственция» писал: «...почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают своих врачей до этого по какому-либо поводу в течение ближайших месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи и семья не слушают их» [Цит. по 13, с. 305].
Самоубийство старшеклассника чаще всего рассматривают как результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Ведь это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание. Разговаривая со старшеклассником о суициде, мы вовсе не подталкиваем его, совершить суицид. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Тем самым можно совместно решить возникшие проблемы [12, с. 104].
Бороться с данной проблемой должен каждый, ведь это показатель здоровья общества, в котором мы живем.
Целью исследования является изучение зависимости суицидального риска от типа поведенческой активности у обучающихся выпускных классов.
Задачи исследования:
1. На основе аналитического анализа литературы рассмотреть понятия «суицид» и «суицидальный риск», способы распознавания и выявления суицидального риска;
2. Изучить понятие «поведенческая активность» и классификацию типов поведенческой активности;
3. Проанализировать теоретический анализ специфики трудностей в юношеском возрасте;
4. Провести эмпирическое исследование суицидального риска и поведенческой активности у учащихся выпускных классов;
5. Проанализировать полученные данные путем исследования
Объект исследования: учащиеся выпускных классов
Предмет исследования: суицидальный риск, тип поведенческой активности и их взаимозависимость
Методологическую основу исследования составили положения современной психологии. В психологической науке изучением суицидального риска и поведенческой активностью занимались Г. Дишес, В. Штерн, И. Рингл и др. Этой проблемой занимались многие известные врачи: Бехтерев, Сикорский, Корсаков; русские писатели: Достоевский, Толстой, Куприн, Мережковский; педагоги и публицисты.
Для достижения поставленных задач были использованы методы:
1. теоретический метод, включающий анализ и обобщение литературных и информационных источников;
2. психодиагностический метод, состоящий из сбора эмпирической информации с использованием методик «Опросник суицидального риска модификация Т.Н. Разуваевой», предназначенный для диагностики суицидального риска, выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения попыток самоубийства; и «Тест - опросник Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка» направленный на выявление и диагностики типа поведенческой активности;
3. метод математический статистики с использованием корреляционного анализа К. Пирсона.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что существует зависимость суицидального риска от типа поведенческой активности у обучающихся выпускных классов
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2, и школа №8. Выборочная совокупность исследования составила 30 человек. Из них девушки - 17 человек, и юноши - 13 человека. Возрастная классификация от 17- 18 лет
Теоретическая значимость: заключается в том, что проведенное теоретическое исследование может служить дополнительным информационным материалом для педагогов, педагогов-психологов, а также может использоваться любой категорией людей, заинтересованных в изучении этого вопроса. Данная работа предназначена для студентов педагогических специальностей, может быть использована социально-психологическими и методическими службами образовательных учреждений для повышения эффективности педагогического процесса
Практическая значимость: результаты исследования могут быть полезны преподавателям, занимающимся профессиональной подготовкой психологов, для оптимизации образовательного процесса, студентам, занимающимся исследовательской деятельностью, а также в работе психолога с подростками и юношами, при оказании экстренной психологической помощи
Апробация основных результатов исследований опубликованы:
- в VII Международной научно - практической конференции: Исмаилова Н.И., Ильминбетова С.А., Суицидальный риск и поведенческая активность у учащихся выпускных классов. - Барнаул: «Вестник науки», 2018;
- в научно - методическом журнале «Academic» Исмаилова Н.И., Ильминбетова С.А., Суицидальные склонности в подростковом возрасте. - Москва: 2017
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновываться актуальность работы, обозначаются цели и задачи работы, предмет и объект исследования. Первая глава посвящена теоретическим основам изучения суицидального риска и поведенческой активности. Во второй главе содержится описание эмпирического исследования суицидального риска и поведенческой активности у учащихся выпускных классов, анализ и интерпретация эмпирических данных. После каждой главы приведены выводы, которые сообщают обобщенную информацию об изучаемом предмете исследования. В заключении присутствуют выводы, констатируются результаты, демонстрирующие решение поставленных задач и достижение цели выпускной квалификационной работы.
Юность является периодом завершения физического созревания и формирования первичной социализации личности. В юности расширяются временные представления, включая будущее, личные и социальные перспективы. Мировозренческий поиск в юношеском в юношеском возрасте обуславливает социальную ориентацию личности, способствует осознанию себя частицей, элементом социальной общности, выбору своего будущего социального положения и способов его достижения.
Актуальность выбранной темы, на наш взгляд, определяется тем, что на сегодняшний день суицид представляет глобальную проблему человечества. На сегодняшний день он популярен среди детей юношеского возраста.
Теоретический анализ суицидального риска юношеского возраста показал, что юношеский возраст больше склонен к суициду, и психологи считают этот возраст суицидально опасным.
Суицидальный риск является вероятностью совершения самоубийства, в период депрессии, некоторых особенностей поведения. В процессе изучения нами были рассмотрены распознавание и выявление суицидального риска. Выявить суицидальный риск можно степеням:
1. Незначительный риск, когда имеются суицидальные мысли, но нет определенных планов;
2. Риск средней степени, когда есть суицидальные мысли, есть план, без сроков реализации;
3. Высокий риск, когда есть суицидальные мысли, есть уже разработанный план и имеются сроки и средства реализации для этого.
Наиболее распространенные признаки суицидальные признаки могут быть:
- уход в себя;
- капризность, привередливость;
- депрессия;
- агрессивность;
- нарушение аппетита;
- психологическая травма и тд.
По всем этим признакам можно распознать суицидальный риск. Также в ходе исследования нами была изучена поведенческая активность, которая разделяется на 3 типа:
- пресуицидальный период;
- суицидальный период;
- постсуицидальный период
И по экспериментам А. Амбрумовой, особенности личности склонной к суициду были выделены следующие:
- компенсаторно - адаптированный тип;
- дискордантно - адаптированный тип;
- ригидно - комформный тип;
- тип социально ведомых.
В связи с этим проведено эмпирическое исследование. Гипотезой, которого являлось предположение о том, что существует зависимость суицидального риска от поведенческой активности. В ходе эмпирического исследования использовалась методика «Опросник суицидального риска» модификация Т.Н. Разуваевой и «Тест - опросник Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка».
На основании эмпирического изучения темы можно сделать следующие основные выводы:
1. Практически для всех шкал методики «опросник суицидального риска» были характерны низкие показатели, кроме «Антисуицидальный фактор» (60% для высоких показателей). Однако, оставшиеся 40%, для которых характерен низкий показатель по «антисуицидальному фактору», могут быть склонны к повышенному риску суицидального поведения старшеклассников.
2. В ходе исследования была выявлена значимая взаимосвязь с типом «АБ» поведенческой активности и шкалой методики «суицидального риска»: «Слом культурных барьеров». Со шкалой «Несостоятельность» и типа «А1», с «Максимализм» и тип «АБ», и «Уникальность» с типом «А1» связи не выявлено.
Следовательно, гипотеза о том, что существует зависимость суицидального риска от поведенческой активности подтвердилась.
Актуальность выбранной темы, на наш взгляд, определяется тем, что на сегодняшний день суицид представляет глобальную проблему человечества. На сегодняшний день он популярен среди детей юношеского возраста.
Теоретический анализ суицидального риска юношеского возраста показал, что юношеский возраст больше склонен к суициду, и психологи считают этот возраст суицидально опасным.
Суицидальный риск является вероятностью совершения самоубийства, в период депрессии, некоторых особенностей поведения. В процессе изучения нами были рассмотрены распознавание и выявление суицидального риска. Выявить суицидальный риск можно степеням:
1. Незначительный риск, когда имеются суицидальные мысли, но нет определенных планов;
2. Риск средней степени, когда есть суицидальные мысли, есть план, без сроков реализации;
3. Высокий риск, когда есть суицидальные мысли, есть уже разработанный план и имеются сроки и средства реализации для этого.
Наиболее распространенные признаки суицидальные признаки могут быть:
- уход в себя;
- капризность, привередливость;
- депрессия;
- агрессивность;
- нарушение аппетита;
- психологическая травма и тд.
По всем этим признакам можно распознать суицидальный риск. Также в ходе исследования нами была изучена поведенческая активность, которая разделяется на 3 типа:
- пресуицидальный период;
- суицидальный период;
- постсуицидальный период
И по экспериментам А. Амбрумовой, особенности личности склонной к суициду были выделены следующие:
- компенсаторно - адаптированный тип;
- дискордантно - адаптированный тип;
- ригидно - комформный тип;
- тип социально ведомых.
В связи с этим проведено эмпирическое исследование. Гипотезой, которого являлось предположение о том, что существует зависимость суицидального риска от поведенческой активности. В ходе эмпирического исследования использовалась методика «Опросник суицидального риска» модификация Т.Н. Разуваевой и «Тест - опросник Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка».
На основании эмпирического изучения темы можно сделать следующие основные выводы:
1. Практически для всех шкал методики «опросник суицидального риска» были характерны низкие показатели, кроме «Антисуицидальный фактор» (60% для высоких показателей). Однако, оставшиеся 40%, для которых характерен низкий показатель по «антисуицидальному фактору», могут быть склонны к повышенному риску суицидального поведения старшеклассников.
2. В ходе исследования была выявлена значимая взаимосвязь с типом «АБ» поведенческой активности и шкалой методики «суицидального риска»: «Слом культурных барьеров». Со шкалой «Несостоятельность» и типа «А1», с «Максимализм» и тип «АБ», и «Уникальность» с типом «А1» связи не выявлено.
Следовательно, гипотеза о том, что существует зависимость суицидального риска от поведенческой активности подтвердилась.
Подобные работы
- ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ,СКЛОННЫМ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020



