Мьянма в системе региональных международных отношений (История Востока, Алтайский Государственный Университет)
|
Введение 3
1. Особенности внешнеполитического курса Бирмы/Мьянмы во второй половине XX века 6
1.1. Ситуация в регионе до XX века 6
1.2. Выход из Британской колонии. Обретение независимости 9
1.3. Мьянма как современное государство 12
2. Мьянма как региональный актор 14
2.1. Взаимоотношения Мьянмы и Индии 14
2.2. Мьянма и Китай. Перспективы развития отношений 23
2.3. Членство в АСЕАН 25
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 39
1. Особенности внешнеполитического курса Бирмы/Мьянмы во второй половине XX века 6
1.1. Ситуация в регионе до XX века 6
1.2. Выход из Британской колонии. Обретение независимости 9
1.3. Мьянма как современное государство 12
2. Мьянма как региональный актор 14
2.1. Взаимоотношения Мьянмы и Индии 14
2.2. Мьянма и Китай. Перспективы развития отношений 23
2.3. Членство в АСЕАН 25
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 39
Актуальность темы исследования заключается в том, что интеграция Мьянмы в АСЕАН, членами которой являются три влиятельных исламских государства, способствовала переводу интенсивности этой проблемы на более низкий уровень. Также были восстановлены дипломатические отношения с Камбоджей, прерванные после свержения режима Пол Пота. Все партнеры по АСЕАН заинтересованы в том, чтобы Мьянма стала стабильным, проводящим сбалансированную внешнюю политику государством, интегрированным в структуры сотрудничества в регионе.
Мьянманский вопрос стал одним из серьезных раздражителей во взаимоотношениях по линиям АСЕАН - США и АСЕАН - ЕС. В связи с этим неслучайна резкая реакция АСЕАН на активные выступления политической оппозиции в Мьянме в апреле 2007 г., потому как АСЕАН, как и другие организации и государства, призывали правительство Мьянмы провести демократические преобразования и пойти на переговоры со всеми оппозиционными группировками.
Мьянма как рубежное государство способна сыграть важную роль в деле углубления сотрудничества между Южной, Восточной и Юго-Восточной Азией, и прежде всего, между Индией и АСЕАН, а также между КНР и Ассоциацией.
Внешняя политика Мьянмы относится к числу наименее исследованных разделов как в отечественной, так и зарубежной бирманистике. До сегодняшнего дня отсутствуют обобщающие работы в этой области. Тем не менее, существуют ценные публикации по отдельным направлениям и периодам истории мьянманской внешней политики. В отечественной историографии одной из первых работ, посвященных внешнеполитическому курсу Бирмы, стала брошюра В. Ф. Васильева «Внешняя политика Бирмы». В ней кратко излагаются основные принципы внешней политики страны, показывается ее роль в борьбе за мир и международную безопасность, рассматриваются отношения Бирмы со странами социалистического содружества, государствами Азии и Запада, уделяется внимание позициям Рангуна по важнейшим международным проблемам. В 1988 г. вышло в свет учебное пособие Н. П. Малетина «Внешняя политика Бирмы (1948-1986)», в котором акцент сделан на показе специфических черт внешней политики Бирмы. Работы В. Ф. Васильева и Н. П. Малетина решают прежде всего задачи, обусловленные характером этих изданий: в первом случае речь идет о научно-популярной направленности, а во втором - учебной. Нельзя также обойти вниманием сборник «Бирма и Китай» (Проблемы взаимоотношений). Его авторы анализируют различные аспекты истории бирмаио-китайских отношений, положения китайской общины в Бирме, пограничного вопроса между двумя странами, бирмано-китайских экономических отношений.
Цель исследования – изучить государство Мьянма в системе региональных международных отношений.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть ситуацию в Мьянме до ХХ-го века;
- исследовать выход из Британской колонии и обретение независимости;
- рассмотреть Мьянму как современное государство;
- исследовать взаимоотношения Мьянмы и Индии;
- изучить взаимоотношения Мьянмы и Китая и перспективы развития их отношений;
- рассмотреть членство Мьянмы в АСЕАН.
Объект исследования – история восточных стран. Предмет – Мьянма в системе региональных международных отношений.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по истории Востока, таких как М.А. Ананьин, К.А.Ефремова, И.В. Кокушкина, А.В. Седов и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены особенности внешнеполитического курса Бирмы/Мьянмы во второй половине XX века; во второй главе проведен анализ положение Мьянмы как регионального актора. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Мьянманский вопрос стал одним из серьезных раздражителей во взаимоотношениях по линиям АСЕАН - США и АСЕАН - ЕС. В связи с этим неслучайна резкая реакция АСЕАН на активные выступления политической оппозиции в Мьянме в апреле 2007 г., потому как АСЕАН, как и другие организации и государства, призывали правительство Мьянмы провести демократические преобразования и пойти на переговоры со всеми оппозиционными группировками.
Мьянма как рубежное государство способна сыграть важную роль в деле углубления сотрудничества между Южной, Восточной и Юго-Восточной Азией, и прежде всего, между Индией и АСЕАН, а также между КНР и Ассоциацией.
Внешняя политика Мьянмы относится к числу наименее исследованных разделов как в отечественной, так и зарубежной бирманистике. До сегодняшнего дня отсутствуют обобщающие работы в этой области. Тем не менее, существуют ценные публикации по отдельным направлениям и периодам истории мьянманской внешней политики. В отечественной историографии одной из первых работ, посвященных внешнеполитическому курсу Бирмы, стала брошюра В. Ф. Васильева «Внешняя политика Бирмы». В ней кратко излагаются основные принципы внешней политики страны, показывается ее роль в борьбе за мир и международную безопасность, рассматриваются отношения Бирмы со странами социалистического содружества, государствами Азии и Запада, уделяется внимание позициям Рангуна по важнейшим международным проблемам. В 1988 г. вышло в свет учебное пособие Н. П. Малетина «Внешняя политика Бирмы (1948-1986)», в котором акцент сделан на показе специфических черт внешней политики Бирмы. Работы В. Ф. Васильева и Н. П. Малетина решают прежде всего задачи, обусловленные характером этих изданий: в первом случае речь идет о научно-популярной направленности, а во втором - учебной. Нельзя также обойти вниманием сборник «Бирма и Китай» (Проблемы взаимоотношений). Его авторы анализируют различные аспекты истории бирмаио-китайских отношений, положения китайской общины в Бирме, пограничного вопроса между двумя странами, бирмано-китайских экономических отношений.
Цель исследования – изучить государство Мьянма в системе региональных международных отношений.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть ситуацию в Мьянме до ХХ-го века;
- исследовать выход из Британской колонии и обретение независимости;
- рассмотреть Мьянму как современное государство;
- исследовать взаимоотношения Мьянмы и Индии;
- изучить взаимоотношения Мьянмы и Китая и перспективы развития их отношений;
- рассмотреть членство Мьянмы в АСЕАН.
Объект исследования – история восточных стран. Предмет – Мьянма в системе региональных международных отношений.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по истории Востока, таких как М.А. Ананьин, К.А.Ефремова, И.В. Кокушкина, А.В. Седов и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены особенности внешнеполитического курса Бирмы/Мьянмы во второй половине XX века; во второй главе проведен анализ положение Мьянмы как регионального актора. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Бирма - страна в Юго-Восточной Азии, которая находится на побережье Индийского океана. Данное государство мало знакомо жителям нашей страны, так как долгое время находилось в вынужденной изоляции от всего цивилизованного мира. Сейчас ситуация меняется в стране в лучшую сторону, открывается доступ туристам со всех стран мира.
Располагается страна на западной части острова Индокитай, по соседству со многими странами. Это и Бангладеш, и Индия, Китай и Лаос, Таиланд. С южной и западной страны побережье, протяженностью 2000 км, омывается водами заливов - Бегальского и Моутама. Также контактирует с теплыми водами Андаманского моря, входящего в состав Индийского океана.
Первое упоминание про эту страну датировано еще 3 веком до нашей эры. Много разных народностей заселяли данную территорию, но большинство из них составляли моны. Древние китайцы называли жителей этих мест «западные цяны». История Бирмы очень тесно переплетается с соседними странами. Часто велись войны с Китаем и Таиландом. Власть переходила из рук в руки. Монская цивилизация просуществовала значительный период времени, собрав воедино буддийскую и индийскую культуры.
Смены королей и постоянные войны продолжались на протяжении всей истории страны, как, впрочем, и многих других государств. Однако все немного утихло с захватом территории британскими войсками в 1824 году, когда был смещен очень жестокий и кровожадный тиран, король Тибо Мин. Поэтому подданные английской королевы были встречены радостными возгласами местных жителей. Спокойная жизнь продолжалась больше ста лет.
В мае 1942 года японские войска захватили Бирму. Оккупанты были жестокими, и местные жители организовали партизанское движение против захватчиков. Когда в 1945 году Япония объявила про полную капитуляцию и бросила на произвол судьбы своих солдат, то партизаны продолжали их добивать в густых лесах.
В 1948 году британцы решили покинуть чужую страну и отдали власть местным жителям, сняв с себя все полномочия. Но это не пошло на пользу многострадальному народу. Борьба за власть отдельных регионов привела к гражданской войне, которая долгие годы бушевала на территории Мьянмы (Бирмы).
Правительство не справилось с управлением государства. Добыча нефти упала до минимума, страна была измучена постоянными противостояниями. Справиться с проблемами на то время было под силу только армии Бирмы. И в марте 1962 года генеральный штаб армии, во главе с генералом Не Вином, берет власть в свои руки и сразу объявляет о выбранном социалистическом пути развития. Как и во всех соцстранах, к процветанию шли одинаковым путем. Прошла глобальная национализация всей частной собственности как местных жителей, так и иностранцев.
Жители Бирмы страдали от голода, магазины стояли опустевшими, продукты выдавались по карточной системе. Многие правители занимались активной торговлей с Таиландом, а простые граждане нищали с каждым днем.
В начале осени 2007 года мирное выступление буддийских монахов перерастает в массовые беспорядки против правительства. Было убито около сотни человек. С 2011 года в стране чувствуются изменения. События в Бирме поменяли отношение к стране других государств. Уже с 2012 года Евросоюз отменил визовые санкции, которые действовали раньше для всех высших чиновников страны. В этом же году в стране прошли выборы, которые поменяли соотношения сил в Парламенте в сторону демократических сил во главе с Аун Сан Су Чжи. А уже в 2015 году партия «Национальная лига за демократию» получает большинство в этом органе власти. Также был избран демократическим путем президент страны Тхин Чжо.
В целом можно сделать вывод, что интеграция Мьянмы в АСЕАН сказалась положительно, прежде всего, на состоянии самой Мьянмы. АСЕАН предоставила возможность разрешить существовавшие конфликты, как внешние: между Мьянмой и Таиландом, так и внутренние: между правительством и мусульманским населением после гонений на мусульман в начале 1990-х гг.
В целом, Мьянма, как и другие страны региона Юго-Восточной Азии, видит один из основных путей защиты своих интересов в условиях постбиполярного мира в усилении региональной интеграции, взаимной поддержки и солидарности в рамках АСЕАН. Однако нельзя утверждать, что полностью преодолен период внешнеполитического метания мьянманского руководства в поисках своего собственного пути и в стремлении не попасть в зависимость от партнеров. Хотя правительство Мьянмы на собственном опыте узнало, что такая тактика ведет к усугублению проблем и возникновению конфликтов, оно периодически возвращается к прежнему восприятию вступления Мьянмы в АСЕАН как возможность проводить более независимую внешнюю политику, действовать с меньшей оглядкой на Китай, Индию, другие державы, а где-то - и вопреки.
С этой точки зрения, членство Мьянмы в АСЕАН оказывает определенное влияние на расстановку сил в самой организации, на выработку согласованных подходов к различным проблемам, учитывая сложности в отношениях между Мьянмой и Западом (особенно США).
Располагается страна на западной части острова Индокитай, по соседству со многими странами. Это и Бангладеш, и Индия, Китай и Лаос, Таиланд. С южной и западной страны побережье, протяженностью 2000 км, омывается водами заливов - Бегальского и Моутама. Также контактирует с теплыми водами Андаманского моря, входящего в состав Индийского океана.
Первое упоминание про эту страну датировано еще 3 веком до нашей эры. Много разных народностей заселяли данную территорию, но большинство из них составляли моны. Древние китайцы называли жителей этих мест «западные цяны». История Бирмы очень тесно переплетается с соседними странами. Часто велись войны с Китаем и Таиландом. Власть переходила из рук в руки. Монская цивилизация просуществовала значительный период времени, собрав воедино буддийскую и индийскую культуры.
Смены королей и постоянные войны продолжались на протяжении всей истории страны, как, впрочем, и многих других государств. Однако все немного утихло с захватом территории британскими войсками в 1824 году, когда был смещен очень жестокий и кровожадный тиран, король Тибо Мин. Поэтому подданные английской королевы были встречены радостными возгласами местных жителей. Спокойная жизнь продолжалась больше ста лет.
В мае 1942 года японские войска захватили Бирму. Оккупанты были жестокими, и местные жители организовали партизанское движение против захватчиков. Когда в 1945 году Япония объявила про полную капитуляцию и бросила на произвол судьбы своих солдат, то партизаны продолжали их добивать в густых лесах.
В 1948 году британцы решили покинуть чужую страну и отдали власть местным жителям, сняв с себя все полномочия. Но это не пошло на пользу многострадальному народу. Борьба за власть отдельных регионов привела к гражданской войне, которая долгие годы бушевала на территории Мьянмы (Бирмы).
Правительство не справилось с управлением государства. Добыча нефти упала до минимума, страна была измучена постоянными противостояниями. Справиться с проблемами на то время было под силу только армии Бирмы. И в марте 1962 года генеральный штаб армии, во главе с генералом Не Вином, берет власть в свои руки и сразу объявляет о выбранном социалистическом пути развития. Как и во всех соцстранах, к процветанию шли одинаковым путем. Прошла глобальная национализация всей частной собственности как местных жителей, так и иностранцев.
Жители Бирмы страдали от голода, магазины стояли опустевшими, продукты выдавались по карточной системе. Многие правители занимались активной торговлей с Таиландом, а простые граждане нищали с каждым днем.
В начале осени 2007 года мирное выступление буддийских монахов перерастает в массовые беспорядки против правительства. Было убито около сотни человек. С 2011 года в стране чувствуются изменения. События в Бирме поменяли отношение к стране других государств. Уже с 2012 года Евросоюз отменил визовые санкции, которые действовали раньше для всех высших чиновников страны. В этом же году в стране прошли выборы, которые поменяли соотношения сил в Парламенте в сторону демократических сил во главе с Аун Сан Су Чжи. А уже в 2015 году партия «Национальная лига за демократию» получает большинство в этом органе власти. Также был избран демократическим путем президент страны Тхин Чжо.
В целом можно сделать вывод, что интеграция Мьянмы в АСЕАН сказалась положительно, прежде всего, на состоянии самой Мьянмы. АСЕАН предоставила возможность разрешить существовавшие конфликты, как внешние: между Мьянмой и Таиландом, так и внутренние: между правительством и мусульманским населением после гонений на мусульман в начале 1990-х гг.
В целом, Мьянма, как и другие страны региона Юго-Восточной Азии, видит один из основных путей защиты своих интересов в условиях постбиполярного мира в усилении региональной интеграции, взаимной поддержки и солидарности в рамках АСЕАН. Однако нельзя утверждать, что полностью преодолен период внешнеполитического метания мьянманского руководства в поисках своего собственного пути и в стремлении не попасть в зависимость от партнеров. Хотя правительство Мьянмы на собственном опыте узнало, что такая тактика ведет к усугублению проблем и возникновению конфликтов, оно периодически возвращается к прежнему восприятию вступления Мьянмы в АСЕАН как возможность проводить более независимую внешнюю политику, действовать с меньшей оглядкой на Китай, Индию, другие державы, а где-то - и вопреки.
С этой точки зрения, членство Мьянмы в АСЕАН оказывает определенное влияние на расстановку сил в самой организации, на выработку согласованных подходов к различным проблемам, учитывая сложности в отношениях между Мьянмой и Западом (особенно США).



