Организация и проблемы эффективности государственного управления в области образования (Санкт-Петербургский Университет Технологий Управлении и Экономики)
Выпускная квалификационная работа "" была сделана в январе 2018 года для .
Объект работы - отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края. Есть приложения
Важнейшим и приоритетным направлением государственной политики является инновационное развитие России. В настоящее время можно говорить о преобразовании российской экономики в инновационную, где основополагающее значение имеют темпы инновационного развития и вовлечение частного сектора в реализацию ключевых направлений инновационной деятельности. В свою очередь, системное реформирование социально-экономических отношений государственных и муниципальных структур предъявляет современные требования к образовательным и научным организациям. Стоящие перед сообществом цели требуют формирования профессиональных компетенций, готовности к реализации инновационной деятельности, внедрению многофункциональной информационно-образовательной среды. В этой связи приоритетной задачей в области реализации государственной политики в сфере образования является совершенствование управления стратегическим развитием системы российского образования, что объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы заключается в разработке новых подходов к совершенствованию процессов организации государственного управления в области образования на примере отдела образования Администрации Тальменского района Алтайского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические и нормативно-правовые аспекты организации и эффективности государственного управления в области образования;
дать оценку организации и проблем эффективности управления в области образования на примере отдела образования Администрации Тальменского района Алтайского края;
разработать проект по совершенствованию управления сферой образования в Администрации Тальменского района Алтайского края.
Объектом исследования является государственное управление системой образования в РФ.
Предмет исследования – процесс организации управления образованием в Администрации Тальменского района Алтайского края.
Теоретическую базу исследования образуют нормативные правовые акты РФ в анализируемой сфере, в частности Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017), Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы», а также труды Д.А. Агарковой, В.В. Болговой и Е.Б. Калашниковой, М.А. Головчина, О.В. Жуковой, Н.М. Оболяевой, Б.А. Райзберга, Н.С. Чернецовой и О.Ю. Соколовой, других авторов.
В качестве методов исследования использовались наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для совершенствования системы управления образованием в Тальменском районе Алтайского края.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования. В первой главе осуществляется анализ нормативно-правовых основ обеспечения процессов управления сферой образования. Вторая глава посвящена анализу организации и проблем эффективности управления в области образования на примере отдела образования Администрации Тальменского района Алтайского края. В третьей главе разработан проект, направленный на решение выявленных проблем. В заключении представлены выводы по результатам исследования.
Современный научный мир определяет образование как универсальную категорию, которая выступает объектом различных отраслей знаний. С одной стороны, образование рассматривают как источник знаний, с другой – как «двигатель» развития.
Государственное управление системой образования в нашей стране осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости, а также учета общественного мнения, носит государственно-общественный характер и включает в себя направления, перечисленные в п. 1 и 2 ст. 89 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Практический анализ организации и проблем эффективности управления в области образования в настоящей работе осуществлялся на примере отдела образования Администрации Тальменского района Алтайского края.
В ходе исследования особенностей реализации образовательной политики в Тальменском районе обнаруживается ряд проблем, требующих своего решения:
снижение качества образования в отдельных школах при повышении общерайонного показателя;
отсутствие в подавляющем большинстве малокомплектных школ Тальменского района полноценных условий для обучения и воспитания детей;
неполная обеспеченность кадрами сельских образовательных учреждений района;
недостаточная подготовка педагогов в сфере применения проектных методов обучения современных приемов работы, основанных на применении новых информационных технологий;
недостаточная подготовка руководителей муниципальных образовательных учреждений в области анализа образовательных ситуаций, оперативного и стратегического планирования работы учреждения.
нехватка знаний у многих руководителей муниципальных образовательных учреждений в вопросах сметно-финансовой деятельности учреждения, правового обеспечения образовательной деятельности;
низкая доля молодых кадров в общем количестве педагогических работников;
недостаточно эффективное развитие в рамках государственно-общественного образования сетевого взаимодействия в условиях профильного обучения и на этапе подготовки детей к школе при неэффективном мониторинге образовательных потребностей населения и низкой информационной поддержке населения по проблемам дошкольного и общего образования.
Для их устранения был подготовлен проект «Совершенствование системы управления образованием в Тальменском районе» на 2018-2019 учебный год на базе отдела образования местной Администрации.
Он предполагает реализацию 47 конкретных мероприятий, которые обеспечат:
последовательную модернизацию системы общего образования через реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней, построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
сетевое взаимодействие образовательных организаций, направленное на повышение эффективности образовательной деятельности в районе;
формирование и обучение кадрового резерва муниципальной системы образования, привлечение молодых специалистов и повышение уровня профессионализма руководящих и педагогических кадров.
Кроме того, отделу образования Администрации Тальменского района было предложено рассмотреть возможность создания и реализации в рамках проекта «Совершенствование системы управления образованием в Тальменском районе» пяти отдельных муниципальных программ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 08.12.2017).
3. Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 08.12.2017).
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения 08.12.2017).
5. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (ред. от 25.12.2015) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 08.12.2017).
6. Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 № 466 (ред. от 09.06.2017) «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 08.12.2017).
7. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 (ред. от 22.11.2017) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 08.12.2017).
8. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 08.12.2017).
9. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 08.12.2017).
10. Агаркова, Д.А. Принципы реализации государственной политики в сфере образования в рамках нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / Д.А. Агаркова // Вестник государственного и муниципального управления. – 2014. – № 2. – С. 101-108
11. Багутдинова, Н. Управление качеством образования / Н. Багутдинова // Стандарты и качество. – 2012. – № 9. – С 17-18.
12. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: в 2 т. Т. 1. – М.: Изд-во РАГС, 2014. – 464 с.
13. Баскаев, Р.М. От повышения качества и эффективности управления к повышению качества общего образования / Р.М. Баскаев // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2014. – № 1. – С. 3-8.
14. Безрукова, В.С. Педагогика. Проектная педагогика: учебное пособие / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 2015. – 344 с.
15. Беляков, С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления / С.А. Беляков. – М.: МАКС Пресс, 2014. – 437 с.
16. Болгова, В.В. Реформа государственного управления образованием: некоторые проблемы формирования целей [Электронный ресурс] / В.В. Болгова, Е.Б. Калашникова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19291 (дата обращения: 08.12.2017).
17. Булкина, И.А. Цель и сущность современного государственно–общественного управления образованием. Сборник научных статей
«Россия на пути выхода из экономического кризиса» [Электронный ресурс] / И.А. Булкина. – Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/130510/19.html (дата обращения: 08.12.2017).
18. В России за четыре года был реорганизован каждый третий педвуз [Электронный ресурс] // Интерфакс. – Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/Moscow/special.asp?id=648160&sec=1728 (дата обращения: 08.12.2017).
19. Глушенко, В.В. Разработка управленческого решения. Прогнозиро- вание – планирование. Теория проектирования экспериментов / В.В. Глушенко, И. И. Глушенко. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 237 с.
20. Головчин, М.А. Участие гражданских институтов в решении проблем региональной системы образования / М.А. Головчин // Проблемы развития территории. – 2015. – №2. – С. 87-96.
21. Гончаров, М.А. Государственно-общественное управление педагогическим образованием как социально-педагогическое явление / М.А. Гончаров, Т.Б. Соломатина // Государственно-общественное управление в области образования: дайджест / ГАОУ ДПО «Институт развития образования Свердловской области»; сост. Е. В. Шутько. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. – С. 57-65.
22. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. – Москва, 2017. – 203 с.
23. Жукова, О.В. Развитие государственно-общественного управления в общем образовании как приоритет образовательной политики РФ / О.В. Жукова // Science Time. – 2015. – №1 (13). – С. 141-145.
24. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2014. – 32 с.
25. Лазарев, В.С. Системное развитие школы / В.С. Лазарев. – М. : Педагогическое общество России, 2014. – 284 с.
26. Малышева, М.А. Теория и методы современного государственного управления: учебно-методическое пособие / М.А. Малышева. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2015. – 280 с.
27. Матвеев, И.В. Проблемы обеспечения качества среднего общего образования в условиях глобализации мирового хозяйства / И.В. Матвеев // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. – №6-7 (10-11). – С. 36-42.
28. Министр образования Ливанов на «правительственном часе» в Госдуме ответил на вопросы Ю. П. Синельщикова, Н. В. Разворотнева и О. Н. Смолина [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. – 2015. – Режим доступа: http://kprf.ru/activity/education/151149.html (дата обращения: 08.12.2017).
29. Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации: Сб. науч. трудов / Под общ. Ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2014. – 192 с.
30. Оболяева, Н.М. Информационное управление качеством образования / Н.М. Оболяева // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2014. – №12. – С.58-62.
31. Олейникова, И.Н. Профессионально ориентированное образование как фактор развития человеческого капитала в организациях / И.Н. Олейникова // Вестник таганрогского института управления и экономики. – 2014. – №1 (19). – С. 104-108.
32. Официальный сайт Минобрнауки России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 08.12.2017).
33. Охотский, Е.В. Государственное управление в современной России: учебно-методический комплекс / Е.В. Охотский. - М.: МГ МО(У) МИД России, 2014. – 548 с.
34. Панасюк, В.П. Школа и качество: выбор будущего / В.П. Панасюк. – СПб.: КАРО, 2013. – 380 с.
35. Поташник, М.М. Управление современной школой / М.М. Поташник. – М.: Академи, 2015. – 80 с.
36. Райзберг, Б.А. Современный социоэкономический словарь / Б.А. Райзберг. – М.:ИНФРА-М, 2015. – 629 c.
37. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2015. - 448 с.
38. Российский статистический ежегодник – 2016: стат. сб. / Росстат. – М., 2015. – 729 с.
39. Саенко, Т.В. Развитие моделей государственно-общественного управления общим образованием в России в конце XX XXI в / Т.В. Саенко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – №1. – С. 167-171.
40. Сарапулов, В.А. Программно-целевой подход в управлении современной школой: материалы научно-практической конференции / В. А. Сарапулов. – Чита: Экспресс-издательство, 2015. – 241 с.
41. Севрук, А.И. Информационное обеспечение качества образования на муниципальном уровне управления / А.И. Севрук // Педагогика. – 2013. – № 1. – С. 41-47.
42. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ / Л.И. Фалюшина. – М.: АРКТИ, 2014. – 120 с.
43. Чернецова, О.Ю. Реформа российского образования: проблемы, методы, результаты / Н.С. Чернецова, О.Ю. Соколова // Экономические науки. Управление в экономике. – 2016. – №1 (4). – С. 59-70.
44. Чиркин, В.Е. Публичное управление: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юрьстъ, 2016. – 475 с.