Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью артсредств (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №46152

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1042
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
В исследовании приняли участие 10 воспитанников МБОУ «Поповкинская» ООШ в возрасте 6 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью артсредств 6
1.1 Понятие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая категория 6
1.2 Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Возможности артсредств для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-средств 27
2.1 Организация исследования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-средств 34
2.3 Реализация программы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-средств 40
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение 1 55
Приложение 2 56



Актуальность исследования. Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей – значимые проблемы современной педагогической и психологической науки, решение которых является одной из основных задач, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155).
Творческие способности представляют собой интегративное личностное образование, характеризующееся проявлением творческого воображения, богатством продуцируемых образов и направленностью (Л.С. Выготский), творческого мышления, характеристиками которого являются беглость, гибкость и оригинальность (Дж. Гилфорд), инициативы, мотивации к творчеству (Д.Б. Богоявленская). Творчество, согласно результатам исследования В.А. Петровского, Ж. Пиаже, Л. Терстоуна, Е. Торренса, А.В. хуторского, Э. Фромма и др. – это процесс создания качественно новых материальных и духовных продуктов, в результате чего происходят изменения в окружающей действительности и в самом человеке. Особенностью детского творчества является его субъективный характер, создание субъективно нового (значимого, прежде всего, для ребенка) продукта.
Анализ исследований по данной проблеме позволил установить, что существует противоречие между практической значимостью развития творческих способностей старших дошкольников и уровнем разработанность данного вопроса в педагогической теории и дошкольной практике. В частности, весьма актуальным остается вопрос о совершенствовании работы специалистов системы образования, которое предполагает, прежде всего, подбор и использование адекватных форм организации, методов и средств воспитания и обучения, включая разнообразные артсредства. Особую значимость данная проблема приобретает в условиях гуманизации педагогического процесса, предусматривающего применение демократического стиля общения педагога и воспитанников, который способствует развитию познавательного интереса и самостоятельности детей, успешному усвоению ими знаний и умений. Большие возможности для решения указанных задач заложены в организации творческой работы дошкольников с использованием арт-средств.
Исходя из этого, объектом исследования стали творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – артсредства в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы является разработка комплекса заданий на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием арт-средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность понятия творческих способностей как психолого-педагогической категории и выявить возрастные особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить основные направления развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью артсредств.
3. Провести диагностику развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, посещающих МБОУ «Поповкинская» ООШ.
4. Разработать комплекс заданий на развитие творческих способностей у старших дошкольников с использованием арт-средств и оценить его эффективность.
В качестве гипотезы исследования сформулировано положение о том, что развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если на системной основе в рамках воспитательного и образовательного процесса использовать различные виды арт-средств, а именно: 1) игры; 2) сказки; 3) музыка; 4) рисовальные техники.
Теоретическую базу исследования образуют труды целого ряда зарубежных и отечественных авторов. Так, А.Д. Андреева, Л.И. Божович, М.В. Гамезо, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, Д.И. Фельдштейн и другие изучали особенности психологического развития дошкольников. В.И. Андреев, А.И. Лук, В.П. Зинченко, Е.П. Ильин, Е.В. Котова и др. в своих исследованиях акцентируют внимание на развитии творческих способностей детей, в том числе старшего дошкольного возраста. А.В. Куклина, Л.В. Мамедова, Ю.С. Пахмутова занимаются проблемой использования арт-средств в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В исследовании применялись следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы) эмпирические (анкетирование учащихся), математическо-статистические (методы обработки экспериментальных данных). В рамках опытно-экспериментальной работы использовались диагностические методики «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, модифицированный Е. Туник тест Дж. Гилфорда, а также творческие задания, предложенные И.В. Хромовой и М.С. Коган.
Основными этапами опытно-экспериментальной работы стали: 1) поисково-подготовительный этап с подбором диагностических методик; 2) констатирующий эксперимент с практическим применением выбранных методик; 3) формирующий эксперимент с реализацией разработанного комплекса заданий на развитие творческих способностей старших дошкольников; 4) контрольный этап с повторной диагностикой испытуемых для оценки его эффективности.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов педагогами МБОУ «Поповкинская» ООШ для совершенствования процесса воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.
Базой исследования стало МБОУ «Поповкинская» ООШ с привлечением детей старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Способности можно определить как индивидуальные особенности человека, выступающие субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, но не сводящиеся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. Способности являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими быстроту, глубину и прочность овладения индивидом соответствующими знаниями, умениями и навыками, причем высший уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.
Творчество, творческие способности так же, как и мышление имеют свои особенности в зависимости от возраста «творца».
Творческое развитие личности должно начинаться с самого раннего, дошкольного возраста.
В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 до 3 лет).
Основной деятельностью, которая обеспечивает наилучшие условия для развития воображения и творческого раскрытия личности ребенка-дошкольника, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов.
Не менее важным для творческого развития ребенка старшего школьного возраста является социальная ситуация развития как система отношений ребенка и социальной среды.
При этом применение в педагогическом процессе различных артсредств (сказки, музыкальные произведения, различные рисовальные техники) позволяет детям переживать яркие эмоции, развивать творческие наклонности и расширять границы творческого восприятия мира, овладевать новыми знаниями и практическими навыками. Одновременно изученные арт-средства позволяют справиться с психологическими проблемами дошкольников, нейтрализовать их негативные эмоции, обеспечивают стойкое развитие познавательного интереса и мотивационной сферы.
Опытно-экспериментальная работа по определению уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась на базе МБОУ «Поповкинская» ООШ.
В исследовании приняли участие 10 старших дошкольников в возрасте 6 лет.
В качестве диагностических методик были выбраны тест Е. Торренса и методика «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко).
Анализ результатов диагностики дошкольников по двум методикам позволил сделать вывод о том, что большинству детей необходима специально организованная работа, направленная на развитие их творческих способностей.
Поэтому по окончании констатирующего эксперимента была разработана и воплощена в жизнь программа из семи занятий, направленная на развитие творческого потенциала у старших дошкольников.
В итоге число старших дошкольников с высоким уровнем развития творческого воображения по тесту Е. Торренса возросло с 10% до 70%. Количество детей со средним уровнем сократилось с 30% до 20%, с низким уровнем – с 60% до 10%. В рамках методики О.В. Дьяченко количество старших дошкольников с высоким уровнем развития творческих способностей увеличилось с 20% до 40%, со средним – с 30% до 50%. Число детей с низким уровнем уменьшилось с 50% до 10%.
Оценка достоверности расхождений данных по результатам констатирующего и контрольного экспериментов осуществлялась автоматическим способом с использованием критерия Фишера, согласно которому статистически достоверным является сокращение низкого уровня развития творческих способностей по обеим методикам, а также увеличение высокого уровня творческого развития по тесту Е. Торренса.
Таким образом, можно утверждать, что разработанная программа занятий по развитию творческих способностей старших дошкольников была эффективной.



1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 30.01.2018).
2. 30 уроков развития творческих способностей и воображения. – М.: Кузьма, Букмастер, 2015. – 322 c.
3. Абрамова, Г С.Возрастная психология: учебное пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2015. – 702 с.
4. Алпатова, Н.С. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры / Н.С. Алпатова, А.Ю. Прокопенко, Е.П. Фуреева, Э.Т. Марченко // Development of the creative potential of a person and society: materials of the VI international scientific conference on January 17-18. – Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosfé- ra-CZ», 2018. – С. 10-17.
5. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2013. – 567 с.
6. Андреева, А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях / А.Д. Андреева // Вестник Мининского университета. – 2014. – №2. – С. 5-20.
7. Батищев, Г.С. Диалектика творчества / Г.С. Батищев. – М.: Академия, 2013. – 201 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) / Л.И. Божович. - М.: Академия, 2014. – 446 с.
9. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Академия, 2014. – 288 с.
10. Буршит, И.Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста / И.Е. Буршит // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – №1. – С. 139-141.
11. Варлакова, М.Л. Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике / М.Л. Варлакова. – Курган, 2016. – 194 с.
12. Виноградова, Н.А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Перспектива, 2013. – 197 с.
13. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей, учащихся / Н.К. Винокурова. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2014. – 112 с.
14. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Академия, 2014. – 368 с.
15. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
17. Гаврина, С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет / С.Е. Гаврина. – М.: Академия развития Яро, 2016. – 176 c.
18. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебоне пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
19. Гребенникова, О.В. Современный дошкольник: межличностное общение в контексте игровой деятельности / О.В. Гребенникова // Мир психологии. – 2015. – № 1. – С. 9-16.
20. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – Калининград, 2013. – 572 с.
21. Дронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьев. – М.: Инфра-М, 2015. – 212 с.
22. Дубчак, М.В. Представленность проблемы развития творческих способностей в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке / М.В. Дубчак // Вестник образования, науки и техники. Серия «Образование». 2017. – Том 35. – С. 25-27.
23. Дьяченко, О.М. Развитие воображения у дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей / О.М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 128с.
24. Ефанова, З.А. Развитие мышления / З.А. Ефанова. – Волгоград: Корифей, 2015. – 111 с.
25. Жукова, О.Г. И тонкой нити кружева... Пособие по развитию практических навыков и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / О.Г. Жукова. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 669 c.
26. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2013. – 431 с.
27. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 448 с.
28. Каплунович, И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии. – 2013. – №5. – С. 47-56.
29. Косолапова, Н.Г. Становление позитивной Я-концепции дошкольников / Н.Г. Косолапова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – №75. – С. 212-220.
30. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т. А. Романова. – М.: Сфера, 2013. – 128 с.
31. Куклина, А.В. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии / А.В. Куклина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2016. – № 2 (9). – С. 42-44.
32. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 584 с.
33. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Академия, 2008. – 336 с.
34. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СП.б: Питер, 2015. – 592 с.
35. Мамедова, Л.В. Арт-терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста / Л.В. Мамедова, В.А. Набока // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6. – Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16728 (дата обращения: 11.12.2017).
36. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
37. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2014. – 608 с.
38. Новейший философский словарь / Сост. и гл. н. ред. А. А. Грицанов. – Мн.: Книжный дом, 2003. – 1280 с.
39. Пахмутова, Ю.С. Использование арт-терапевтических средств в работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Ю.С. Пахмутова, О.П. Заболотских // Бакалавр. – 2015. – №7-8 (8-9). – С. 12-14.
40. Подивилова, Е.В. Проблема развития способностей у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе / Е.В. Подивилова // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования : материалы XV Международной научно-практической конференции, г. Челябинск, 16-17 марта 2017 г. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – С. 332-335.
41. Полякова, Е.Н. Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения физике / Е.Н. Полякова, Р.И. Малафеев // Проблемы развития творческого мышления студентов и учащихся в процессе обучения физике: Сб. науч. тр. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. – 2008. – 71 с.
42. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 2012. – 410 с.
43. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – СПб.: Речь, 2015. – 386 с.
44. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2015. – 368 с.
45. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2015. – 368 с.
46. Устьянцева, Э Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений дошкольника [Электронный ресурс] / Э. Устьянцева, Н.И. Левшина // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-4. – URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17406 (дата обращения: 30.01.2018).
47. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2004. – 672 с.
48. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. М.; Воро¬неж: НПО «МОДЭК», 2005. – Т. 1. – 568 с.
49. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. – Москва, 1989. ˗ 326 с.
50. Guilford J.P. Measurement of Creativity. Exploration in Creativity Text. / J.P. Guilford. – N. Y. – 2007. – 319 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ