Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью артсредств (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
В исследовании приняли участие 10 воспитанников МБОУ «Поповкинская» ООШ в возрасте 6 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью артсредств 6
1.1 Понятие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая категория 6
1.2 Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Возможности артсредств для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-средств 27
2.1 Организация исследования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-средств 34
2.3 Реализация программы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-средств 40
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение 1 55
Приложение 2 56
В исследовании приняли участие 10 воспитанников МБОУ «Поповкинская» ООШ в возрасте 6 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью артсредств 6
1.1 Понятие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая категория 6
1.2 Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Возможности артсредств для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-средств 27
2.1 Организация исследования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-средств 34
2.3 Реализация программы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-средств 40
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение 1 55
Приложение 2 56
Актуальность исследования. Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей – значимые проблемы современной педагогической и психологической науки, решение которых является одной из основных задач, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155).
Творческие способности представляют собой интегративное личностное образование, характеризующееся проявлением творческого воображения, богатством продуцируемых образов и направленностью (Л.С. Выготский), творческого мышления, характеристиками которого являются беглость, гибкость и оригинальность (Дж. Гилфорд), инициативы, мотивации к творчеству (Д.Б. Богоявленская). Творчество, согласно результатам исследования В.А. Петровского, Ж. Пиаже, Л. Терстоуна, Е. Торренса, А.В. хуторского, Э. Фромма и др. – это процесс создания качественно новых материальных и духовных продуктов, в результате чего происходят изменения в окружающей действительности и в самом человеке. Особенностью детского творчества является его субъективный характер, создание субъективно нового (значимого, прежде всего, для ребенка) продукта.
Анализ исследований по данной проблеме позволил установить, что существует противоречие между практической значимостью развития творческих способностей старших дошкольников и уровнем разработанность данного вопроса в педагогической теории и дошкольной практике. В частности, весьма актуальным остается вопрос о совершенствовании работы специалистов системы образования, которое предполагает, прежде всего, подбор и использование адекватных форм организации, методов и средств воспитания и обучения, включая разнообразные артсредства. Особую значимость данная проблема приобретает в условиях гуманизации педагогического процесса, предусматривающего применение демократического стиля общения педагога и воспитанников, который способствует развитию познавательного интереса и самостоятельности детей, успешному усвоению ими знаний и умений. Большие возможности для решения указанных задач заложены в организации творческой работы дошкольников с использованием арт-средств.
Исходя из этого, объектом исследования стали творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – артсредства в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы является разработка комплекса заданий на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием арт-средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность понятия творческих способностей как психолого-педагогической категории и выявить возрастные особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить основные направления развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью артсредств.
3. Провести диагностику развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, посещающих МБОУ «Поповкинская» ООШ.
4. Разработать комплекс заданий на развитие творческих способностей у старших дошкольников с использованием арт-средств и оценить его эффективность.
В качестве гипотезы исследования сформулировано положение о том, что развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если на системной основе в рамках воспитательного и образовательного процесса использовать различные виды арт-средств, а именно: 1) игры; 2) сказки; 3) музыка; 4) рисовальные техники.
Теоретическую базу исследования образуют труды целого ряда зарубежных и отечественных авторов. Так, А.Д. Андреева, Л.И. Божович, М.В. Гамезо, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, Д.И. Фельдштейн и другие изучали особенности психологического развития дошкольников. В.И. Андреев, А.И. Лук, В.П. Зинченко, Е.П. Ильин, Е.В. Котова и др. в своих исследованиях акцентируют внимание на развитии творческих способностей детей, в том числе старшего дошкольного возраста. А.В. Куклина, Л.В. Мамедова, Ю.С. Пахмутова занимаются проблемой использования арт-средств в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В исследовании применялись следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы) эмпирические (анкетирование учащихся), математическо-статистические (методы обработки экспериментальных данных). В рамках опытно-экспериментальной работы использовались диагностические методики «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, модифицированный Е. Туник тест Дж. Гилфорда, а также творческие задания, предложенные И.В. Хромовой и М.С. Коган.
Основными этапами опытно-экспериментальной работы стали: 1) поисково-подготовительный этап с подбором диагностических методик; 2) констатирующий эксперимент с практическим применением выбранных методик; 3) формирующий эксперимент с реализацией разработанного комплекса заданий на развитие творческих способностей старших дошкольников; 4) контрольный этап с повторной диагностикой испытуемых для оценки его эффективности.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов педагогами МБОУ «Поповкинская» ООШ для совершенствования процесса воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.
Базой исследования стало МБОУ «Поповкинская» ООШ с привлечением детей старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложений.
Творческие способности представляют собой интегративное личностное образование, характеризующееся проявлением творческого воображения, богатством продуцируемых образов и направленностью (Л.С. Выготский), творческого мышления, характеристиками которого являются беглость, гибкость и оригинальность (Дж. Гилфорд), инициативы, мотивации к творчеству (Д.Б. Богоявленская). Творчество, согласно результатам исследования В.А. Петровского, Ж. Пиаже, Л. Терстоуна, Е. Торренса, А.В. хуторского, Э. Фромма и др. – это процесс создания качественно новых материальных и духовных продуктов, в результате чего происходят изменения в окружающей действительности и в самом человеке. Особенностью детского творчества является его субъективный характер, создание субъективно нового (значимого, прежде всего, для ребенка) продукта.
Анализ исследований по данной проблеме позволил установить, что существует противоречие между практической значимостью развития творческих способностей старших дошкольников и уровнем разработанность данного вопроса в педагогической теории и дошкольной практике. В частности, весьма актуальным остается вопрос о совершенствовании работы специалистов системы образования, которое предполагает, прежде всего, подбор и использование адекватных форм организации, методов и средств воспитания и обучения, включая разнообразные артсредства. Особую значимость данная проблема приобретает в условиях гуманизации педагогического процесса, предусматривающего применение демократического стиля общения педагога и воспитанников, который способствует развитию познавательного интереса и самостоятельности детей, успешному усвоению ими знаний и умений. Большие возможности для решения указанных задач заложены в организации творческой работы дошкольников с использованием арт-средств.
Исходя из этого, объектом исследования стали творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – артсредства в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы является разработка комплекса заданий на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием арт-средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность понятия творческих способностей как психолого-педагогической категории и выявить возрастные особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить основные направления развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью артсредств.
3. Провести диагностику развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, посещающих МБОУ «Поповкинская» ООШ.
4. Разработать комплекс заданий на развитие творческих способностей у старших дошкольников с использованием арт-средств и оценить его эффективность.
В качестве гипотезы исследования сформулировано положение о том, что развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если на системной основе в рамках воспитательного и образовательного процесса использовать различные виды арт-средств, а именно: 1) игры; 2) сказки; 3) музыка; 4) рисовальные техники.
Теоретическую базу исследования образуют труды целого ряда зарубежных и отечественных авторов. Так, А.Д. Андреева, Л.И. Божович, М.В. Гамезо, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, Д.И. Фельдштейн и другие изучали особенности психологического развития дошкольников. В.И. Андреев, А.И. Лук, В.П. Зинченко, Е.П. Ильин, Е.В. Котова и др. в своих исследованиях акцентируют внимание на развитии творческих способностей детей, в том числе старшего дошкольного возраста. А.В. Куклина, Л.В. Мамедова, Ю.С. Пахмутова занимаются проблемой использования арт-средств в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В исследовании применялись следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы) эмпирические (анкетирование учащихся), математическо-статистические (методы обработки экспериментальных данных). В рамках опытно-экспериментальной работы использовались диагностические методики «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, модифицированный Е. Туник тест Дж. Гилфорда, а также творческие задания, предложенные И.В. Хромовой и М.С. Коган.
Основными этапами опытно-экспериментальной работы стали: 1) поисково-подготовительный этап с подбором диагностических методик; 2) констатирующий эксперимент с практическим применением выбранных методик; 3) формирующий эксперимент с реализацией разработанного комплекса заданий на развитие творческих способностей старших дошкольников; 4) контрольный этап с повторной диагностикой испытуемых для оценки его эффективности.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов педагогами МБОУ «Поповкинская» ООШ для совершенствования процесса воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.
Базой исследования стало МБОУ «Поповкинская» ООШ с привлечением детей старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложений.
Способности можно определить как индивидуальные особенности человека, выступающие субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, но не сводящиеся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. Способности являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими быстроту, глубину и прочность овладения индивидом соответствующими знаниями, умениями и навыками, причем высший уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.
Творчество, творческие способности так же, как и мышление имеют свои особенности в зависимости от возраста «творца».
Творческое развитие личности должно начинаться с самого раннего, дошкольного возраста.
В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 до 3 лет).
Основной деятельностью, которая обеспечивает наилучшие условия для развития воображения и творческого раскрытия личности ребенка-дошкольника, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов.
Не менее важным для творческого развития ребенка старшего школьного возраста является социальная ситуация развития как система отношений ребенка и социальной среды.
При этом применение в педагогическом процессе различных артсредств (сказки, музыкальные произведения, различные рисовальные техники) позволяет детям переживать яркие эмоции, развивать творческие наклонности и расширять границы творческого восприятия мира, овладевать новыми знаниями и практическими навыками. Одновременно изученные арт-средства позволяют справиться с психологическими проблемами дошкольников, нейтрализовать их негативные эмоции, обеспечивают стойкое развитие познавательного интереса и мотивационной сферы.
Опытно-экспериментальная работа по определению уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась на базе МБОУ «Поповкинская» ООШ.
В исследовании приняли участие 10 старших дошкольников в возрасте 6 лет.
В качестве диагностических методик были выбраны тест Е. Торренса и методика «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко).
Анализ результатов диагностики дошкольников по двум методикам позволил сделать вывод о том, что большинству детей необходима специально организованная работа, направленная на развитие их творческих способностей.
Поэтому по окончании констатирующего эксперимента была разработана и воплощена в жизнь программа из семи занятий, направленная на развитие творческого потенциала у старших дошкольников.
В итоге число старших дошкольников с высоким уровнем развития творческого воображения по тесту Е. Торренса возросло с 10% до 70%. Количество детей со средним уровнем сократилось с 30% до 20%, с низким уровнем – с 60% до 10%. В рамках методики О.В. Дьяченко количество старших дошкольников с высоким уровнем развития творческих способностей увеличилось с 20% до 40%, со средним – с 30% до 50%. Число детей с низким уровнем уменьшилось с 50% до 10%.
Оценка достоверности расхождений данных по результатам констатирующего и контрольного экспериментов осуществлялась автоматическим способом с использованием критерия Фишера, согласно которому статистически достоверным является сокращение низкого уровня развития творческих способностей по обеим методикам, а также увеличение высокого уровня творческого развития по тесту Е. Торренса.
Таким образом, можно утверждать, что разработанная программа занятий по развитию творческих способностей старших дошкольников была эффективной.
Творчество, творческие способности так же, как и мышление имеют свои особенности в зависимости от возраста «творца».
Творческое развитие личности должно начинаться с самого раннего, дошкольного возраста.
В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 до 3 лет).
Основной деятельностью, которая обеспечивает наилучшие условия для развития воображения и творческого раскрытия личности ребенка-дошкольника, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов.
Не менее важным для творческого развития ребенка старшего школьного возраста является социальная ситуация развития как система отношений ребенка и социальной среды.
При этом применение в педагогическом процессе различных артсредств (сказки, музыкальные произведения, различные рисовальные техники) позволяет детям переживать яркие эмоции, развивать творческие наклонности и расширять границы творческого восприятия мира, овладевать новыми знаниями и практическими навыками. Одновременно изученные арт-средства позволяют справиться с психологическими проблемами дошкольников, нейтрализовать их негативные эмоции, обеспечивают стойкое развитие познавательного интереса и мотивационной сферы.
Опытно-экспериментальная работа по определению уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась на базе МБОУ «Поповкинская» ООШ.
В исследовании приняли участие 10 старших дошкольников в возрасте 6 лет.
В качестве диагностических методик были выбраны тест Е. Торренса и методика «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко).
Анализ результатов диагностики дошкольников по двум методикам позволил сделать вывод о том, что большинству детей необходима специально организованная работа, направленная на развитие их творческих способностей.
Поэтому по окончании констатирующего эксперимента была разработана и воплощена в жизнь программа из семи занятий, направленная на развитие творческого потенциала у старших дошкольников.
В итоге число старших дошкольников с высоким уровнем развития творческого воображения по тесту Е. Торренса возросло с 10% до 70%. Количество детей со средним уровнем сократилось с 30% до 20%, с низким уровнем – с 60% до 10%. В рамках методики О.В. Дьяченко количество старших дошкольников с высоким уровнем развития творческих способностей увеличилось с 20% до 40%, со средним – с 30% до 50%. Число детей с низким уровнем уменьшилось с 50% до 10%.
Оценка достоверности расхождений данных по результатам констатирующего и контрольного экспериментов осуществлялась автоматическим способом с использованием критерия Фишера, согласно которому статистически достоверным является сокращение низкого уровня развития творческих способностей по обеим методикам, а также увеличение высокого уровня творческого развития по тесту Е. Торренса.
Таким образом, можно утверждать, что разработанная программа занятий по развитию творческих способностей старших дошкольников была эффективной.



