База исследования МДОУ №6 «Семицветик» (г. Томск). Было исследовано 10 воспитанников в возрасте 6 лет, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы развития коммуникативных способностей у старших дошкольников средствами подвижных игр 5
1.1 Понятие коммуникативных способностей как психолого-педагогической категории 5
1.2 Особенности развития коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте 9
1.3 Подвижные игры как средство развития коммуникативных способностей у старших дошкольников 12
2 Эмпирическое исследование коммуникативных способностей старших дошкольников средствами подвижных игр 15
2.1 Программа исследования 15
2.2 Анализ результатов исследования 16
2.3 Рекомендации по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников средствами подвижных игр 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что развитие коммуникативного потенциала, эмоций и чувств, а также способностей дошкольников – значимые проблемы современной педагогической и психологической науки, решение которых является одной из основных задач, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 (алее также – ФГОС ДО).
Анализ исследований по проблеме развития коммуникативных способностей детей позволил установить, что существует противоречие между значимостью их развития и уровнем разработанность данного вопроса в педагогической теории и дошкольной практике. В частности, до сих пор не теряет своей остроты вопрос о совершенствовании работы специалистов системы дошкольного образования, которое предполагает, прежде всего, подбор и использование адекватных форм организации, методов и средств развития коммуникативных способностей детей, включая разнообразные подвижные игры.
Целью работы является разработка рекомендаций по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть сущность коммуникативных способностей как психолого-педагогической категории;
обозначить возрастные особенности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
определить роль подвижных игр в развитии коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
провести исследование по выявлению уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
предложить ряд приемов формирования коммуникативных способностей старших дошкольников на основе подвижных игр.
Объектом исследования в данном случае выступают коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – подвижные игры как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников.
В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников будет осуществляться более успешно при использовании в воспитательном процессе подвижных игр.
Теоретическую базу исследования образуют Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», а также труды таких авторов, как А.Д. Андреева, Л.И. Божович, И.Е. Буршит, Н.А. Виноградова и Н.В. Микляева, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, М.В. Крулехт, В.С. Мухина, Т.С. Кириллова, С.А. Козлова и Т.А. Куликова, Г.А. Урунтаева, Д.И. Фельдштейн, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др.
В исследовании применялись следующие методы:
теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
эмпирические: тестирование испытуемых;
математическо-статистические: методы обработки экспериментальных данных.
База исследования: МДОУ №6 «Семицветик» (г. Томск).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в инициативных и творческих людях, готовых найти новые, нестандартные подходы к решению социально-экономических, технических, культурных и др. задач. Отсюда проблема развития коммуникативных способностей является одним из наиболее важных направлений современной педагогики и психологии.
В самом общем смысле способности можно определить как индивидуальные особенности человека, выступающие субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, но не сводящиеся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. Способности являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими быстроту, глубину и прочность овладения индивидом соответствующими знаниями, умениями и навыками, причем высший уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.
Коммуникативные способности представляют собой индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.
Реализация коммуникативных способностей происходит в форме коммуникативных умений, включающих в себя умение слушать и понимать речь; умение строить общение с учетом ситуации; умение вести диалог и согласовывать действия друг с другом; легкость вхождения в контакт с детьми и взрослыми; ясность и последовательность выражения своих мыслей; использование форм речевого этикета.
В период дошкольного детства в общении детей с ровесниками хронологически сменяются три качественные ступени, которые называются формами общения:
эмоционально-практическая;
ситуативно-деловая;
внеситуативно-деловая.
Основной деятельностью, которая обеспечивает наилучшие условия для развития коммуникативных способностей и творческого раскрытия личности ребенка старшего дошкольного возраста, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов.
Связь коммуникативных способностей с игрой, включая подвижные игры, обеспечивается за счет того, что успешное протекание игрового процесса предполагает согласование действий и усилий двух или более партнеров, которое невозможно без общения, реализуемого через вербальные контакты, а также умения адекватно выражать свои чувства и эмоции.
Практическое исследование коммуникативных способностей старших дошкольников осуществлялось на базе МДОУ №6 «Семицветик» (г. Томск) с участием 10 детей в возрасте 6 лет, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
На констатирующем этапе были использованы две методики:
1) диагностическая методика изучения коммуникативных умений «Рукавички»;
2) методика наблюдения уровня межличностного общения детей М.Я. Басова.
Результаты их применения позволили выявить наличие проблем в развитии коммуникативных компетенций у некоторых детей, что дало основание для проведения формирующего этапа исследования и разработки нескольких подвижных игр, позволяющих нивелировать проблемные стороны в поведении детей: «Лошадки», «Поезд», «Трамвай», «Бег с карандашом».
Эти и другие подвижные игры побуждают детей к овладению различными формами речевого общения. В процессе игры дети знакомятся с нравственными нормами и учатся раскрывать их внутренний смысл, активно познают окружающую действительность и овладевают общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, социальными умениями.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 25.10.2018).
2. Алпатова, Н.С. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры / Н.С. Алпатова, А.Ю. Прокопенко, Е.П. Фуреева, Э.Т. Марченко // Development of the creative potential of a person and society: materials of the VI international scientific conference on January 17-18. – Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosfé- ra-CZ», 2018. – С. 10-17.
3. Андреева, А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях / А.Д. Андреева // Вестник Мининского университета. – 2014. – №2. – С. 5-20.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2015. – 446 с.
5. Буршит, И.Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста / И.Е. Буршит // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – №1. – С. 139-141.
6. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников /С.С. Бычкова. – М.: АРКТИ, 2015. – 96 с.
7. Виноградова, Н.А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Перспектива, 2013. – 197 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
9. Гребенникова, О.В. Современный дошкольник: межличностное общение в контексте игровой деятельности / О.В. Гребенникова // Мир психологии. – 2015. – № 1. – С. 9-16.
10. Дмитриев, А.А. Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.А. Дмитриев, Е.В. Ковылова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2016. – № 5. – С. 52-56.
11. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2016. – 431 с.
12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2015. – 416 с.
13. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности / М.В. Крулехт. – СПб., 2015. – 150 с.
14. Кириллова, Т.С. Игровые технологии в образовании / Т.С. Кириллова // Актуальные проблемы развития современной науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г.: в 5 частях. – Часть IV. – М.: «АР-Консалт», 2015. – С. 71-73.
15. Лаптев, А. Управление физическим развитием ребенка / А. Лаптев. – М., 2015. – 180с.
16. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб. : Питер, 2015. – 320 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2014. – 608 с.
18. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. – 448 с.
19. Подивилова, Е.В. Проблема развития способностей у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе / Е.В. Подивилова // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования : материалы XV Международной научно-практической конференции, г. Челябинск, 16-17 марта 2017 г. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – С. 332-335.
20. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2015. – 368 с.
21. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2014. – 672 с.
22. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. М.; Воро¬неж: НПО «МОДЭК», 2015. – Т. 1. – 568 с.
23. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. – Москва, 1989. – 326 с.
24. Эльконин, Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической у психологии. – М., 1981. – С. 62.
25. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Книга по Требованию, 2014. – 228 с.
26. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М., 2016. – 365 с.