Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №46139

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы35
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
392
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: ЧУДО «Арбуз» г. Омска.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 18 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 4 месяцев лет: 9 мальчиков и 9 девочек, которые составили экспериментальную группу.
Есть приложение ( результаты исследований в табличном виде.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства 6
1.1 Художественно-эстетическое воспитание в ДОУ 6
1.2 Художественное восприятие в старшем дошкольном возрасте 11
1.3 Методы и приемы развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства 15
Выводы по первой главе 21
Глава 2 Экспериментальное исследование развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с произведениями изобразительного искусства 22
2.1 Выявление уровня развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста 22
2.2 Рекомендации по развитию художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с произведениями изобразительного искусства 26
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список использованных источников 33
Приложение 36



Детство – жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом ключе.
Знакомству детей с изобразительным искусством всегда уделялось значительное место в образовательной работе детского сада. Изобразительное искусство как вид художественной деятельности носит эмоциональный, творческий характер. Знакомство с произведениями изобразительного искусства обеспечивает эмоциональное, образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления дошкольников, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс ознакомления с произведениями изобразительного искусства способствует развитию художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, что соответствует программным задачам художественно-эстетического направления.
На современном этапе становления и развития системы дошкольного образования существует противоречие между возможностями целенаправленного развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства и неразработанностью данной проблемы в теории дошкольного образования, в практике работы педагогов ДОУ.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как развить художественное восприятие у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
Методологическую основу исследования составляют положения отечественной педагогики и психологии об особенностях развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста – Н.В. Бордовская, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.; выводы и обобщения психолого-педагогических исследований о возрастных особенностях развития художественного восприятия у дошкольников – Н.И. Иванова, Н.Т. Косенко, Т.С. Комарова и др.; положения теории дошкольного воспитания о роли произведений изобразительного искусства в развитии художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста – Е.В. Пчелинцева, В.С. Угарова и др.
Цель исследования – изучить проблему развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
Объект исследования – процесс развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
Предмет исследования – условия развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: художественное восприятие у детей старшего дошкольного возраста можно развинтить в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства при соблюдении следующих условий:
- будут учтены возрастные и индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
- будут подобраны методы и приемы, которые вызовут интерес у детей к произведениям изобразительного искусства.
Задачи исследования:
1. Выявить актуальность проблемы исследования и теоретически обосновать пути ее решения в образовательной практике.
2. Изучить уровень развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальном исследовании.
3. Разработать рекомендации по развитию художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ научной литературы, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, математическая обработка результатов тестирования.
База исследования: ЧУДО «Арбуз» г. Омска.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
В программе детского сада важное место отведено эстетическому развитию детей, их знакомству с произведениями изобразительного искусства. Возможности изобразительного искусства огромны. Необходимо понять и отобрать те картины, которые для ребёнка наиболее эмоционально значимы, а затем определить методы и приёмы работы с ними.
Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста – обучение умению передавать свои впечатления об окружающем мире с помощью выразительных средств. Эффективным средством ее решения является изобразительное искусство, в частности, живопись. Знакомство с произведениями искусства способствует обогащению содержательной стороны детских рисунков, помогает детям понять, каким образом может быть отражено собственное отношение к действительности, развивает художественное восприятие.
В ходе экспериментального исследования было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста художественное восприятие развито в основном на среднем и низком уровнях. На основании полученных результатов были разработаны рекомендации по развитию художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.



1. Андреев, В. И. Художественно-эстетическое развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству : Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / В. И. Андреев. – Москва : Владос, 2016. – 478 с.
2. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов [Текст] / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2015. – 304 с.
3. Выготский, Л. С. Общая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 569 с.
4. Дружинин, В. В. Педагогика и психология [Текст] / В. В. Дружинин. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2011. – 502 с.
5. Запорожец, А. В. Путь к развитию творчества [Текст] / А. В. Запорожец // Вопросы психологии. – 2016. – №11. – С. 32-38.
6. Иванова, Н. И. Воображение и творчество детей [Текст] / Н. И. Иванова // Педагогический мир. – 2016. – №10. – С. 10-13.
7. Киреенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности [Текст] / В. И. Киреенко. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2017. – 584 с.
8. Косенко, Н. Т. Развитие художественно-эстетического восприятия дошкольников [Текст] / Н. Т. Косенко // Педагогический мир. – 2015. – №4. – С. 36-39.
9. Костомарова, Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю [Текст]/ Т. Костомарова, Н. Пантилеева // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 2. – С. 3-8.
10. Комарова, Т. С. Живопись в воспитании дошкольников [Текст] / Т. С. Комарова. – Москва : Педагогическое общество России, 2014. – 471 с.
11. Коробицина, Т. А. Цветы, травы писать – добра, счастья искать [Текст] / Т. А. Коробицина. – Арханельск, 2015. – 365 с.
12. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст] / Е. Е. Кравцова // Детский сад от А до Я. – 2017. – №4. – С. 85-88
13. Мелькумова, Н. А. Изобразительное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Мелькумова // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 808-813.
14. Морозова, А. А. Творчество на занятиях в детском саду [Текст] / А. А. Морозова // Детский сад от А до Я. – 2017. – №4. – С. 25-29.
15. Олькова, Н. Д. Формирование творческой позиции дошкольников средствами изобразительной деятельности [Текст] / Н. Д. Олькова // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 74-78
16. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного программа дошкольного образовангия (пилотный вариант) [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
17. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Подъяков. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 498 с.
18. Пчелинцева, Е. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : Учебное пособие [Текст] / Е. В. Пчелинцева – Нижний Новгород : Бумеранг, 2015. – 312 с.
19. Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания : Межвузов. сб. научно-метод. тр. [Текст] / Отв. В. В. Корешков. – Москва : ГОУ ВПО МГПУ, 2018. – Вып. 2. – 293 с.
20. Рондели, Л. П. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст] / Л. П. Рондели. – Москва : АСТ, 2012. – 258 с.
21. Соколова, Е. Е. Развитие творческих способностей дошкольников в художественной деятельности [Текст] / Е. Е. Соколова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №4. – С. 63-66
22. Терентьева, Ю. В. Методические аспекты организации знакомства детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством [Текст] / Ю. В. Терентьева // Детский сад от А до Я. – 2014. – №4. – С. 41-44
23. Угарова, В. С. Школа изобразительного искусства [Текст] / В. С. Угарова. – Москва : Изобразительное искусство, 2016. – 195 с.
24. Чебан, А. Я. Знакомим дошкольников с народной культурой [Текст] / А. Я. Чебан, Л. Л. Бурлакова. – Москва : ТЦ Сфера, 2012. – 242 с
25. Фадеева, Н. И. Развитие дошкольников в организованной предметно-развивающей среде [Текст] / Н. И. Фадеева // Детский сад от А до Я. – 2016. – №4. – С. 85-88
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС ДО. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
27. Широкова, О. Р. Обучение старших дошкольников живописи [Текст] / О. Р. Широкова // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 18-22.
28. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2011. – 284 с.
29. Яковлева, Н. Г. Создание предметно-развивающей среды для ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством [Текст] / Н. Г. Яковлева // Педагогика. – 2017. – №5. – С. 54-55.
30. Ярушина, М. К. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с живописью [Текст] / М. К. Ярушина // Педагогический мир. – 2013. – №2. – С. 27-31.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ