Актуальность данной работы обусловлена тем, что обращение к философским вопросам, не имеющим однозначного толкования, вызывает споры среди представителей разных научных школ и дисциплин. В исследовательской среде не сформировалось однозначной оценки допустимости лжи, возможности ее использования ради благих целей. И. Кант является одним из философов, однозначно подходившим к недопустимости лжи в любой ситуации. Кантовский подход основывался на принципах метафизического знания и предполагал универсальное толкование категории лжи. Следует отметить, что ряд исследователей не согласны с И. Кантом в этом вопросе, а потому изучение его мнения и представлений его оппонентов способствует обогащению философского знания.
Объектом данной работы является категория лжи.
Предметом данной работы выступают исследовательские трактовки категории лжи.
Целью данной работы является изучение взглядов Р.Г. Апресян на кантовскую трактовку лжи.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понимание допустимости лжи
2. Дать трактовку категории лжи.
В работе использовались сравнительный и системный методы исследования, а также методы анализа, синтеза и абстракции.
В результате анализа статьи Р.Г. Апресян «О [не]допустимости лжи (об одном кантовском рассуждении)» можно выявить кантовскую интерпретацию лжи и ее допустимости, а также подход Р.Г. Апресян в кантовской позиции. Это сравнение интересно еще и тем, что восприятие лжи в эпоху И. Канта и в современный период может несколько отличаться.
В рамках данной работы была рассмотрена категория лжи и допустимость ее применения. В статье Р.Г. Апресян «О [не]допустимости лжи (об одном кантовском рассуждении)» анализируется трактовки лжи и правды в понимании И. Канта. Он рассматривает ситуации лжи, которые освещались И. Кантом, а именно: укрывательство злоумышленника его другом, заведомо ложное обещание «неплатежеспособного должника» кредитору, обман слуги по приказу хозяина.
Р.Г. Апресян не соглашается с И. Кантом в оценке лжи в сюжете с домохозяином и злоумышленником. Автор считает, что необходимо учитывать условия каждой конкретной ситуации, когда человек говорит неправду, а также последствия лжи для всех, к кому она имеет отношение (в рассматриваемом случае, злоумышленник, домохозяин и друг домохозяина). Исследователь приходит к выводу, что для Канта не только не существуют другие как конкретные другие. Он в целом не чувствителен к коммуникативным отношениям, к возникающим в них ожиданиям и обязательствам. Кант постулирует безусловную ответственность перед абстрактным законом и фактически не предполагает никакой ответственности перед конкретным человеком - ни перед ближним, ни перед близким.
Кант прав, человек далеко не в полной мере отвечает за последствия своих поступков, тем более в нестандартных условиях революционного (тоталитарного, криминального) произвола. Однако отсюда не следует, что человек вообще не отвечает за свои поступки.
Таким образом, применение общих принципов опосредствовано, с одной стороны, частными по содержанию требованиями и правилами, обеспечивающими определенность и действенность общих принципов, а с другой - принятием в конкретных ситуациях на их основе индивидуальных, морально ответственных, ситуативно и коммуникативно релевантных решений.
Следовательно, можно говорить о том, что Р.Г. Апресян не разделяет трактовку кантовскую лжи в рассматриваемом сюжете, он указывает на необходимость учета внешних условий, в которых протекает та или иная ситуация, а также последствия для всех участников рассматриваемой ситуации. По мнению автора, взаимоотношения, которые складываются в обществе, не могут всегда руководствоваться только метафизическими принципами, они должны учитывать конкретные реальные условия протекания ситуации, действующих лиц, их взаимоотношения между собой, а также ответственность перед остальными членами общества.
1 Апресян Р.Г. О [не]допустимости лжи (об одном кантовском рассуждении) // Философский журнал. 2010. Т. № 1(2). – С. 141-153.
2 Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Кант И. Трактаты и письма / Ред. А.В.Гулыга. – М., 1980. – С. 292-297.
3 Кант И. Основоположения к метафизике нравов // Кант И. Соч. Т. III. – М., 1997. – 291 с.
4 Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4(2). – М., 1965. – 468 с.