Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН ) (Педагогика, психология, Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №46095

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы37
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
321
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 7 месяцев). По заключению логопеда в данной группе все дети имеют речевые нарушения – ФФН
Есть много приложение.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 5
1.1 Формирование произносительной стороны речи в онтогенезе 5
1.2 Характерные особенности развития произносительной стороны речи для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 10
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей сформированности произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 17
2.1 Организация и проведение исследования по выявлению особенностей сформированности произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 17
2.2 Анализ состояния произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 20
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложения 32

Актуальность исследования. Нарушение речевого развития, в частности, у детей – одно из распространенных явлений на данном этапе развития общества. У большинства детей дошкольного возраста наблюдаются нарушения фонематических процессов, а также звукопроизношения, что отражается на их деятельности, на сформированности произносительной стороны речи, так как центральное место в процессе развития психики ребенка занимает речь. Как полифункциональная речь связана с развитием мышления и в целом выполняет интеллектуальную и коммуникативную функции. Речь не является врожденной способностью человека, её формирование происходит параллельно с развитием самого ребенка, так же, как и другие функции психики, подвергается нарушениям.
За последние десятилетия значительно увеличился рост детей дошкольного возраста, у которых наблюдается нарушение речевого развития. В основном это дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее – ФФН), которые не овладели произносительной стороной речи. У них не наблюдается нарушение интеллектуального развития, а также слуха, однако к усвоению школьного курса такие дети не готовы в связи с недостаточно развитым фонетическим восприятием. В этой связи проблема исследования особенностей сформированности произносительной стороны речи у детей с ФФН актуальна.
Цель исследования – изучить особенности сформированности произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Задачи исследования:
1. Раскрыть процесс формирования произносительной стороны речи в онтогенезе.
2. Определить характерные особенности развития произносительной стороны речи для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Выявить в экспериментальном исследовании особенности сформированности произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: формирование произносительной стороны речи у дошкольников с ФФН зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.
Объект исследования – произносительная сторона речи.
Предмет исследования – особенности сформированности произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по общей и специальной педагогике, логопедии); эмпирические (анализ педагогической документации, анамнестических данных, индивидуальные беседы с детьми, тестирование); количественная и качественная обработка полученных результатов; интерпретационные методы.
Методологическая основа исследования. Изучением состояния произносительной речи у детей занимались А.Н. Гвоздев, А.М. Горчакова, Л.А. Кудрявцева, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин и др. Процесс формирования произносительной стороны речи в онтогенезе описан в научных трудах Е.Н. Винарской, Н.И. Жинкиным, Н.С. Жуковой и др. Особенности произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи проанализированы в исследованиях Г.Е. Павловой, Н.И. Соболевской, Н.Г. Якимовой и др. Методы и приемы по формированию произносительной стороны речи представлены в исследованиях Г.Е. Тушкановой, Г.Л. Яцековой и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность темы исследования бесспорна, так как нарушение в произносительной стороне речи оказывают влияние на психофизическое и личностное развитие ребенка дошкольного возраста.
Произносительная сторона речи включает в себя такие компоненты речи, как речевое дыхание, голосообразование, воспроизведение звуков и их сочетания, ударение в словах, фразовую интонацию, соблюдение орфоэпических норм, а также просодику речи и голосовые функции – звукопроизношение, темп речи, её ритм и интонацию.
Произносительная сторона речи у детей с ФФН имеет определенные особенности: отсутствие того или иного звука в речи, а также замена звуков; произношение одного звука или нескольких звуков искаженно; нестойкое использование в речи звуков; замена звуков диффузной артикуляции. Выбор методики работы с детьми зависит от знания формы нарушения его звукопроизношения. Если у ребенка наблюдаются фонетические нарушения, то внимание необходимо уделить развитию его общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, а если наблюдаются фонематические нарушения, то необходимо развивать фонематический слух.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа. Результаты следующие:
- с высоким уровнем сформированности произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН не выявлено;
- со средним уровнем было выявлено 6 детей старшего дошкольного возраста с ФФН (60%);
- с низким уровнем было выявлено 4 дошкольников с ФФН (40%).
У старших дошкольников с ФФН со средним уровнем сформированности произносительной стороны речи нарушения в произносительной стороне речи носят вторичный характер. Они выражаются в ошибках опознания фонем на материале звуков и слогов (так как в данных случаях отсутствует опора на семантическое значение предлагаемых для слухового восприятия языковых единиц. У старших дошкольников с ФФН с низким уровнем сформированности произносительной стороны речи произносительная сторона речи не сформирована. Дошкольники данной группы затрудняются в выполнении предложенного задания даже по образцу и с помощью подсказки педагога, в основном отказывались выполнять предложенное задание. У детей данной группы наблюдаются грубые нарушения в опознании фонем близких и далеких по акустическим и артикуляционным признакам. Также у старших дошкольников данной группы наблюдаются сильно выраженные нарушения звукопроизношения, преимущественно выраженные на уровне слов, серий из двух, и, в особенности из трех слогов, включающих близкие по артикуляторно-акустическим признакам звуки.
2. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. С детьми данной группы необходимо проводить специальную коррекционно-логопедическую работу по устранению нарушений в развитии произносительной стороны речи.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Бочарникова, Н.С. Особенности развития просодии у детей с общим недоразвитием речи различного генеза / Н.С. Бочарникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 8. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru. (Дата обращения: 06.03.2018 г.)
2. Викжанович, С.Н. Характеристика системного недоразвития речи при расстройствах аутистического спектра / С.Н. Викжанович // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 8 (52). – С. 294–305.
3. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2011. – 165 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2013. – 945 с.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство Пресс, 2012. – 125 с.
6. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : метод. пособие / Г.Г. Голубева. – СПб.: Изд-во РГПУ: Союз, 2015. – 60 с.
7. Горчакова, А.М. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников / А.М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. – 2014. – №5. – С. 5 – 12.
8. Жинкин, Н.И. Психолингвистика. Избранные труды / Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 2014. – 288 с.
9. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011. – 288 с.
10. Зимняя, И.А. Психолингвистика / И.А. Зимняя. – СПб.: Речь, 2014. – 521 с.
11. Кудрявцева, Л.А. Нарушение речи у детей дошкольного возраста / Л.А. Кудрявцева. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2014. – 248 с.
12. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии / Е.В. Лаврова. – М.: Академия, 2012. – 463 с.
13. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. – СПб.: Речь, 2015. – 241 с.
14. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной // Репринтное воспроизведение издания 1967г. – М.: Альянс, 2013. – 368 с.
15. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические исследования / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия. 2015. – 658 с.
16. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников / А. И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 64 с.
17. Мещерякова, Н.П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / Н.П. Мещерякова, Жуковская Л.К., Терешкова Е.Б. – Волгоград: Учитель, 2014. – 141 с.
18. Морозова, Е.Л. Произносительная сторона речи в онтогенезе / Е.Л. Морозова // Логопед. – 2016. – №4. – С. 74-77.
19. Павлова, Г.Е. Логоритмические упражнения как средство развития фонематический процессов у дошкольников с нарушениями речи / Г.Е. Павлова // Дефектология. – 2014. – №3. – С. 41-44.
20. Соболевская, Н.И. Произносительная сторона речи у детей с ФФНР / Н.И. Соболевская // Логопедия. – 2017. – №6. – С. 52-56.
21. Соботович, Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления / Е.Ф. Собботович. – М.: Инфра-М, 2013. – 456 с.
22. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трошин. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.
23. Тушканова, Г.Е. Особенности речи детей старшего дошкольного возраста / Г.Е. Тушканова // Дефектология. – 2013. – №3. – С. 23-25.
24. Усанова, О.Н. Логопедия / О.Н. Усанова. – СПб.: Речь, 2014. – 452 с.
25. Халилова, Л.Б. Детская речь: особенности речевых расстройств / Л.Б. Халилова. – Ростов на Дону: Феникс, 2012. – 410 с.
26. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М.: Эксмо, 2014. – 548 с.
27. Шахнарович, А.М. Общая психолингвистика: учебное пособие / А.М. Шахнарович.‐ М.: Инфра-М, 2015. – 123 с.
28. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР. – М., 1948. – Вып. 13. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru. (Дата обращения: 06.03.2018 г.).
29. Швачкин, Н.Х. Развитие произносительной стороны речи у дошкольников / Сборник статей / Под ред. А.Н. Леонтьева, Запорожца А.В. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. – 901 с.
30. Якимова, Н.Г. Воспитание у детей правильного произношения / Н.Г. Якимова // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 28-34.
31. Яркова, Т.И. Нарушение фонетических процессов при ФФНР / Т.И. Яркова // Дефектология. – 2013. – №4. – С. 41-46.
32. Яцекова, Г.Л. Дети с нарушениями речи: негрубые расстройства и пути их устранения / Г.Л. Яцекова. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2012. – 423 с.
33. Яцук, Е.Н. Дети с расстройствами речи как проблема работы логопеда / Е.Н. Яцук // Дефектолог. – 2014. – №2. – С. 26-32.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ