Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕСУРС ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №46091

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
562
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА 7
1.1 Понятие электронного правительства 7
1.2 Электронное правительство как инструмент реализации
антикоррупционной политики 25
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕСУРСА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 36
2.1 Общая характеристика региональных электронных правительств 36
2.2 Анализ антикоррупционной составляющей сайтов органов
государственной власти 42
2.3 Исследование социально-политической активности граждан в сфере
электронного правительства как государственного информационного ресурса противодействия коррупции 55
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО
ПОТЕНЦИАЛА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ 64
3.1 Рекомендации по повышению эффективности электронного правительства
в области противодействия коррупции 64
3.2 Проект социальной рекламы «Электронное правительство против
коррупции» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Коррупция является одной из наиболее волнующих проблем, затрагивает интересы каждого гражданина и препятствует успешному функционированию экономики и процветанию государства. Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями. Введение электронного правительства позиционируется органами власти как один из ресурсов противодействия коррупции. Это проявляется в повышении качества государственного управления, качественно новом уровне получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о деятельности государственных органов. Именно поэтому важно проанализировать, насколько эффективно электронное правительство осуществляет антикоррупционную деятельность.
Объект исследования - электронное правительство в Приволжском федеральном округе, в том числе в республике Татарстан, республике Марий Эл, Кировской области.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, формирующиеся в процессе использования электронного правительства как антикоррупционного информационного ресурса.
Цель работы - исследование электронного правительства как государственного ресурса противодействия коррупции в регионах Приволжского федерального округа, а также разработка системы мер, направленных на его совершенствование.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• Описать понятие электронного правительства;
• Рассмотреть электронное правительство как инструмент реализации антикоррупционной политики;
• Изучить общую характеристику региональных электронных правительств;
• Проанализировать антикоррупционную составляющую сайтов органов государственной власти в Республике Татарстан, Кировской области и Республике Марий Эл;
• Провести Интернет-опрос населения Республики Татарстан, Кировской области и Республики Марий Эл с целью выявления эффективности электронного правительства;
• Разработать проект социальной рекламы электронного правительства;
• Предложить рекомендации по повышению эффективности электронного правительства в области противодействия коррупции.
Теоретическая база:
К теоретической базе можно отнести труды следующих ученых: Антипов А.А. и Гришанова Е.М. изучили электронное правительство и информационное общество в России; Балашова Е.М. дала оценку эффективности электронного правительства; Балюков А.С. провел анализ актуальности создания электронного правительства; Балюков А.С. и Логуа Р.А. описали лучшие практики электронного правительства в мире; Борздый Ю.В. провел обзор современных подходов к моделированию «электронного правительства»; Борисова А.С. изучила электронное правительство в регионах; Борщевский Г.А. рассмотрел реформирование государственной службы в России; Бочанов М.А. описал «Открытое правительство»; Ганчерёнок И.И. изучил электронное правительство и подготовку управленческих кадров; Долгова Т.В. рассмотрела электронное правительство как институт информационной экономики; Дьякова Е.Г. изучила переход к электронному правительству как процесс институциональной адаптации; Ерженин Р.В. описал интеллектуальные технологии в разработке архитектуры электронного правительства; Забавко Р. А. описал понятие «Коррупция» в российском законодательстве; Красильников О.Ю. изучил проблемы внедрения концепции электронного правительства в России; Лавров В.А. рассмотрел развитие электронного правительства в России и зарубежных странах; Лапицкий В. и Тузиков А. изучили научно-методическое обеспечение информатизации и технологий электронного государства; Лиджи-Горяева С.Э. и Сангаева Л.Н. рассказали о факторах повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению; Луканин А. В. и Еремина Е. В. рассмотрели новые формы взаимодействия в условиях информатизации; Магомедов К.О. рассказал об эффективности противодействия коррупции в государственных органах власти; Мамитова Н. В. изучила антикоррупционную правовую политику; Морозова О.Н. описала политические интернет-коммуникации; Некрасов В. Н. и Архипова О.И. описали электронное правительство как инструмент повышения эффективности публичного управления; Новикова Н.Г. и Гладышев А.С. изучили проблемы формирования и перспективы развития системы электронных государственных услуг в России; Овчинников С.А., Гришин С.Е. описали причины и условия неудач внедрения электронного правительства; Павлютенкова М. Ю. рассмотрела электронное правительство в России; Петрова С.Г. описала конфликт интересов на государственной службе; Проскурякова Л.Г. и Коробовский С.П. рассмотрели электронное правительство как форму организации государственных и муниципальных услуг; Ровинская Т.Л. описала электронную демократию в теории и на практике; Сербиновский Б.Ю., Марсуверский А.В. рассмотрели инструмент выбора направлений етимулирования развития бизнеса средствами электронного и открытого правительства; Симкин А.В. изучил информационные технологии в области электронного правительства; Снетков В.Н., Пономаренко А.В. описали проблемы развития информационного общества; Тавокин Е.П., Широкова О.В. изучили коррупцию в системе государственной службы; Франгулова Е.В. рассмотрела сущность концепции «Электронное правительство» и Мировой опыт ее реализации; Чеботарева А.А. описала механизмы электронной демократии; Юрасов А.В. изучил проблему разработки научно обоснованной концепции, алгоритмов работы и архитектуры инструментальных средств электронного правительства; Юхачев С.П. описал противодействие коррупции в среде государственных служащих в России.
Но, не все аспекты этой темы достаточно изучены, поэтому исследование электронного правительства как инструмента реализации антикоррупционной политики является актуальным и общественно полезным.
Методологическая база исследования: системный анализ, абстрактно-логический анализ, сравнительный анализ, стратегический анализ развития сайтов государственных органов, социологический опрос.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Первая глава содержит описание теоретических аспектов исследования электронного правительства как государственного информационного ресурса, а именно: раскрывается понятие электронного правительства; электронное правительство рассматривается в качестве инструмента реализации антикоррупционной политики.
Вторая глава анализирует практические аспекты использования электронного правительства как государственного ресурса противодействия коррупции на примере регионов Приволжского федерального округа. Изучена общая характеристика региональных электронных правительств, проведен анализ антикоррупционной составляющей сайтов органов государственной власти в Республике Татарстан, Кировской области и Республике Марий Эл, Интернет-опрос населения Республики Татарстан, Кировской области и Республики Марий Эл с целью выявления эффективности электронного правительства.
В третьей главе рассмотрены пути совершенствования антикоррупционного потенциала электронного правительства в регионах. Предложены рекомендации по повышению эффективности электронного правительства в области противодействия коррупции, разработан проект социальной рекламы «Электронное правительство против коррупции».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе реализации работы было доказано, что электронное правительство действительно играет важную роль в реализации антикоррупционной деятельности. Поставленная цель достигнута -электронное правительство исследовано как государственный ресурс противодействия коррупции в регионах Приволжского федерального округа, а также разработана система мер, направленных на его совершенствование. Все задачи выполнены. В процессе проведенного исследования мы пришли к следующим основным выводам:
Электронное правительство является новой формой организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий наряду с повышением качества государственного управления качественно новый уровень получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о деятельности государственных органов;
Установлено, что электронное правительство включает в себя использование государственными учреждениями информационных технологий, которые преобразовывают отношения с гражданами, компаниями и другими отделами правительства. Эти технологии могут выполнять множество функций: предоставлять более качественные государственные услуги гражданам, улучшать взаимодействие с бизнесом и промышленностью, расширять возможности граждан через доступ к информации или способствовать более эффективному правительственному управлению;
Доказано, что электронное правительство можно считать эффективным антикоррупционным ресурсом, т. к. оно минимизирует условия возникновения коррупции: возможность выбора поведения у чиновника, личный контакт чиновника и гражданина, закрытость процедур. Минимизация очных контактов чиновников и граждан, обращающихся за услугой, — залог успешного противодействия коррупции. В этой связи, особая роль отводится многофункциональным центрам и переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Доступ к государственной информации, обеспечение подотчетности - все это содействует уменьшению коррупции, увеличению прозрачности;
Установлено, что Единый портал государственных услуг, являясь элементом электронного правительства Российской Федерации, способствует предоставлению быстрого доступа к услугам государственных учреждений, возможности гражданам участвовать в демократических процессах, ограничению возможностей административного произвола и бюрократизации. Продвижение Единого портала, ведет к повышению осведомленности о преимуществах электронных услуг, а также к снижению психологических барьеров, связанных с использованием электронных услуг. Этот фактор является решающим для осуществления проекта высококачественного электронного правительства;
Проведен SWOT-анализ антикоррупционной составляющей сайтов органов государственной власти в Республике Татарстан, Кировской области и Республике Марий Эл. Доказано, что важное место при создании электронной версии государственного органа отводится противодействию коррупции. В большей степени это можно наблюдать в республике Татарстан: все сайты органов государственной власти в РТ содержат такой раздел, как противодействие коррупции. Это способствует повышению уровня доверия населения к органам государственной власти в сети Интернет, обеспечивает открытость информации и прозрачность проводимых мероприятий. В республике Марий Эл также большинство сайтов имеют данный раздел: лишь несколько сайтов не имеют раздела «Противодействие коррупции» либо не имеют своего сайта. Это в некоторой степени снижает уровень доверия населения к органам власти и снижает степень открытости и прозрачности. Менее положительными оказались результаты анализа сайтов в Кировской области. Вдвое больше сайтов не имеют раздела «Противодействие коррупции» либо не имеют своего сайта. По сравнению с двумя предыдущими регионами Кировская область обладает наименьшей степенью открытости информации, и как следствие, население в наименьшей степени может получить необходимые данные, и в меньшей степени доверяет системе электронного правительства и органам власти в целом. Так наличие антикоррупционной составляющей сайтов повышает эффективность электронного правительства, степень доверия населения к органам государственной власти;
Проведен Интернет-опрос населения Республики Татарстан, Кировской области и Республики Марий Эл с целью выявления эффективности электронного правительства. Установлена необходимость донести до граждан о возможности получения информации, официальных сведений о расходах и мероприятиях в государственных органах, обратной связи. В Кировской области существует разрыв между молодым и старшим поколениями. Низкая оценка эффективности электронного правительства населением является следствием отсутствия грамотности, осведомленности в вопросах электронного правительства, в особенности среди старшего поколения. Отсутствует реклама электронного правительства. В Республике Марий Эл не привлечены к работе с электронным правительством молодежь и люди старшего поколения. Отказ от пользования электронным правительством говорит о консерватизме граждан по отношению к новым технологиям, отсутствии навыков по использованию электронной версии сайта. Отсутствует реклама электронного правительства;
Проведенный анализ позволил нам разработать и обосновать следующие предложения: необходимо повышение уровня грамотности, осведомленности граждан в вопросах электронного правительства, создание проектов социальной рекламы, обучающих материалов, видеороликов, подробных инструкций, продвижение Единого портала, снижение психологических барьеров, ориентация на разработку сайтов государственных органов, внедрение раздела противодействие коррупции на всех сайтах государственных органов, создание программ и выделение ресурсов для обучения государственных служащих, повышение их мотивации к системному повышению квалификации по электронному правительству. Кроме того, в процессе работы разработан проект социальной рекламы «Электронное правительство против коррупции», целью которого является привлечение внимания общественности к проблеме недостаточной осведомленности об антикоррупционном потенциале электронного правительства.



1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Электронный
ресурс] / Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения: 11.05.18)
2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008
N 273-ФЗ (последняя редакция) 1993 [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL:http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82959/ (дата
обращения: 14.05.18)
3. Распоряжение Правительства РФ от 26.08.2009 N 1231-р //
Информационный портал. Government.consultant. URL:
https://government.consultant.ru/doc.asp?ID=54178
Монографии и статьи
4. Антипов А.А., Гришанова Е.М. Электронное правительство и информационное общество в России //Телекоммуникации и Транспорт, 2013. №7. С. 4-5.
5. Балашова Е.М. Оценка эффективности электронного правительства //Вопросы государственного и муниципального управления, 2011. №2. С. 205-220.
6. Балюков А.С. Анализ актуальности создания электронного правительства // Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2014. №3. С. 78-85.
7. Балюков А.С., Логуа Р.А. Лучшие практики электронного правительства в мире //Основы экономики, управления и права, 2014. №4. С. 7-8.
8. Борздый Ю.В. Обзор современных подходов к моделированию «электронного правительства» //Бизнес-информатика, 2009. №4. С. 60-67.
9. Борисова А.С. Электронное правительство в регионах: проблемы реализации и оценки //Вестник Волгоградского государственного университета, 2013. №2. С. 55-61.
10. Борщевский Г.А. Реформирование государственной службы в
России: промежуточные итоги и перспективы //Вопросы
государственного и муниципального управления, 2014. №2. С. 65¬88.
11. Бочанов М.А. «Открытое правительство»: перспективы реализации в рамках Российской действительности //Вестник государственного и муниципального управления, 2012. №3. С. 141-146.
12. Ганчерёнок И.И. Электронное правительство, подготовка
управленческих кадров и когнитивное общество //Управленческое консультирование, 2016. №4. С. 158-166.
13. Долгова Т.В. Электронное правительство как институт
информационной экономики //Научный вестник Южного института менеджмента, 2014, №4. С. 8-10.
14. Дьякова Е.Г. Переход к электронному правительству как процесс институциональной адаптации //Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, 2011. №11. С. 235-252.
15. Ерженин Р.В. Интеллектуальные технологии в разработке
архитектуры электронного правительства //Информационные технологии в науке, образовании и управлении, 2017. №2. С.17-24.
16.Забавко Р. А. Понятие «Коррупция» в российском
законодательстве: критический анализ и перспективы
совершенствования // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России, 2015. №1. С.43-48.
17. Красильников О.Ю. Проблемы внедрения концепции электронного правительства в России //Известия Саратовского университета, 2012. №2. С. 34-38.
18. Лавров В.А. Развитие электронного правительства в России и зарубежных странах //Современные проблемы сервиса и туризма, 2012. №4. С. 71-78.
19. Лапицкий В., Тузиков А. Научно-методическое обеспечение информатизации и технологий электронного государства //Наука и инновации, 2016. №157. С. 21-25.
20. Лиджи-Горяева С.Э., Сангаева Л.Н. О факторах повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению //Вестник Института комплексных исследований аридных территорий, 2015. №1 С. 58-65.
21. Луканин А. В, Еремина Е. В. Государство и общество:
институционализация новых форм взаимодействия в условиях информатизации // Власть, 2012. №12. С. 22-25.
22. Магомедов К.О. Об эффективности противодействия коррупции в государственных органах власти //Вопросы государственного и муниципального управления, 2014. №3. С. 201-212.
23. Мамитова Н. В. Антикоррупционная правовая политика: проблемы формирования в современной России // Право и современные государства, 2013. №3. С.35-40
24. Морозова О.Н. Политическая интернет-коммуникация: ее роль, функции и формы //Политическая лингвистика, 2011. №1. С. 156¬161.
25. Некрасов В. Н, Архипова О.И. Электронное правительство как инструмент повышения эффективности публичного управления //Государственное и муниципальное управление, 2014. №4. С. 38¬46.
26. Новикова Н.Г., Гладышев А.С. Проблемы формирования и перспективы развития системы электронных государственных услуг в России //Сервис plus, 2014. №2. С. 52-57.
27.Овчинников С.А., Гришин С.Е. Причины и условия неудач внедрения электронного правительства //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2011. №4. С. 177-180.
28. Павлютенкова М. Ю. Электронное правительство в России: концептуальные подходы и практика реализации //PolitBook, 2013. №2. С. 90-105.
29. Петрова С.Г. Конфликт интересов на государственной службе: опыт России и зарубежных стран //Инновационная наука, 2015. №6. С. 201-203.
30. Проскурякова Л.Г., Коробовский С.П. Электронное правительство как форма организации государственных и муниципальных услуг //Вестник государственного и муниципального управления, 2011. №2. С. 138-144.
31. Ровинская Т.Л. Электронная демократия в теории и на практике //Мировая экономика и международные отношения, 2013. №12. С. 84-96.
32. Сербиновский Б.Ю., Марсуверский А.В. Инструмент выбора
направлений стимулирования развития бизнеса средствами
электронного и открытого правительства //Вестник науки и образования Северо-Запада России, 2015. №3. С. 172-183.
33. Симкин А.В. Информационные технологии в области электронного правительства //Вестник Тамбовского университета, 2011. №1. С. 223-224.
34. Снетков В.Н., Пономаренко А.В. Проблемы развития
информационного общества //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического
университета, 2010. №111. С. 7-10.
35. Тавокин Е.П., Широкова О.В. Коррупция в системе
государственной службы //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2014. №1. С. 70-86.
36. Франгулова Е.В. Сущность концепции «Электронное
правительство» и Мировой опыт ее реализации //Вестник Астраханского государственного технического университета, 2010. №1. С. 10-14.
37. Чеботарева А.А. Механизмы электронной демократии:
возможности и проблемы их реализации в Российской Федерации //Правовая информатика, 2012. №3. С. 49-53.
38. Юрасов А.В. Постановка проблемы разработки научно
обоснованной концепции, алгоритмов работы и архитектуры инструментальных средств электронного правительства //Вестник Самарского государственного университета, 2011. №11. С. 158¬164.
39. Юхачев С.П. Противодействие коррупции в среде государственных служащих в России //Вестник Челябинского государственного университета, 2010. №5. С. 116-120.
Электронные ресурсы
40. Амзин А. Грабли 2.0. Российский портал госуслуг стартовал очень неудачно //Информационный портал. Lenta.ru. URL:http://lenta.ru/articles/2009/12/17/gos/
41. Более 120 тыс. граждан России уже зарегистрировались на портале
госуслуг //Информационный портал. CNews. URL:
http://www.cnews.ru/news/line/bolee_120_tys.grazhdan _rossii _uzhe
zaregistrirovalis/
42. Введена упрощенная регистрация на Едином портале госуслуг //
Гарант.ру, 2015. URL:
http://www.garant.ru/news/547380/#ixzz3WAOOlwcP
43. Количество зарегистрированных пользователей портала госуслуг за 2013 год увеличилось более чем вдвое//Минком связь России. URL: http: //www.minsvyaz.ru/ru/events/30239/
44. Подведены итоги работы бета-версии Единого портала госуслуг в
2015 году // Минкомсвязь России.URL:
http://minsvyaz.ru/ru/events/34568/
45. Портал государственных услуг Российской Федерации. URL: www.gosuslugi.ru(дата обращения:15.05.18)
46. Портал госуслуг в нынешнем виде //CNews.ru, 2014. URL:http://gov.cnews.ru/top/2014/10/10/portal_ gosuslug _v_nyneshnem_vide
skoro_budet_zakryt_58 8409/
47. Предварительные итоги работы Единого портала госуслуг в 2015
году //TAdviser. Информационный портал. URL:
http: //www.tadviser.ru/index.php
48. Рейтинг стран мира по уровню развития электронного
правительства. URL: http: //gtmarket.ru/ratings/e-government-
survey/info(дата обращения: 14.04.2018).
49. Число авторизованных пользователей портала госуслуг превысило
1 млн человек //Информационный портал. CNews. URL:http: //www.cnews .ru/news/line/chislo avtorizovannyh polzovatelej/
50. Яковлев А.С, Коломейченко А.С. Информатизация общества: курс
на новые ориентиры // УЭкС. 2017. №8. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-obschestva-kurs-na-novye-orientiry(дата обращения: 17.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ