ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ..?
1.1. Проблема профилактики конфликтного поведения у подростков
как предмет психолого-педагогических исследований 7
1.2. Цели, задачи и принципы профилактики конфликтного поведения
в подростковом возрасте 13
1.3. Формы и методы работы по профилактике конфликтного
поведения у подростков 20
Выводы по главе 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация результатов первичной диагностики склонности подростков к конфликтному поведению 28
2.2. Описание программы профилактики конфликтного поведения у подростков 35
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы 41
Выводы по главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ..?
1.1. Проблема профилактики конфликтного поведения у подростков
как предмет психолого-педагогических исследований 7
1.2. Цели, задачи и принципы профилактики конфликтного поведения
в подростковом возрасте 13
1.3. Формы и методы работы по профилактике конфликтного
поведения у подростков 20
Выводы по главе 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация результатов первичной диагностики склонности подростков к конфликтному поведению 28
2.2. Описание программы профилактики конфликтного поведения у подростков 35
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы 41
Выводы по главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Конфликт представляет собой особое явление, самостоятельную психолого-педагогическую категорию, сложный феномен, проявляющийся на разных уровнях субъектного взаимодействия и состоящий из целого ряда компонентов. Принципиальный с точки зрения рассмотрения феномена конфликта момент - выявление причин и особенностей формирования у личности конфликтного поведения. Источником конфликтного поведения у подростков часто является различение ими реальной и идеальной форм представления действительности, их стремление быть независимыми от взрослых и переживание этой зависимости, желание доминировать над окружающими и в то же время требовать от них поддержки, быть от них зависимыми.
В современных условиях среди проблем, стоящих перед общеобразовательной школой в период ее модернизации, к особо значимым можно отнести проблему профилактики конфликтного поведения у подростков. Согласно ФГОС современный выпускник общеобразовательного учреждения - уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. Для формирования всех этих качеств важным аспектом деятельности современного педагога является профилактика конфликтов, причем особенно важным в данном отношении является подростковый возраст, который в отечественной психолого¬педагогической науке определяется как критический период, являющийся одним из важнейших в жизни человека и во многом определяющим его дальнейшую судьбу.
Данное обстоятельство позволило определить проблему исследования, которая состоит в необходимости разработки на основе теоретических достижений современной психолого-педагогической науки конкретных действий, направленных на профилактику конфликтного поведения у подростков. В соответствии с данной проблемой сформулирована тема исследования: «Профилактика конфликтного поведения у подростков».
Таким образом, актуальность исследования проблемы профилактики конфликтного поведения у подростков определяется существующей на сегодняшний день социальной потребностью ее разрешения, а также потребностью системы школьного образования в разработке профилактических программ, направленных на своевременную профилактику конфликтов в подростковой среде.
Объект исследования - конфликтное поведение в подростковой среде; предмет исследования - профилактика конфликтного поведения у подростков.
Цель исследования - на основе анализа теоретических аспектов проблемы, осуществить разработку и апробацию программы профилактики конфликтного поведения у подростков.
Задачи исследования:
- провести анализ проблемы профилактики конфликтного поведения у подростков как предмета психолого-педагогических исследований;
- выявить цели, задачи и принципы профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте;
- определить формы и методы работы по профилактике
конфликтного поведения у подростков;
- провести анализ и интерпретацию результатов первичной
диагностики склонности подростков к конфликтному поведению;
- дать описание программы профилактики конфликтного поведения у подростков;
- провести анализ и интерпретацию результатов опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Методологическую основу исследования составляют положения системного, деятельностного и личностного подходов. Теоретическое основание исследования составили работы современных отечественных авторов, посвященные проблеме конфликтного поведения у подростков и его профилактике (А.Я. Анцупов [1-3], А.К. Батырбекова [4], Н.Н. Бессонова , А.В. Воробьева , А.С. Дороничева , А.Б. Закирова , Т.Ю. Лунегова , К.А. Мамышева , С.И. Огородник [31], Т.С. Тарасова [37], М.Е. Турабаева [39], А.С. Фатеева [41; 42], А.Л. Цветкова [45 - 48] и другие).
Методами исследования стали анализ литературы по проблеме исследования, обобщение теоретической информации, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, диагностика, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Этапы выполнения исследования:
I этап - анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, разработка методологического аппарата исследования - сентябрь - октябрь 2017 г.;
II этап - определение содержания констатирующего и формирующего эксперимента, проведение профилактической программы с экспериментальной группой подростков - октябрь - декабрь 2017 г.;
III этап анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы, формирование выводов и оформление работы - январь - апрель 2018 г.
База исследования: МБОУ СОШ № 8 Елабужского муниципального района РТ. Количество испытуемых составило 60 человек, которые были разделены на две группы численностью по 30 человек каждая - экспериментальную (в которой на формирующем этапе проводилась профилактика конфликтного поведения) и контрольную (в котором такой работы не проводилось).
Теоретическая значимость полученных результатов состоит в том, что они дополняют представления об особенностях конфликтного поведения подростков, что, в свою очередь, открывает новое направление в воспитательной работе, в институтах социализации, позволяющее осуществлять профилактику конфликтного поведения в подростковой среде.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в психологическом консультировании, психопрофилактике, диагностике конфликтного поведения у подростков в общеобразовательных учреждениях. Материалы исследования могут быть рекомендованы при чтении лекций по педагогической психологии для характеристики подростков в возрастной психологии, психологии развития и психологии личности. Полученные научные и эмпирические данные могут быть рекомендованы для психологов, работников социальных служб в работе с подростками.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В современных условиях среди проблем, стоящих перед общеобразовательной школой в период ее модернизации, к особо значимым можно отнести проблему профилактики конфликтного поведения у подростков. Согласно ФГОС современный выпускник общеобразовательного учреждения - уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. Для формирования всех этих качеств важным аспектом деятельности современного педагога является профилактика конфликтов, причем особенно важным в данном отношении является подростковый возраст, который в отечественной психолого¬педагогической науке определяется как критический период, являющийся одним из важнейших в жизни человека и во многом определяющим его дальнейшую судьбу.
Данное обстоятельство позволило определить проблему исследования, которая состоит в необходимости разработки на основе теоретических достижений современной психолого-педагогической науки конкретных действий, направленных на профилактику конфликтного поведения у подростков. В соответствии с данной проблемой сформулирована тема исследования: «Профилактика конфликтного поведения у подростков».
Таким образом, актуальность исследования проблемы профилактики конфликтного поведения у подростков определяется существующей на сегодняшний день социальной потребностью ее разрешения, а также потребностью системы школьного образования в разработке профилактических программ, направленных на своевременную профилактику конфликтов в подростковой среде.
Объект исследования - конфликтное поведение в подростковой среде; предмет исследования - профилактика конфликтного поведения у подростков.
Цель исследования - на основе анализа теоретических аспектов проблемы, осуществить разработку и апробацию программы профилактики конфликтного поведения у подростков.
Задачи исследования:
- провести анализ проблемы профилактики конфликтного поведения у подростков как предмета психолого-педагогических исследований;
- выявить цели, задачи и принципы профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте;
- определить формы и методы работы по профилактике
конфликтного поведения у подростков;
- провести анализ и интерпретацию результатов первичной
диагностики склонности подростков к конфликтному поведению;
- дать описание программы профилактики конфликтного поведения у подростков;
- провести анализ и интерпретацию результатов опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Методологическую основу исследования составляют положения системного, деятельностного и личностного подходов. Теоретическое основание исследования составили работы современных отечественных авторов, посвященные проблеме конфликтного поведения у подростков и его профилактике (А.Я. Анцупов [1-3], А.К. Батырбекова [4], Н.Н. Бессонова , А.В. Воробьева , А.С. Дороничева , А.Б. Закирова , Т.Ю. Лунегова , К.А. Мамышева , С.И. Огородник [31], Т.С. Тарасова [37], М.Е. Турабаева [39], А.С. Фатеева [41; 42], А.Л. Цветкова [45 - 48] и другие).
Методами исследования стали анализ литературы по проблеме исследования, обобщение теоретической информации, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, диагностика, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Этапы выполнения исследования:
I этап - анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, разработка методологического аппарата исследования - сентябрь - октябрь 2017 г.;
II этап - определение содержания констатирующего и формирующего эксперимента, проведение профилактической программы с экспериментальной группой подростков - октябрь - декабрь 2017 г.;
III этап анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы, формирование выводов и оформление работы - январь - апрель 2018 г.
База исследования: МБОУ СОШ № 8 Елабужского муниципального района РТ. Количество испытуемых составило 60 человек, которые были разделены на две группы численностью по 30 человек каждая - экспериментальную (в которой на формирующем этапе проводилась профилактика конфликтного поведения) и контрольную (в котором такой работы не проводилось).
Теоретическая значимость полученных результатов состоит в том, что они дополняют представления об особенностях конфликтного поведения подростков, что, в свою очередь, открывает новое направление в воспитательной работе, в институтах социализации, позволяющее осуществлять профилактику конфликтного поведения в подростковой среде.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в психологическом консультировании, психопрофилактике, диагностике конфликтного поведения у подростков в общеобразовательных учреждениях. Материалы исследования могут быть рекомендованы при чтении лекций по педагогической психологии для характеристики подростков в возрастной психологии, психологии развития и психологии личности. Полученные научные и эмпирические данные могут быть рекомендованы для психологов, работников социальных служб в работе с подростками.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы на основе анализа теоретических аспектов проблемы, осуществить разработку и апробацию программы профилактики конфликтного поведения у подростков. В соответствии с данной целью было необходимо решить ряд задач работы, сформулированных в ее Введении.
Последовательное решение этих задач позволило нам сделать следующие выводы:
1. Под конфликтом в психолого-педагогической литературе понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Профилактика конфликтного поведения исследуется в работах Т.Ю. Лунеговой, А.Я. Анцупова, А.Г. Бересневой, Л.В. Паньшиной, А.С. Дороничевой и других авторов, однако в настоящее время в исследованиях отечественных ученых существуют расхождения в представлениях о сущности, целях, задачах деятельности по профилактике конфликтного поведения в подростковом возрасте.
2. Проведенный теоретический анализ позволил определить цель профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте, которая состоит в создании условий деятельности и взаимодействия участников конфликта, приводящих к конструктивному разрешению противоречий между ними. Формы, методы и средства профилактики конфликтного поведения подростков определяются различными факторами: особенностями ситуации, сложившейся в школе и в данном конкретном классе, степенью и направленностью педагогического воздействия, характеристиками традиционного опыта воспитания, уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков и так далее.
3. В ходе опытно-экспериментальной работы была реализована программа тренинговых занятий по снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и формированию у них умения выбора оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Данная программа позволила выявить позитивные изменения в соответствующих показателях участников исследования: на контрольном этапе работы высокий уровень конфликтности в поведении характерен для 13,3% подростков в экспериментальной группе (на 6,7% меньше) и для 20% подростков в контрольной группе (без изменений); средний уровень - для 36,7% подростков в экспериментальной (на 13,3% меньше) и для 46,7% в контрольной группе (без изменений); низкий уровень - для 50% подростков в экспериментальной (на 20% больше) и для 33,3% - в контрольной (без изменений). Кроме того. на контрольном этапе стиль соперничества предпочитают 30% подростков в экспериментальной группе (на 26,7% меньше) и 60% подростков в контрольной группе (без изменений); сотрудничество наиболее выражено для 46,7% подростков в экспериментальной (на 30% больше) и для 16,7% подростков в контрольной группе (без изменений); компромиссное поведение - 20% подростков в экспериментальной группе (на 10% больше) и 3,3% - в контрольной (без изменений); избегание - 3,3% подростков в экспериментальной (на 10% меньше) и для 16,7% - в контрольной группе (без изменений); приспособление на контрольном этапе не является предпочитаемой ни для кого из подростков в экспериментальной группе (на 3,3% меньше) и для 3,3% подростков в контрольной группе (без изменений). Различия по всем показателям являются статистически значимыми.
Таким образом, исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что проведение тренинговых занятий по предложенной нами программе способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи исследования были нами решены, а его цель - достигнута.
Последовательное решение этих задач позволило нам сделать следующие выводы:
1. Под конфликтом в психолого-педагогической литературе понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Профилактика конфликтного поведения исследуется в работах Т.Ю. Лунеговой, А.Я. Анцупова, А.Г. Бересневой, Л.В. Паньшиной, А.С. Дороничевой и других авторов, однако в настоящее время в исследованиях отечественных ученых существуют расхождения в представлениях о сущности, целях, задачах деятельности по профилактике конфликтного поведения в подростковом возрасте.
2. Проведенный теоретический анализ позволил определить цель профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте, которая состоит в создании условий деятельности и взаимодействия участников конфликта, приводящих к конструктивному разрешению противоречий между ними. Формы, методы и средства профилактики конфликтного поведения подростков определяются различными факторами: особенностями ситуации, сложившейся в школе и в данном конкретном классе, степенью и направленностью педагогического воздействия, характеристиками традиционного опыта воспитания, уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков и так далее.
3. В ходе опытно-экспериментальной работы была реализована программа тренинговых занятий по снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и формированию у них умения выбора оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Данная программа позволила выявить позитивные изменения в соответствующих показателях участников исследования: на контрольном этапе работы высокий уровень конфликтности в поведении характерен для 13,3% подростков в экспериментальной группе (на 6,7% меньше) и для 20% подростков в контрольной группе (без изменений); средний уровень - для 36,7% подростков в экспериментальной (на 13,3% меньше) и для 46,7% в контрольной группе (без изменений); низкий уровень - для 50% подростков в экспериментальной (на 20% больше) и для 33,3% - в контрольной (без изменений). Кроме того. на контрольном этапе стиль соперничества предпочитают 30% подростков в экспериментальной группе (на 26,7% меньше) и 60% подростков в контрольной группе (без изменений); сотрудничество наиболее выражено для 46,7% подростков в экспериментальной (на 30% больше) и для 16,7% подростков в контрольной группе (без изменений); компромиссное поведение - 20% подростков в экспериментальной группе (на 10% больше) и 3,3% - в контрольной (без изменений); избегание - 3,3% подростков в экспериментальной (на 10% меньше) и для 16,7% - в контрольной группе (без изменений); приспособление на контрольном этапе не является предпочитаемой ни для кого из подростков в экспериментальной группе (на 3,3% меньше) и для 3,3% подростков в контрольной группе (без изменений). Различия по всем показателям являются статистически значимыми.
Таким образом, исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что проведение тренинговых занятий по предложенной нами программе способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи исследования были нами решены, а его цель - достигнута.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2015 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2015 - Профилактика виктимного поведения у подростков-воспитанников детского дома
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Социально-психологический тренинг как средство психопрофилактики конфликтности в подростковой среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019



