ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ..?
1.1. Проблема профилактики конфликтного поведения у подростков
как предмет психолого-педагогических исследований 7
1.2. Цели, задачи и принципы профилактики конфликтного поведения
в подростковом возрасте 13
1.3. Формы и методы работы по профилактике конфликтного
поведения у подростков 20
Выводы по главе 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация результатов первичной диагностики склонности подростков к конфликтному поведению 28
2.2. Описание программы профилактики конфликтного поведения у подростков 35
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы 41
Выводы по главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Конфликт представляет собой особое явление, самостоятельную психолого-педагогическую категорию, сложный феномен, проявляющийся на разных уровнях субъектного взаимодействия и состоящий из целого ряда компонентов. Принципиальный с точки зрения рассмотрения феномена конфликта момент - выявление причин и особенностей формирования у личности конфликтного поведения. Источником конфликтного поведения у подростков часто является различение ими реальной и идеальной форм представления действительности, их стремление быть независимыми от взрослых и переживание этой зависимости, желание доминировать над окружающими и в то же время требовать от них поддержки, быть от них зависимыми.
В современных условиях среди проблем, стоящих перед общеобразовательной школой в период ее модернизации, к особо значимым можно отнести проблему профилактики конфликтного поведения у подростков. Согласно ФГОС современный выпускник общеобразовательного учреждения - уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. Для формирования всех этих качеств важным аспектом деятельности современного педагога является профилактика конфликтов, причем особенно важным в данном отношении является подростковый возраст, который в отечественной психолого¬педагогической науке определяется как критический период, являющийся одним из важнейших в жизни человека и во многом определяющим его дальнейшую судьбу.
Данное обстоятельство позволило определить проблему исследования, которая состоит в необходимости разработки на основе теоретических достижений современной психолого-педагогической науки конкретных действий, направленных на профилактику конфликтного поведения у подростков. В соответствии с данной проблемой сформулирована тема исследования: «Профилактика конфликтного поведения у подростков».
Таким образом, актуальность исследования проблемы профилактики конфликтного поведения у подростков определяется существующей на сегодняшний день социальной потребностью ее разрешения, а также потребностью системы школьного образования в разработке профилактических программ, направленных на своевременную профилактику конфликтов в подростковой среде.
Объект исследования - конфликтное поведение в подростковой среде; предмет исследования - профилактика конфликтного поведения у подростков.
Цель исследования - на основе анализа теоретических аспектов проблемы, осуществить разработку и апробацию программы профилактики конфликтного поведения у подростков.
Задачи исследования:
- провести анализ проблемы профилактики конфликтного поведения у подростков как предмета психолого-педагогических исследований;
- выявить цели, задачи и принципы профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте;
- определить формы и методы работы по профилактике
конфликтного поведения у подростков;
- провести анализ и интерпретацию результатов первичной
диагностики склонности подростков к конфликтному поведению;
- дать описание программы профилактики конфликтного поведения у подростков;
- провести анализ и интерпретацию результатов опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Методологическую основу исследования составляют положения системного, деятельностного и личностного подходов. Теоретическое основание исследования составили работы современных отечественных авторов, посвященные проблеме конфликтного поведения у подростков и его профилактике (А.Я. Анцупов [1-3], А.К. Батырбекова [4], Н.Н. Бессонова , А.В. Воробьева , А.С. Дороничева , А.Б. Закирова , Т.Ю. Лунегова , К.А. Мамышева , С.И. Огородник [31], Т.С. Тарасова [37], М.Е. Турабаева [39], А.С. Фатеева [41; 42], А.Л. Цветкова [45 - 48] и другие).
Методами исследования стали анализ литературы по проблеме исследования, обобщение теоретической информации, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, диагностика, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Этапы выполнения исследования:
I этап - анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, разработка методологического аппарата исследования - сентябрь - октябрь 2017 г.;
II этап - определение содержания констатирующего и формирующего эксперимента, проведение профилактической программы с экспериментальной группой подростков - октябрь - декабрь 2017 г.;
III этап анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы, формирование выводов и оформление работы - январь - апрель 2018 г.
База исследования: МБОУ СОШ № 8 Елабужского муниципального района РТ. Количество испытуемых составило 60 человек, которые были разделены на две группы численностью по 30 человек каждая - экспериментальную (в которой на формирующем этапе проводилась профилактика конфликтного поведения) и контрольную (в котором такой работы не проводилось).
Теоретическая значимость полученных результатов состоит в том, что они дополняют представления об особенностях конфликтного поведения подростков, что, в свою очередь, открывает новое направление в воспитательной работе, в институтах социализации, позволяющее осуществлять профилактику конфликтного поведения в подростковой среде.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в психологическом консультировании, психопрофилактике, диагностике конфликтного поведения у подростков в общеобразовательных учреждениях. Материалы исследования могут быть рекомендованы при чтении лекций по педагогической психологии для характеристики подростков в возрастной психологии, психологии развития и психологии личности. Полученные научные и эмпирические данные могут быть рекомендованы для психологов, работников социальных служб в работе с подростками.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы на основе анализа теоретических аспектов проблемы, осуществить разработку и апробацию программы профилактики конфликтного поведения у подростков. В соответствии с данной целью было необходимо решить ряд задач работы, сформулированных в ее Введении.
Последовательное решение этих задач позволило нам сделать следующие выводы:
1. Под конфликтом в психолого-педагогической литературе понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Профилактика конфликтного поведения исследуется в работах Т.Ю. Лунеговой, А.Я. Анцупова, А.Г. Бересневой, Л.В. Паньшиной, А.С. Дороничевой и других авторов, однако в настоящее время в исследованиях отечественных ученых существуют расхождения в представлениях о сущности, целях, задачах деятельности по профилактике конфликтного поведения в подростковом возрасте.
2. Проведенный теоретический анализ позволил определить цель профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте, которая состоит в создании условий деятельности и взаимодействия участников конфликта, приводящих к конструктивному разрешению противоречий между ними. Формы, методы и средства профилактики конфликтного поведения подростков определяются различными факторами: особенностями ситуации, сложившейся в школе и в данном конкретном классе, степенью и направленностью педагогического воздействия, характеристиками традиционного опыта воспитания, уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков и так далее.
3. В ходе опытно-экспериментальной работы была реализована программа тренинговых занятий по снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и формированию у них умения выбора оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Данная программа позволила выявить позитивные изменения в соответствующих показателях участников исследования: на контрольном этапе работы высокий уровень конфликтности в поведении характерен для 13,3% подростков в экспериментальной группе (на 6,7% меньше) и для 20% подростков в контрольной группе (без изменений); средний уровень - для 36,7% подростков в экспериментальной (на 13,3% меньше) и для 46,7% в контрольной группе (без изменений); низкий уровень - для 50% подростков в экспериментальной (на 20% больше) и для 33,3% - в контрольной (без изменений). Кроме того. на контрольном этапе стиль соперничества предпочитают 30% подростков в экспериментальной группе (на 26,7% меньше) и 60% подростков в контрольной группе (без изменений); сотрудничество наиболее выражено для 46,7% подростков в экспериментальной (на 30% больше) и для 16,7% подростков в контрольной группе (без изменений); компромиссное поведение - 20% подростков в экспериментальной группе (на 10% больше) и 3,3% - в контрольной (без изменений); избегание - 3,3% подростков в экспериментальной (на 10% меньше) и для 16,7% - в контрольной группе (без изменений); приспособление на контрольном этапе не является предпочитаемой ни для кого из подростков в экспериментальной группе (на 3,3% меньше) и для 3,3% подростков в контрольной группе (без изменений). Различия по всем показателям являются статистически значимыми.
Таким образом, исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что проведение тренинговых занятий по предложенной нами программе способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи исследования были нами решены, а его цель - достигнута.
1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 551 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - М.: Эксмо, 2010. - 464 с.
4. Батырбекова А.К. Роль медиации в профилактике школьных конфликтов // Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами. - 2017. - С. 71 - 75.
5. Бережная Г.С. Функциональный подход к типологии конфликтов в школе // Вестник БФУ им. И. Канта. - 2012. - №11. - С. 28 - 32.
6. Береснева А.Г. Профилактика конфликтности подростков в подростковом досуговом клубе // Наука, техника, образование. - 2014. - № 2. - С. 122 - 126.
7. Бессонова Н.Н., Никандрова А.Г. Совершенствование управления конфликтами // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2015. - №16. - С. 124 - 128.
8. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под общ. ред. М.Р. Битяновой. - СПб.: «Питер», 2008. - 304 с.
9. Брекина О.В. Особенности взаимосвязи тревожности, агрессивности и стилей поведения в конфликтных ситуациях у современных подростков // Конфликтология. - 2015. - Т. 4. - С. 198 - 206
10. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2011. - 335 с.
11. Воробьева А.В. Деятельность психолога по профилактике внутригрупповых конфликтов. - М.: Лаборатория книги, 2010. - 80 с.
12. Врачинская Т.В. Теоретические основания типологизации конфликтов в педагогическом взаимодействии // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. - С. 59 - 62.
13. Гришина Н.В. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. - М., 2001. - 204 с.
14. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.
15. Дороничева А.С. Предрасположенность к девиантному и
конфликтному поведению у подростков: причины и профилактика // Проблемы психолого-педагогической работы в современном
образовательном учреждении. - 2017. - Т. 1. - С. 185 - 188.
16.Закирова А.Б., Молчанов В.А. Деятельность социального педагога по профилактике межэтнических конфликтов среди подростков // Бюллетень науки и практики. - 2016. - № 5. - С. 466 - 468.
17. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 317 с.
18. Качанова О.А. Конфликтное поведение подростков как фактор социальной дезадаптации // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2015. - № 1. - С. 13 - 15.
19. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб: Питер, 2014. - 480 с.
20. Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Педагогическая конфликтология. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2013. - 229 с.
21. Лунегова Т.Ю., Метлякова Л.А. Профилактика конфликтного поведения подростков в условиях школьной службы примирения // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт. - Пермь: ПГУ, 2014. - С. 147 - 151.
22. Мамышева К.А. Стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11-12. - С. 82 - 83.
23. Манина К.В. Особенности конфликтного поведения современных подростков // Акмеология. - 2014. - № 2. - С. 192 - 197.
24. Меткин М.В. Теоретические и практические аспекты разрешения конфликтов. - СПб: СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2009. - 392 с.
25. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 320 с.
26. Мустафаева С.А. Педагогические конфликты: причины и пути их разрешения // Экспресс-опыт. - № 1. - 2015. - С. 35 - 39.
27. Митяева А.М. Инновационные технологии разрешения семейных конфликтов у детей с девиантным поведением // Конфликтология. - 2014. - № 4. - С. 129 - 149.
28. Огородник С.И., Лященко Л. В. Особенности конфликтного поведения современных подростков // Образование и воспитание. - 2016. - №5. - С. 16 - 18.
29. Павлова Н.А. Прогнозирование конфликтов в подростковой среде // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2016. - № 3. - С. 118 - 120.
30. Паньшина Л.В. Признаки склонности к девиантному поведению подростков и ранняя профилактика в условиях образовательного пространства // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - Т. 6. - С. 32 - 40.
31. Плотников А.А. Психологическая профилактика девиантного поведения детей в конфликтных семьях // Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2015.- № 5. - С. 111 - 113.
32. Сизанов А.Н. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. - Минск: Харвест, 2007. - 434 с.
33. Такмакова М.В. Взаимосвязь девиантного поведения подростков и условий обучения в современной школе: дис. ... канд. психол. наук.- М., 2011. - 293 с.
34. Тарасова Т.С. Профилактика конфликтного поведения в подростковой среде // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -
2015. - № 3. - С. 21 - 23.
35. Турабаева М.Е. Применение тренингов при профилактике конфликтов среди школьников // Новаинфо. - 2016. - № 47. - С. 258- 260.
36. Усачева И.А. Гендерные различия поведения подростков в конфликтных ситуациях // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2014. - № 2. - С. 148 - 149.
37. Фатеева А.С. Педагогические рекомендации руководителям по профилактике конфликтов в педагогическом коллективе // Проблемы развития современной науки. - 2015. - Т. 1. - С. 267 - 269.
38. Фатеева А.С. Прогнозирование и профилактика конфликтов в образовательной среде // Инновационная наука и современное общество. - 2014. - Ч. 1. - С. 120 - 122.
39. Фатхуллина Л.З., Ярцева Д.С. Теоретико-методологические методы предупреждения конфликтов в школьной среде // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 15. - С. 270- 276.
40. Хапаева С.С. Конструктивные и деструктивные последствия конфликтов в отношениях учитель-ученик // Российское образование перед лицом кризиса. - 1997. - №12. - С. 181 - 189.
41. Цветкова А.Л. Особенности поведения конфликтных подростков // Актуальные проблемы теории и практики социальной педагогики. - 2016. - № 2. - С.91 - 93.
42. Цветкова А.Л. Особенности поведения подростков, имеющих установки на конфликт: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 228 с
43. Цветкова А.Л. Сравнительный анализ установки на конфликт подростков в социальной среде // Вестник МГОУ. - 2007. - №2. - С.172 - 177.
44. Цветкова А.Л. Условия возникновения установки на конфликт в поведении подростков // Вестник университета. - 2007. - №7. - С. 212 - 213.
45. Цой Л.Н. От классификации к диагностике и профилактике конфликта // Новаинфо. - 2013. - № 12. - С. 99 - 100.
46. Шумилин А.А. Конфликтное поведение в подростковой среде. - Р- н/Д: Феникс, 2013. - 230 с.
47. Журавлев В.И. К понятию конфликта в педагогике. - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrist2/06 .php (02.04.2018).
48. Заиченко Н.У. Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/403561/(02.04.2018).
49. Иванова Е.А. Социально-психологический тренинг как средство профилактики конфликтного поведения подростков. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: file/ivanova-ea-socialno-psihologicheskii- trening-kak-sredstvo-profilaktiki-konfliktnogo-povedeniya-podrostkov.pdf (11.04.2018).
50. Тест-опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psycabi.net/testy/193- oprosnik-k-tomasa-na-povedenie-v-konfliktnoj-situatsii-test-tomasa(12.04.2018).