ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИИ 6
1.1 Понятие и причины возникновения агрессии 7
1.2 Формы проявления агрессии 166
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ 230
2.1 Определение гендера в психологии 20
2.2 Развитие агрессивности у детей 23
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ УРОВНЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1 Анализ проявления агрессии у детей дошкольного возраста на примере
детского сада 35
3.2 Анализ результатов исследования 366
Выводы по третьей главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, страх и озлобленность, жестокость, насилие и агрессивное поведение.
Агрессию и, соответственно, агрессивное поведение человечество изучает уже давно. Но все же в этой теме остается еще множество нераскрытых вопросов. Именно поэтому в данной работе максимально детально будет рассмотрено агрессивное поведение: причины его возникновения, различные формы, а также способы корректировки.
В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном XXI веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и современная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к появлению нового качества, к новому, более глубокому и непротиворечивому пониманию нами сущности агрессивного поведения человека.
Повышенная агрессивность детей на сегодняшний день является одной из острейших современных проблем. Несмотря на выявление многих причин, и типов агрессивных действий психологами и педагогами, уровень жестокости дошкольников не уменьшается. Как правило, агрессивными могут быть названы многие из детей дошкольного возраста, причем агрессивное поведение может ярко проявиться не только при взаимодействии другими детьми, но и с взрослыми тоже. Рост количества дошкольников, предрасположенных к агрессивному поведению, ставит задачу исследования психологических условий, инициирующих подобные явления.
В мире существует множество подходов к определению причины возникновения, содержания и видов противодействия такому поведению. Так, некоторые психологи считают, что агрессия - это врождённое качество человека, связанное с инстинктивными порывами. Другие соотносят данное понятие с необходимостью в осуществлении разрядки индивидуумом (фрустрации), третьи воспринимают её как проявление социального обучения человека, возникшего на основании прошедшего опыта.
Таким образом, подобный тип проявления личности представляет собой преднамеренное поведение, которое носит деструктивный характер и приводит к физическому или психологическому ущербу и дискомфорту у других индивидуумов.
Агрессивное поведение детей - это довольно-таки большой комплекс проблем, с которыми надо начинать бороться с самого раннего возраста. Ведь если вовремя не предпринять определенные меры, ребенок может навредить не только слишком большому количеству людей, но и себе. Также запущенные формы этого состояния достаточно тяжело поддаются коррекции и исправлению.
Современные дети растут в сложное время стремительных изменений и разрушения стереотипов, когда даже устоявшиеся моральные принципы подвергаются давлению и негативному воздействию. Социологические исследования свидетельствуют о росте социально опасных агрессивных проявлений. По мнению современных ученых, причины агрессивности следует искать еще в дошкольном возрасте.
Повышенная агрессивность детей является одной из самых больших проблем в детском коллективе. В ходе наблюдения за воспитанниками ДОУ можно сделать вывод, что у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивые черты личности. В результате снижается продуктивный потенциал ребенка, деформируется его личностное развитие.
В ходе психодиагностической работы было установлено, что большинство параметров возрастного развития агрессивных дошкольников почти не отличается от аналогичных показателей у их ровесников. Так, уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастным нормам, а в некоторых случаях даже превышает их. Наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети хорошо владеют игровой деятельностью и могут организовать самостоятельно интересную игру. Следовательно, уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.
Исследования, проведенные среди воспитанников старших групп, показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных детей, но существуют существенные различия между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. По результатам исследования было выявлено, что своим социальным статусом в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть те, которых предпочитают, которыми пренебрегают, и даже лидеры.
Существенно отличается отношение агрессивных детей к ровесникам. Другой ребенок является для них конкурентом, препятствием, которое нужно убрать. Главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере взаимоотношений с ровесниками.
Кроме того, всех агрессивных детей объединяет общее свойство - неспособность видеть и понимать другого.
Объект исследования - дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - агрессия детей дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить гендерные особенности проявления агрессии у детей.
Гипотеза: девочкам и мальчикам дошкольного возраста присущи гендерно-специфические проявления агрессии: девочкам более свойственны вербальные и косвенные её виды, мальчикам - физические и прямые.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучение научной литературы по проблеме исследования;
2. Проанализировать причины возникновения агрессии;
3. Выявить формы проявления агрессии;
4. Выявить гендерные особенности проявления агрессии у детей.
5. Провести анализ проявления агрессии у детей дошкольного возраста на примере детского сада «Дюймовочка» г. Елабуга.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованной литературы.
Теоретическая значимость определяется вкладом исследования в дальнейшую разработку проблемы агрессии. В работе раскрывается, как конструируются различия в проявлении агрессии между мальчиками и девочками.
Практическая значимость. Настоящие данные могут быть применены в дошкольном образовательном учреждении для психологической помощи агрессивным детям и их родителям: в просветительской, консультативной и коррекционной работе. Использованные нами методы исследования агрессивного поведения девочек и мальчиков могут быть включены в арсенал методов практической психологии и использованы в диагностических целях практическими психологами любого дошкольного образовательного учреждения.
Согласно интерпритации психологов, агрессия - это любое поведение человека, которое может нанести ущерб окружающим людям. Зильман утверждает, что агрессия - это попытка человека нанести другим людям различного рода телесные и физические травмы. Иные же ученые говорят о том, что агрессия является оправданной только в том случае, если есть желание нанести обиду или ущерб человеку (а не только конечный результат).
Агрессивное поведение детей - это довольно-таки большой комплекс проблем, с которыми надо начинать бороться с самого раннего возраста. Ведь если вовремя не предпринять определенные меры, ребенок может навредить не только слишком большому количеству людей, но и себе. Также запущенные формы этого состояния достаточно тяжело поддаются коррекции и исправлению.
Современные дети растут в сложное время стремительных изменений и разрушения стереотипов, когда даже устоявшиеся моральные принципы подвергаются давлению и негативному воздействию. Социологические исследования свидетельствуют о росте социально опасных агрессивных проявлений. По мнению современных ученых, причины агрессивности следует искать еще в дошкольном возрасте.
Агрессивное поведение детей требует своевременной профилактики, а именно планомерного и подконтрольного формирования доверительных и доброжелательных отношений. Сила и слабость со стороны родителя только усугубят положение, реально помогут лишь искренность и доверие. К конкретным шагам борьбы с агрессией у ребёнка можно отнести следующие: Научить его самообладанию. Наработать навыки поведения в конфликтных ситуациях. Обучить ребёнка выражать негативные эмоции в адекватной форме. Привить ему понимание и сопереживание другим людям.
Мы провели исследование образовательного учреждения МБДОУ «Дюймовочка». Количество испытуемых составило 30 человек, из них 12 девочек и 18 мальчиков, возраст испытуемых 5-6 лет (вторая старшая группа).
Результаты исследования показали, что у детей дошкольного возраста отмечается высокая степень агрессии, преобладает у мальчиков. Об этом можно судить по результатам анализа полученных данных теста «Кактус». Средняя степень агрессии преобладает у девочек.
Качественный анализ рисунков позволил сделать вывод, что агрессивность в рисунках мальчиков проявляется интенсивнее, чем у девочек.
Мальчикам свойственная прямая, провоцирующая агрессия. Они готовы применять агрессию даже в тех случаях, когда прямой угрозы нападению нет. Также агрессия мальчиков носит враждебный, деструктивный, то есть необоснованный характер.
Девочки же с помощью агрессии стремятся обратить на себя внимание окружающих.
1. Алексеева Е. Е. Семейное консультирование в работе детского практического психолога // Психолог в детском саду, 2009
2. Алфимова М. В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. — 2010. — № 6. — 128 с.
3. Беневольская Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте / Т.Б. Беневольская. - М, 2012. - 320 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология / Шон Берн. - СПб: Прайм-
ЕВРОЗНАК, 2007. - 318 с. [Электронный ресурс]
URL:http://nsportal.ru/user/86849/page/gendernyi-podkhod(дата обращения: 10.04.2018)
5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб: Прайм-Еврознак, 2005. - 672 с.
6. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / С.Ю. Бородулина // Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 352 с.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 2008
8. Бурменская Г.В. Диагностика агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста / Г.В. Бурменская, О.Н. Истратова // Вестник Московского университета. Серия 14 "Психология". - М, 2010. № 3. - 91 с.
9. Бэрон Р. Агрессия/ Р.Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб: Питер, 2009.
- 464 с.
10. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / К.Бютнер. - М: Педагогика. - 2011. - 141 с.
11. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты / А.Л. Венгер
- М: Владос-Пресс. - 2011. - 160 с.
12. Габрунер М. Эмоционально-личностный тест «Сказка» /
Габрунер М., Соколовская В. // Обруч, 2013
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М: ЧеРо. - 2010. - 180 с.
14. Глуздова О.В. Социальная психология: Учеб. Пособие / О.В. Глуздова, Е.В. Григорьева, О.М. Исаева и др.; Под общей ред. Е.Н. Волковой. - М.: Высш. шк., 2007. - 341с.
15. Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессии в детском возрасте / Н. А. Дубинко //Вопросы психологии. — 2011. — № 1. — 84 с.
16. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б Добрович. - М: Просвещение. - 2012. - 98 с.
17. Добсон Д. Непослушный ребенок / Д. Допсон. - СПб: Мирт. - 2010. - 120 с.
18. Ермолаева Л.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / Л.В. Ермолаева. - Воронеж: МОДЭК. - 2009. - 176 с.
19. Истратова О.Н. О диагностике агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста / О.Н. Истратова // Известия ТРТУ. Тематический выпуск "Управление в социальных и экономических системах". Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2013. N1 (7). - 319с.
20. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника.
Занятия, иг-ры, упражнения / Р.Р. Калинина. - СПб.: Речь. - 2013. - 114 с.
21. Карабанова О. Игра в коррекции психического развития ребенка / Р.Р. Калинина. - М: РПА. - 2011. - 190 с.
22. Ковалев П. Л. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П. Л. Ковалев. - Ростов-на-Дону, 2010. - 185 с.
23. Колосова С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. - СПб; Питер, 2004. - 224 с.
24. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. - СПб,
2011. - 158 с.
25. Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. — М.: Генезис, 2012. — 190 с.
26. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М, 2010
27. Лопухова О.Г. Психологический пол личности в контексте гендерных исследований. - ВЕСТНИК ТГГПУ, 2011. №4 (26).
28. Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г. Б. Монина. - М.: Генезис, 2010. - 186 с.
29. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г. Б. Монина. - СПб., 2011
30. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 794 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
31. Нагимова С. Н. Причины агрессивного поведения детей // Современные наукоемкие технологии, 2009
32. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка - М, 2012.
33. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 2013
34. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. — Спб.: Издательство “Питер”,2009. — 276 с.
35. Паренс Г. А. Агрессия наших детей / Г. А. Паренс. — М: Форум. — 2011. - 152 с.
36. Панфилова М.А. Графическая методика: «Кактус»
[Электронный ресурс] URL:http://testoteka.narod.ru/pm/1/14.html (дата обращения: 10.04.2018)
37. Психокоррекционная работа в школе, детском саду и в органах социальной защиты: Учебно-методическое пособие. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. - 90 с.
38. Психологический практикум. Агрессия у детей и подростков // Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2006.
39. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение/ А.А. Реан. - М.: АСТ; СПб.: Прайм - Еврознак, 2007. - 407 с.
40. Рудикова В. В. Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности формирования и развития / В. В. Рудикова // Молодой ученый. — 2014. — №10. — 499 с.
41. Смирнова Е. О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева // Вопросы психологии. — 2012. — № 1. С. 17-26.
42. Смирнова Е. О. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников / Е. О. Смирнова, В. А. Бутенко // Вопросы психологии, 2012. № 1. С 27-38.
43. Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. // Вопросы психологии, 2011.
44. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова. — Ростов Н/Д.: Феникс, 2013. — 154 с.
45. Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестник Тамбовского университета, 2009.
46. Сухов А.Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бедалев, В.Н. Казанцев и др.; под. ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: издательский центр «Академия», 2007. - 600с.
47. Ткаченко И.В. Программа и тренинг гендерного развития детей
младшего школьного возраста [Электронный ресурс] URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200401408 (дата обращения: 10.04.2018)
48. Учимся общаться с ребенком / Под ред. В.А. Петровского и др. - М: Владос. - 2013. - 180 с.
49. Фурманнов И. А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. -Минск, 2010. - 120 с.
50. Чижова С.Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на
родительские «почему?» / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль: Академия развития. - 2011. - 160 с.
51. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 2010