ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ И ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИИ 6
1.1 Понятие и причины возникновения агрессии 7
1.2 Формы проявления агрессии 166
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ 230
2.1 Определение гендера в психологии 20
2.2 Развитие агрессивности у детей 23
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ УРОВНЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1 Анализ проявления агрессии у детей дошкольного возраста на примере
детского сада 35
3.2 Анализ результатов исследования 366
Выводы по третьей главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИИ 6
1.1 Понятие и причины возникновения агрессии 7
1.2 Формы проявления агрессии 166
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ 230
2.1 Определение гендера в психологии 20
2.2 Развитие агрессивности у детей 23
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ УРОВНЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1 Анализ проявления агрессии у детей дошкольного возраста на примере
детского сада 35
3.2 Анализ результатов исследования 366
Выводы по третьей главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, страх и озлобленность, жестокость, насилие и агрессивное поведение.
Агрессию и, соответственно, агрессивное поведение человечество изучает уже давно. Но все же в этой теме остается еще множество нераскрытых вопросов. Именно поэтому в данной работе максимально детально будет рассмотрено агрессивное поведение: причины его возникновения, различные формы, а также способы корректировки.
В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном XXI веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и современная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к появлению нового качества, к новому, более глубокому и непротиворечивому пониманию нами сущности агрессивного поведения человека.
Повышенная агрессивность детей на сегодняшний день является одной из острейших современных проблем. Несмотря на выявление многих причин, и типов агрессивных действий психологами и педагогами, уровень жестокости дошкольников не уменьшается. Как правило, агрессивными могут быть названы многие из детей дошкольного возраста, причем агрессивное поведение может ярко проявиться не только при взаимодействии другими детьми, но и с взрослыми тоже. Рост количества дошкольников, предрасположенных к агрессивному поведению, ставит задачу исследования психологических условий, инициирующих подобные явления.
В мире существует множество подходов к определению причины возникновения, содержания и видов противодействия такому поведению. Так, некоторые психологи считают, что агрессия - это врождённое качество человека, связанное с инстинктивными порывами. Другие соотносят данное понятие с необходимостью в осуществлении разрядки индивидуумом (фрустрации), третьи воспринимают её как проявление социального обучения человека, возникшего на основании прошедшего опыта.
Таким образом, подобный тип проявления личности представляет собой преднамеренное поведение, которое носит деструктивный характер и приводит к физическому или психологическому ущербу и дискомфорту у других индивидуумов.
Агрессивное поведение детей - это довольно-таки большой комплекс проблем, с которыми надо начинать бороться с самого раннего возраста. Ведь если вовремя не предпринять определенные меры, ребенок может навредить не только слишком большому количеству людей, но и себе. Также запущенные формы этого состояния достаточно тяжело поддаются коррекции и исправлению.
Современные дети растут в сложное время стремительных изменений и разрушения стереотипов, когда даже устоявшиеся моральные принципы подвергаются давлению и негативному воздействию. Социологические исследования свидетельствуют о росте социально опасных агрессивных проявлений. По мнению современных ученых, причины агрессивности следует искать еще в дошкольном возрасте.
Повышенная агрессивность детей является одной из самых больших проблем в детском коллективе. В ходе наблюдения за воспитанниками ДОУ можно сделать вывод, что у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивые черты личности. В результате снижается продуктивный потенциал ребенка, деформируется его личностное развитие.
В ходе психодиагностической работы было установлено, что большинство параметров возрастного развития агрессивных дошкольников почти не отличается от аналогичных показателей у их ровесников. Так, уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастным нормам, а в некоторых случаях даже превышает их. Наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети хорошо владеют игровой деятельностью и могут организовать самостоятельно интересную игру. Следовательно, уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.
Исследования, проведенные среди воспитанников старших групп, показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных детей, но существуют существенные различия между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. По результатам исследования было выявлено, что своим социальным статусом в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть те, которых предпочитают, которыми пренебрегают, и даже лидеры.
Существенно отличается отношение агрессивных детей к ровесникам. Другой ребенок является для них конкурентом, препятствием, которое нужно убрать. Главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере взаимоотношений с ровесниками.
Кроме того, всех агрессивных детей объединяет общее свойство - неспособность видеть и понимать другого.
Объект исследования - дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - агрессия детей дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить гендерные особенности проявления агрессии у детей.
Гипотеза: девочкам и мальчикам дошкольного возраста присущи гендерно-специфические проявления агрессии: девочкам более свойственны вербальные и косвенные её виды, мальчикам - физические и прямые.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучение научной литературы по проблеме исследования;
2. Проанализировать причины возникновения агрессии;
3. Выявить формы проявления агрессии;
4. Выявить гендерные особенности проявления агрессии у детей.
5. Провести анализ проявления агрессии у детей дошкольного возраста на примере детского сада «Дюймовочка» г. Елабуга.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованной литературы.
Теоретическая значимость определяется вкладом исследования в дальнейшую разработку проблемы агрессии. В работе раскрывается, как конструируются различия в проявлении агрессии между мальчиками и девочками.
Практическая значимость. Настоящие данные могут быть применены в дошкольном образовательном учреждении для психологической помощи агрессивным детям и их родителям: в просветительской, консультативной и коррекционной работе. Использованные нами методы исследования агрессивного поведения девочек и мальчиков могут быть включены в арсенал методов практической психологии и использованы в диагностических целях практическими психологами любого дошкольного образовательного учреждения.
Агрессию и, соответственно, агрессивное поведение человечество изучает уже давно. Но все же в этой теме остается еще множество нераскрытых вопросов. Именно поэтому в данной работе максимально детально будет рассмотрено агрессивное поведение: причины его возникновения, различные формы, а также способы корректировки.
В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном XXI веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и современная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к появлению нового качества, к новому, более глубокому и непротиворечивому пониманию нами сущности агрессивного поведения человека.
Повышенная агрессивность детей на сегодняшний день является одной из острейших современных проблем. Несмотря на выявление многих причин, и типов агрессивных действий психологами и педагогами, уровень жестокости дошкольников не уменьшается. Как правило, агрессивными могут быть названы многие из детей дошкольного возраста, причем агрессивное поведение может ярко проявиться не только при взаимодействии другими детьми, но и с взрослыми тоже. Рост количества дошкольников, предрасположенных к агрессивному поведению, ставит задачу исследования психологических условий, инициирующих подобные явления.
В мире существует множество подходов к определению причины возникновения, содержания и видов противодействия такому поведению. Так, некоторые психологи считают, что агрессия - это врождённое качество человека, связанное с инстинктивными порывами. Другие соотносят данное понятие с необходимостью в осуществлении разрядки индивидуумом (фрустрации), третьи воспринимают её как проявление социального обучения человека, возникшего на основании прошедшего опыта.
Таким образом, подобный тип проявления личности представляет собой преднамеренное поведение, которое носит деструктивный характер и приводит к физическому или психологическому ущербу и дискомфорту у других индивидуумов.
Агрессивное поведение детей - это довольно-таки большой комплекс проблем, с которыми надо начинать бороться с самого раннего возраста. Ведь если вовремя не предпринять определенные меры, ребенок может навредить не только слишком большому количеству людей, но и себе. Также запущенные формы этого состояния достаточно тяжело поддаются коррекции и исправлению.
Современные дети растут в сложное время стремительных изменений и разрушения стереотипов, когда даже устоявшиеся моральные принципы подвергаются давлению и негативному воздействию. Социологические исследования свидетельствуют о росте социально опасных агрессивных проявлений. По мнению современных ученых, причины агрессивности следует искать еще в дошкольном возрасте.
Повышенная агрессивность детей является одной из самых больших проблем в детском коллективе. В ходе наблюдения за воспитанниками ДОУ можно сделать вывод, что у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивые черты личности. В результате снижается продуктивный потенциал ребенка, деформируется его личностное развитие.
В ходе психодиагностической работы было установлено, что большинство параметров возрастного развития агрессивных дошкольников почти не отличается от аналогичных показателей у их ровесников. Так, уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастным нормам, а в некоторых случаях даже превышает их. Наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети хорошо владеют игровой деятельностью и могут организовать самостоятельно интересную игру. Следовательно, уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.
Исследования, проведенные среди воспитанников старших групп, показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных детей, но существуют существенные различия между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. По результатам исследования было выявлено, что своим социальным статусом в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть те, которых предпочитают, которыми пренебрегают, и даже лидеры.
Существенно отличается отношение агрессивных детей к ровесникам. Другой ребенок является для них конкурентом, препятствием, которое нужно убрать. Главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере взаимоотношений с ровесниками.
Кроме того, всех агрессивных детей объединяет общее свойство - неспособность видеть и понимать другого.
Объект исследования - дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - агрессия детей дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить гендерные особенности проявления агрессии у детей.
Гипотеза: девочкам и мальчикам дошкольного возраста присущи гендерно-специфические проявления агрессии: девочкам более свойственны вербальные и косвенные её виды, мальчикам - физические и прямые.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучение научной литературы по проблеме исследования;
2. Проанализировать причины возникновения агрессии;
3. Выявить формы проявления агрессии;
4. Выявить гендерные особенности проявления агрессии у детей.
5. Провести анализ проявления агрессии у детей дошкольного возраста на примере детского сада «Дюймовочка» г. Елабуга.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованной литературы.
Теоретическая значимость определяется вкладом исследования в дальнейшую разработку проблемы агрессии. В работе раскрывается, как конструируются различия в проявлении агрессии между мальчиками и девочками.
Практическая значимость. Настоящие данные могут быть применены в дошкольном образовательном учреждении для психологической помощи агрессивным детям и их родителям: в просветительской, консультативной и коррекционной работе. Использованные нами методы исследования агрессивного поведения девочек и мальчиков могут быть включены в арсенал методов практической психологии и использованы в диагностических целях практическими психологами любого дошкольного образовательного учреждения.
Согласно интерпритации психологов, агрессия - это любое поведение человека, которое может нанести ущерб окружающим людям. Зильман утверждает, что агрессия - это попытка человека нанести другим людям различного рода телесные и физические травмы. Иные же ученые говорят о том, что агрессия является оправданной только в том случае, если есть желание нанести обиду или ущерб человеку (а не только конечный результат).
Агрессивное поведение детей - это довольно-таки большой комплекс проблем, с которыми надо начинать бороться с самого раннего возраста. Ведь если вовремя не предпринять определенные меры, ребенок может навредить не только слишком большому количеству людей, но и себе. Также запущенные формы этого состояния достаточно тяжело поддаются коррекции и исправлению.
Современные дети растут в сложное время стремительных изменений и разрушения стереотипов, когда даже устоявшиеся моральные принципы подвергаются давлению и негативному воздействию. Социологические исследования свидетельствуют о росте социально опасных агрессивных проявлений. По мнению современных ученых, причины агрессивности следует искать еще в дошкольном возрасте.
Агрессивное поведение детей требует своевременной профилактики, а именно планомерного и подконтрольного формирования доверительных и доброжелательных отношений. Сила и слабость со стороны родителя только усугубят положение, реально помогут лишь искренность и доверие. К конкретным шагам борьбы с агрессией у ребёнка можно отнести следующие: Научить его самообладанию. Наработать навыки поведения в конфликтных ситуациях. Обучить ребёнка выражать негативные эмоции в адекватной форме. Привить ему понимание и сопереживание другим людям.
Мы провели исследование образовательного учреждения МБДОУ «Дюймовочка». Количество испытуемых составило 30 человек, из них 12 девочек и 18 мальчиков, возраст испытуемых 5-6 лет (вторая старшая группа).
Результаты исследования показали, что у детей дошкольного возраста отмечается высокая степень агрессии, преобладает у мальчиков. Об этом можно судить по результатам анализа полученных данных теста «Кактус». Средняя степень агрессии преобладает у девочек.
Качественный анализ рисунков позволил сделать вывод, что агрессивность в рисунках мальчиков проявляется интенсивнее, чем у девочек.
Мальчикам свойственная прямая, провоцирующая агрессия. Они готовы применять агрессию даже в тех случаях, когда прямой угрозы нападению нет. Также агрессия мальчиков носит враждебный, деструктивный, то есть необоснованный характер.
Девочки же с помощью агрессии стремятся обратить на себя внимание окружающих.
Агрессивное поведение детей - это довольно-таки большой комплекс проблем, с которыми надо начинать бороться с самого раннего возраста. Ведь если вовремя не предпринять определенные меры, ребенок может навредить не только слишком большому количеству людей, но и себе. Также запущенные формы этого состояния достаточно тяжело поддаются коррекции и исправлению.
Современные дети растут в сложное время стремительных изменений и разрушения стереотипов, когда даже устоявшиеся моральные принципы подвергаются давлению и негативному воздействию. Социологические исследования свидетельствуют о росте социально опасных агрессивных проявлений. По мнению современных ученых, причины агрессивности следует искать еще в дошкольном возрасте.
Агрессивное поведение детей требует своевременной профилактики, а именно планомерного и подконтрольного формирования доверительных и доброжелательных отношений. Сила и слабость со стороны родителя только усугубят положение, реально помогут лишь искренность и доверие. К конкретным шагам борьбы с агрессией у ребёнка можно отнести следующие: Научить его самообладанию. Наработать навыки поведения в конфликтных ситуациях. Обучить ребёнка выражать негативные эмоции в адекватной форме. Привить ему понимание и сопереживание другим людям.
Мы провели исследование образовательного учреждения МБДОУ «Дюймовочка». Количество испытуемых составило 30 человек, из них 12 девочек и 18 мальчиков, возраст испытуемых 5-6 лет (вторая старшая группа).
Результаты исследования показали, что у детей дошкольного возраста отмечается высокая степень агрессии, преобладает у мальчиков. Об этом можно судить по результатам анализа полученных данных теста «Кактус». Средняя степень агрессии преобладает у девочек.
Качественный анализ рисунков позволил сделать вывод, что агрессивность в рисунках мальчиков проявляется интенсивнее, чем у девочек.
Мальчикам свойственная прямая, провоцирующая агрессия. Они готовы применять агрессию даже в тех случаях, когда прямой угрозы нападению нет. Также агрессия мальчиков носит враждебный, деструктивный, то есть необоснованный характер.
Девочки же с помощью агрессии стремятся обратить на себя внимание окружающих.
Подобные работы
- ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ И ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Гендерные особенности страхов у детей дошкольного возраста (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Детско-родительские отношения как фактор особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЛОВОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности взаимосвязей родительского отношения и проявлений агрессии часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЗРАСТА РОДИТЕЛЕЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2020



