ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Понятие гендера в научной литературе 7
1.2 Сущность понятия «агрессия» в научной литературе
1.3 Особенности проявления агрессии у подростков 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы 57
Приложения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Понятие гендера в научной литературе 7
1.2 Сущность понятия «агрессия» в научной литературе
1.3 Особенности проявления агрессии у подростков 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы 57
Приложения
В различных отраслях психологии особое внимание уделяется подростковому кризису. Именно в возрасте 12-16 лет ребенок пробует себя в новых социальных ролях, ищет свою индивидуальность, сравнивает себя со сверстниками и взрослыми, что приводит к его понимание гендерной роли. Проблема состоит в том, что в последнее время происходит стирание границ между полами, что в свою очередь влияет на формирование психологического пола подростка [49]. Если традиционно считалось, что феминные черты присущи только женскому полу (эмоциональность, физическая слабость, нежность, зависимость, направленная на семью), а маскулинные - мужскому (активность, физическая сила, опора, самодостаточность, агрессивность), то в настоящее время совпадение физического и психологического пола не всегда реально. Поэтому агрессия в современном мире довольно часто встречается у девочек-подростков, что вызывает определенное общественное волнение [66].
Изучение агрессии является распространенной темой в научных трудах психологов, философов, социологов, которые стремятся выявить корреляцию данного феномена с различными факторами. Стресс, высокий уровень тревожности, эмоциональное напряжение напрямую взаимосвязаны с агрессивностью людей [42]. Причинами данных фактов можно выделить: постоянный информационный поток о насилии и происшествиях, навешивание «ярлыков» на общественные группы, сложная экономическая и политическая ситуация в мире и так далее.
Особое внимание при изучении агрессии психологи уделяют подростковому возрасту. Именно в пубертатный период происходит значимое развитие психической личности ребенка, через рефлексию, самоидентификацию, формирование Я-концепции, понимание гендерной принадлежности. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира. Вследствие чего прогрессирует молодежная преступность среди подростков, увеличивается факт числа насилия против личности, прослеживается тенденция аморального поведения ради привлечения общественного внимания [8].
Исходя из выше сказанного, мы считаем, что агрессивность в подростковом возрасте является актуальной проблемой 21-го века. Учитывая, что стираются границы между «мужским» и «женским», появляются признаки изменения гендерной роли в обществе, то следует изучать агрессивность подростков и с позиции гендера. Это позволит улучшить коррекционную и профилактическую работу, направленную на агрессивность подростков.
Изучением феномена агрессии интересовались: З. Фрейд [64], Р. Бэрон и Д. Ричардсон [18], Реан А.А.[58], Э. Фром [65].К. Лоренц [44], А.Бандура [11], Р.С. Немов [50], Реан А.А [58], С.Л. Рубенштейн [60] и др. Авторы занимающиеся исследованием гендера: Энн Оукли [52], Р. Столлер [63], С. Бэм [17], И.С. Кон[40], Каган В.Е.[35], Д.И. Воронцов [23], С.Л Рубинштейн [60] и другие.
Целью данного исследования является: выявить гендерные различия проявления агрессии подростков.
Для достижения поставленной цели, мы сформулировали следующие основные задачи:
- проанализировать теоретические подходы к изучению понятия гендера в научной литературе;
- ознакомиться с определением понятия «агрессия», ее
важнейшими характеристиками, видами и структурными компонентами;
- проанализировать особенности проявления агрессии в
подростковом возрасте;
- сформировать репрезентативную выборку для эмпирического исследования;
- подобрать комплекс методик для диагностики агрессивности у подростков и определения психологического пола;
- изучить гендерные различия проявления агрессивности;
- сделать выводы о различиях проявления агрессии в подростковом возрасте в зависимости от гендерной принадлежности, подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.
Объект исследования: подростки 14-15 лет.
Предмет исследования: гендерная принадлежность и агрессия подростков.
Гипотеза: существуют различия в проявлении агрессии между маскулинным и феминным психологическим полом.
В исследовании приняли участие ученики 8-ых классов МБОУ «СОШ №13» и «СОШ №35» в городе Набережные Челны. Выборка составила 80 человек, среди которых 40 учеников мужского пола и 40 - женского. Средний возраст респондентов 15 лет.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы.
2. Эмпирические: тестовые методики (диагностическая методика «Исследование маскулинности - феминности личности» С. Бэм, диагностическая методика Басса-Дарки для исследования уровня проявления основных симптомов агрессии и враждебности).
3. Статистические: качественный и количественный анализ данных.
Практическая значимость: данная работа позволит составить психологам коррекционно-развивающие занятия по проблеме агрессивности подростков с учетом их психологического пола.
Прогнозировать возможность проявления агрессивных и враждебных реакций.
Апробация результатов исследования:
- Шибаева К. А., Льдокова Г.М. «Особенности проявления агрессии в подростковом возрасте». Актуальные вопросы современной науки/ Сборник статей по материалам XII международной научно¬практической конференции «Вестник науки» (23. 05.2018г, г. Томск): Изд. Дендра, 2018.- 238с.
- Шибаева К.А., Льдокова Г.М. «Исследование гендерных особенностей проявления агрессии у подростков». Theory and practice of scientific research. XXXIX Международная научно-практическая конференция (30.05.2018г). - М.: Издательство «Олимп», 2018. - 294 с.
Изучение агрессии является распространенной темой в научных трудах психологов, философов, социологов, которые стремятся выявить корреляцию данного феномена с различными факторами. Стресс, высокий уровень тревожности, эмоциональное напряжение напрямую взаимосвязаны с агрессивностью людей [42]. Причинами данных фактов можно выделить: постоянный информационный поток о насилии и происшествиях, навешивание «ярлыков» на общественные группы, сложная экономическая и политическая ситуация в мире и так далее.
Особое внимание при изучении агрессии психологи уделяют подростковому возрасту. Именно в пубертатный период происходит значимое развитие психической личности ребенка, через рефлексию, самоидентификацию, формирование Я-концепции, понимание гендерной принадлежности. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира. Вследствие чего прогрессирует молодежная преступность среди подростков, увеличивается факт числа насилия против личности, прослеживается тенденция аморального поведения ради привлечения общественного внимания [8].
Исходя из выше сказанного, мы считаем, что агрессивность в подростковом возрасте является актуальной проблемой 21-го века. Учитывая, что стираются границы между «мужским» и «женским», появляются признаки изменения гендерной роли в обществе, то следует изучать агрессивность подростков и с позиции гендера. Это позволит улучшить коррекционную и профилактическую работу, направленную на агрессивность подростков.
Изучением феномена агрессии интересовались: З. Фрейд [64], Р. Бэрон и Д. Ричардсон [18], Реан А.А.[58], Э. Фром [65].К. Лоренц [44], А.Бандура [11], Р.С. Немов [50], Реан А.А [58], С.Л. Рубенштейн [60] и др. Авторы занимающиеся исследованием гендера: Энн Оукли [52], Р. Столлер [63], С. Бэм [17], И.С. Кон[40], Каган В.Е.[35], Д.И. Воронцов [23], С.Л Рубинштейн [60] и другие.
Целью данного исследования является: выявить гендерные различия проявления агрессии подростков.
Для достижения поставленной цели, мы сформулировали следующие основные задачи:
- проанализировать теоретические подходы к изучению понятия гендера в научной литературе;
- ознакомиться с определением понятия «агрессия», ее
важнейшими характеристиками, видами и структурными компонентами;
- проанализировать особенности проявления агрессии в
подростковом возрасте;
- сформировать репрезентативную выборку для эмпирического исследования;
- подобрать комплекс методик для диагностики агрессивности у подростков и определения психологического пола;
- изучить гендерные различия проявления агрессивности;
- сделать выводы о различиях проявления агрессии в подростковом возрасте в зависимости от гендерной принадлежности, подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.
Объект исследования: подростки 14-15 лет.
Предмет исследования: гендерная принадлежность и агрессия подростков.
Гипотеза: существуют различия в проявлении агрессии между маскулинным и феминным психологическим полом.
В исследовании приняли участие ученики 8-ых классов МБОУ «СОШ №13» и «СОШ №35» в городе Набережные Челны. Выборка составила 80 человек, среди которых 40 учеников мужского пола и 40 - женского. Средний возраст респондентов 15 лет.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы.
2. Эмпирические: тестовые методики (диагностическая методика «Исследование маскулинности - феминности личности» С. Бэм, диагностическая методика Басса-Дарки для исследования уровня проявления основных симптомов агрессии и враждебности).
3. Статистические: качественный и количественный анализ данных.
Практическая значимость: данная работа позволит составить психологам коррекционно-развивающие занятия по проблеме агрессивности подростков с учетом их психологического пола.
Прогнозировать возможность проявления агрессивных и враждебных реакций.
Апробация результатов исследования:
- Шибаева К. А., Льдокова Г.М. «Особенности проявления агрессии в подростковом возрасте». Актуальные вопросы современной науки/ Сборник статей по материалам XII международной научно¬практической конференции «Вестник науки» (23. 05.2018г, г. Томск): Изд. Дендра, 2018.- 238с.
- Шибаева К.А., Льдокова Г.М. «Исследование гендерных особенностей проявления агрессии у подростков». Theory and practice of scientific research. XXXIX Международная научно-практическая конференция (30.05.2018г). - М.: Издательство «Олимп», 2018. - 294 с.
Становление подростка как личности, невозможно вне общества, которое во все времена, так или иначе, направляет формирование мужских и женских моделей поведения [6].
На формировании половой роли влияют свойственные данной культуре стереотипы мужественности (маскулинные) и женственности (феминные). Согласно этим стереотипам, мужественность ассоциируется с активностью, силой, уверенностью, агрессивностью, интеллектуальностью, а женственность со слабостью, пассивностью, зависимостью и подчиняемостью [35]. Такие стереотипы рассматривают то как «ненаучные» и предрассудочные анахронизмы, то, как выражающую абсолютную, хотя и интуитивную истину, которые утратили силу в современном обществе.
Подросток, переживая ряд экзистенциальных переживаний в виде чувства одиночества, непонимания мира, сложности самоидентификации и понимания гендерной принадлежности- сталкивается со стрессом, который провоцирует агрессивные реакции.
Актуальность нашего исследования заключалась в том, что агрессия подросткового возраста является острой проблемой 21-го века. Стирание границ между «мужским» и «женским», появление признаков изменения гендерных ролей в обществе, введет с собой увеличение и смешение агрессивных реакций подростков, поэтому изучение особенностей проявления агрессии подростков и с позиции гендера становится важной.
Целью данного исследования являлось выявление гендерных различий проявления агрессии у подростков.
Объектом выступала личность подростка 14-15 лет, а предметом - гендерная принадлежность и агрессия подростков. В ходе работы нами были выполнены поставленные изначально задачи. Мы изучили научную литературу по теме исследования, проработали особенности проявления агрессии в подростковом возрасте, сформировали репрезентативную выборку для эмпирического исследования, подобрали комплекс методик для диагностики агрессии у подростков и определения психологического пола, провели эмпирическое исследование, и, проанализировав его результаты, сделали обобщенные выводы.
В ходе решения данных задач, нами была подтверждена наша гипотеза, состоящая в следующем - существуют различия в проявлении агрессии между маскулинным и феминным психологическим полом.
Для изучения психологического пола и особенностей проявления агрессии подростков было проведено исследование на базе МБОУ «СОШ №13» и «СОШ №35» в городе Набережные Челны в количестве 80 человек. С учениками было проведено исследование с помощью метода тестирования, затем их количественная и качественная обработка. Средний возраст респондентов 15 лет.
В работе нами были использованы:
- диагностическая методика «Исследование маскулинности - феминности личности» С. Бэм;
— «Опросник агрессивности Басса-Дарки».
В ходе эмпирического исследования нам стало известно, что в данной выборке агрессия в основном не имеет высоких значений по какой- то определенной шкале, выделенной Бассом и Дарки. Меньше всего у подростков выражен негативизм (45%), самое большое значение средней выраженности имеет шкала «раздражительность» 58% , наибольшее значение высокой выраженности занимает шкала подозрительность (38%). Объяснением такого разброса значений может являться особенность пубертатного периода, когда нестабильная психика подростка провоцируется всплесками гормонов, перестройкой организма, а возникшие проблемы, которые образовались после примерки новых социальных ролей, усложняют не понимание как действовать и своих чувств.
После проведения диагности С.Бем мы выяснили, что 52.5% (42опрашиваемых) составили ученики с андрогинным психологическим полом; феминная подгруппа составила 18,25%(15человек); маскулинный тип личности встретился у 21,25% (17подростков); были так же замечены и учащиеся с явно выраженной маскулинностью и явной феминностью- 2,5% (2респондента) и 5% (4 ученика). Так как в нашем исследовании мы рассматривали различия реакций агрессии между маскулинной и феминной группой, то мы объединили значения 2-х подгрупп в одну: явно феминных с феминными («F» группа) и явно маскулинных с маскулинными («М» группа) соответственно.
После анализа результатом мы выявили, что у феминной группы наиболее часто проявляется косвенная агрессия, обида, вербальная агрессия, чувство вины. Ученики из этой группы обладают ярко выраженной сензитивностью, что в совокупности с рефлексией возрастного периода может приводить к аутоагрессии и повышенному чувству вины. При этом они не стремятся проявлять агрессию открыто, предпочитая перенос эмоций на напоминающих раздражителя людей, но которые слабее их. Школьники маскулинной группы подвержены негативизму, раздражению, подозрительностью и причинению вреда или ущерба другому человеку с применением физической силы. Им свойственны обостренное чувство взрослости и силы, которым не умеют управлять в конфликтных ситуациях. Психологические особенности этой группы так же указывают на стремление к авторитету и престижу, для них свойственно добиваться целей любыми способами, поэтому усугубляется подозрительность.
В результате проведённого эмпирического исследования
выяснилось, что существуют различия в проявлении агрессии между маскулинным и феминным психологическим полом, что было подтверждено t-критерием Стьюдента. Это объясняется различием психологических полов групп: феминные личности склонны к эмоциональному решению конфликта в виде каких-то вербальных средств, при этом часто чувствуют себя виноватыми из-за непринятия гнева в их жизни [23]. У маскулинной группы подход включает в себя воздействие логикой и физической силой на обидчика.
Таким образом, мы сделали вывод, что гипотеза исследования подтвердилась: существуют различия в проявлении агрессии между маскулинным и феминным психологическим полом.
В дальнейшем мы хотим посвятить нашу работу для изучения особенностей проявления агрессии андрогинной группы и расширить исследование дополнительными методиками. Это позволит нам глубже разобраться в проблеме агрессивности подростков.
На формировании половой роли влияют свойственные данной культуре стереотипы мужественности (маскулинные) и женственности (феминные). Согласно этим стереотипам, мужественность ассоциируется с активностью, силой, уверенностью, агрессивностью, интеллектуальностью, а женственность со слабостью, пассивностью, зависимостью и подчиняемостью [35]. Такие стереотипы рассматривают то как «ненаучные» и предрассудочные анахронизмы, то, как выражающую абсолютную, хотя и интуитивную истину, которые утратили силу в современном обществе.
Подросток, переживая ряд экзистенциальных переживаний в виде чувства одиночества, непонимания мира, сложности самоидентификации и понимания гендерной принадлежности- сталкивается со стрессом, который провоцирует агрессивные реакции.
Актуальность нашего исследования заключалась в том, что агрессия подросткового возраста является острой проблемой 21-го века. Стирание границ между «мужским» и «женским», появление признаков изменения гендерных ролей в обществе, введет с собой увеличение и смешение агрессивных реакций подростков, поэтому изучение особенностей проявления агрессии подростков и с позиции гендера становится важной.
Целью данного исследования являлось выявление гендерных различий проявления агрессии у подростков.
Объектом выступала личность подростка 14-15 лет, а предметом - гендерная принадлежность и агрессия подростков. В ходе работы нами были выполнены поставленные изначально задачи. Мы изучили научную литературу по теме исследования, проработали особенности проявления агрессии в подростковом возрасте, сформировали репрезентативную выборку для эмпирического исследования, подобрали комплекс методик для диагностики агрессии у подростков и определения психологического пола, провели эмпирическое исследование, и, проанализировав его результаты, сделали обобщенные выводы.
В ходе решения данных задач, нами была подтверждена наша гипотеза, состоящая в следующем - существуют различия в проявлении агрессии между маскулинным и феминным психологическим полом.
Для изучения психологического пола и особенностей проявления агрессии подростков было проведено исследование на базе МБОУ «СОШ №13» и «СОШ №35» в городе Набережные Челны в количестве 80 человек. С учениками было проведено исследование с помощью метода тестирования, затем их количественная и качественная обработка. Средний возраст респондентов 15 лет.
В работе нами были использованы:
- диагностическая методика «Исследование маскулинности - феминности личности» С. Бэм;
— «Опросник агрессивности Басса-Дарки».
В ходе эмпирического исследования нам стало известно, что в данной выборке агрессия в основном не имеет высоких значений по какой- то определенной шкале, выделенной Бассом и Дарки. Меньше всего у подростков выражен негативизм (45%), самое большое значение средней выраженности имеет шкала «раздражительность» 58% , наибольшее значение высокой выраженности занимает шкала подозрительность (38%). Объяснением такого разброса значений может являться особенность пубертатного периода, когда нестабильная психика подростка провоцируется всплесками гормонов, перестройкой организма, а возникшие проблемы, которые образовались после примерки новых социальных ролей, усложняют не понимание как действовать и своих чувств.
После проведения диагности С.Бем мы выяснили, что 52.5% (42опрашиваемых) составили ученики с андрогинным психологическим полом; феминная подгруппа составила 18,25%(15человек); маскулинный тип личности встретился у 21,25% (17подростков); были так же замечены и учащиеся с явно выраженной маскулинностью и явной феминностью- 2,5% (2респондента) и 5% (4 ученика). Так как в нашем исследовании мы рассматривали различия реакций агрессии между маскулинной и феминной группой, то мы объединили значения 2-х подгрупп в одну: явно феминных с феминными («F» группа) и явно маскулинных с маскулинными («М» группа) соответственно.
После анализа результатом мы выявили, что у феминной группы наиболее часто проявляется косвенная агрессия, обида, вербальная агрессия, чувство вины. Ученики из этой группы обладают ярко выраженной сензитивностью, что в совокупности с рефлексией возрастного периода может приводить к аутоагрессии и повышенному чувству вины. При этом они не стремятся проявлять агрессию открыто, предпочитая перенос эмоций на напоминающих раздражителя людей, но которые слабее их. Школьники маскулинной группы подвержены негативизму, раздражению, подозрительностью и причинению вреда или ущерба другому человеку с применением физической силы. Им свойственны обостренное чувство взрослости и силы, которым не умеют управлять в конфликтных ситуациях. Психологические особенности этой группы так же указывают на стремление к авторитету и престижу, для них свойственно добиваться целей любыми способами, поэтому усугубляется подозрительность.
В результате проведённого эмпирического исследования
выяснилось, что существуют различия в проявлении агрессии между маскулинным и феминным психологическим полом, что было подтверждено t-критерием Стьюдента. Это объясняется различием психологических полов групп: феминные личности склонны к эмоциональному решению конфликта в виде каких-то вербальных средств, при этом часто чувствуют себя виноватыми из-за непринятия гнева в их жизни [23]. У маскулинной группы подход включает в себя воздействие логикой и физической силой на обидчика.
Таким образом, мы сделали вывод, что гипотеза исследования подтвердилась: существуют различия в проявлении агрессии между маскулинным и феминным психологическим полом.
В дальнейшем мы хотим посвятить нашу работу для изучения особенностей проявления агрессии андрогинной группы и расширить исследование дополнительными методиками. Это позволит нам глубже разобраться в проблеме агрессивности подростков.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В СИТУАЦИИ ФРУСТРАЦИИ У МАЛЬЧИКОВ 6-12 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Гендерные особенности подростков с предрасположенностью к девиантному поведению
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2022 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ И ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Гендерные особенности девиантного поведения в пубертатный период
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ И ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018



