ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Понятие гендера в научной литературе 7
1.2 Сущность понятия «агрессия» в научной литературе
1.3 Особенности проявления агрессии у подростков 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы 57
Приложения
В различных отраслях психологии особое внимание уделяется подростковому кризису. Именно в возрасте 12-16 лет ребенок пробует себя в новых социальных ролях, ищет свою индивидуальность, сравнивает себя со сверстниками и взрослыми, что приводит к его понимание гендерной роли. Проблема состоит в том, что в последнее время происходит стирание границ между полами, что в свою очередь влияет на формирование психологического пола подростка [49]. Если традиционно считалось, что феминные черты присущи только женскому полу (эмоциональность, физическая слабость, нежность, зависимость, направленная на семью), а маскулинные - мужскому (активность, физическая сила, опора, самодостаточность, агрессивность), то в настоящее время совпадение физического и психологического пола не всегда реально. Поэтому агрессия в современном мире довольно часто встречается у девочек-подростков, что вызывает определенное общественное волнение [66].
Изучение агрессии является распространенной темой в научных трудах психологов, философов, социологов, которые стремятся выявить корреляцию данного феномена с различными факторами. Стресс, высокий уровень тревожности, эмоциональное напряжение напрямую взаимосвязаны с агрессивностью людей [42]. Причинами данных фактов можно выделить: постоянный информационный поток о насилии и происшествиях, навешивание «ярлыков» на общественные группы, сложная экономическая и политическая ситуация в мире и так далее.
Особое внимание при изучении агрессии психологи уделяют подростковому возрасту. Именно в пубертатный период происходит значимое развитие психической личности ребенка, через рефлексию, самоидентификацию, формирование Я-концепции, понимание гендерной принадлежности. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира. Вследствие чего прогрессирует молодежная преступность среди подростков, увеличивается факт числа насилия против личности, прослеживается тенденция аморального поведения ради привлечения общественного внимания [8].
Исходя из выше сказанного, мы считаем, что агрессивность в подростковом возрасте является актуальной проблемой 21-го века. Учитывая, что стираются границы между «мужским» и «женским», появляются признаки изменения гендерной роли в обществе, то следует изучать агрессивность подростков и с позиции гендера. Это позволит улучшить коррекционную и профилактическую работу, направленную на агрессивность подростков.
Изучением феномена агрессии интересовались: З. Фрейд [64], Р. Бэрон и Д. Ричардсон [18], Реан А.А.[58], Э. Фром [65].К. Лоренц [44], А.Бандура [11], Р.С. Немов [50], Реан А.А [58], С.Л. Рубенштейн [60] и др. Авторы занимающиеся исследованием гендера: Энн Оукли [52], Р. Столлер [63], С. Бэм [17], И.С. Кон[40], Каган В.Е.[35], Д.И. Воронцов [23], С.Л Рубинштейн [60] и другие.
Целью данного исследования является: выявить гендерные различия проявления агрессии подростков.
Для достижения поставленной цели, мы сформулировали следующие основные задачи:
- проанализировать теоретические подходы к изучению понятия гендера в научной литературе;
- ознакомиться с определением понятия «агрессия», ее
важнейшими характеристиками, видами и структурными компонентами;
- проанализировать особенности проявления агрессии в
подростковом возрасте;
- сформировать репрезентативную выборку для эмпирического исследования;
- подобрать комплекс методик для диагностики агрессивности у подростков и определения психологического пола;
- изучить гендерные различия проявления агрессивности;
- сделать выводы о различиях проявления агрессии в подростковом возрасте в зависимости от гендерной принадлежности, подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.
Объект исследования: подростки 14-15 лет.
Предмет исследования: гендерная принадлежность и агрессия подростков.
Гипотеза: существуют различия в проявлении агрессии между маскулинным и феминным психологическим полом.
В исследовании приняли участие ученики 8-ых классов МБОУ «СОШ №13» и «СОШ №35» в городе Набережные Челны. Выборка составила 80 человек, среди которых 40 учеников мужского пола и 40 - женского. Средний возраст респондентов 15 лет.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы.
2. Эмпирические: тестовые методики (диагностическая методика «Исследование маскулинности - феминности личности» С. Бэм, диагностическая методика Басса-Дарки для исследования уровня проявления основных симптомов агрессии и враждебности).
3. Статистические: качественный и количественный анализ данных.
Практическая значимость: данная работа позволит составить психологам коррекционно-развивающие занятия по проблеме агрессивности подростков с учетом их психологического пола.
Прогнозировать возможность проявления агрессивных и враждебных реакций.
Апробация результатов исследования:
- Шибаева К. А., Льдокова Г.М. «Особенности проявления агрессии в подростковом возрасте». Актуальные вопросы современной науки/ Сборник статей по материалам XII международной научно¬практической конференции «Вестник науки» (23. 05.2018г, г. Томск): Изд. Дендра, 2018.- 238с.
- Шибаева К.А., Льдокова Г.М. «Исследование гендерных особенностей проявления агрессии у подростков». Theory and practice of scientific research. XXXIX Международная научно-практическая конференция (30.05.2018г). - М.: Издательство «Олимп», 2018. - 294 с.
Становление подростка как личности, невозможно вне общества, которое во все времена, так или иначе, направляет формирование мужских и женских моделей поведения [6].
На формировании половой роли влияют свойственные данной культуре стереотипы мужественности (маскулинные) и женственности (феминные). Согласно этим стереотипам, мужественность ассоциируется с активностью, силой, уверенностью, агрессивностью, интеллектуальностью, а женственность со слабостью, пассивностью, зависимостью и подчиняемостью [35]. Такие стереотипы рассматривают то как «ненаучные» и предрассудочные анахронизмы, то, как выражающую абсолютную, хотя и интуитивную истину, которые утратили силу в современном обществе.
Подросток, переживая ряд экзистенциальных переживаний в виде чувства одиночества, непонимания мира, сложности самоидентификации и понимания гендерной принадлежности- сталкивается со стрессом, который провоцирует агрессивные реакции.
Актуальность нашего исследования заключалась в том, что агрессия подросткового возраста является острой проблемой 21-го века. Стирание границ между «мужским» и «женским», появление признаков изменения гендерных ролей в обществе, введет с собой увеличение и смешение агрессивных реакций подростков, поэтому изучение особенностей проявления агрессии подростков и с позиции гендера становится важной.
Целью данного исследования являлось выявление гендерных различий проявления агрессии у подростков.
Объектом выступала личность подростка 14-15 лет, а предметом - гендерная принадлежность и агрессия подростков. В ходе работы нами были выполнены поставленные изначально задачи. Мы изучили научную литературу по теме исследования, проработали особенности проявления агрессии в подростковом возрасте, сформировали репрезентативную выборку для эмпирического исследования, подобрали комплекс методик для диагностики агрессии у подростков и определения психологического пола, провели эмпирическое исследование, и, проанализировав его результаты, сделали обобщенные выводы.
В ходе решения данных задач, нами была подтверждена наша гипотеза, состоящая в следующем - существуют различия в проявлении агрессии между маскулинным и феминным психологическим полом.
Для изучения психологического пола и особенностей проявления агрессии подростков было проведено исследование на базе МБОУ «СОШ №13» и «СОШ №35» в городе Набережные Челны в количестве 80 человек. С учениками было проведено исследование с помощью метода тестирования, затем их количественная и качественная обработка. Средний возраст респондентов 15 лет.
В работе нами были использованы:
- диагностическая методика «Исследование маскулинности - феминности личности» С. Бэм;
— «Опросник агрессивности Басса-Дарки».
В ходе эмпирического исследования нам стало известно, что в данной выборке агрессия в основном не имеет высоких значений по какой- то определенной шкале, выделенной Бассом и Дарки. Меньше всего у подростков выражен негативизм (45%), самое большое значение средней выраженности имеет шкала «раздражительность» 58% , наибольшее значение высокой выраженности занимает шкала подозрительность (38%). Объяснением такого разброса значений может являться особенность пубертатного периода, когда нестабильная психика подростка провоцируется всплесками гормонов, перестройкой организма, а возникшие проблемы, которые образовались после примерки новых социальных ролей, усложняют не понимание как действовать и своих чувств.
После проведения диагности С.Бем мы выяснили, что 52.5% (42опрашиваемых) составили ученики с андрогинным психологическим полом; феминная подгруппа составила 18,25%(15человек); маскулинный тип личности встретился у 21,25% (17подростков); были так же замечены и учащиеся с явно выраженной маскулинностью и явной феминностью- 2,5% (2респондента) и 5% (4 ученика). Так как в нашем исследовании мы рассматривали различия реакций агрессии между маскулинной и феминной группой, то мы объединили значения 2-х подгрупп в одну: явно феминных с феминными («F» группа) и явно маскулинных с маскулинными («М» группа) соответственно.
После анализа результатом мы выявили, что у феминной группы наиболее часто проявляется косвенная агрессия, обида, вербальная агрессия, чувство вины. Ученики из этой группы обладают ярко выраженной сензитивностью, что в совокупности с рефлексией возрастного периода может приводить к аутоагрессии и повышенному чувству вины. При этом они не стремятся проявлять агрессию открыто, предпочитая перенос эмоций на напоминающих раздражителя людей, но которые слабее их. Школьники маскулинной группы подвержены негативизму, раздражению, подозрительностью и причинению вреда или ущерба другому человеку с применением физической силы. Им свойственны обостренное чувство взрослости и силы, которым не умеют управлять в конфликтных ситуациях. Психологические особенности этой группы так же указывают на стремление к авторитету и престижу, для них свойственно добиваться целей любыми способами, поэтому усугубляется подозрительность.
В результате проведённого эмпирического исследования
выяснилось, что существуют различия в проявлении агрессии между маскулинным и феминным психологическим полом, что было подтверждено t-критерием Стьюдента. Это объясняется различием психологических полов групп: феминные личности склонны к эмоциональному решению конфликта в виде каких-то вербальных средств, при этом часто чувствуют себя виноватыми из-за непринятия гнева в их жизни [23]. У маскулинной группы подход включает в себя воздействие логикой и физической силой на обидчика.
Таким образом, мы сделали вывод, что гипотеза исследования подтвердилась: существуют различия в проявлении агрессии между маскулинным и феминным психологическим полом.
В дальнейшем мы хотим посвятить нашу работу для изучения особенностей проявления агрессии андрогинной группы и расширить исследование дополнительными методиками. Это позволит нам глубже разобраться в проблеме агрессивности подростков.
1. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток: книга для родителей.
— М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 128 с.
2. Абульханова К. А. Принцип субъекта в философско- психологической концепции С. Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн / Под ред. К. А. Абульхановой. — М.: РОССПЭН, 2010.
3. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие. — Издание 2-е, переработанное и дополненное. — СПб.: Издательетво Михайлова В.А., 2008. — 379 с.
4. Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс- медиа // Гендерные исследования. - 2000. - № 5. - С.261-273.
5. Алешина Ю. Е., Борисов И. Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - М.: Из-во МГУ, 1989. - № 2. - С. 44-53.
6. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник — М.: Аспект Пресс, 2011. — 378 с.
7. Антье Э. Агрессивность; пер. с фр. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. — 192 с.
8. Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Приспособление к стрессовым ситуациям и нагрузкам.// Мир психологии. - 2003. - №3. - С.147-15
9. Асмолов А. Г., Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2011. — 416 с.
10. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. — М.: Просвещение, 2007. — 128 с.
11. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ., Брянцевой и Б.Красовского. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с
12. Берковиц Л., Теории агрессии. — М.: 2001. — 442 с.
13. Берковиц Л. Рекомендации для повышения
стрессоустойчивости.. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. — 300 с.
14. Божович Л.И. Законы психических проявлений. — СПб.: Питер, 2017. — 203 с.
15. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии// Психологические проблемы самореализации личности. Сборник/ Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростелевой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. — 35-43 с.
16. Бреслав Г.М. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие для специалистов и дилетантов. — СПб.: Речь, 2004. — 144 с.
17. Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему
неравенства полов/ Пер. с англ. — М.: «Российская политическая
энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 336 с.
18. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, — 2001. — 352 с.
19. Васюра С.А. Гендер и коммуникативная активность человека // под ред. Б. А. Вяткина. — Пермь: Кн. мир, 2008. — с. 102-134
20. Вельдер Р. Методы математической обработки в психологии // Общественные науки и современность. — М.: 2002, № 3.
21. Воронина О.А. Вопросы феминологии: профессиональный и личностный рост женщин / Под ред. А.А.Деркача, И.В.Калинина. - Ульяновск: СВНЦ, 2000.
22. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. - М.:
Эдиториал УРСС, 2003. - 320 с.
23. Воронцов Д.В. Гендерная психология общения. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. - 134с
24. Геодакян В.А. Эволюционная теория пола // Природа. -1991. - №8. - С. 60-69.)
25. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 2009. — 703 с.
26. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: учебное пособие. — Москва: ЧеРо: Омега-Л: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 336 с.
27. Градусова Л. В., Семенова С.Л. Гендерная педагогика. Учебное пособие для вузов /под редакцией Л. В. Градусовой. — М.: Флинта, 2011.— 218 с.
28. Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. — М.: 2000, № 4 — 158c.
29. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 2007. — 368 с.
30. Ениколопов С. Н. Агрессивность как специфическая форма активности. — М.: 2002. — 127 с.
31. Иванченко В. Н., Асмолов А.Г., Ениколопов С. Н. Агрессивное поведение у детей // Вопр. психол. — М.: 2000. № 2 — 230c.
32. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2013. — 544 с.
33. Ильин Е.П. Пол и гендер. — СПБ.: Питер, 2016г. — 315с.
34. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание, психогигиена пола у детей. — М.: Просвещение, 2009. — 207с.
35. Каган В.Е. Половые аспекты индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. — М.: Арт-Пресс, 2009. — 211 с.
36. Клёцина И.С., Костикова И.В. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. — СПб.: 2003. — 471 с
37. Клайн В., Как подготовить ребенка к жизни. — М..:
Просвещение; СПБ, 2014. — 268 с.
38. Климина Л.В. Если вы растите дочь - СПб: Детство-Пресс, 2012.).
39. Ковалев П.., Кулагина И.Ю. Агрессия и ее проявления. — СПб.: 2004. — 358 с.
40. Кон И.С. Психология подростка. — М.: Просвещение, 2009. — 367с.
41. Крылов А. А., Маничева С. А. Исследование агрессии школьников и студентов на характер протекания экзаменационного стресса. — СПб.: «Питер», 2000. — 272 с.
42. Левитов Н.Д. Психологическое состояние агрессии. — М.: Эксомо-Пресс, 2012. — 242 с.
43. Лесгафт П.Ф., Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 2007. — 234 с.
44. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). — М.: 2003. — 269 с.
45. Маккоби Элеанор Э. Два пола: Растём порознь, живём вместе.
- СПб.: Питер, 2009. — 244 с.
46. Мартынова О.С., Оказание психологической помощи жертвам насилия. — СПб.: Питер, 2010. — 380 с.
47. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: Просвещение, 2010 - 528 с.
48. Минахметова А.З. Статистические методы в психологии. — Елабуга: ЕГПУ, 2007.
49. Мухина, B.C. Возрастная психология. — М.: Просвещение, 2014. — 421с.
50. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - Кн. 1: Общие основы психологии, 2017 г. — 688 с.
51. Ольшанская Е.В., Психология общения: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование, МГ1П1У, 2016. — 460 с.
52. Оукли Э. Гендер, методология и модусы человеческого знания: проблематика феминизма и парадигматические дискуссии в социальных науках // Введение в гендерные исследования. Часть 2: Хрестоматия / Под ред. С.В. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001, стр. 336-363.
53. Подольский А.И., Идобаева О.А., Идобаев Л.А. Подросток в современном мире: Заметки психолога — СПб.: КАРО, 2007. — 272 с.
54. Поливанова К.Н., Психология ожиданий возрастных кризисов. — М.: собственные Просвещение, 2013. — 522 с.
55. Понуждаев Э.А. Основы гендерологии. Философия, стратегия и тактика управления персоналом. — М.: 2003. — 279 с.
56. Посадская А.И. Скрытое измерение: гендер современной социальной трансформации России/ Под редакцией Куликова Т.И. — М: Пресс-бук, 2015 — 215с.
57. Пошивалов В. П. Новые направления в изучении агрессии у школьников // Журн. высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 2004, Т. 37. — Вып. 4.
58. Реан А.А. Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. — М.; СПб, 2007 — 312с.
59. Роджерс К., Гумманистическая психология.— Мн.: 2002. — 656 с.
60. Рубинштейн С.Л., Общая психология.. — М.: 2007. — 463 с.
61. Семенюк Л.М. Особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М.: Московский психолого¬социальный институт, 2003. — 93 с.
62. Смирнова, Е.О. Агрессивные дети. — СПб. : Просвещение, 2009. — 214 с.
63. Столлер Р. Дж. Перверсия: эротическая форма ненависти/ Роберт Дж. Столлер; пер.с англ. под науч. ред. С.Ф. Сироткина. — Ижевск : ERGO, 2016. — VIII, 220 с.
64. Фрейд З., Введение в психоанализ: лекции. - СПб. ; М. ; Харьков [и др.] : Питер, 2001. - 381 с.
65. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: АСТ, 2015. — 618с.
66. Хоткина З.А. Гендерные исследования в России // ОНС. 2000, №4. - С.21-26.
67. Хоф.Р, Шаберт И. Пол. Гендер. Культура Немецкие и русские исследования. — М.: РГГУ, 2009. — 530с.
68. Сурова Е. В. Особенности проявления агрессии у современных подростков: опыт изучения // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 154¬157. — URL https://moluch.ru/archive/192/48347(дата обращения: 30.04.2018).
69. Зинченко А.Н., Мещеряков Б.Г., Большой Психологический
словарь: АСТ; АСТ-МОСКВА; Москва; СПБ, 2008— 857с. — URL
https://www.elkniga.ru/static/booksample/00/19/15/00191530.bin.dir/00191530.pdf(дата обращения 17.04.2018).
70. Румянцева Т.Г., Факторы способствующие агрессии.// Агрессия: проблемы и поиски в заподной философии и науке.- М.,1991,
10с- — URLhttp://www.aquarun.ru/psih/agr/agr3.html(дата обращения: 01.04.2018).
71. Фурманов И.А, Фурманова Н.В., Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция.- Мн.: ЭГРОСС, 2014г, 200с. — URL http://www.dogmon.org/furmanov-i-a-detskaya-agressivnoste-psihodiagnostika-i-korrekc.html(дата обращения: 01.05.2018).