Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕШИТЕЛЬНОСТИ

Работа №46071

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
348
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
РЕШИТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕЕ ГЕНДЕРНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ 8
1.1 Феноменология понятия решительность 8
1.2 Особенности проявления решительности в подростковом возрасте 14
1.3 Гендерные проявления решительности в подростковом возрасте 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕШИТЕЛЬНОСТИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ


Принято считать, что подростки характеризуются, больше чем дети всех других школьных возрастов, слабостью в проявлении решительности. Они недостаточно организованы, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведет себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения. Однако такое поведение больше свойственно младшему подростковому возрасту. Для старших подростков, проходящих эмансипацию от взрослых, волевые качества в целом, и решительность, в частности, будут иметь огромное значение.
В свою очередь решительность характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, т. е. в ситуации, когда принятие неудачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения. К.П. Жаров отмечает, что решительность особо ярко проявляется в сложных ситуациях, когда поступок связан с известным риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив. Рядом авторов решительность отождествляется со смелостью. Однако, несмотря на то, что смелость и решительность в опасной ситуации, по данным П.П. Зимина обнаруживают корреляцию или проявляются в комплексе, в неопасной ситуации связи решительности со смелостью нет, что подтверждает факт разности таких волевых проявлений как решительность и смелость.
Проблема решительности занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях, так как она является выражением сущности личности, проявлением её как субъекта. Проблема решительности волновала человека давно. Например, у Юлия Цезаря существовало правило: «Великие дела надо совершить не раздумывая, чтобы мысль об опасности не ослабляла отвагу и быстроту» [2, с. 211].
Проблема решительности школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (Т.В. Корнилов [32, с. 8], С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д. Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.). Позднее исследованием волевых процессов в школьном возрасте, в частности решительности, в связи с другими проблемами, занимались такие психологи, как А.Г. Ковалев, И.В. Страхов, В.А. Крутецкий, Ш.Н. Чхартишвили, В.Н. Колбановский, Н.Ф. Добрынин, В.С. Филатов, А.Я. Арет [48, с. 86] и др.
Выяснены многие вопросы формирования решительности учащихся в разных видах их деятельности, вопросы типологии детей в связи с их волевой активностью, вопросы психологии воспитания и самовоспитания решительности у школьников.
Исследования в области проявления и формирования решительности школьника в нашей стране ведутся и в настоящее время. Психология призвана отвечать на конкретные запросы школы, а перед школой всегда стояла актуальная задача воспитания воли и характера учащихся.
Актуальность данного исследования состоит в том, что особенно важную роль решительность играет в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте происходят стабилизация качеств личности и развитие волевой саморегуляции. Однако большая часть исследований волевой регуляции и волевых особенностей детей различного возраста, была выполнена без учёта гендерного аспекта этой проблемы. При этом в современной психологии подчеркивается важность гендерного подхода в изучении любых психических явлений. Изучением гендерных различий занимались такие психологи, как Э. Маккоби, К. Жаклин, С. Кросс, Л. Мэдсон и многие другие. В рамках гендерного подхода получены важные факты, касающиеся телесных, интеллектуальных, личностных различий между мужчинами и женщинами. Однако проблема гендерных различий в проявлении решительности, как одной из основных составляющих волевой регуляции, остаётся в психологии малоисследованной. В частности, отсутствуют данные о гендерных различиях воли в подростковом возрасте. Это определило тему нашего исследования и обусловило постановку цели и задач.
Объект исследования: подростки 14-15 лет.
Предмет исследования: гендерные различия в проявлении решительности.
Цель исследования: выявить гендерные особенности проявления решительности в старшем подростковом возрасте.
Исходя из темы и цели данного исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «решительность» в научной литературе;
2. Рассмотреть понятие «гендер» в научных исследованиях различных авторов;
3. Рассмотреть особенности подросткового возраста и особенности их влияния на развитие решительности в данном периоде;
4. Подобрать диагностический материал и сформировать выборку исследования;
5. Провести эмпирическое исследование гендерных особенностей проявления решительности в подростковом возрасте;
Гипотеза исследования отражена в следующих предположениях:
- подростки с маскулинным гендерным самосознанием более решительны, чем представители андрогинного и феминного типа;
- для подростков с феминным гендерным самосознанием более свойственна решительность в принятии ответственности на себя.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ научной литературы;
- Эмпирические: наблюдение, тестовые методики;
- Статистические: качественный и количественный анализ данных.
Этапы исследования:
1 этап: Подготовительный (анализ литературных источников по проблеме, формулировка основной идеи исследования, определение гипотезы, задач, методов, подбор диагностических методик) - сентябрь - октябрь 2017г.
2 этап: Основной (теоретическое и эмпирическое исследование, математическая и статистическая обработка полученных результатов) - ноябрь 2017г. - март 2018г.
3 этап: Заключительный (анализ результатов исследования и формулирование выводов по итогам проведенного исследования) - апрель - май 2018г.
4 этап: Апробация результатов исследования - май - июнь 2018г.
Новизна исследования состоит в том, что до настоящего исследования не были разобраны гендерные особенности проявления решительности в подростковом возрасте.
Теоретическая и практическая значимость: Изучение особенностей развития и представлений учащихся о решительности в этом возрасте поможет в дальнейшем в установлении более близких контактов с учащимися, а так же откроет новые возможности для коррекционной работы, направленной на развитие решительности в подростковом возрасте.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование полностью раскрыло цель нашей работы - выявление гендерных особенностей проявления решительности в старшем подростковом возрасте.
На основе работ по исследованию волевого поведения человека, можно выделить несколько волевых качеств, каждое из которых характеризует отдельные волевые проявления: самостоятельность, целеустремлённость, смелость, дисциплинированность, решительность, выдержку, настойчивость, мужество.
В научной литературе отсутствует однозначное определение понятия «решительность», но чаще, решительность определяется, как способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовать их в деятельности. Решительность — это также способность смело брать на себя ответственность за принятое решение, своевременность действия, умение быстро его исполнять или задерживать.
Принято считать, что подростки характеризуются, больше чем дети всех других школьных возрастов, слабостью воли. Они недостаточно организованы, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведет себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения. Однако такое поведение больше свойственно младшему подростковому возрасту. Для старших подростков, проходящих эмансипацию от взрослых, волевые качества в целом, и решительность в частности будут играть огромное значение.
О различиях в проявлении решительности в зависимости от физического пола рассуждал И.П. Петяйкин, однако различия по гендерной идентификации не было ранее изучено. Таким образом, целью нашего исследования являлось выявление гендерных особенностей проявления решительности в старшем подростковом возрасте. Объектом исследования стали учащиеся 8-9 классов МБОУ «Средней общеобразовательной школы №8» Елабужского Муниципального района. Предметом исследования - гендерные различия в проявлении решительности.
В ходе исследования было выявлено, что большая часть опрошенных нами учеников (57,8% - 33 человека) обладают наиболее выраженной степенью андрогинности. Причем девушки и юноши практически в равном соотношении. Это означает, что ученикам данной группы присущи как мужские, так и женские черты в равных позициях. Данные результаты объясняются тем, что в современном мире рушатся полоролевые стереотипы, которые являются основой для восприятия подростков друг друга как противоположного пола. Так же немаловажным является факт подросткового возраста наших респондентов. Переход к интимно - личностному общению, необходимость доказать взрослым о своих правах требует комбинацию качеств мужественности и женственности. Девушек с феминной идентификацией - 12 человек (21%), из юношей только 1
представитель - 1,7%. Это все можно обусловить стремлением девушек в подростковом возрасте выглядеть более привлекательной для лиц противоположного пола. Также можно предположить, что формирующееся сексуальное влечение в данный период, способствует созданию романтичного образа у лиц женского пола по мотивам книг, фильмов, кумиров, которые в свою очередь транслируют половые стереотипы и роли девушки. Феминность у ученика мужского пола можно охарактеризовать чрезмерной инфантильностью в данном возрастном периоде. В группе с маскулинной 2 девочки и 10 мальчиков, 3,5% и 17,6% соответственно.
Стоит отметить, что в данной выборке нет результатов, подразумевающих под собой ярко выраженные характеристики маскулинности или феминности личности. Это можно объяснить тем, что в связи с последними тенденциями уравнивании полов и сложной экономической ситуацией в стране происходит изменение половых ролей и стереотипов в обществе. Необходимо расширять свой потенциал социальной гибкости для выживания в этом мире. При этом стоит учесть, что феминнность и маскулинность все-таки присутствует в данной выборке, что свидетельствует о влиянии прошлых лет в создании полоролевых стереотипов.
По шкале решительности и смелости абсолютное большинство респондентов продемонстрировали высокий уровень - 68,4%, 29,8% - средний уровень, и лишь 1 человек (1,8%) продемонстрировал низкий уровень. Высокая степень решительности связана с подвижностью возбуждения и с преобладанием возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансу нервных процессов, а в опасной ситуации — и с сильной нервной системой.
При проверке полученных данных с помощью t-критерия Стьюдента, нами были получены данные, о существенных различиях в уровне решительности у представителей маскулинной и феминной идентификации, с высоким уровнем значимости (р = 0,01).
Таким образом, нами была доказана гипотеза о том, что подростки с маскулинным гендерным самосознанием более решительны, чем представители андрогинного и феминного типа и для подростков с феминным гендерным самосознанием более свойственна решительность в принятии ответственности на себя.
Изучение особенностей развития и представлений учащихся о решительности в этом возрасте поможет в дальнейшем в установлении более близких контактов с учащимися, а так же откроет новые возможности для коррекционной работы, направленной на развитие решительности в подростковом возрасте.



1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - 379 с.
2. Абрамова М.А. Этнокультурная и гендерная обусловленность формирования лидерских качеств индивида / М.А.Абрамова, Г.С.Гончарова, В.Г.Костюк // Вестник НГУ. Сер. Философия / гл. ред. В.С.Диев. - Новосибирск: НГУ, 2013. - Т.11, вып.3. - С.87-94.
3. Байдакова М.Ю. Перспективы соотнесения теологических и психологических взглядов на проблему воли. - М.: Смысл, 2006. - 359 с.
4. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа.- 1981.- №1.- с. 32-35.
5. Берк Л.Е. Развитие ребенка. СПб., 2008. - с. 32
6. Бабич И.Н. Согласие и диалог социальных институтов: гендерный подход // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2013. - N 4. - С.43-55.
7. Богатова Л.М. Эмансипация как онтологическая трагедия пола // Филос. науки. - 2008. - N 6. - С.133.
8. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 320 с.
9. Вербин С. Наука принятия решений. - СПб.: Питер, 2012. - 154с.
10. Выготский Л.С. Словарь / Под ред. Леонтьева А.А. - М.: Смысл, 2007. - 119 с.
11. Введение в гендерные исследования. - М.: Изд-во МГУ, 2015.
12. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: Учебное пособие. - Челябинск, 2007. - 168 с.
13. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2007. - 368 с.
14. Гендерная педагогика и психология: учебное пособие, Директ- Медиа, 2015. - 115 с.
15. Гендерный подход в социальном познании и образовании: монография, Ключко О.И. 2015. - 301 с.
16. Гендерный подход при определении целевой аудитории: Удеревский С.Э. Лаборатория книги, 2012 год - 121 с.
17. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М., 2008.. - с. 240.
18. Гендерные аспекты бытия личности: Мат-лы Всероссийского научно-практического семинара. Краснодар, 21-22 мая 2004. - Краснодар, 2004. - 104 с.
19. Гендерный подход в психологических исследованиях и консультировании: Мат-лы конференции / Под ред. Е.И. Крукович и Ю.Г. Фроловой. - Минск: ЕГУ, 2002. - 100 с.
20. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
21. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012 г. - 560 с.
22. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 с.
23. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2011. - с.254.
24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
25. Иванников В. А. Проблема воли в современной психологии 2006- с. 315.
26. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 2008.. - с. 320.
27. Ильиных С.А. Специфика гендерных исследований: важные детали: Монография / С.А.Ильиных. Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ). - Новосибирск: НГУЭУ, 2009. - 234с.
28. Иванова Н.Л., Кулаева Е.В. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности // Вопросы психологии. - 2011. №1. - С. 116.
29. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для
академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 с.
30. Кон И.С. Психология подростка. - М.: Просвещение, 2009. - 367 с.
31. Клёцина И.С. Психология гендерных отношений. Автореферат дис. доктора психол. наук. - СПб., 2004. - 39 с.
32. Корнилов Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решения// Психологический журнал, 2005, №1. - с.7 - 9.
33. Кулешов Л.В. Психологическое состояние. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2006. - 214с.
34. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Академия, 2007. - 511 с.
35. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 800 с.
36. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер. - 2010. - 583 с.
37. Мухина B.C. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 2014. - 421с.
38. Малышева Н. Г. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации: Дис.... канд. психол. наук. - М.: 2008. - 178 с.
39. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - Кн. 1: Общие основы психологии. 2014 г. - 688 с.
40. Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 524 с.
41. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование, МГППУ, 2006. - 460 с.
42. Ожигова Л. Н. Психология гендерной идентичности личности. Краснодар: Кубанский ГУ, 2006. - 290 с.
43. Петухова В.В. Хрестоматия по общей психологии. - М.: Высшая школа, 2008. - 317 с.
44. Подольский А.И., Идобаева О.А., Идобаев Л.А. Подросток в современном мире: Заметки психолога - СПб.: КАРО, 2007. - 272 с.
45. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик.. - М.: Форум, 2013. - 304 с.
46. Семёнова Л.Э. Социокультурные аспекты гендерной социализации в детском возрасте. Программа спецкурса для студентов факультета психологии. - Н.Новгород, 2003. - 117 с.
47. Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования (СоцИс). - 2003. - № 11.
48. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 420.
49. Тартаковская И.Н. Гендерная социология. - М., 2005. - 368 с.
50. Фирсова Е. М. Особенности гендерных различий // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 339.
51. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для
академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ