ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ МОТИВАЦИИ
И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Основные теории мотивации персонала 8
1.2. Виды стимулирования труда 14
1.3. Управление системой мотивации и стимулирование персонала в организации 19
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ КОННО-СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ТУЛПАР ИМ. Р.С. ХАМАДЕЕВА» 24
2.1. Общая характеристика Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования города Набережные Челны «Детско - юношеская конно-спортивная школа «Тулпар» им. Р.С. Хамадеева» 24
2.2. Анализ системы мотивации и стимулирования персонала МАУДО
«ДЮКСШ «Тулпар им. Р.С. Хамадеева» 28
2.3. Достоинства и недостатки в системе мотивации и стимулирования
персонала МАУДО «ДЮКСШ «Тулпар им. Р.С. Хамадеева» 50
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ КОННО-СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ТУЛПАР ИМ. Р.С. ХАМАДЕЕВА» 57
3.1. Деятельность в сфере управления персоналом и финансово-экономическая деятельность МАУДО «ДЮКСШ «Тулпар им. Р.С. Хамадеева» 57
3.2. Исследавание, разработка и внедрение программ стимулирования и мотивации труда персонала МАУДО «ДЮКСШ «Тулпар им. Р.С. Хамадеева» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются ее сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд наших сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала.
Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Здесь менеджер сталкивается с важнейшим аспектом управления - мотивацией.
Для того чтобы понять роль мотивации в эффективном управлении предприятием, надо ответить на вопрос, какой сотрудник представляет наибольший интерес для компании. Ответы могут быть самыми разными, но вряд ли найдутся те, кто не согласится с тем, что это будет человек, который может и хочет выполнить поставленные перед ним задачи. Как показывает практика, навыки сотрудника не принесут результата, если он не заинтересован в этом результате. Поэтому при приеме на работу и постановке задач необходимо, прежде всего, понять, насколько способен работник выполнить поставленные перед ним задачи, и насколько он мотивирован для их выполнения.
Решение задачи эффективного управления персоналом, прежде всего, сводится к совершенствованию навыков работников и к изысканию наилучших способов побуждения сотрудников к результативной работе. Порой кадровые работники при привлечении персонала руководствуются главным образом профессиональными качествами человека. Однако для каждого сотрудника необходимо определить, что является движущим мотивом его деятельности. Зная потребности человека, можно определить, каким образом надо осуществлять стимулирование работника, чтобы отдача от его действий была максимальной.
Важнейшим фактором успешной деятельности организации является разработка системы трудовой мотивации и организация оптимальной системы стимулирования персонала.
Цель дипломной работы состоит в исследовании системы мотивации и стимулирования персонала Муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Набережные Челны «Детско -юношеская конно-спортивная школа «Тулпар» им. Р.С. Хамадеева» и разработке рекомендации по повышению эффективности управления системы мотивации и стимулирования управления персоналом, её совершенствованию и реализации.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- провести теоретический анализ понятий «стимулирование» и «управление системой мотивации» и дать теоретико-содержательную характеристику системы мотивации и стимулирования персонала;
- проанализировать существующую систему мотивации и стимулирования персонала в МАУДО «ДЮКСШ «Тулпар им. Р.С. Хамадеева», выявить достоинства и недостатки системы мотивации и стимулирования МАУДО «ДЮКСШ «Тулпар им. Р.С. Хамадеева»;
- разработать программу по совершенствованию системы мотивации и стимулирования персонала МАУДО «ДЮКСШ «Тулпар им. Р.С. Хамадеева».
Объект - система мотивации и стимулирования персонала МАУДО «ДЮКСШ «Тулпар им. Р.С. Хамадеева».
Предмет - эффективность форм и методов мотивации и стимулирования персонала в МАУДО «ДЮКСШ «Тулпар им. Р.С. Хамадеева».
Методологическую основу исследования составили концепции и взгляды отечественных и зарубежных менеджеров и экономистов, журнальные статьи, материалы научных семинаров и конференций, связанные с проблемами совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала. При подготовке работы были использованы работы известных авторов, занимающихся вопросами стимулирования и мотивации персонала, таких, как Егоршин А. П., Генкин Б. М., Маслов Е. В. и др. (5,3,16,18,27).
При обработке полученных данных использовались методы обработки экономической информации: количественной и качественной оценки,
экономической оценки, метод сравнительного анализа, метод группировок и др.
Для выполнения работы были использованы данные учёта и отчётности бухгалтерии МАУДО «ДЮКСШ «Тулпар им. Р.С. Хамадеева».
Структура работы. Во введении говориться о необходимости совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала, чем подчеркивается актуальность выбранной темы.
В первой части дипломной работы даются основные теоретические понятия, сущность, формы мотивации и стимулирования персонала, раскрывается сущность управления мотивацией и стимулированием персонала в организациях.
Во второй части излагаются материалы исследования анализа системы мотивации и стимулирования персонала МАУДО «ДЮКСШ «Тулпар им. Р.С. Хамадеева».
В третьей части предложены мероприятия по рекомендации по повышению эффективности управления системы мотивации и стимулирования управления персоналом, её совершенствованию и реализации персонала МАУДО «ДЮКСШ «Тулпар им. Р.С. Хамадеева».
В заключении подводятся итоги выполнения дипломной работы и делаются выводы.
В списке использованной литературы содержатся 45 источников.
В данной работе мы рассмотрели проблему: «Управление системой мотивации и стимулирования персонала организации (на примере МАУДО «ДЮКСШ «Тулпар» им. Р.С. Хамадеева»).
Проведя теоретический анализ литературы по данной теме мы выяснили что, мотивация включает не только содержание, условия труда, величину заработка, общественное признание достигнутого, возможности для самовыражения и самоутверждения личности, но и удовлетворенность трудом, осуществление ожиданий человека от материальных, социальных и духовно - нравственных результатов своей работы. Система мотивации персонала - это гибкая, динамичная область, которая играет ключевую роль в развитии бизнеса; направление, которое должно постоянно корректироваться, изменяться, выстраиваться в соответствии с целями, этапом развития компании, ситуацией на внешнем рынке и многими другими факторами, поддерживать эту динамичную систему в работоспособном состоянии, дающем оптимальный эффект и позволяющем регулярный анализ состояния системы.
Любые блага, материальные или духовные, удовлетворяющие потребностям человека, если их получение предполагает трудовую деятельность, следует называть стимулами труда. Или можно сказать, что благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Вообще говоря, стимулами является все то, что человек считает для себя ценным.
Состояние трудовой мотивации можно охарактеризовать следующими основными признаками: общая трудовая пассивность, низкая значимость мотивов труда, служебного, профессионального и квалифицированного роста, желание иметь стабильную, высокооплачиваемую работу, обеспечивающую необходимый уровень потребностей, но с низкой интенсивностью труда, не требующую постоянного квалификационного труда. Такое состояние трудовой мотивации и выражает кризис труда.
Мотивацию труда можно признать важнейшим фактором результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника, т. е. всей совокупности свойств, влияющих на производственную деятельность.
Очевидно, что связь мотивации, стимулирования труда и результатов труда опосредствована приобретенными навыками труда - потребностями, ценностями, мотивами, стимулами, но именно трудовая мотивация - источник трудовой деятельности личности. Эффективная трудовая и производственная деятельность возможна лишь при оптимальной системе мотивации труда.
Следовательно, основное значение системы мотивации заключается в том, чтобы стимулировать производственное поведение работников предприятия, направив его на достижение стоящих перед ним стратегических задач, иными словами, соединить материальные интересы работников со стратегическими задачами предприятия.
Во второй части дипломной работы был проведен анализ системы управления персоналом Муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Набережные Челны «Детско -юношеская конно-спортивная школа «Тулпар им. Р.С. Хамадеева», в результате чего были найдены существенные недостатки в существующей системе мотивации и стимулирования труда.
Чтобы сделать систему стимулирования и мотивации более совершенной в организации не хватает, таких документов как положение о почетном работнике предприятия, цель которого состоит в регламентации одного из принципов нематериального стимулирования, формирование у сотрудников представления об успешном сотруднике организации, утверждение ценности каждого человека для организации, на наш взгляд действующее в МАУДО «ДЮКСШ «Тулпар» им. Р.С. Хамадеева» положение о системе стимулирования персонала недоработано, так как социальный пакет не разработан полностью. Положение об оплате и труда и премировании работников тоже содержит некоторые упущения, связанные с вознаграждениями и доплатами.
Таким образом, предлагаются следующие разработанные документы:
- Положение о Почетном работнике Муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Набережные Челны «Детско- юношеская конно-спортивная школа «Тулпар им. Р.С. Хамадеева» (ДОСКА ПОЧЕТА)
- Положение премировании работников Муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Набережные Челны «Детско - юношеская конно-спортивная школа «Тулпар им. Р.С. Хамадеева»
- Положение о доплатах и надбавках работникам Муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Набережные Челны «Детско-юношеская конно-спортивная школа «Тулпар им. Р.С. Хамадеева»
Применение данных документов улучшит систему мотивации и стимулирования персонала в организации.
Не существует единых методов мотивации и стимулирования персонала, эффективных во все времена и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый руководителем, основан на выбранной организацией стратегии управления человеческими ресурсами. Выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать организация.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - ст. 3301.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 197-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 31 декабря.
Учебная и специальная литература
3. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. «Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования». Учебное пособие. - М.: ГАУ, 2003г.
4. Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. - М.:
Машиностроение, 2008.- 256с.
5. Васильев В.Н. Организация производства в условиях рынка. - М.:
Машиностроение, 2003. - 321с.
6. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: "Триада, Лтд", 2007.- 254с.
7. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2003.-389с.
8. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2003.-541с.
9. Григорьев А.А. Гибкость организационных форм.// Журнал для акционеров. 2007. № 11. С. 6 - 12.
10. Друкер П. Эффективное управление. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 г. - 288 с.
11. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2007.-188с.
12. Елекоев С., Зондхоф Г., Кролл Х. Реструктуризация промышленных
предприятий.// Вопросы экономики. 2007. № 9. С. 13 - 22.
13.Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии:
персональный менеджмент. - СПб.: Из-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 2001.- 388с.
14.Игнатьева А.В. Основы менеджмента. -М.: Экон. Образование, 2003.- 611с.
15. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - М.: Экомпресс, 2002.-261с.
16. Кибанов А.Я., Захаров Д,К. Организация управления персоналом на
предприятии. - М.: ГАУ, 2003.- 419с.
17. Козлов В.Д. Управление организационной культурой. - М.: Изд-во МГУ, 2002.-397с.
18. Латфуллин Г.Р. Основные тенденции и концепции управления на стыке веков//Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 1. с.14-21
19. Менеджмент. Учебник для вузов/М.М. Макеимцов, А.В. Игнатьева, МА. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.- 267с.
20. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анапгл. - М.: Дело, 2007.-343с.
21. Основы управления персоналом/Под, ред. Б.М. Генкина. - М.: Высшая школа,
2001. - 398с.
22. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с англ./Сост. и авт. предисл. В.С.Муравьев. М.: Прогресс, 2002.- 448 с.
23. Порншев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией. -М.: ИНФРА-М, 2003.-431с.
24. Райсс М. «Оптимальная сложность управленческих структур» // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №5.
25. Рахманов А.Л. Роль высшего руководства в реструктуризации предприятия. М.: Дело, 2000.- 104 с.
26. Румянцева. Современный менеджмент // Российский экономический журнал. -
2002. - № 4. с.41-47
27. Управление персоналом организации/Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М,
2003. -377с.
28. Устинов В.А. Экономика управления предприятием. Учебное пособие. - М.: ГАУ, 2002.- 427с.
29. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, 2003.- 311с.
30. Ховард К., Э. Коротков. Принципы менеджмента. учебное пособие. - М.: ИНФРА-М.- 2008- 221с.
31. Хоскинг А. Курс предпринимательства: практическое пособие./ Пер. с англ. - М.: Мир. эк. и межд. отн., 2008. - 352 с.
32. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 288с.
33. Шонесси О.Дж. Принципы организации управления фирмой - М.: Прогресс 1989 - 378 с.
34. Журналы и периодические издания
35. Алехина, О.Е. Стимулирование развития работников организации / О.Е. Алехина. // Управление персоналом. - 2007. - № 1. - С. 50-52.
36. Анисимов, О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии / О.С. Анисимов. - Новгород: 2003. - 334 с.
37. Бачурин, А. Повышение роли экономических методов управления / А.
Бачурин // Экономист. - 2007. - № 4. - С. 28-31.
38. Волгин Н. ВИЛАР: Мотивационная основа эффективного труда.// Человек и труд. - 2000. - №4. - С. 75-79.
39. Воробьев С. Где и почем брать головы.//Эксперт. -2008- № 13.с.34-42
40. Комаров Е. Организационные и дезорганизационные методы управления как составляющие организационной и дезорганизационной культуры предприятия.// Управление персоналом. - 2003. - №11. - С. 28-33.
41. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы.// Человек и труд.- 2003. - №10.с.28-33
42. М.Мейер. Почему ваши подчиненные относятся к работе с прохладицей? // ЭКО.- 2002. - №4. с. 12-15
43. Щукин В. Принципиальная схема стимулирования эффективной производственной деятельности.// Управление персоналом. - 2003. - №12. - С. 38-41.
44. Щиборщ К. В. Принципы построения системы материального стимулирования на предприятии.// Управление персоналом. - 2008. - №1. - С. 54-57.
45. Юртайкин, Е. Почему опадают яблоки или внутренняя демотивация персонала /
TopManager . - 2007. - № 22.с.45-55