ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ
КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Методы оценки конкурентных позиций предприятия на рынке 8
1.2. Стратегия и тактика конкурентной борьбы предприятия 21
1.3. Внешние рынки и их специфика 31
2. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ С ЦЕЛЬЮ
ВЫХОДА НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СИНТЕЗ-КАУЧУК» 44
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 44
2.2. Анализ и оценка рынка нефтехимической отрасли 56
2.3. Оценка потенциала предприятия для выхода на внешние рынки 65
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ВЫХОДА НА НОВЫЕ РЫНКИ 76
3.1. SWOT-анализ предприятия 76
3.2. Риски в реализации стратегии выхода предприятия на внешние рынки 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Проблема формирования и функционирования механизма стратегии выхода отечественных предприятий на внешний рынок как основы всей системы управления организацией внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также государства в целом является сегодня весьма актуальной в отечественной управленческой и экономической науке и практике. Особенно необходима разработка стратегии при выходе компании на внешний рынок, так как внешний рынок - это новые конкуренты, это новая специфика ведения бизнеса, это новое направление. Поэтому, прежде чем выходить на новый рынок предприятие должно провести тщательный анализ внутренней и внешней среды, оценить свои возможности и разработать стратегию выхода.
Это определяется тем, что внешнеэкономическая деятельность становится одним из основных факторов, стимулирующих развитие свободной рыночной экономики и демократических институтов российского общества. С учетом современного состояния промышленности и содержания нового этапа преобразований главная цель промышленной политики определяется как повышение эффективности и конкурентоспособности российской промышленности на внешнем и внутреннем рынках и переход на этой основе в стадию подъема.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в необходимости разработки стратегии выхода на внешние рынки, поскольку деятельность на международном рынке на сегодняшний день является одним из основных факторов, характеризующих качество деятельности и динамику развития предприятия. Правильное решение этой проблемы должно повысить эффективность производственного и стратегического менеджмента предприятия на всех уровнях управления. В рамках разработки стратегии выхода на внешние рынки необходимо учитывать факторы конкурентоспособности предприятия.
Степень разработанности темы. Проблемам и вопросам оценки конкурентоспособности посвящены работы таких отечественных ученых как Ф. Котлера, М. Портера, А. Маршалла, ряда отечественных исследователей: Р.А. Фатхутдинова, О.Е. Конобеевой, А.В. Луссе, В.Л. Белоусова, Т.В. Козловой, Р.А. Бургановой и др.
Особое место в современной литературе уделяется вопросам анализа конкурентной позиции предприятия. Данная тема затрагивалась в работах Фатхутдинова Р.А., Абаева Х.С., Рябовой Т.Ф., Азоева Г.Л., Кругловой М.И. Папенковой К.Э. и др.
Основные теоретические и методологические аспекты проблемы формирования и использования экспортного потенциала, а также его использования в разное время исследовали: Бахрамов Ю.Н., Вайсман А. Диденко Н.И., Донец Ю.П., Завьялов П.С, Радебо Л., Стрикпанд Дж., Савицкий Н.И., Сухих Д.Г., Кац С.М., Томпсон А., и др.
Объектом работы является внешнеэкономическая деятельность ОАО «Синтез-Каучук».
Предмет исследования - процесс разработки конкурентной стратегии выхода компании на внешние рынки.
Целью исследования является разработка конкурентной стратегии выхода предприятия на новые международные рынки на примере ОАО «Синтез-Каучук».
В рамках выбранной цели в магистерской диссертации определены следующие основные задачи:
- исследовать методы оценки конкурентных позиций предприятия на рынке;
- изучить особенности стратегии и тактику конкурентной борьбы предприятия;
- рассмотреть внешние рынки и выявить их специфику;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия ОАО «Синтез-Каучук»;
- проанализировать и оценить рынок нефтехимической отрасли, на котором функционирует предприятие;
- оценить потенциал предприятия для выхода на внешние рынки;
- провести SWOT-анализ ОАО «Синтез-каучук»;
- выявить риски в реализации стратегии выхода предприятия на внешние рынки, а также предложить проект стратегии выхода на новые рынки.
Теоретической и методологической основой исследования послужили разработки зарубежных и отечественных авторов в области стратегического управления, оценки экспортного потенциала, теории конкуренции, международного бизнеса.
В исследовании использованы общеизвестные научные методы как научная абстракция, обобщение, горизонтальное и вертикальное сравнение, способы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц и т.п.
Информационной базой магистерской диссертации являются федеральные законы и нормативно-правовые акты, информационно-аналитические и статистические материалы о развитии нефтехимической отрасли, научные работы, статьи и публикации, а также монографии и ресурсы сети Интернет по теме исследования.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующем.
1. Предложен усовершенствованный подход к оценке конкурентной позиции предприятия при выходе на внешние рынки, который позволяет проанализировать конкурентную среду внешнего рынка, определить и оценить положение предприятия в среде зарубежных конкурентов и сделать прогноз позиций на ближайшую перспективу, обозначить наиболее важные направления деятельности на внешнем рынке, которые требуют дополнительных мер по укреплению конкурентной позиции.
2. Уточнено определение понятия экспортного потенциала предприятия как совокупность имеющихся на предприятии ресурсов для производства конкурентоспособной продукции и возможностей для реализации ее на внешних рынках с учетом контролируемых и неконтролируемых факторов.
3. Предложен усовершенствованный методический инструментарий оценки экспортного потенциала предприятия, особенностью которого является сочетание качественной и количественной составляющих. Методика, разработанная авторами Д.Г. Сухих и В.М. Кац, наглядно и точно отражает уровень экспортного потенциала компании, давно присутствующей на внешнем рынке, так как учитывает и мнение сторонних экспертов, и влияние внутренних и внешних факторов. Однако в комплексной оценке не учитывается коэффициент соотношения объема производства и объема реализации экспортной продукции. Нами предлагается произвести расчет с учетом данного коэффициента. При введении дополнительного показателя представляется целесообразным расставить веса показателей в соответствии с разработанной нами оценкой значимости показателей.
4. Предложена структура экспортного плана для формирования экспортной стратегии предприятия ОАО «Синтез-каучук». Предлагаемый план раскрывает этапы разработки и реализации экспортной стратегии предприятий с точки зрения определения сильных и слабых сторон предприятия, которые могут способствовать или препятствовать экспортной деятельности, учета основных видов рисков, определения ключевых факторов успеха на национальном и международном рынках.
Теоретическая значимость работы выражается в анализе и разработке рекомендаций по использованию определенной методологии по оценке экспортного потенциала и выявлению параметров расширения территориального присутствия компании на рынке.
Практическая значимость работы заключается в разработке отдельных аспектов конкурентной стратегии для предприятия ОАО «Синтез-Каучук» по выходу на новые внешние рынки.
Цели и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, включающей три главы, вывода, списка использованной литературы и приложений.
Важным этапом в разработке стратегии выхода на внешний рынок является изучение спроса, покупательских намерений и предпочтений, соответствующих оценок потребителями свойств товаров в различных странах. Приступая к изучению внешних рынков, следует учитывать, что мировой рынок включает в себя более 240 национальных рынков со своими особенностями, что является основой для выработки стратегии международного маркетинга. Без детального исследования рынков, хорошего знания рынка практически невозможно дать правильную оценку своим возможностям, поскольку такая оценка требует сопоставления элементов и требований рынка с соответствующими параметрами деятельности предприятия. Для удержания и завоевания своих позиций на рынке исследования рынков должны проводиться постоянно.
В первой главе нами были исследованы особенности стратегии и тактики конкурентной борьбы предприятия, а также внешние рынки и их специфика. Более подробно изучены методы оценки конкурентных позиций предприятия на рынке.
В работе отмечается, что конкурентная позиция - это положение объекта среди его конкурентов, что отрицает сведение конкурентной позиции к ее количественным параметрам таким, как доля рынка, ранг или рейтинг (место). Таким образом, она не может быть оценена одним количественным или качественным параметром, отражающим только один аспект ее деятельности. Также ошибочным является сведение конкурентной позиции организации лишь к ее доле на рынке, т.к. на практике это может привести к серьезным ошибкам при стратегическом планировании.
На основе изучения современных методик анализа конкурентной позиции предприятия на внутреннем рынке нами усовершенствован методический подход с позиций выхода предприятия на внешние рынки.
Предлагаемый нами подход к анализу конкурентной позиции предприятия при выходе на внешние рынки позволяет:
- во-первых, проанализировать конкурентную среду внешнего рынка,
- во-вторых, определить и оценить положение предприятия в среде зарубежных конкурентов и сделать прогноз позиций на ближайшую перспективу;
- в-третьих, обозначить наиболее важные направления деятельности на внешнем рынке, которые требуют дополнительных мер по укреплению конкурентной позиции.
Кроме того, в работе исследовались теоретические аспекты формирования экспортного потенциала.
Экспортный потенциал - это способность производить и поставлять на внешний рынок в необходимых объемах конкурентоспособную продукцию. Зависит от возможности мобилизовать и развивать имеющиеся финансовые, производственные, человеческие и информационные ресурсы в короткие сроки. На экспортный потенциал оказывают влияние два типа факторов: контролируемые и не контролируемые предприятием. Контролируемыми можно считать те факторы, которые предприятия могут изменить в нужном для себя направлении. Неконтролируемые, в свою очередь, можно разделить на контролируемые и неконтролируемые государством. К контролируемым государством факторам эффективности экспорта будут относиться те, которые государство может изменить в целях повышения эффективности экспорта предприятий. Как известно, любая компании ощущает воздействие внутренних и внешних факторов деятельности.
По нашему мнению, под экспортным потенциалом предприятия следует понимать совокупность имеющихся на предприятии ресурсов для производства конкурентоспособной продукции и возможностей для реализации ее на внешних рынках с учетом контролируемых и неконтролируемых факторов.
Во второй главе была проведена оценка потенциала предприятия с целью выхода на внешние рынки. С этой целью представлена организационно-экономическая характеристика предприятия.
ОАО «Синтез-Каучук» - крупное предприятие нефтехимической промышленности, объединяющее несколько производств по выпуску пропиленоксидных, цис-изопреновых, эпихлоргидриновых и др. марок синтетических каучуков.
Производственная деятельность ОАО «Синтез-каучук» в отчетном 2017 году была направлена на обеспечение стабильного, устойчивого развития производств, запланированных темпов социально-экономического развития коллектива.
На рынке производителей синтетических каучуков предприятие занимает стабильное положение. Крупнейшим конкурентом является ОАО «Нижнекамкнефтехим».
Кроме того, в работе представлены результаты анализа оценки рынка нефтехимической отрасли. Было определено, что для большинства участников рынка характерны многочисленные проблемы, обусловленные нижеследующими факторами:
- низким уровнем экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности организаций;
- неготовностью организаций к активному использованию инструментария рыночных отношений в целях повышения эффективности своей деятельности;
- неэффективным использованием всех видов ресурсов, отсутствием или недостатком инвестиционных ресурсов, дефицитом оборотных средств;
- высоким уровнем затрат на производство и реализацию продукции;
- низким качеством и устаревшим ассортиментом производимой продукции;
- низкими темпами освоения в производстве новых видов продукции, деквалификацией профессиональной подготовки кадров и т.д.
Оценка потенциала была осуществлена по методике Д.Г. Сухих и В.М.
100 Кац. Как свидетельствуют результаты, экспортный потенциал компании ОАО «Синтез-каучук» невысок, наибольшего уровня он достиг в 2016 году. В этот период компания успешно вышла на новые рынки и начала переговоры на поставку синтетического каучука в Китае.
Методика, разработанная авторами Д.Г. Сухих и В.М. Кац, наглядно и точно отражает уровень экспортного потенциала компании, давно присутствующей на внешнем рынке, так как учитывает и мнение сторонних экспертов, и влияние внутренних и внешних факторов. Основное преимущество разработанной методики - визуальная оптимизация. Данные, полученные в результате анализа комплексной методикой, значительно легче воспринимаются пользователем. Однако, нами было замечено, что в комплексной оценке не учитывается рассчитанный ранее коэффициент соотношения объема производства и объема реализации экспортной продукции. Нами предлагается произвести расчет с учетом данного коэффициента. При введении дополнительного показателя представляется целесообразным расставить вес! показателей в соответствии с разработанной нами оценкой значимости показателей.
В третьей главе нами проведен SWOT-анализ ОАО «Синтез-каучук», выявили риски в реализации стратегии выхода предприятия на внешние рынки, а также предложили проект стратегии выхода на новый рынок Китая.
В отношении объекта исследования - ОАО «Синез-каучук» было определено, что компания обладает достаточно вескими конкурентными преимуществами и потенциалом для выхода на новые региональные рынки.
Эффективность внешнеторговой стратегии предприятия определяется рядом факторов. В первую очередь - соотношением затрат на производство и реализацию экспортной продукции и контрактными ценами на эту продукцию. С одной стороны, для предприятия стоит задача снижения издержек производства и обращения, но это трудно в условиях постоянно повышающихся цен на сырьё, энергоресурсы, транспорт и т.д. А с другой стороны - повышение контрактных цен, что также сложно из-за высокой 101 конкуренции на внешнем рынке и возможности потери иностранного контрагента.
Но внешнеторговая стратегия может быть эффективной в зависимости от целей, поставленных предприятием при выходе на внешний рынок. Так, для ОАО «Синтез-каучук» освоение китайского рынка стало надеждой на выживание в условиях тяжёлого экономического кризиса в стране, когда у предприятия не было средств на ведение полноценной хозяйственной деятельности. Именно такую цель поставило для себя предприятие при разработке своей внешнеторговой стратегии.
Сотрудничество с китайскими компаниями имело перспективы для ОАО «Синтез-каучук», поскольку экспортные поставки в другие страны, например, Польшу, Словакию, приносят меньше прибыли по причине высоких транспортных расходов и наращивание объёмов таких поставок бесперспективно из-за высокой конкуренции на европейском рынке. Поэтому китайский рынок был выбран для достижения поставленных целей как имеющий высокую потребность в нитрильном каучуке и позволяющий реализовать конкурентные преимущества предприятия.
Применение стратегии прямого экспорта в этом случае наиболее целесообразно, так как для создания совместных предприятий или просто лицензирования необходимо, чтобы производство каучука было налажено в Китае. Но, кроме того, что это требует больших инвестиций и времени, необходимо иметь сырьевую базу внутри страны. Экспорт выгоден ещё и тем, что он позволил загрузить простаивающие мощности самого предприятия.
От осуществления экспортных операций ОАО «Синтез-каучук» получал реальные денежные поступления и мог покрывать значительную часть своих расходов. Результатом такой стратегии явилось нынешнее положение предприятия. Наращивание объёмов выпуска готовой продукции вследствие повышающегося платёжеспособного спроса российских предприятий и зарубежных компаний даёт повод говорить, что в ближайшем будущем ожидается рост деловой активности предприятия.
Тем не менее, проведённая оценка показала, рост эффективности экспортных операций предприятия возможен при повышении контрактных цен на готовую продукцию, но анализ динамики показывает на их снижение. Таким образом, повышение объёмов экспорта предприятие добивается для сохранения своих позиций на внешнем рынке и получение реальных валютных поступлений, что является целью настоящей внешнеторговой стратегии предприятия.
Таким образом, нами было проведено исследование теоретических и практических основ разработки стратегии выхода на международный рынок предприятия. В ходе исследования нами были обоснованы следующие пункты новизны:
1. Предложен усовершенствованный подход к оценке конкурентной позиции предприятия при выходе на внешние рынки, который позволяет проанализировать конкурентную среду внешнего рынка, определить и оценить положение предприятия в среде зарубежных конкурентов и сделать прогноз позиций на ближайшую перспективу, обозначить наиболее важные направления деятельности на внешнем рынке, которые требуют дополнительных мер по укреплению конкурентной позиции.
2. Уточнено определение понятия экспортного потенциала предприятия как совокупность имеющихся на предприятии ресурсов для производства конкурентоспособной продукции и возможностей для реализации ее на внешних рынках с учетом контролируемых и неконтролируемых факторов.
3. Усовершенствован методический инструментарий оценки экспортного потенциала предприятия, особенностью которого является сочетание качественной и количественной составляющих.
4. Предложена структура экспортного плана для формирования экспортной стратегии предприятия ОАО «Синтез-каучук». Предлагаемый план раскрывает этапы разработки и реализации экспортной стратегии предприятий с точки зрения определения сильных и слабых сторон предприятия, которые могут способствовать или препятствовать экспортной деятельности, учета основных видов рисков, определения ключевых факторов успеха на национальном и международном рынках.
1. О защите конкуренции: федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006г. / [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru
2. О валютном регулировании и валютном контроле: федеральный закон №
173-ФЗ от 10.12.2003г. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
www.consultant.ru
3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru
4. Адамайтис Л.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: КНОРУС, 2015. 544 с.
5. Азарова Т.В. К вопросу о цели конкуренции // Многоуровневое
общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. - 2015. -
№ 8 (24). - С. 14-19.
6. Азоев, Г.П. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр
экономики и маркетинга. - 2016 - 31 с.
7. Александров, А.В. Факторы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур //Управление экономическими системами. URL/ http://www.uecs.ru/uecs-29-29 2014/item/454- 2014-05-26-10-40-01(дата обращения 10.03.2018)
8. Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность / И. С. Алексеев. - Москва: Дашков и К, 2015. - 304 с.
9. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник. - М.: КНОРУС, 2014. 244 с.
10. Андрианов, B.C. Конкурентоспособность в мировой экономике // МэиМО. - 2015.- №3. - С. 47-57.
11. Асаул А.Н., Абаев Х.С., Гордеев Д.А. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности, Издательство: АНО Институт проблем экономического возрождения, 2014, 261 с.
12. Ахвледиани Ю. Т. Страхование внешнеэкономической деятельности:
учебное пособие / Ю. Т. Ахвледиани. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 255 с.
13. Бабаева З.Э. Конкурентные стратегии организации в период экономического кризиса и внешних санкций // В сборнике: Актуальные вопросы внедрения молодежных инициатив и их реализация в инновационной сфере Материалы Международной заочной научно-практической студенческой конференции. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 38-40.
14. Баумгартен, Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом - 2015. - №4. - С. 24-32.
15. Бахрамов Ю.Н., Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Ю.М. Бахрамов, В.В. Глухов. - СПб.: Питер, 2011. - 496 с.
16. Белов А. Экспортные стратегии наиболее подходящие российским
компаниям. Электронный ресурс] / Режим доступа:
http: //www.cfin.ru/management/manufact/export_myths .shtml. [Дата обращения 10.04.2018].
17. Белоусов В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы //Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 5.
18. Бурганова Л.А. Теория управления: учебное пособие. - М.: Инфра-М., 2014. 147 с.
19. Бурр, В. Концепция устойчивого конкурентного преимущества// Проблемы теории и практики управления. - 2016. - №4 - с. 107-113.
20. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успех. Стратегия
менеджмента: 5 факторов успеха; Экономика, Интерэксперт -, 2011.
21. Вардомский Л.Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: учеб.
пособие / Л. Б. Вардомский. - М.: КноРус, 2015. - 448 с. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Комментарий. - М.:
Юридическая литература, 1994 г.
22. Винокуров, В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 160 с.
23. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для вузов / под ред. Л.Е. Стровский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дата, 2013. - 503 с. Гриф МО.
24. Волков А. В., Светуньков С. Г. Методологические проблемы измерения конкуренции // Современная конкуренция. 2013. №6 (42). С. 54-64.
25. Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности : учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп.. - Москва: Юрайт, 2016. - 445 с. ГРИФ: Рекомендовано региональным уч.-метод. центром ВУЗа
26. Воронова Т. А. Расчетно-платежные отношения во внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие для студ. вузов / Т. А. Воронова. - Москва: КноРус, 2009. - 112 с.
27. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: учеб. для вузов / А.Л. Гапоненко, А.П. Пакрухин. - 4-е изд. - Москва: Омега-Л, 2015.
28. ГоловкинаЛ.А. Экономический анализ: учебник. - М.: КНОРУС, 2013. 165 с.
29. Голубков, Е. П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Финпресс, 2016. - 656 с.
30. Голубков, Е.П. Изучение и завоевание преимуществ в конкурентной
борьбе. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - №2. - С. 27-43.
31. Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций: учебник. - М.: КНОРУС, 2016. 212 с.
32. Грант Р. Современный стратегический анализ = Contemporary Strategy Analysis: учеб.: перевод с англ. - 7-е изд. - Санкт Петербург: Питер, 2016.
33. Гришина Ю.В., Ловчикова Е.И. Конкурентные преимущества как фактор устойчивого развития современных организаций //В сборнике: Проблемы развития современной экономики в условиях глобальных вызовов и трансформации экономического пространства Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. А.И. Клименко (главный редактор). пос. Персиановский, - 2015. - С. 66-68.
34. Гуськова Н.Д. Инвестиционный менеджмент: учебник. - М.: Проспект, 2013. 255 с.
35. Диденко Н.И., Международная экономика: учебник / Н. И. Диденко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
36. Дмитриева Д. М. Антимонопольная политика в области стратегических альянсов: опыт США, ЕС и России // Современная конкуренция. 2013. №4 (40). С. 56-61.
37. Донец Ю.П., Эффективность использования производственного потенциала / Ю. Ю. Донец. - Киев: Знание, 2008. - 123 с.
38. Емельянов, С. Международная конкурентоспособность производителей:
факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - №4. - С. 107¬116.
39.Завьялов П.С, Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. Автор
: Завьялов, П.С. Год: 2016 Издание: Инфра-М.
40. Имихович А.О., Сурменкова К.Ю. Конкурентные стратегии организации и риски // В сборнике: Роль науки в развитии общества Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. - Уфа, 2015. - С. 258-261.
41. Каганов В. Ш. Использование процессов корпоративного обучения в конкурентном позиционировании предпринимательской структуры // Современная конкуренция. 2016. №6 (36). С. 32-36.
42. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. №6 (42). С. 65-79.
43. Козлова Т.В., Правовое обеспечение профессиональной деятельности, Год: 2011, Издание: ГЭОТАР-Медиа
44. Конобеева О.Е., Кластерная политика: инструмент регионального развития [Текст] / О.Е. Конобеева, Е.Е. Конобеева//Инвестрегион- Воронеж - 2012. - №2- С. 50-54.
45. Котлер Ф. Латеральный маркетинг. Технология поиска революционных идей. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - С.106.
46. Котлер Ф. Основы маркетинга. - 9изд. - М.: Вильямс, 2014 6. Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг. - М.: Экономистъ, 2014
47. Краснобаева А.М. Состояние конкурентной среды в России: угрозы и методы борьбы с ними // В сборнике: Экономическое развитие России: тенденции, перспективы сборник статей по материалам I Международной научно-практической студенческой конференции: в 4 томах. Кафедра экономики предприятия «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». - 2015. - С. 117-121.
48. Круглов М.И. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. - М.:
Издательство РДЛ, 2013. - 464 с.
49. Кузьминич, Г.Г. Факторы, влияющие на конкурентоспособность
предпринимательских структур // Материалы Международной научно-практической конференции / Байкальский государственный университет экономики и права, - Иркутск, 2015. URL: http://com- паикалзеа.ги/Е1ез/з1/37о/о20Кузьминич.рбГ (дата обращения 26.02.2018)
50. Лебедев Д.С. Методика формирования экспортной стратегии промышленных предприятий: Учеб. пособие / Д.С. Лебедев; Науч. ред. проф. Л.Б. Парфенова. Яросл. гос. ун-т. - Ярославль, 2002. - 104 с.
51. Леднев М. В. Управление конкурентоспособностью факторинговой
компании. М.: Эконинформ, 2014.
52. Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт-М, 2015. - 407 с.
53. Лифшиц А.С. Управленческие решения: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2013. 152 с.
54. Лобода А.Е. Проблемы антимонопольного регулирования: административно-правовой аспект // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 48-53.
55. Луссе А.В. Макроэкономика // СПб: Питер 2009. - 240 с.
56. Магомедова М.О. Алгоритм разработки конкурентной стратегии
предприятия // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - № 8 (80). - С. 10.
57. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 288 с.
58. Маршалл А. Принципы экономической науки. Книга 1 (VIII). - М.:
Генеральный директор, 2015. - С.205.
59. Масюкова Т.Г. Формирование и реализация конкурентной стратегии // В сборнике: Наука и современность Международная научно-практическая конференция. - 2015. - С. 117-120.
60. Матвиенко Д. Ю. Формы интеграционных объединений компаний // Современная конкуренция. 2016. № 6 (36). С. 9-16.
61. Мильберг, Б.Е. Определение потребностей покупателей и достижение конкурентных преимуществ (взгляд из региона) // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - №6. - С. 93-100.
62. Моисеева, Н. К. Современное предприятие: конкурентоспособность,
маркетинг, обновление / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин.-М.: Внешторгиздат,
2013. - 394 с.
63. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мок рон осов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. - 194 с.
64. Папенкова К.Э. Совершенствование управления деятельностью организации с учетом оценки ее конкурентной позиции на рынке: Автореф. на соиск. ... к.э.н., Москва, 2009 г. - 20с.
65. Петров В. Конкурентоспособность. Анализ факторов, показателей и
критериев, определяющих успех субъектов рынка в конкурентной борьбе на различных уровнях экономической деятельности (микро-, мезо -, макро -, глобальном) // Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015.- № 4. - С. 4-11.
66. Плясунков, А.В. Экономические методы управления
конкурентоспособностью продукции: Автореферат диссертации /
А.В. Плясунков. Мн. БГПА, 2015. - 21 с.
67. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент: учебно-практическое пособие / С.А. Попов. - М.: Изд-во Юрайт, 2015- 448 с.
68. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и
конкурентов. - М., 2015. - С.41.
69. Радебо Ли Х., Дэниелс Джон Д., Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. М., 2014.
70. Розумная Н.В., Клюха А.К. Конкурентные стратегии предприятий:
современные аспекты // В сборнике: Современная наука: исследования, технологии, проекты Сборник V международной научно-практической конференции. Научный центр «Олимп». - 2015. - С. 611-614.
71. Рубин Ю. Б. Особенности монополизма в советской экономике. Препринт доклада. М.: Институт экономики РАН, 1992. С. 25-26.
72. Русаков Л.А. Оценка экспортного потенциала предприятия. - М.:
ЭКСМО, 2014. - 13 с
73. Рябова Т.Ф., Основные аспекты управления бизнес-процессами в
современных рыночных условиях хозяйствования // Экономика и
предпринимательство. 2014. № 6 (47). - с. 774 - 777
74. Савицкий Н.И., Экономическая информатика [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. И. Савицкий. - М. : Экономистъ, 2012. - 429 с
75. Савченко Д.Д., Пантелеева М.С. Разработка конкурентной стратегии предприятия на основе анализа его деятельности // Universum: экономика и юриспруденция. - 2015. - № 8 (19). - С. 10.
76. Соболева Э.Ю. Обеспечение конкурентоспособности экспертных организаций в сфере образовательного аудита // Современная конкуренция. 2016. №6 (36).
77. Соболева Э.Ю. Основы конкурентного позиционирования консалтинговых компаний (на примере ИТ-отрасли) // Менеджмент в России и за рубежом.
2015. №2.
78. Сотников С.М., Шатова К.С. Некоторые аспекты сущности конкуренции и конкурентоспособности // Сборник: Социально-экономические проблемы повышения эффективности предпринимательской деятельности. Материалы Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 124-127.
79. Сухих Д.Г., Кац С.М. Оценка экспортного потенциала предприятия с
помощью методов математического моделирования // XI Международная научно-практическая конференция 18-22 ноября 2014 г., Национальный
исследовательский Томский политехнический университет, С. 118-123.
80. Сушкевич А. Г., Авдашева С. Б., Маркин М. Е. Социологические методы в оценке эффектов государственной политики (на примере антимонопольного контроля слияний) // Современная конкуренция. 2013. №2 (38). С. 3-18.
81. Токарев, Ю.В.Формирование и использование экспортного потенциала (на примере промышленных предприятий): автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05; Казань, 2007.
82. Томпсон А.А, мл. Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер.с 9-го англ.изд.-М.: ИНФРА-М, 2000
83. Фатхутдинов Р.А., Инновационный менеджмент: Учебник для вузов
/ Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2013
84. Хулей Г., Сондерс Д., Пирси Н. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2014. С. 333.
85.Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: реориентация теории стоимости. - М.: Экономика. - 1996. - С. 393.
86. Шумпетер И. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Эксмо, 2016. - С.77.
87. Global Oilfield Equipment Market By Product (Drilling Equipment, Field Production Machinery, Pumps & Valves) Expected to Reach USD 127.60 Billion by 2020: Grand View Research, Inc. // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www.grandviewresearch.com
88. Nesbit J. International economic relations. М.: Dorchester, 2013, 419 p
89. Неретина Е.А. Трансформационные изменения места и род маркетинга в условиях глобализации и индустриальной революции // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. - № 6. С.28
90. Конкурентоспособность отрасли URL: http://www.grandars.ru/college/
ekonomika-firmy/konkurentosposobnost-otrasli.html (дата обращения
05.03.2017)
91. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2015» / Публикация Международной торговой палаты [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.tamognia.ru/ incoterms_ 2015