Стратегия выхода на международный рынок на примере предприятия ОАО «Синтез Каучук»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ
КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Методы оценки конкурентных позиций предприятия на рынке 8
1.2. Стратегия и тактика конкурентной борьбы предприятия 21
1.3. Внешние рынки и их специфика 31
2. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ С ЦЕЛЬЮ
ВЫХОДА НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СИНТЕЗ-КАУЧУК» 44
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 44
2.2. Анализ и оценка рынка нефтехимической отрасли 56
2.3. Оценка потенциала предприятия для выхода на внешние рынки 65
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ВЫХОДА НА НОВЫЕ РЫНКИ 76
3.1. SWOT-анализ предприятия 76
3.2. Риски в реализации стратегии выхода предприятия на внешние рынки 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ
КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Методы оценки конкурентных позиций предприятия на рынке 8
1.2. Стратегия и тактика конкурентной борьбы предприятия 21
1.3. Внешние рынки и их специфика 31
2. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ С ЦЕЛЬЮ
ВЫХОДА НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СИНТЕЗ-КАУЧУК» 44
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 44
2.2. Анализ и оценка рынка нефтехимической отрасли 56
2.3. Оценка потенциала предприятия для выхода на внешние рынки 65
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ВЫХОДА НА НОВЫЕ РЫНКИ 76
3.1. SWOT-анализ предприятия 76
3.2. Риски в реализации стратегии выхода предприятия на внешние рынки 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Проблема формирования и функционирования механизма стратегии выхода отечественных предприятий на внешний рынок как основы всей системы управления организацией внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также государства в целом является сегодня весьма актуальной в отечественной управленческой и экономической науке и практике. Особенно необходима разработка стратегии при выходе компании на внешний рынок, так как внешний рынок - это новые конкуренты, это новая специфика ведения бизнеса, это новое направление. Поэтому, прежде чем выходить на новый рынок предприятие должно провести тщательный анализ внутренней и внешней среды, оценить свои возможности и разработать стратегию выхода.
Это определяется тем, что внешнеэкономическая деятельность становится одним из основных факторов, стимулирующих развитие свободной рыночной экономики и демократических институтов российского общества. С учетом современного состояния промышленности и содержания нового этапа преобразований главная цель промышленной политики определяется как повышение эффективности и конкурентоспособности российской промышленности на внешнем и внутреннем рынках и переход на этой основе в стадию подъема.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в необходимости разработки стратегии выхода на внешние рынки, поскольку деятельность на международном рынке на сегодняшний день является одним из основных факторов, характеризующих качество деятельности и динамику развития предприятия. Правильное решение этой проблемы должно повысить эффективность производственного и стратегического менеджмента предприятия на всех уровнях управления. В рамках разработки стратегии выхода на внешние рынки необходимо учитывать факторы конкурентоспособности предприятия.
Степень разработанности темы. Проблемам и вопросам оценки конкурентоспособности посвящены работы таких отечественных ученых как Ф. Котлера, М. Портера, А. Маршалла, ряда отечественных исследователей: Р.А. Фатхутдинова, О.Е. Конобеевой, А.В. Луссе, В.Л. Белоусова, Т.В. Козловой, Р.А. Бургановой и др.
Особое место в современной литературе уделяется вопросам анализа конкурентной позиции предприятия. Данная тема затрагивалась в работах Фатхутдинова Р.А., Абаева Х.С., Рябовой Т.Ф., Азоева Г.Л., Кругловой М.И. Папенковой К.Э. и др.
Основные теоретические и методологические аспекты проблемы формирования и использования экспортного потенциала, а также его использования в разное время исследовали: Бахрамов Ю.Н., Вайсман А. Диденко Н.И., Донец Ю.П., Завьялов П.С, Радебо Л., Стрикпанд Дж., Савицкий Н.И., Сухих Д.Г., Кац С.М., Томпсон А., и др.
Объектом работы является внешнеэкономическая деятельность ОАО «Синтез-Каучук».
Предмет исследования - процесс разработки конкурентной стратегии выхода компании на внешние рынки.
Целью исследования является разработка конкурентной стратегии выхода предприятия на новые международные рынки на примере ОАО «Синтез-Каучук».
В рамках выбранной цели в магистерской диссертации определены следующие основные задачи:
- исследовать методы оценки конкурентных позиций предприятия на рынке;
- изучить особенности стратегии и тактику конкурентной борьбы предприятия;
- рассмотреть внешние рынки и выявить их специфику;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия ОАО «Синтез-Каучук»;
- проанализировать и оценить рынок нефтехимической отрасли, на котором функционирует предприятие;
- оценить потенциал предприятия для выхода на внешние рынки;
- провести SWOT-анализ ОАО «Синтез-каучук»;
- выявить риски в реализации стратегии выхода предприятия на внешние рынки, а также предложить проект стратегии выхода на новые рынки.
Теоретической и методологической основой исследования послужили разработки зарубежных и отечественных авторов в области стратегического управления, оценки экспортного потенциала, теории конкуренции, международного бизнеса.
В исследовании использованы общеизвестные научные методы как научная абстракция, обобщение, горизонтальное и вертикальное сравнение, способы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц и т.п.
Информационной базой магистерской диссертации являются федеральные законы и нормативно-правовые акты, информационно-аналитические и статистические материалы о развитии нефтехимической отрасли, научные работы, статьи и публикации, а также монографии и ресурсы сети Интернет по теме исследования.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующем.
1. Предложен усовершенствованный подход к оценке конкурентной позиции предприятия при выходе на внешние рынки, который позволяет проанализировать конкурентную среду внешнего рынка, определить и оценить положение предприятия в среде зарубежных конкурентов и сделать прогноз позиций на ближайшую перспективу, обозначить наиболее важные направления деятельности на внешнем рынке, которые требуют дополнительных мер по укреплению конкурентной позиции.
2. Уточнено определение понятия экспортного потенциала предприятия как совокупность имеющихся на предприятии ресурсов для производства конкурентоспособной продукции и возможностей для реализации ее на внешних рынках с учетом контролируемых и неконтролируемых факторов.
3. Предложен усовершенствованный методический инструментарий оценки экспортного потенциала предприятия, особенностью которого является сочетание качественной и количественной составляющих. Методика, разработанная авторами Д.Г. Сухих и В.М. Кац, наглядно и точно отражает уровень экспортного потенциала компании, давно присутствующей на внешнем рынке, так как учитывает и мнение сторонних экспертов, и влияние внутренних и внешних факторов. Однако в комплексной оценке не учитывается коэффициент соотношения объема производства и объема реализации экспортной продукции. Нами предлагается произвести расчет с учетом данного коэффициента. При введении дополнительного показателя представляется целесообразным расставить веса показателей в соответствии с разработанной нами оценкой значимости показателей.
4. Предложена структура экспортного плана для формирования экспортной стратегии предприятия ОАО «Синтез-каучук». Предлагаемый план раскрывает этапы разработки и реализации экспортной стратегии предприятий с точки зрения определения сильных и слабых сторон предприятия, которые могут способствовать или препятствовать экспортной деятельности, учета основных видов рисков, определения ключевых факторов успеха на национальном и международном рынках.
Теоретическая значимость работы выражается в анализе и разработке рекомендаций по использованию определенной методологии по оценке экспортного потенциала и выявлению параметров расширения территориального присутствия компании на рынке.
Практическая значимость работы заключается в разработке отдельных аспектов конкурентной стратегии для предприятия ОАО «Синтез-Каучук» по выходу на новые внешние рынки.
Цели и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, включающей три главы, вывода, списка использованной литературы и приложений.
Это определяется тем, что внешнеэкономическая деятельность становится одним из основных факторов, стимулирующих развитие свободной рыночной экономики и демократических институтов российского общества. С учетом современного состояния промышленности и содержания нового этапа преобразований главная цель промышленной политики определяется как повышение эффективности и конкурентоспособности российской промышленности на внешнем и внутреннем рынках и переход на этой основе в стадию подъема.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в необходимости разработки стратегии выхода на внешние рынки, поскольку деятельность на международном рынке на сегодняшний день является одним из основных факторов, характеризующих качество деятельности и динамику развития предприятия. Правильное решение этой проблемы должно повысить эффективность производственного и стратегического менеджмента предприятия на всех уровнях управления. В рамках разработки стратегии выхода на внешние рынки необходимо учитывать факторы конкурентоспособности предприятия.
Степень разработанности темы. Проблемам и вопросам оценки конкурентоспособности посвящены работы таких отечественных ученых как Ф. Котлера, М. Портера, А. Маршалла, ряда отечественных исследователей: Р.А. Фатхутдинова, О.Е. Конобеевой, А.В. Луссе, В.Л. Белоусова, Т.В. Козловой, Р.А. Бургановой и др.
Особое место в современной литературе уделяется вопросам анализа конкурентной позиции предприятия. Данная тема затрагивалась в работах Фатхутдинова Р.А., Абаева Х.С., Рябовой Т.Ф., Азоева Г.Л., Кругловой М.И. Папенковой К.Э. и др.
Основные теоретические и методологические аспекты проблемы формирования и использования экспортного потенциала, а также его использования в разное время исследовали: Бахрамов Ю.Н., Вайсман А. Диденко Н.И., Донец Ю.П., Завьялов П.С, Радебо Л., Стрикпанд Дж., Савицкий Н.И., Сухих Д.Г., Кац С.М., Томпсон А., и др.
Объектом работы является внешнеэкономическая деятельность ОАО «Синтез-Каучук».
Предмет исследования - процесс разработки конкурентной стратегии выхода компании на внешние рынки.
Целью исследования является разработка конкурентной стратегии выхода предприятия на новые международные рынки на примере ОАО «Синтез-Каучук».
В рамках выбранной цели в магистерской диссертации определены следующие основные задачи:
- исследовать методы оценки конкурентных позиций предприятия на рынке;
- изучить особенности стратегии и тактику конкурентной борьбы предприятия;
- рассмотреть внешние рынки и выявить их специфику;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия ОАО «Синтез-Каучук»;
- проанализировать и оценить рынок нефтехимической отрасли, на котором функционирует предприятие;
- оценить потенциал предприятия для выхода на внешние рынки;
- провести SWOT-анализ ОАО «Синтез-каучук»;
- выявить риски в реализации стратегии выхода предприятия на внешние рынки, а также предложить проект стратегии выхода на новые рынки.
Теоретической и методологической основой исследования послужили разработки зарубежных и отечественных авторов в области стратегического управления, оценки экспортного потенциала, теории конкуренции, международного бизнеса.
В исследовании использованы общеизвестные научные методы как научная абстракция, обобщение, горизонтальное и вертикальное сравнение, способы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц и т.п.
Информационной базой магистерской диссертации являются федеральные законы и нормативно-правовые акты, информационно-аналитические и статистические материалы о развитии нефтехимической отрасли, научные работы, статьи и публикации, а также монографии и ресурсы сети Интернет по теме исследования.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующем.
1. Предложен усовершенствованный подход к оценке конкурентной позиции предприятия при выходе на внешние рынки, который позволяет проанализировать конкурентную среду внешнего рынка, определить и оценить положение предприятия в среде зарубежных конкурентов и сделать прогноз позиций на ближайшую перспективу, обозначить наиболее важные направления деятельности на внешнем рынке, которые требуют дополнительных мер по укреплению конкурентной позиции.
2. Уточнено определение понятия экспортного потенциала предприятия как совокупность имеющихся на предприятии ресурсов для производства конкурентоспособной продукции и возможностей для реализации ее на внешних рынках с учетом контролируемых и неконтролируемых факторов.
3. Предложен усовершенствованный методический инструментарий оценки экспортного потенциала предприятия, особенностью которого является сочетание качественной и количественной составляющих. Методика, разработанная авторами Д.Г. Сухих и В.М. Кац, наглядно и точно отражает уровень экспортного потенциала компании, давно присутствующей на внешнем рынке, так как учитывает и мнение сторонних экспертов, и влияние внутренних и внешних факторов. Однако в комплексной оценке не учитывается коэффициент соотношения объема производства и объема реализации экспортной продукции. Нами предлагается произвести расчет с учетом данного коэффициента. При введении дополнительного показателя представляется целесообразным расставить веса показателей в соответствии с разработанной нами оценкой значимости показателей.
4. Предложена структура экспортного плана для формирования экспортной стратегии предприятия ОАО «Синтез-каучук». Предлагаемый план раскрывает этапы разработки и реализации экспортной стратегии предприятий с точки зрения определения сильных и слабых сторон предприятия, которые могут способствовать или препятствовать экспортной деятельности, учета основных видов рисков, определения ключевых факторов успеха на национальном и международном рынках.
Теоретическая значимость работы выражается в анализе и разработке рекомендаций по использованию определенной методологии по оценке экспортного потенциала и выявлению параметров расширения территориального присутствия компании на рынке.
Практическая значимость работы заключается в разработке отдельных аспектов конкурентной стратегии для предприятия ОАО «Синтез-Каучук» по выходу на новые внешние рынки.
Цели и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, включающей три главы, вывода, списка использованной литературы и приложений.
Важным этапом в разработке стратегии выхода на внешний рынок является изучение спроса, покупательских намерений и предпочтений, соответствующих оценок потребителями свойств товаров в различных странах. Приступая к изучению внешних рынков, следует учитывать, что мировой рынок включает в себя более 240 национальных рынков со своими особенностями, что является основой для выработки стратегии международного маркетинга. Без детального исследования рынков, хорошего знания рынка практически невозможно дать правильную оценку своим возможностям, поскольку такая оценка требует сопоставления элементов и требований рынка с соответствующими параметрами деятельности предприятия. Для удержания и завоевания своих позиций на рынке исследования рынков должны проводиться постоянно.
В первой главе нами были исследованы особенности стратегии и тактики конкурентной борьбы предприятия, а также внешние рынки и их специфика. Более подробно изучены методы оценки конкурентных позиций предприятия на рынке.
В работе отмечается, что конкурентная позиция - это положение объекта среди его конкурентов, что отрицает сведение конкурентной позиции к ее количественным параметрам таким, как доля рынка, ранг или рейтинг (место). Таким образом, она не может быть оценена одним количественным или качественным параметром, отражающим только один аспект ее деятельности. Также ошибочным является сведение конкурентной позиции организации лишь к ее доле на рынке, т.к. на практике это может привести к серьезным ошибкам при стратегическом планировании.
На основе изучения современных методик анализа конкурентной позиции предприятия на внутреннем рынке нами усовершенствован методический подход с позиций выхода предприятия на внешние рынки.
Предлагаемый нами подход к анализу конкурентной позиции предприятия при выходе на внешние рынки позволяет:
- во-первых, проанализировать конкурентную среду внешнего рынка,
- во-вторых, определить и оценить положение предприятия в среде зарубежных конкурентов и сделать прогноз позиций на ближайшую перспективу;
- в-третьих, обозначить наиболее важные направления деятельности на внешнем рынке, которые требуют дополнительных мер по укреплению конкурентной позиции.
Кроме того, в работе исследовались теоретические аспекты формирования экспортного потенциала.
Экспортный потенциал - это способность производить и поставлять на внешний рынок в необходимых объемах конкурентоспособную продукцию. Зависит от возможности мобилизовать и развивать имеющиеся финансовые, производственные, человеческие и информационные ресурсы в короткие сроки. На экспортный потенциал оказывают влияние два типа факторов: контролируемые и не контролируемые предприятием. Контролируемыми можно считать те факторы, которые предприятия могут изменить в нужном для себя направлении. Неконтролируемые, в свою очередь, можно разделить на контролируемые и неконтролируемые государством. К контролируемым государством факторам эффективности экспорта будут относиться те, которые государство может изменить в целях повышения эффективности экспорта предприятий. Как известно, любая компании ощущает воздействие внутренних и внешних факторов деятельности.
По нашему мнению, под экспортным потенциалом предприятия следует понимать совокупность имеющихся на предприятии ресурсов для производства конкурентоспособной продукции и возможностей для реализации ее на внешних рынках с учетом контролируемых и неконтролируемых факторов.
Во второй главе была проведена оценка потенциала предприятия с целью выхода на внешние рынки. С этой целью представлена организационно-экономическая характеристика предприятия.
ОАО «Синтез-Каучук» - крупное предприятие нефтехимической промышленности, объединяющее несколько производств по выпуску пропиленоксидных, цис-изопреновых, эпихлоргидриновых и др. марок синтетических каучуков.
Производственная деятельность ОАО «Синтез-каучук» в отчетном 2017 году была направлена на обеспечение стабильного, устойчивого развития производств, запланированных темпов социально-экономического развития коллектива.
На рынке производителей синтетических каучуков предприятие занимает стабильное положение. Крупнейшим конкурентом является ОАО «Нижнекамкнефтехим».
Кроме того, в работе представлены результаты анализа оценки рынка нефтехимической отрасли. Было определено, что для большинства участников рынка характерны многочисленные проблемы, обусловленные нижеследующими факторами:
- низким уровнем экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности организаций;
- неготовностью организаций к активному использованию инструментария рыночных отношений в целях повышения эффективности своей деятельности;
- неэффективным использованием всех видов ресурсов, отсутствием или недостатком инвестиционных ресурсов, дефицитом оборотных средств;
- высоким уровнем затрат на производство и реализацию продукции;
- низким качеством и устаревшим ассортиментом производимой продукции;
- низкими темпами освоения в производстве новых видов продукции, деквалификацией профессиональной подготовки кадров и т.д.
Оценка потенциала была осуществлена по методике Д.Г. Сухих и В.М.
100 Кац. Как свидетельствуют результаты, экспортный потенциал компании ОАО «Синтез-каучук» невысок, наибольшего уровня он достиг в 2016 году. В этот период компания успешно вышла на новые рынки и начала переговоры на поставку синтетического каучука в Китае.
Методика, разработанная авторами Д.Г. Сухих и В.М. Кац, наглядно и точно отражает уровень экспортного потенциала компании, давно присутствующей на внешнем рынке, так как учитывает и мнение сторонних экспертов, и влияние внутренних и внешних факторов. Основное преимущество разработанной методики - визуальная оптимизация. Данные, полученные в результате анализа комплексной методикой, значительно легче воспринимаются пользователем. Однако, нами было замечено, что в комплексной оценке не учитывается рассчитанный ранее коэффициент соотношения объема производства и объема реализации экспортной продукции. Нами предлагается произвести расчет с учетом данного коэффициента. При введении дополнительного показателя представляется целесообразным расставить вес! показателей в соответствии с разработанной нами оценкой значимости показателей.
В третьей главе нами проведен SWOT-анализ ОАО «Синтез-каучук», выявили риски в реализации стратегии выхода предприятия на внешние рынки, а также предложили проект стратегии выхода на новый рынок Китая.
В отношении объекта исследования - ОАО «Синез-каучук» было определено, что компания обладает достаточно вескими конкурентными преимуществами и потенциалом для выхода на новые региональные рынки.
Эффективность внешнеторговой стратегии предприятия определяется рядом факторов. В первую очередь - соотношением затрат на производство и реализацию экспортной продукции и контрактными ценами на эту продукцию. С одной стороны, для предприятия стоит задача снижения издержек производства и обращения, но это трудно в условиях постоянно повышающихся цен на сырьё, энергоресурсы, транспорт и т.д. А с другой стороны - повышение контрактных цен, что также сложно из-за высокой 101 конкуренции на внешнем рынке и возможности потери иностранного контрагента.
Но внешнеторговая стратегия может быть эффективной в зависимости от целей, поставленных предприятием при выходе на внешний рынок. Так, для ОАО «Синтез-каучук» освоение китайского рынка стало надеждой на выживание в условиях тяжёлого экономического кризиса в стране, когда у предприятия не было средств на ведение полноценной хозяйственной деятельности. Именно такую цель поставило для себя предприятие при разработке своей внешнеторговой стратегии.
Сотрудничество с китайскими компаниями имело перспективы для ОАО «Синтез-каучук», поскольку экспортные поставки в другие страны, например, Польшу, Словакию, приносят меньше прибыли по причине высоких транспортных расходов и наращивание объёмов таких поставок бесперспективно из-за высокой конкуренции на европейском рынке. Поэтому китайский рынок был выбран для достижения поставленных целей как имеющий высокую потребность в нитрильном каучуке и позволяющий реализовать конкурентные преимущества предприятия.
Применение стратегии прямого экспорта в этом случае наиболее целесообразно, так как для создания совместных предприятий или просто лицензирования необходимо, чтобы производство каучука было налажено в Китае. Но, кроме того, что это требует больших инвестиций и времени, необходимо иметь сырьевую базу внутри страны. Экспорт выгоден ещё и тем, что он позволил загрузить простаивающие мощности самого предприятия.
От осуществления экспортных операций ОАО «Синтез-каучук» получал реальные денежные поступления и мог покрывать значительную часть своих расходов. Результатом такой стратегии явилось нынешнее положение предприятия. Наращивание объёмов выпуска готовой продукции вследствие повышающегося платёжеспособного спроса российских предприятий и зарубежных компаний даёт повод говорить, что в ближайшем будущем ожидается рост деловой активности предприятия.
Тем не менее, проведённая оценка показала, рост эффективности экспортных операций предприятия возможен при повышении контрактных цен на готовую продукцию, но анализ динамики показывает на их снижение. Таким образом, повышение объёмов экспорта предприятие добивается для сохранения своих позиций на внешнем рынке и получение реальных валютных поступлений, что является целью настоящей внешнеторговой стратегии предприятия.
Таким образом, нами было проведено исследование теоретических и практических основ разработки стратегии выхода на международный рынок предприятия. В ходе исследования нами были обоснованы следующие пункты новизны:
1. Предложен усовершенствованный подход к оценке конкурентной позиции предприятия при выходе на внешние рынки, который позволяет проанализировать конкурентную среду внешнего рынка, определить и оценить положение предприятия в среде зарубежных конкурентов и сделать прогноз позиций на ближайшую перспективу, обозначить наиболее важные направления деятельности на внешнем рынке, которые требуют дополнительных мер по укреплению конкурентной позиции.
2. Уточнено определение понятия экспортного потенциала предприятия как совокупность имеющихся на предприятии ресурсов для производства конкурентоспособной продукции и возможностей для реализации ее на внешних рынках с учетом контролируемых и неконтролируемых факторов.
3. Усовершенствован методический инструментарий оценки экспортного потенциала предприятия, особенностью которого является сочетание качественной и количественной составляющих.
4. Предложена структура экспортного плана для формирования экспортной стратегии предприятия ОАО «Синтез-каучук». Предлагаемый план раскрывает этапы разработки и реализации экспортной стратегии предприятий с точки зрения определения сильных и слабых сторон предприятия, которые могут способствовать или препятствовать экспортной деятельности, учета основных видов рисков, определения ключевых факторов успеха на национальном и международном рынках.
В первой главе нами были исследованы особенности стратегии и тактики конкурентной борьбы предприятия, а также внешние рынки и их специфика. Более подробно изучены методы оценки конкурентных позиций предприятия на рынке.
В работе отмечается, что конкурентная позиция - это положение объекта среди его конкурентов, что отрицает сведение конкурентной позиции к ее количественным параметрам таким, как доля рынка, ранг или рейтинг (место). Таким образом, она не может быть оценена одним количественным или качественным параметром, отражающим только один аспект ее деятельности. Также ошибочным является сведение конкурентной позиции организации лишь к ее доле на рынке, т.к. на практике это может привести к серьезным ошибкам при стратегическом планировании.
На основе изучения современных методик анализа конкурентной позиции предприятия на внутреннем рынке нами усовершенствован методический подход с позиций выхода предприятия на внешние рынки.
Предлагаемый нами подход к анализу конкурентной позиции предприятия при выходе на внешние рынки позволяет:
- во-первых, проанализировать конкурентную среду внешнего рынка,
- во-вторых, определить и оценить положение предприятия в среде зарубежных конкурентов и сделать прогноз позиций на ближайшую перспективу;
- в-третьих, обозначить наиболее важные направления деятельности на внешнем рынке, которые требуют дополнительных мер по укреплению конкурентной позиции.
Кроме того, в работе исследовались теоретические аспекты формирования экспортного потенциала.
Экспортный потенциал - это способность производить и поставлять на внешний рынок в необходимых объемах конкурентоспособную продукцию. Зависит от возможности мобилизовать и развивать имеющиеся финансовые, производственные, человеческие и информационные ресурсы в короткие сроки. На экспортный потенциал оказывают влияние два типа факторов: контролируемые и не контролируемые предприятием. Контролируемыми можно считать те факторы, которые предприятия могут изменить в нужном для себя направлении. Неконтролируемые, в свою очередь, можно разделить на контролируемые и неконтролируемые государством. К контролируемым государством факторам эффективности экспорта будут относиться те, которые государство может изменить в целях повышения эффективности экспорта предприятий. Как известно, любая компании ощущает воздействие внутренних и внешних факторов деятельности.
По нашему мнению, под экспортным потенциалом предприятия следует понимать совокупность имеющихся на предприятии ресурсов для производства конкурентоспособной продукции и возможностей для реализации ее на внешних рынках с учетом контролируемых и неконтролируемых факторов.
Во второй главе была проведена оценка потенциала предприятия с целью выхода на внешние рынки. С этой целью представлена организационно-экономическая характеристика предприятия.
ОАО «Синтез-Каучук» - крупное предприятие нефтехимической промышленности, объединяющее несколько производств по выпуску пропиленоксидных, цис-изопреновых, эпихлоргидриновых и др. марок синтетических каучуков.
Производственная деятельность ОАО «Синтез-каучук» в отчетном 2017 году была направлена на обеспечение стабильного, устойчивого развития производств, запланированных темпов социально-экономического развития коллектива.
На рынке производителей синтетических каучуков предприятие занимает стабильное положение. Крупнейшим конкурентом является ОАО «Нижнекамкнефтехим».
Кроме того, в работе представлены результаты анализа оценки рынка нефтехимической отрасли. Было определено, что для большинства участников рынка характерны многочисленные проблемы, обусловленные нижеследующими факторами:
- низким уровнем экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности организаций;
- неготовностью организаций к активному использованию инструментария рыночных отношений в целях повышения эффективности своей деятельности;
- неэффективным использованием всех видов ресурсов, отсутствием или недостатком инвестиционных ресурсов, дефицитом оборотных средств;
- высоким уровнем затрат на производство и реализацию продукции;
- низким качеством и устаревшим ассортиментом производимой продукции;
- низкими темпами освоения в производстве новых видов продукции, деквалификацией профессиональной подготовки кадров и т.д.
Оценка потенциала была осуществлена по методике Д.Г. Сухих и В.М.
100 Кац. Как свидетельствуют результаты, экспортный потенциал компании ОАО «Синтез-каучук» невысок, наибольшего уровня он достиг в 2016 году. В этот период компания успешно вышла на новые рынки и начала переговоры на поставку синтетического каучука в Китае.
Методика, разработанная авторами Д.Г. Сухих и В.М. Кац, наглядно и точно отражает уровень экспортного потенциала компании, давно присутствующей на внешнем рынке, так как учитывает и мнение сторонних экспертов, и влияние внутренних и внешних факторов. Основное преимущество разработанной методики - визуальная оптимизация. Данные, полученные в результате анализа комплексной методикой, значительно легче воспринимаются пользователем. Однако, нами было замечено, что в комплексной оценке не учитывается рассчитанный ранее коэффициент соотношения объема производства и объема реализации экспортной продукции. Нами предлагается произвести расчет с учетом данного коэффициента. При введении дополнительного показателя представляется целесообразным расставить вес! показателей в соответствии с разработанной нами оценкой значимости показателей.
В третьей главе нами проведен SWOT-анализ ОАО «Синтез-каучук», выявили риски в реализации стратегии выхода предприятия на внешние рынки, а также предложили проект стратегии выхода на новый рынок Китая.
В отношении объекта исследования - ОАО «Синез-каучук» было определено, что компания обладает достаточно вескими конкурентными преимуществами и потенциалом для выхода на новые региональные рынки.
Эффективность внешнеторговой стратегии предприятия определяется рядом факторов. В первую очередь - соотношением затрат на производство и реализацию экспортной продукции и контрактными ценами на эту продукцию. С одной стороны, для предприятия стоит задача снижения издержек производства и обращения, но это трудно в условиях постоянно повышающихся цен на сырьё, энергоресурсы, транспорт и т.д. А с другой стороны - повышение контрактных цен, что также сложно из-за высокой 101 конкуренции на внешнем рынке и возможности потери иностранного контрагента.
Но внешнеторговая стратегия может быть эффективной в зависимости от целей, поставленных предприятием при выходе на внешний рынок. Так, для ОАО «Синтез-каучук» освоение китайского рынка стало надеждой на выживание в условиях тяжёлого экономического кризиса в стране, когда у предприятия не было средств на ведение полноценной хозяйственной деятельности. Именно такую цель поставило для себя предприятие при разработке своей внешнеторговой стратегии.
Сотрудничество с китайскими компаниями имело перспективы для ОАО «Синтез-каучук», поскольку экспортные поставки в другие страны, например, Польшу, Словакию, приносят меньше прибыли по причине высоких транспортных расходов и наращивание объёмов таких поставок бесперспективно из-за высокой конкуренции на европейском рынке. Поэтому китайский рынок был выбран для достижения поставленных целей как имеющий высокую потребность в нитрильном каучуке и позволяющий реализовать конкурентные преимущества предприятия.
Применение стратегии прямого экспорта в этом случае наиболее целесообразно, так как для создания совместных предприятий или просто лицензирования необходимо, чтобы производство каучука было налажено в Китае. Но, кроме того, что это требует больших инвестиций и времени, необходимо иметь сырьевую базу внутри страны. Экспорт выгоден ещё и тем, что он позволил загрузить простаивающие мощности самого предприятия.
От осуществления экспортных операций ОАО «Синтез-каучук» получал реальные денежные поступления и мог покрывать значительную часть своих расходов. Результатом такой стратегии явилось нынешнее положение предприятия. Наращивание объёмов выпуска готовой продукции вследствие повышающегося платёжеспособного спроса российских предприятий и зарубежных компаний даёт повод говорить, что в ближайшем будущем ожидается рост деловой активности предприятия.
Тем не менее, проведённая оценка показала, рост эффективности экспортных операций предприятия возможен при повышении контрактных цен на готовую продукцию, но анализ динамики показывает на их снижение. Таким образом, повышение объёмов экспорта предприятие добивается для сохранения своих позиций на внешнем рынке и получение реальных валютных поступлений, что является целью настоящей внешнеторговой стратегии предприятия.
Таким образом, нами было проведено исследование теоретических и практических основ разработки стратегии выхода на международный рынок предприятия. В ходе исследования нами были обоснованы следующие пункты новизны:
1. Предложен усовершенствованный подход к оценке конкурентной позиции предприятия при выходе на внешние рынки, который позволяет проанализировать конкурентную среду внешнего рынка, определить и оценить положение предприятия в среде зарубежных конкурентов и сделать прогноз позиций на ближайшую перспективу, обозначить наиболее важные направления деятельности на внешнем рынке, которые требуют дополнительных мер по укреплению конкурентной позиции.
2. Уточнено определение понятия экспортного потенциала предприятия как совокупность имеющихся на предприятии ресурсов для производства конкурентоспособной продукции и возможностей для реализации ее на внешних рынках с учетом контролируемых и неконтролируемых факторов.
3. Усовершенствован методический инструментарий оценки экспортного потенциала предприятия, особенностью которого является сочетание качественной и количественной составляющих.
4. Предложена структура экспортного плана для формирования экспортной стратегии предприятия ОАО «Синтез-каучук». Предлагаемый план раскрывает этапы разработки и реализации экспортной стратегии предприятий с точки зрения определения сильных и слабых сторон предприятия, которые могут способствовать или препятствовать экспортной деятельности, учета основных видов рисков, определения ключевых факторов успеха на национальном и международном рынках.



