ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Проблема конфликтного поведения у подростков в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Причины и особенности конфликтного поведения в подростковом
возрасте 13
1.3. Способы профилактики конфликтного поведения у подростков 20
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 29
2.1. Организация исследования. Методики исследования 29
2.2. Психолого-педагогическая программа по профилактике
конфликтного поведения подростков 37
2.3. Анализ результатов исследования 41
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Проблема конфликтного поведения у подростков в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Причины и особенности конфликтного поведения в подростковом
возрасте 13
1.3. Способы профилактики конфликтного поведения у подростков 20
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 29
2.1. Организация исследования. Методики исследования 29
2.2. Психолого-педагогическая программа по профилактике
конфликтного поведения подростков 37
2.3. Анализ результатов исследования 41
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время работа о психологическом благополучии детей и подростков приобретает особое значение, которое обусловлено стремительным возрастанием темпа жизнедеятельности, обилием информационной нагрузки, нередко агрессивной направленности, различными кризисными явлениями как ситуативного, так и глобального характера. В связи с этим сегодня особенно остро встает вопрос об эффективности методов, применяемых в ходе ранней профилактики конфликтного поведения подростков.
Действительно, конфликтное поведение подростков отражает внешнее бытие личности в социуме и имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие. Одни и те же виды конфликтного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте, однако именно подростки представляют собой группу повышенного социального риска в отношении формирования у них склонности к конфликтному поведению. Период подросткового и юношеского возраста характеризуется значительными биологическими и психическими преобразованиями в онтогенетическом развитии человека, что обуславливает особую чувствительность к негативным воздействиям социального пространства. Новизна и хаотичность информационной среды для подростка обозначают проблему выбора стратегий поведения в сложных жизненных ситуациях, что усложняет взаимодействие подростка и внешней реальности, определяя ряд внутриличностных, межличностных и социальных противоречий, которые могут приводить к развитию конфликтов.
Таким образом, актуальность проводимого исследования определяется тем, что профилактика конфликтного поведения приобретает особое значение именно в подростковом возрасте.
Теоретическое и экспериментальное изучение данной проблематики позволяет глубже уяснить причины и факторы, обусловливающие склонность подростков к конфликтному поведению, что, в свою очередь, позволит находить новые, более эффективные пути решения данной проблемы.
Объектом исследования является конфликтное поведение у подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы профилактики конфликтного поведения у подростков.
Цель исследования состоит в выявлении содержания, форм и методов профилактики конфликтного поведения у подростков.
Гипотеза экспериментального исследования состоит в предположении о том, что профилактика конфликтного поведения у подростков будет эффективной, если будет реализована комплексная профилактическая программа.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования, определены следующие его задачи:
- провести анализ проблемы конфликтного поведения у подростков в психолого-педагогической литературе;
- выявить причины и особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте;
- определить способы профилактики конфликтного поведения у подростков;
- провести экспериментальное исследование профилактики конфликтного поведения у подростков;
Проблема конфликтного поведения в подростковой среде и способов его профилактики широко представлена в современной психолого-педагогической литературы. Так, эти вопросы исследуют Н.Е. Азарова, А.Я. Анцупов [4 - 6], А.Г. Береснева [8], О.Б. Бовть [9], О.В. Брекина [12], А.Р. Георгян , Н.В. Гришина, А.С. Дороничева, А.Г. Здравомыслов [22], О.О. Ивкина [23], И.А. Курочкина [26], Т.Ю. Лунегова, С.И. Огородник [32], Л.В. Паньшина , Н.В. Перешеина [35], А.А. Плотников [37], М.М. Рыбакова [39], М.В. Такмакова [42], И.А. Усачева [44], А.А. Шумилин [46] и другие авторы.
В процессе исследования использованы такие методы как анализ теоретической литературы по проблеме конфликтного поведения у подростков, синтез имеющихся подходов в профилактике такого поведения, анализ и интерпретация, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, диагностическая методика по выявлению уровня склонности к конфликтному поведению у подростков, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем производится систематизация имеющихся на сегодняшний день подходов к проблеме профилактики конфликтного поведения в подростковой среде, на основании которых сформирована авторская психолого-педагогическая программа, успешно прошедшая апробацию на этапе формирующего эксперимента.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная психолого-педагогическая программа профилактики конфликтного поведения у подростков может использоваться педагогами- психологами, работающими в общеобразовательных учреждениях и учреждениях системы дополнительного образования.
Апробация исследования осуществлялась посредством участия в международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Будущее фундаментальной и прикладной науки: проблемы и перспективы» (г. Москва, 28 апреля 2018 г.). По проблеме исследования опубликована научная статья на тему «Профилактика конфликтного поведения у подростков».
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Действительно, конфликтное поведение подростков отражает внешнее бытие личности в социуме и имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие. Одни и те же виды конфликтного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте, однако именно подростки представляют собой группу повышенного социального риска в отношении формирования у них склонности к конфликтному поведению. Период подросткового и юношеского возраста характеризуется значительными биологическими и психическими преобразованиями в онтогенетическом развитии человека, что обуславливает особую чувствительность к негативным воздействиям социального пространства. Новизна и хаотичность информационной среды для подростка обозначают проблему выбора стратегий поведения в сложных жизненных ситуациях, что усложняет взаимодействие подростка и внешней реальности, определяя ряд внутриличностных, межличностных и социальных противоречий, которые могут приводить к развитию конфликтов.
Таким образом, актуальность проводимого исследования определяется тем, что профилактика конфликтного поведения приобретает особое значение именно в подростковом возрасте.
Теоретическое и экспериментальное изучение данной проблематики позволяет глубже уяснить причины и факторы, обусловливающие склонность подростков к конфликтному поведению, что, в свою очередь, позволит находить новые, более эффективные пути решения данной проблемы.
Объектом исследования является конфликтное поведение у подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы профилактики конфликтного поведения у подростков.
Цель исследования состоит в выявлении содержания, форм и методов профилактики конфликтного поведения у подростков.
Гипотеза экспериментального исследования состоит в предположении о том, что профилактика конфликтного поведения у подростков будет эффективной, если будет реализована комплексная профилактическая программа.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования, определены следующие его задачи:
- провести анализ проблемы конфликтного поведения у подростков в психолого-педагогической литературе;
- выявить причины и особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте;
- определить способы профилактики конфликтного поведения у подростков;
- провести экспериментальное исследование профилактики конфликтного поведения у подростков;
Проблема конфликтного поведения в подростковой среде и способов его профилактики широко представлена в современной психолого-педагогической литературы. Так, эти вопросы исследуют Н.Е. Азарова, А.Я. Анцупов [4 - 6], А.Г. Береснева [8], О.Б. Бовть [9], О.В. Брекина [12], А.Р. Георгян , Н.В. Гришина, А.С. Дороничева, А.Г. Здравомыслов [22], О.О. Ивкина [23], И.А. Курочкина [26], Т.Ю. Лунегова, С.И. Огородник [32], Л.В. Паньшина , Н.В. Перешеина [35], А.А. Плотников [37], М.М. Рыбакова [39], М.В. Такмакова [42], И.А. Усачева [44], А.А. Шумилин [46] и другие авторы.
В процессе исследования использованы такие методы как анализ теоретической литературы по проблеме конфликтного поведения у подростков, синтез имеющихся подходов в профилактике такого поведения, анализ и интерпретация, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, диагностическая методика по выявлению уровня склонности к конфликтному поведению у подростков, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем производится систематизация имеющихся на сегодняшний день подходов к проблеме профилактики конфликтного поведения в подростковой среде, на основании которых сформирована авторская психолого-педагогическая программа, успешно прошедшая апробацию на этапе формирующего эксперимента.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная психолого-педагогическая программа профилактики конфликтного поведения у подростков может использоваться педагогами- психологами, работающими в общеобразовательных учреждениях и учреждениях системы дополнительного образования.
Апробация исследования осуществлялась посредством участия в международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Будущее фундаментальной и прикладной науки: проблемы и перспективы» (г. Москва, 28 апреля 2018 г.). По проблеме исследования опубликована научная статья на тему «Профилактика конфликтного поведения у подростков».
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Необходимость исследования проблемы профилактики конфликтного поведения у подростков определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция к усилению напряженности, наблюдается рост конфликтов во всех сферах социального взаимодействия, в которые попадает ребенок по мере своего взросления. Глубинные преобразования российского общества, проблемы его социального благополучия на различных уровнях его организации влияет на проявление конфликтности подростков, осуществляющих поиск способов «взрослого поведения».
Недостаток социальных умений и навыков способствует обращению подростка к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых часто рассматриваются и воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для подражания. В связи с этим, проблема овладения подростком оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта и профилактика конфликтного поведения в подростковой среде приобретает особое значение.
Проведенное исследование проблемы профилактики конфликтного поведения подростков позволяет сделать следующие выводы:
1. Конфликт рассматривается как способ разрешения коренных противоречий, возникающих в ходе взаимодействия; противоборство двух начал. Склонность подростка к конфликтному поведению может быть обусловлена социально-педагогической запущенностью, глубоким уровнем психологического дискомфорта подростка, отклонениями в процессе его психологического и физического развития, отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, безнадзорностью. Конфликтное поведение может быть связано с возрастной спецификой, личностными особенностями подростков, противоречиями, связанными с вхождением в социальную реальность, проблемами в детско-родительских отношениях, социальной дезадаптацией подростков.
2. Основными направлениями работы по профилактике конфликтного поведения подростков являются: разработка и осуществление воспитательно-профилактических программ, организация работы по преодолению негативных воздействий на поведение подростков социальной среды, организация досуга подростков, проведение индивидуальных занятий, оказание экстренной помощи подросткам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.
3. Эмпирическое исследование показало, что на констатирующем этапе для большинства подростков характерны средние показатели по всем шкалам методики изучения агрессивности и конфликтности, а также средние значения интегральных показателей, вычисляемых по результатам диагностики склонности подростков к конфликтному поведению. Исходная диагностика позволила сделать вывод о том, что большинство подростков являются благополучными с точки зрения их склонности к конфликтному поведению. Среди участников исследования была выделена группу подростков, характеризующихся повышенной склонностью к агрессивному и конфликтному поведению, составившая 15% от общего их числа.
4. На этапе формирующего эксперимента была реализована психолого-педагогическая программа по профилактике конфликтного поведения подростков. В ходе занятий были использованы различные методы и приемы снижения эмоционального напряжения в группе, преодоления склонности к конфликтному поведению. Большинство участников формирующего эксперимента отметили, что данная программа позволила им расширить арсенал способов поведения, используемых во взаимодействии с окружающими, по-новому взглянуть на сущность конфликта, научиться выносить из него все ценное, сдерживать себя в ситуациях раздражения.
5. Контрольная диагностика показала, что произошло существенное снижение числа подростков с повышенными значениями по каждой из шкал агрессивности и конфликтности. Позитивные изменения произошли и в значениях интегральных показателей: только 3,3% подростка характеризуются повышенными значениями агрессивности и конфликтности в поведении, что на 11,7% меньше, чем ранее.
Реализация психолого-педагогической программы по профилактике конфликтного поведения подростков, привела к понижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению на статистически значимом уровне, позволив подтвердить предположение о том, что снижению уровня склонности к конфликтному поведению у подростков способствует реализация комплексной профилактической программы.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель - достигнута, гипотеза - подтверждена.
Недостаток социальных умений и навыков способствует обращению подростка к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых часто рассматриваются и воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для подражания. В связи с этим, проблема овладения подростком оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта и профилактика конфликтного поведения в подростковой среде приобретает особое значение.
Проведенное исследование проблемы профилактики конфликтного поведения подростков позволяет сделать следующие выводы:
1. Конфликт рассматривается как способ разрешения коренных противоречий, возникающих в ходе взаимодействия; противоборство двух начал. Склонность подростка к конфликтному поведению может быть обусловлена социально-педагогической запущенностью, глубоким уровнем психологического дискомфорта подростка, отклонениями в процессе его психологического и физического развития, отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, безнадзорностью. Конфликтное поведение может быть связано с возрастной спецификой, личностными особенностями подростков, противоречиями, связанными с вхождением в социальную реальность, проблемами в детско-родительских отношениях, социальной дезадаптацией подростков.
2. Основными направлениями работы по профилактике конфликтного поведения подростков являются: разработка и осуществление воспитательно-профилактических программ, организация работы по преодолению негативных воздействий на поведение подростков социальной среды, организация досуга подростков, проведение индивидуальных занятий, оказание экстренной помощи подросткам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.
3. Эмпирическое исследование показало, что на констатирующем этапе для большинства подростков характерны средние показатели по всем шкалам методики изучения агрессивности и конфликтности, а также средние значения интегральных показателей, вычисляемых по результатам диагностики склонности подростков к конфликтному поведению. Исходная диагностика позволила сделать вывод о том, что большинство подростков являются благополучными с точки зрения их склонности к конфликтному поведению. Среди участников исследования была выделена группу подростков, характеризующихся повышенной склонностью к агрессивному и конфликтному поведению, составившая 15% от общего их числа.
4. На этапе формирующего эксперимента была реализована психолого-педагогическая программа по профилактике конфликтного поведения подростков. В ходе занятий были использованы различные методы и приемы снижения эмоционального напряжения в группе, преодоления склонности к конфликтному поведению. Большинство участников формирующего эксперимента отметили, что данная программа позволила им расширить арсенал способов поведения, используемых во взаимодействии с окружающими, по-новому взглянуть на сущность конфликта, научиться выносить из него все ценное, сдерживать себя в ситуациях раздражения.
5. Контрольная диагностика показала, что произошло существенное снижение числа подростков с повышенными значениями по каждой из шкал агрессивности и конфликтности. Позитивные изменения произошли и в значениях интегральных показателей: только 3,3% подростка характеризуются повышенными значениями агрессивности и конфликтности в поведении, что на 11,7% меньше, чем ранее.
Реализация психолого-педагогической программы по профилактике конфликтного поведения подростков, привела к понижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению на статистически значимом уровне, позволив подтвердить предположение о том, что снижению уровня склонности к конфликтному поведению у подростков способствует реализация комплексной профилактической программы.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель - достигнута, гипотеза - подтверждена.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2015 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2015 - Профилактика виктимного поведения у подростков-воспитанников детского дома
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Социально-психологический тренинг как средство психопрофилактики конфликтности в подростковой среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019



