ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Проблема конфликтного поведения у подростков в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Причины и особенности конфликтного поведения в подростковом
возрасте 13
1.3. Способы профилактики конфликтного поведения у подростков 20
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 29
2.1. Организация исследования. Методики исследования 29
2.2. Психолого-педагогическая программа по профилактике
конфликтного поведения подростков 37
2.3. Анализ результатов исследования 41
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время работа о психологическом благополучии детей и подростков приобретает особое значение, которое обусловлено стремительным возрастанием темпа жизнедеятельности, обилием информационной нагрузки, нередко агрессивной направленности, различными кризисными явлениями как ситуативного, так и глобального характера. В связи с этим сегодня особенно остро встает вопрос об эффективности методов, применяемых в ходе ранней профилактики конфликтного поведения подростков.
Действительно, конфликтное поведение подростков отражает внешнее бытие личности в социуме и имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие. Одни и те же виды конфликтного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте, однако именно подростки представляют собой группу повышенного социального риска в отношении формирования у них склонности к конфликтному поведению. Период подросткового и юношеского возраста характеризуется значительными биологическими и психическими преобразованиями в онтогенетическом развитии человека, что обуславливает особую чувствительность к негативным воздействиям социального пространства. Новизна и хаотичность информационной среды для подростка обозначают проблему выбора стратегий поведения в сложных жизненных ситуациях, что усложняет взаимодействие подростка и внешней реальности, определяя ряд внутриличностных, межличностных и социальных противоречий, которые могут приводить к развитию конфликтов.
Таким образом, актуальность проводимого исследования определяется тем, что профилактика конфликтного поведения приобретает особое значение именно в подростковом возрасте.
Теоретическое и экспериментальное изучение данной проблематики позволяет глубже уяснить причины и факторы, обусловливающие склонность подростков к конфликтному поведению, что, в свою очередь, позволит находить новые, более эффективные пути решения данной проблемы.
Объектом исследования является конфликтное поведение у подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы профилактики конфликтного поведения у подростков.
Цель исследования состоит в выявлении содержания, форм и методов профилактики конфликтного поведения у подростков.
Гипотеза экспериментального исследования состоит в предположении о том, что профилактика конфликтного поведения у подростков будет эффективной, если будет реализована комплексная профилактическая программа.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования, определены следующие его задачи:
- провести анализ проблемы конфликтного поведения у подростков в психолого-педагогической литературе;
- выявить причины и особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте;
- определить способы профилактики конфликтного поведения у подростков;
- провести экспериментальное исследование профилактики конфликтного поведения у подростков;
Проблема конфликтного поведения в подростковой среде и способов его профилактики широко представлена в современной психолого-педагогической литературы. Так, эти вопросы исследуют Н.Е. Азарова, А.Я. Анцупов [4 - 6], А.Г. Береснева [8], О.Б. Бовть [9], О.В. Брекина [12], А.Р. Георгян , Н.В. Гришина, А.С. Дороничева, А.Г. Здравомыслов [22], О.О. Ивкина [23], И.А. Курочкина [26], Т.Ю. Лунегова, С.И. Огородник [32], Л.В. Паньшина , Н.В. Перешеина [35], А.А. Плотников [37], М.М. Рыбакова [39], М.В. Такмакова [42], И.А. Усачева [44], А.А. Шумилин [46] и другие авторы.
В процессе исследования использованы такие методы как анализ теоретической литературы по проблеме конфликтного поведения у подростков, синтез имеющихся подходов в профилактике такого поведения, анализ и интерпретация, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, диагностическая методика по выявлению уровня склонности к конфликтному поведению у подростков, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем производится систематизация имеющихся на сегодняшний день подходов к проблеме профилактики конфликтного поведения в подростковой среде, на основании которых сформирована авторская психолого-педагогическая программа, успешно прошедшая апробацию на этапе формирующего эксперимента.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная психолого-педагогическая программа профилактики конфликтного поведения у подростков может использоваться педагогами- психологами, работающими в общеобразовательных учреждениях и учреждениях системы дополнительного образования.
Апробация исследования осуществлялась посредством участия в международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Будущее фундаментальной и прикладной науки: проблемы и перспективы» (г. Москва, 28 апреля 2018 г.). По проблеме исследования опубликована научная статья на тему «Профилактика конфликтного поведения у подростков».
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Необходимость исследования проблемы профилактики конфликтного поведения у подростков определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция к усилению напряженности, наблюдается рост конфликтов во всех сферах социального взаимодействия, в которые попадает ребенок по мере своего взросления. Глубинные преобразования российского общества, проблемы его социального благополучия на различных уровнях его организации влияет на проявление конфликтности подростков, осуществляющих поиск способов «взрослого поведения».
Недостаток социальных умений и навыков способствует обращению подростка к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых часто рассматриваются и воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для подражания. В связи с этим, проблема овладения подростком оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта и профилактика конфликтного поведения в подростковой среде приобретает особое значение.
Проведенное исследование проблемы профилактики конфликтного поведения подростков позволяет сделать следующие выводы:
1. Конфликт рассматривается как способ разрешения коренных противоречий, возникающих в ходе взаимодействия; противоборство двух начал. Склонность подростка к конфликтному поведению может быть обусловлена социально-педагогической запущенностью, глубоким уровнем психологического дискомфорта подростка, отклонениями в процессе его психологического и физического развития, отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, безнадзорностью. Конфликтное поведение может быть связано с возрастной спецификой, личностными особенностями подростков, противоречиями, связанными с вхождением в социальную реальность, проблемами в детско-родительских отношениях, социальной дезадаптацией подростков.
2. Основными направлениями работы по профилактике конфликтного поведения подростков являются: разработка и осуществление воспитательно-профилактических программ, организация работы по преодолению негативных воздействий на поведение подростков социальной среды, организация досуга подростков, проведение индивидуальных занятий, оказание экстренной помощи подросткам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.
3. Эмпирическое исследование показало, что на констатирующем этапе для большинства подростков характерны средние показатели по всем шкалам методики изучения агрессивности и конфликтности, а также средние значения интегральных показателей, вычисляемых по результатам диагностики склонности подростков к конфликтному поведению. Исходная диагностика позволила сделать вывод о том, что большинство подростков являются благополучными с точки зрения их склонности к конфликтному поведению. Среди участников исследования была выделена группу подростков, характеризующихся повышенной склонностью к агрессивному и конфликтному поведению, составившая 15% от общего их числа.
4. На этапе формирующего эксперимента была реализована психолого-педагогическая программа по профилактике конфликтного поведения подростков. В ходе занятий были использованы различные методы и приемы снижения эмоционального напряжения в группе, преодоления склонности к конфликтному поведению. Большинство участников формирующего эксперимента отметили, что данная программа позволила им расширить арсенал способов поведения, используемых во взаимодействии с окружающими, по-новому взглянуть на сущность конфликта, научиться выносить из него все ценное, сдерживать себя в ситуациях раздражения.
5. Контрольная диагностика показала, что произошло существенное снижение числа подростков с повышенными значениями по каждой из шкал агрессивности и конфликтности. Позитивные изменения произошли и в значениях интегральных показателей: только 3,3% подростка характеризуются повышенными значениями агрессивности и конфликтности в поведении, что на 11,7% меньше, чем ранее.
Реализация психолого-педагогической программы по профилактике конфликтного поведения подростков, привела к понижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению на статистически значимом уровне, позволив подтвердить предположение о том, что снижению уровня склонности к конфликтному поведению у подростков способствует реализация комплексной профилактической программы.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель - достигнута, гипотеза - подтверждена.
1. Азарова Н.Е. Проявление агрессивных и враждебных реакций, личностной предрасположенности к конфликтному поведению подростков // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер. - Витебск: ВГУ, 2016. - С. 6 - 8.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб: Питер, 2001. - 288 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Эксмо, 2014. - 376 с.
4. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 208 с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 551 с.
6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - М.: Эксмо, 2010. - 464 с.
7. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. - Екатеринбург: Глаголь, 2015. - 89с.
8. Береснева А.Г. Профилактика конфликтности подростков в подростковом досуговом клубе // Наука, техника, образование. - 2014. - № 2. - С. 122 - 126.
9. Бовть О.Б. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте с типом виктимного поведения подростков // Известия Саратовского университета. - 2015. - № 3. - С. 262 - 265.
10. Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Советская педагогика - 1990. - № 12. - С. 65 - 71.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2013. - 435 с.
12. Брекина О.В. Особенности взаимосвязи тревожности, агрессивности и стилей поведения в конфликтных ситуациях у современных подростков // Конфликтология. - 2015. - Т. 4. - С. 198 - 206.
13. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
14. Георгян А.Р. Психолого-педагогические условия
профилактики и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель - ученик»: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2008. - 192 с.
15. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ, 2014. - 304 с.
16. Голянич В.М., Бондарук А.Ф., Ходаковская О.В., Загашева М.В. Психологическое здоровье школьников подросткового возраста // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2016. - № 1. - С.194 - 196.
17. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2008. - 464 с.
18. Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб: Питер, 2002. - С. 142 - 146.
19. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2014. - 320 с.
20. Дороничева А.С. Предрасположенность к девиантному и конфликтному поведению у подростков: причины и профилактика // Проблемы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении. - 2017. - Т. 1. - С. 185 - 188.
21. Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. - СПб: Питер, 2009. - 656 с.
22. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М.: Аспект- Пресс, 2016. - 317 с.
23. Ивкина О.О., Мамедова Ю.Э. Особенность
предрасположенности личности к конфликтному поведению в старшем школьном возрасте // Вестник магистратуры. - 2014. - № 11-1. - С. 146 - 148.
24. Качанова О.А. Конфликтное поведение подростков как фактор социальной дезадаптации // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2015. - № 1. - С. 13 - 15.
25. Крогиус Н.В. Личность в конфликте. - Саратов: СГУ, 2006. - 144с.
26. Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Педагогическая конфликтология. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2013. - 229 с.
27. Леонов Н.И., Главатских М.М. Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход // Известия Саратовского университета. - 2014. - № 14-1. - С. 55 - 60.
28. Лунегова Т.Ю., Метлякова Л.А. Профилактика конфликтного поведения подростков в условиях школьной службы примирения // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт. - Пермь: ПГУ, 2014. - С. 147 - 151.
29. Макаренко А.С. О воспитании молодежи. - М.: Политиздат, 1988. - 256 с.
30. Мамышева К.А. Стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11-12. - С. 82 - 83.
31. Митяева А.М. Инновационные технологии разрешения семейных конфликтов у детей с девиантным поведением // Конфликтология. - 2014. - № 4. - С. 129 - 149.
32. Огородник С. И., Лященко Л. В. Особенности конфликтного поведения современных подростков // Образование и воспитание. - 2016. - №5. - С. 16 - 18.
33. Осипова И.С. Педагогический мониторинг профилактики девиантного поведения старших подростков в профессиональном училище: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005. - 214 с.
34. Паньшина Л.В. Признаки склонности к девиантному поведению подростков и ранняя профилактика в условиях образовательного пространства // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - Т. 6. - С. 32 - 40.
35. Перешеина Н.В. Особенности конфликтного поведения девиантных подростков // Вестник гуманитарного образования. - 2016. - №1. - С. 47 - 49.
36. Печерский А.В. Интерсубъектная модель психолого-педагогической профилактики наркомании в подростковой и юношеской среде: дис. ... канд. психол. наук. - Саратов, 2006. - 253 с.
37. Плотников А.А. Психологическая профилактика девиантного поведения детей в конфликтных семьях // Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2015.- № 5. - С. 111 - 113.
38. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка: хрестоматия. - М.: Российское педагогическое агентство, 2007.- С. 385 - 404.
39. Рыбакова М.М. Конфликты педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 2011. - 128 с.
40. Санникова А.И., Редькина Н.В. Девиантное поведение подростка как следствие конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях // Гуманитарные. социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 1. - С. 251 - 254.
41. Суннами А.Н. Молодежный экстремизм, ксенофобия, интолерантное поведение: конфликтный анализ российского Интернета // Конфликтология. - 2013. - Т. 1. - С. 178 - 185.
42. Такмакова М.В. Взаимосвязь девиантного поведения подростков и условий обучения в современной школе: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 293 с.
43. Тарасова Т.С. Профилактика конфликтного поведения в подростковой среде // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 3. - С. 21 - 23.
44. Усачева И.А. Гендерные различия поведения подростков в конфликтных ситуациях // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2014. - № 2. - С. 148 - 149.
45. Хананашвили Н.Л. Живая конвенция и школьные службы примирения. - М.: БФ «Просвещение», 2012. - 168 с.
46. Шумилин А.А. Конфликтное поведение в подростковой среде. - Р-н/Д: Феникс, 2013. - 230 с.
47. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-
raboti/raboti-k-a-abulh/strategiya.html (дата обращения: 08.12.2017).
48. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/1095915/(19.12.2017).
49. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www. marxists. org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/index.htm (21.12.2017) .
50. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/library/2011/06/10/leontev-aa-pedagogicheskoe-obshchenie (18.12.2017) .
51. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьника. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:18989/S ource:default (18.12.2017).
52. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu/1998/h2/Prihozhan.shtml(17.03.2018).
53. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://istina.msu.ru/publications/article/44114162/(17.03.2018).
54. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/feldrshteyn_psi/02.aspx(21.12.2017).
55. Эльконин Д.Б. Взрослость, ее содержание и формы
проявления у подростков-пятиклассников. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/52. php (17.03.2018).