Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И ВЫБОР СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ ПОДРОСТКАМИ

Работа №46064

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования стратегий совладания и личностной тревожности у подростков 6
1.1 Анализ личностной тревожности в научной литературе 6
1.2 Характеристика стратегий совладания в психологии 10
1.3 Проявления личностной тревожности и стратегий совладания у подростков 18
Выводы по первой главе 26
Глава II. Эмпирическое исследование личностной тревожности и стратегий совладания у подростков 29
2.1 Организация исследования. Описание методик 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 33
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список литературы 47
Приложение

Современное общество в своем развитии стремительно набирает обороты. Зачастую сегодняшние реалии практически кардинально меняют «вчерашние» представления о жизни, обществе и месте человека в нем. Существование и деятельность человека в условиях постоянно меняющейся окружающей среды, условий жизнедеятельности, зачастую обуславливает развитие стресса, особенно это касается подростков, так как в этом возрасте, который общепринято считать «тяжелым», переходным, адаптационные ресурсы еще недостаточно развиты для успешного противостояния стрессу.
Поведение подростка является «сигналом оповещения» о его внутреннем, душевном и психологическом состоянии. В этот возрастной период человек, как правило, еще не может контролировать и сдерживать свои эмоции. Поэтому любое проявление тревожности у подростка является четким сигналом внутреннего дискомфорта, и задача психолога и родителей в такой ситуации разобраться в причинах такого поведения и помочь подростку справиться с данной ситуацией социально приемлемым образом.
Проблематика подростковой личностной тревожности изучена достаточно глубоко и всестороннее. В научной литературе данная проблематика представлена в работах таких авторов как Прихожан А.М., Лютова Е.К., Монина Г.Б., Фрейд А., Захаров А.И. и др.
В то же время проблема преодоления тревожности и ее негативных последствий для подростков продолжает сохранять свою актуальность.
Тревожность как устойчивая личностная черта формируется только в подростковом возрасте. До этого она является функцией ситуации. Тревожность может выполнять мобилизующую роль, связанную с повышением эффективности деятельности, начиная с подросткового возраста. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого, существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка своего состояния в этом отношении является существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Выбор стратегии совладающего поведения в этот период становится одним из важных факторов жизнедеятельности подростка, определяющих его возможности в преодолении стрессовых ситуации.
Зачастую именно в подростковом возрасте закладываются основы поведения человека. В дальнейшем в силу приобретения жизненного опыта, развития как личности, приобретения новых знаний и умений многие поведенческие структуры корректируются, однако при этом сохраняются основные параметры поведения человека. Это же относится и к совладающему поведению.
Цель данной работы - изучить влияние уровня личностной тревожности на выбор стратегии совладающего поведения подростками
На основе цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ личностной тревожности и совладающего поведения в научной литературе.
2. Выявить особенности проявления тревожности и совладающего поведения в подростковом возрасте.
3. Провести эмпирическое исследование влияния уровня личностной тревожности на выбор стратегии совладания подростками.
Объект исследования - учащиеся 9 класса.
Предмет исследования-личностная тревожность подростков, стратегии совладающего поведения.
Методы исследования - теоретический анализ психологической литературы, тестирование, анкетирование, метод математической обработки данных. Для проведения исследования мной были выбраны следующие методики:
1. Тест «Исследование тревожности» (Опросник Спилбергера; адаптированная Ю.Л. Ханиным);
2. Копинг-тест Лазаруса;.
3. Корреляционный анализ.
Организация исследования - исследование проводилось на базе МБОУ «Верхнеигринская СОШ».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов в работе школьного психолога и педагогов для работы с подростками в стрессовых ситуациях (подготовка к экзаменам, экзамены, соревнования и т.п.).
Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Апробация результатов исследования прошла на официальном сайте Всероссийского издания «Альманах педагога» (г. Липецк, 8 мая 2018.). По проблеме исследования опубликована статья на тему «Личностная тревожность и выбор стратегий совладания подростками».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования была изучена литературе по проблематике тревожности подростков, копинг-стратегий, изучены теоретические, методологические источники, исследования по вопросу влияния уровня личностной тревожности на выбор стратегии совладания подростков.
Подростковый возраст не зря считается одним из самых сложных этапов в развитии и становлении личности. Зачастую он является переломным моментом, и закладывает базу для развития человека в дальнейшем.
Психологические особенности подросткового возраста характеризуются противоречивостью во всем:
- с одной стороны подросток зачастую крайне болезненно относится к любой критике, но с другой - ему необходимо общение с ним как со взрослым человеком;
- из-за своей импульсивности и нетерпения подростки порой не могут справиться даже со своими повседневными обязанностями, но при этом становятся более ответственными и способными на выполнение сложных дел;
- внимательность к мелочам и деталям соседствует у подростков с удивительной душевной черствостью и порой даже с жестокостью;
- непреодолимое зачастую желание быть «как все» входит в диссонанс с утверждением собственной индивидуальности и подчеркиванием своей независимости от мнения окружающих;
- независимость суждений и борьба с авторитетами соседствует с обожествлением кумиров и копированием поведения случайных людей;
Подростки отличаются следующими чертами поведения:
- эмоциональная неустойчивость;
- резкие перепады настроения;
- повышенное самолюбие;
- резкость суждений;
- застенчивость и неуверенность в своих силах.
Тревожность может быть преодолена или ослаблена с помощью неосознанных защитных механизмов, либо осознанных копинг-стратегий.
Возрастные особенности стратегий совладающего поведения в подростковом периоде характеризуются существенными изменениями, связанными с усилением ориентации на собственные возможности, позволяющие самостоятельно справиться с возникшими трудностями (стратегии «разрешение проблемы», «поддержание собственного достоинства и уверенности в себе») снижением ориентации на помощь других людей при разрешении трудной ситуации (стратегия «поиск социальной поддержки»).
При выборе стратегии совладающего поведения подростки ориентированы на свое внутреннее состояние, на такие личностные особенности как принятие себя, принятие других, интернальный локус контроля, эмоциональный комфорт, характеризующие в целом благоприятное личностное развитие.
В ходе проведенного исследования мы выявили группу подростков с высоким уровнем личностной тревожности - 10 человек, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
Высокий уровень ситуационной тревожности зафиксирован у двух человек. Именно у этих двух человек зафиксирован высокий уровень тревожности по обоим показателям тревожности.
Мы можем отметить, что в стрессовых ситуациях подростки чаще выбирают стратегии «бегство-избегание», «положительная переоценка», «дистанционирование», «планирование решения проблемы».
В ходе корреляционного анализа мы не выявили тесной взаимосвязи между уровнем личностной тревожности и выбором стратегии совладания.
Мы пришли к выводу, что нельзя однозначно сказать о степени влияния уровня личностной тревожности на выбор стратегии совладания подростками без учета личностно-психологических характеристик подростков.
Мы можем предположить, что выбор стратегии совладающего поведения зависит от многих неучтенных в данном исследовании личностных и социальных факторов и невозможно сделать вывод о наличии или отсутствии влияния уровня личностной тревожности на выбор стратегии совладающего поведения без учета дополнительных переменных.



1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2009. - 496 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - М.: ВЛАДОС. - 2008. - 325 с.
3. Акрушенко А.В. Психология развития. - М.: Эксмо, 2008. - 128 с.
4. Артюхова Т.Ю., Басалаева Н.В. Тревожность современных подростков. // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 4 (23): в 2-х ч. Ч. I. - C. 15-19.
5. Битюцкая Е.В. Современные подходы к изучению совладания с
трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского
Университета. Серия 14. Психология. - 2011. - № 1. - С. 100-111.
6. Вассерман Л.И. и др. Методика для психологической диагностики способов совладания. - СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2007.
7. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
8. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. - 2005. - Т 26. - № 2. - С. 5-15.
9. Крюкова Т.Л. Методология исследования и адаптация опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Журнал практического психолога. - 2007. - № 3. - С. 82-92.
10. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2008. - № 4. - С. 147-153.
11. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. - 2007. - №3.- С. 93-112.
12. Куфтяк Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте// Психологические исследования. - 2012. - № 2 (22). - С. 4-26.
13. Личностная тревожность и выбор стратегии совладания / Е.Н. Львова, О.В. Митина, Е.И. Шлягина. // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 45-55.
14. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т 1. - № 2.
15. Нартова-Бочавер С.К. «Copingbehavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - №5. - С. 20-30.
16. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
17. Останина Н.В. Теоретические основы формирования копинг-поведения учащихся // Вестник ЧГПУ. - 2009. - № 1. - С. 109-120.
18. Останина Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена . - 2008. - № 70. - С. 127-131.
19. Применение корреляционного анализа в психологии. //
Психологическая наука и образование.- 2009. - № 1.
20. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
21. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Под ред. В.М.Астапова. - СПб., 2011. - С. 143-156.
22. Психология стресса и совладающего поведения: материалы III
Междунар. науч.- практ. конф. Кострома, 26-28 сент. 2013 г. : в 2 т. / отв. ред.: Т Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. - Т 2. - 302 с.
23. Рогозян А. Б. Стресс-устойчивость в контексте теоретического конструкта психологических ресурсов личности // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 2-5.
24. Старченкова Е.С. Роль конструктивного совладающего поведения в развитии синдрома выгорания. Коллект. монография / под.ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой и др. - Курск, 2008. - С. 81-98.
25. Трущенко М.Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе. // Психологические науки теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). / Под общ.ред. Г.Д. Ахметовой. - М.: Буки-Веди, 2012.- С. 13 -16.
26. Фоминова А.Н. Проблема активации ресурсов личности человека в трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях // Вестник Нижегородского ун-та. Серия Социальные науки. - 2006. - №1. - С. 95-105.
27. Церковский А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему// Вестник ВГМУ - 2006. - Т 5. - №3. - С. 112-121.
28. Кёниг Ю.А. Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения и копинг-стратегий у учащихся выпускных классов // Молодой ученый.
- 2017. - №13. - С. 204-208. - URL https://moluch.ru/archive/147/41297/(дата обращения: 28.02.2018).
29. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований // МГУ им. Ломоносова.
- 2011. - №3 (17). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.
psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/493-rasskazova-gordeeva17.html. (Дата обращения: 20.02.2018).
30. Стрельцова И.П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них : Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. - М., 2003. - 192 c. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/123929.html (Дата обращения: 10.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ