Введение
ГЛАВА 1. МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В КОНТЕКСТЕ
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 6
1.1 Сущность и разновидности современных СМИ 6
1.1.1 Понятие СМИ. Виды медиа ресурсов 6
1.1.2 Особенности интернет-коммуникации и социальных сетей .. 10
1.1.3 Влияние СМИ на жизнь общества 15
1.2 Медиаграмотность и медиаобразование 18
1.3 Дидактические и воспитательные возможности медиа на уроке
иностранного языка 23
1.4 Современные информационные технологии в рамках обучения
иностранному языку 24
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ТВИТТЕР И
ИНСТАГРАМ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 30
2.1 Особенности микроблога Твиттер и медиаплатформы Инстаграм 30
2.2 Возможности использования социальных сетей Твиттер и Инстаграм . 33
Выводы по 2 главе 42
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОМОЩИ МЕДИА ПЛАТФОРМЫ ИНСТАГРАМ И МИКРОБЛОГА ТВИТТЕР 45
3.1 Цели, задачи и условия проведения опытно-экспериментальной работы 45
3.2 Описание опытно-экспериментальной работы по применению
комплекса заданий 54
3.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 57
3.4 Разработка комплекса заданий на основе микроблога Твиттер и медиа-платформы Инстаграм 61
Выводы по 3 главе 70
Заключение 72
Список используемой литературы 76
Приложения 84
В стратегии инновационного развития Российской федерации на период до 2020 года сказано, что одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности: владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению, способность и готовность к непрерывному образованию и др. Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности [Стратегия 2011: 38].
В связи с этим на сегодняшний день перед учителями иностранного языка стоит ряд определенных задач, включающих в себя использование на уроках новых методов обучения, с целью воспитать и обучить новое поколение, способное творчески и интересно мыслить, а, следовательно, готовых к инновационной деятельности в различных областях. Развитие и расширение интеллектуального капитала страны напрямую зависит от умения получать и синтезировать информацию из различных источников не только отечественного, но и зарубежного толка. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена, с одной стороны, все большим внедрением в повседневную жизнь человека различных цифровых средств массовой коммуникации, такие как онлайн-газеты, информационные каналы и социальные сети, а с другой стороны, необходимостью формирования у детей навыка грамотного использования медиа-ресурсов, иными словами, медиакомпетентности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одним из требований к освоению базового курса иностранного языка является «сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях» [Федеральный 2012]. Урок иностранного языка заключает в себе великолепный потенциал развития не только коммуникативных навыков на иностранном языке, но и навыков использования различных медиаресурсов, в том числе социальных сетей, открывая тем самым перед преподавателями огромное поле для реализации творческой и инновационной деятельности.
Тема нашей работы - «Лингводидактические аспекты формирования медиакомпетенции в процессе обучения иностранному языку».
Цель нашего исследования - изучение медиаобразовательного подхода в обучении иностранным языкам на примере социальных сетей Твиттер и Инстаграм.
Достижению цели способствует решение ряда конкретных задач:
1. изучить теоретические источники по заявленной теме;
2. теоретически обосновать понятия медиаграмотности и медиаобразования, СМИ, Интернет-коммуникации и социальной сети;
3. рассмотреть дидактические и воспитательные возможности медиа на уроке иностранного языка;
4. провести анализ Твиттера и Инстаграма в качестве средств обучения немецкому языку;
5. составить комплекс заданий, направленных на внедрение данных социальных сетей в преподавание немецкого языка на старшей ступени обучения средней школы.
Объектом нашего исследования являются медиаресурсы в контексте обучения иностранному языку.
Предмет исследования - способы внедрения социальных платформ в методику обучения немецкому языку.
В основу работы положена гипотеза о том, что овладение навыком медиапользования является важным компонентом коммуникативной компетенции современного школьника. Ввиду этого использование потенциала медиа-платформ и социальных сетей должно занимать отдельное место на уроке немецкого языка.
В работе нами использованы такие методы, как описательно-аналитический метод, метод классификации и обобщения, а также эмпирические методы, такие как анкетирование и эксперимент.
Научная новизна работы заключается в том, что была предпринята попытка изучить социальные сети Твиттер и Инстаграм в дидактическом аспекте.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в попытке расширить существующие знания о методике преподавания немецкого языка при помощи социальных сетей.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования в качестве вспомогательного материала по методике преподавания немецкого языка.
Структура работы: данная работа включает в себя введение, 3 главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.
Во введении мы обосновываем выбор темы, определяем цели и задачи работы. В первой и второй главе анализируются теоретические предпосылки нашего исследования. Третья глава содержит комплекс составленных нами заданий. Выводы излагаются в заключении.
В данной работе нами были рассмотрены различные средства массовой информации, в том числе интернет, а также особенности интернет- коммуникации и социальных сетей.
В интернет-пространстве социальные сети занимают особое положение. Они являются наиболее распространенным средством интернет-коммуникации, поскольку обладают широким функционалом для эффективного осуществления коммуникации в электронной среде.
Средства массовой информации и социальные сети в их числе сегодня играют большую роль в жизни современного человека в виду того, что они являются источниками актуальной информации о том, что происходит в современном мире. Однако при этом необходимо отметить, что СМИ оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения, мировоззрения и культуры, и не всегда это влияние оказывается положительным, в связи, с чем во второй половине 20-го столетия свое развитие получили наука медиаобразование и такие понятия, как медиаграмотность и медиакультура.
Изначально наука медиаобразование была призвана помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты и т.д. Сегодня же мы говорим о том, что нам необходима четкая стратегия по защите населения от негативного влияния масс-медиа. Современный человек обязан уметь анализировать и сопоставлять поступающую в его руки информацию и сообщения, уметь активно пользоваться масс-медиа и обращаться со СМИ. Поэтому задачей медиаобразования на сегодняшний день является формирование у молодого поколения критического отношения к медиа, а также развитие творческих и креативных навыков медиапользования.
В данной исследовательской работе нами были рассмотрены лингводидактические аспекты формирования медиакомпетенции в процессе обучения иностранному языку в средней школе на примере социальных сетей Твиттер и Инстаграм.
В перспективе школьного развития СМИ и медиа-ресурсы обладают большим дидактическим и воспитательным потенциалом. В особенности, это касается предметов гуманитарного толка и уроков иностранного языка. Поэтому в своей работе мы опирались на уже существующие разработки отечественных и зарубежных методистов в области применения интернет- технологий на уроках иностранного языка, а также предложили собственные варианты использования социальных сетей Твиттера и Инстаграм.
Целью обучения иностранным языкам при помощи социальных сетей является формирование у учащихся медиакомпетенции, которая включает в себя: знание различных социальных сетей и понимание их грамотного и безопасного пользования; коммуникативные умения и навыки общения в электронной среде; навык поиска полезных и интересных веб-ресурсов, их хранения и грамотного использования; умение эффективно распределять свое время в интернет-пространстве; умение контролировать и фильтровать поступающую через социальные сети информацию; умение фокусироваться на главном и умещать свою мысль в нескольких предложениях; укрепление в сознании значимости таких понятий как «правообладатель», «авторское право», «сетевой этикет, нетикет», «политика конфиденциальности».
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий, обобщающий, а так же был разработан комплекс заданий на основе социальных сетей Твиттер и Инстаграм.
В эксперименте принимали участие ученики 9-а класса МБОУ Гимназии № 94 города Казани в возрасте 14-15 лет (ЭГ). Целью нашей опытно-экспериментальной работы являлось доказательство выдвинутой гипотезы о том, что, овладение навыком медиапользования является важным компонентом коммуникативной компетенции современного школьника, а использование потенциала медиа-платформ и социальных сетей должно занимать отдельное место на уроке немецкого языка.
Проводимая опытно - экспериментальная работа предполагала решение следующих задач: 1) определение этапов опытно-экспериментальной работы; 2) выявление уровня заинтересованности в использовании социальных сетей в качестве средства обучения иностранному языку; 3) выявление у учащихся сформированности навыка пользования социальными сетями в познавательных и обучающих целях (далее медикомпетенции); 4) разработка комплекса заданий и его апробирование в условиях обучения немецкому языку в средней школе; 5) проверка достоверности предположения о разработанном комплексе заданий, которые должны способствовать формированию медиакомпетенции.
В ходе опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование учащихся на тему «Изучение иностранного языка в социальных сетях», а так же построен и апробирован комплекс заданий на основе медиаплатформы Инстаграм. После введения комплекса заданий был осуществлен итоговый контроль с помощью анкетирования. Результат показал, что разработанный нами комплекс заданий способствовал более высокому уровню сформированности медиакомпетенции учащихся и их заинтересованности в обучении иностранным языкам с помощью социальных сетей, а так же более высокой мотивированности в изучении иностранных языков в целом. Поставленная цель работы достигнута, задачи осуществлены, выдвинутая гипотеза подтверждена с помощью эксперимента.
Помимо этого нами так же был разработан комплекс заданий на основе микроблога Твиттер и медиаплатформы Инстаграм. Разработанные нами упражнения способствуют формированию медиакомпетенции, поскольку происходят вне отрыва от исследуемых нами социальных сетей.
Первый комплекс заданий является командно-конкурсным видом работы, и включает в себя работу с лексикой в микроблоге Твиттер. Поскольку каждое задание строится на основе предыдущего, с использованием одной и той же активной лексики и метода визуализации, мы считаем, данный комплекс может помочь расширению и закреплению словарного запаса, а такой вид деятельности как командно-конкурсная работа способствует формированию навыка работы в группе и здоровой конкуренции между учащимися.
Второй комплекс заданий включает в себя просмотр видео на тему «Паспорт болельщика на ЧМ2018», составление списка активной лексики, а так же развернутые ответы на вопросы в Твиттер по заданной теме. Данный комплекс задействует навыки аудирования и письменной речи, способствует пополнению словарного запаса учащихся при помощи актуальной и «живой» лексики, а так же содействует формированию умения работать в команде.
Третье задание состоит в том, чтобы собрать глоссарий по заданной теме „Sport“ и „FuBball-Weltmeisterschaft 2018“. При этом учащиеся не просто ищут слова и записывают их в тетрадь. Идея задания состоит в том, чтобы при его выполнении учащиеся использовали имеющиеся у них навыки использования медиаплатформы Инстаграм и навыка составления презентаций, а так же задействовали свой творческий потенциал в поиске интересных слов и выражений по актуальной тематике.
Таким образом, мы видим, что в сочетании с традиционными методами преподавания, обучение с использованием социальных сетей может не просто заинтересовать современных школьников, оно способствует формированию более высокой и устойчивой мотивации к самостоятельному и непрерывному обучению. Социальные сети как особый подвид средств массовой информации обладают неоспоримым потенциалом своего использования на уроках иностранного, в частности немецкого языка. А многообразие технических и коммуникационных возможностей, предоставляемых нам медиа-платформами, открывает целое поле для творческой деятельности преподавателей.
1. Азимов Э. Г., Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Андрамонова В.В. Социальные сети как фактор становления информационного общества: социокультурный анализ: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Ставрополь, 2017. -156 с.
3. Афонасьева И. В. Методика работы с социальным сервисом «Твиттер» для развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся // Молодой ученый, 2014. № 5. - С. 476-477.
4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смысловая О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. - М.: изд-во: Можайск-Терра, 2000. - 431 с.
5. Баранов В. Н. Социальные сети // Трансп. дело Рос. / В. Н. Баранов - М: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. - № 12.
6. Барнс 1954: J. A. Barnes. Class and committees in a Norwegian Island parish. «Human Relations», 1954, 7, 39—58.
7. Вартанова Е.Л., Засурский, Я.Н. Медиаобразование как средство формирования информационной безопасности молодежи // Информационная и психологическая безопасность в СМИ / Под ред. А. И. Донцова, Я.Н. Засурского, Л.В. Матвеевой, А.И. Подольского. - М., 2002. - 335 с.
8. Войскунский А.Е. Групповая деятельность в Интернете // Психологический журнал, 1999. - Т. 20, № 1. - С. 126-132.
9. Гаврилов А. А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества // Молодой ученый, 2012 №8. - С. 153-154.
10. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. / К.С. Гаджиев. - М.: Издательская корпорация "Логос", 1999. - 544 с.
11. Гальскова Н.Д., Лясковская Е.В. Немецкий язык. 9 класс. (Мозаика) / Н. Д. Гальскова, Е. В. Лясковская, Е. П. Перевозник, Е. М. Борисова, под руководством Н. Д. Гальсковой, - М.: 2011. - 163 с.
12. Дженнингз Б., Томпсон С. Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильяме", 2004. - 432 с.
13. Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам // Иностр.языки в школе, 1997. № 4. - С. 22-26.
14. Дмитриева Е.И. О перспективах и возможностях дистанционного обучения иностранным языкам с использованием компьютерных телкоммуникационных сетей // Иностранные языки в школе, 1997. - № 2. - С. 12-14.
15. Донецкая О.И. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам. Neue Medien im Fremdsprachenunterricht: учеб.-метод. Пособие / О. Донецкая, А. Зорге, Т. Иванова, Р. Квирин, В. Макаров, А. Хафенштайн. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. - 79 с.
16. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными ... дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании,
1998. № 3. - С. 26-34.
17. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», 1991. - № 2124-1. - Статья 2.
18. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов. / Я.Н. Засурский, М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова. Под ред. Засурского Я.Н. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 259 с.
19. Иванько, А.Ф., Останина И.С., Микроблог Twitter в образовании // Вестник Московского государственного университета печати, 2014. - С. 57.
20. Инстаграм // [Электронный ресурс] URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Instagram / (дата обращения: 10.04.2018).
21. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. - М.: АРКТИ, 2002. - 175 стр.
22. Курносов И.Н. Россия на пути в информационное общество. // Сети. - М., 1996 № 2. С. 8 - 16.
23. Курносов, И. Н. Информационное общество и Россия: особый путь / И. Н. Курносов // Информ-ревю, 1997. - № 4 (24).
24. Лавренчук Е.А. Социальные сети как образовательные системы // Актуальные проблемы образования и воспитания: профессиональное мастерство и индивидуальный стиль современного специалиста. - М.: Арманов-центр, 2010. - С. 216.
25. Лепский В.Е. Субъектно ориентированная парадигма СМИ: Гармония информационной безопасности и развития России / Информационная и психологическая безопасность в СМИ. - М., 2002. - 335 с.
26. Лукиева Е.Б. Теория и практика связей с общественностью. Часть 2:
учебное пособие / Е.Б. Лукиева. - Томск: Изд-во Томского
политехнического университета, 2009. - 145 с.
27. Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.
28. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века. - М.,
1999.
29. Микроблоггинг // [Электронный ресурс] URL:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/409418/ (дата обращения: 05.04.2018).
30. Милованцев Д. Общественные предпосылки становления
информационного общества в России. Социальные и гуманитарные науки: Реферативный журнал, 2004. - С. 39-44.
31. Мобильные технологии в обучении английскому языку: 11 советов
преподавателям // [Электронный ресурс] URL:
http://www.eduneo.ru/mobiinYe-lexnoiogii-v-obuchenii-angiijskomu-yazxku-organizuem-obuchaem-izuchaem/ / (дата обращения: 15.04.2018).
32. Нестерова И.А. Средства массовой информации, виды, функции, роль и
влияние // [Электронный ресурс] URL: http://odiplom.ru/lab/sredstva-
massovoi-informacii-vidv-funkcii-rol-i-vliyanie.html/ (Дата обращения: 18.03.2018).
33. Павлютенкова М.Ю. Роль и место социальных сетей в публичной политике //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия:Политология,2015 № 3. - С. 71-81
34. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. - 176 с.
35. Печатные средства массовой информации // [Электронный ресурс] URL: https://official.academic.ru/17149/ (дата обращения: 07.03.2018).
36. Пустовалова О.В. Методика развития умений письменной речи студентов
на основе сервиса "Твиттер" // [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/metodika-razvitiya-umenii-pismennoi-rechi-studentov-na-osnove-servisa-tvitter#ixzz5Da3QWcgu / (дата обращения:
17.04.2018).
37. Радио в системе СМИ. Виды радиовещания и формы радиопрограмм. Тенденции развития // [Электронный ресурс] URL:https://www.history-journal.ru/index.php?request=full&id=234/ (дата обращения: 03.03.2018).
38. РИА Новости: Twitter увеличил число символов в сообщениях //
[Электронный ресурс] URL:
https://ria.ru/technology/20171108/1508359547.html / (дата обращения:
07.04.2018).
39. Рогозин Д. О. Война и мир в терминах и определениях: Военно-политический словарь // [Электронный ресурс] URL:http://www.voina-i- mir.ru/article/106/(дата обращения: 15.04.2018).
40. Рувель Е. Как учить языки с помощью Instagram // [Электронный ресурс] URL:https://elenaruvel.com/kak-uchit-yazyki-s-pomoshhyu-instagram/ / (дата обращения: 15.04.2018).
41. Садыкова Г.В. Information-Communication Technologies in Language
Teaching=Информационно-коммуникационные технологии в
преподавании иностранного языка: Метод. пособие / Казан. гос. ун-т, филол. фак., каф. романо-гер. филол. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. - 36 с.
42. Сафонова В.В., Соловова Е.Н., Биболетова М.З Концепция образования по ИЯ в 12-летней школе / В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, М.З. Биболетова // Иностранные языки в школе. - М.: изд-во: Просвещение, 2000. - № 4, - С. 3-6.
43. Статистика в реальном времени// [Электронный ресурс] URL: http://www.worldometers.info/ru// (дата обращения: 15.04.2018).
44. Стратегия инновационного развития Российской федерации на период до 2020 года, 2011. V. - 136 с.
45. Сысоев П.В., Пустовалова О.В. Использование сервиса «Твиттер» в развитии умений письменной речи обучающихся // Иностр. языки в школе, 2013. № 1. - С. 12-18.
46. Твиттер // [Электронный ресурс] URL:
https: //ru.wikipedia. org/wiki/Т виттер/ (дата обращения: 06.04.2018).
47. Телевидение // [Электронный ресурс] URL:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin enc/30268// (дата обращения: 02.03.2018).
48. Усов, Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дисс. ... д-ра пед.наук / Ю.Н. Усов. - М., 1989. - 180 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.), 2012. - № 413.
50. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность: уч.пособие для вузов / А.В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 340 c.
51. Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада: Монография. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. - 270 c.
52. Филатова О.Г. Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации". СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 232-240.
53. Халяпина Л.П. Интернет-коммуникация и обучение иностранным языкам: Монография. / Л.П. Халяпина - М., 2005. - 210 с.
54. Черных А.И. Мир современных медиа / А.И. Черных - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. - 312 с.
55. Шаш М., Бондаренко Е.А. Роль СМИ в учебно-воспитательном процессе в России // Медиаобразование, изд-во: Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова, 2015. - №1. - С. 50-64.
56. Юсеф Б. Роль средств массовой информации (СМИ) в обучении и распространении русского языка и русской культуры на современном этапе: Диссертация на соискание ученой степени магистра. / Б. Юсеф. - Оран: Оранский университет, 2014. - 146 с.
57. GfK (Gesellschaft fur Konsumforschung) // [Электронный ресурс] URL: https: //www. gfk. com/de// (дата обращения: 25.03.2018).
58. Ghomi M. Erfolgsfaktoren fur die Einfuhrung digitaler Medien in Schulen - eine Prozessanalyse / M. Ghomi, 2016. - 149 с.
59. Moolkin.ru// [Электронный ресурс] URL: http://moolkin.ru/chto-takoe-
internet-istoriya-i-etapy-razvitiya/ (дата обращения: 21.03.2018).
60. Ten Ways To Use Instagram In Your Classroom // [Электронный ресурс]
URL: https://www.uscranton.com/resources/teaching-tips/ten-ways-to-use-
instagram-in-your-classroom/#.WuHDptRubIU / (дата обращения: 15.04.2018).
61. Terrell S.S. Teaching with Instagram: 20+ Ideas & Resources // [Электронный ресурс] URL:http://teacherrebootcamp.com/2014/02/17/instagram// (дата обращения: 20.04.2018).
62. Twitter im Unterricht und anderswo // [Электронный ресурс] URL: https: //www. medienpaedago gik-praxis.de/2009/07/07/twitter-im-unterricht-und-anderswo/(дата обращения: 22.04.2018).
63. Twitter-Unterricht // [Электронный ресурс] URL:
https://www.zeit.de/digital/internet/2011 -06/twitter-unterricht / (дата
обращения: 22.04.2018).
64. Using social media as a language learning tool // [Электронный ресурс] URL: https: //www.the guardian. com/teacher-network/teacher-blog/2012/apr/10/language-teaching-social-media/ (дата обращения: 20.04.2018).
65. Wedgwood C. 8 Ways to Integrate Instagram into the Classroom // [Электронный ресурс] URL:http://www.gettingsmart.com/2016/02/8-ways-to-integrate-instagram-into-the-classroom/ / (дата обращения: 20.04.2018).
66. Wilke D. Keine Bildung ohne Medien! - Medienerziehung in Kindertageseinrichtungen / D. Wilke, 2010. - 70 с.