Лингводидактические аспекты формирования медиакомпетенции в процессе обучения иностранному языку
|
Введение
ГЛАВА 1. МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В КОНТЕКСТЕ
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 6
1.1 Сущность и разновидности современных СМИ 6
1.1.1 Понятие СМИ. Виды медиа ресурсов 6
1.1.2 Особенности интернет-коммуникации и социальных сетей .. 10
1.1.3 Влияние СМИ на жизнь общества 15
1.2 Медиаграмотность и медиаобразование 18
1.3 Дидактические и воспитательные возможности медиа на уроке
иностранного языка 23
1.4 Современные информационные технологии в рамках обучения
иностранному языку 24
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ТВИТТЕР И
ИНСТАГРАМ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 30
2.1 Особенности микроблога Твиттер и медиаплатформы Инстаграм 30
2.2 Возможности использования социальных сетей Твиттер и Инстаграм . 33
Выводы по 2 главе 42
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОМОЩИ МЕДИА ПЛАТФОРМЫ ИНСТАГРАМ И МИКРОБЛОГА ТВИТТЕР 45
3.1 Цели, задачи и условия проведения опытно-экспериментальной работы 45
3.2 Описание опытно-экспериментальной работы по применению
комплекса заданий 54
3.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 57
3.4 Разработка комплекса заданий на основе микроблога Твиттер и медиа-платформы Инстаграм 61
Выводы по 3 главе 70
Заключение 72
Список используемой литературы 76
Приложения 84
ГЛАВА 1. МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В КОНТЕКСТЕ
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 6
1.1 Сущность и разновидности современных СМИ 6
1.1.1 Понятие СМИ. Виды медиа ресурсов 6
1.1.2 Особенности интернет-коммуникации и социальных сетей .. 10
1.1.3 Влияние СМИ на жизнь общества 15
1.2 Медиаграмотность и медиаобразование 18
1.3 Дидактические и воспитательные возможности медиа на уроке
иностранного языка 23
1.4 Современные информационные технологии в рамках обучения
иностранному языку 24
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ТВИТТЕР И
ИНСТАГРАМ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 30
2.1 Особенности микроблога Твиттер и медиаплатформы Инстаграм 30
2.2 Возможности использования социальных сетей Твиттер и Инстаграм . 33
Выводы по 2 главе 42
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОМОЩИ МЕДИА ПЛАТФОРМЫ ИНСТАГРАМ И МИКРОБЛОГА ТВИТТЕР 45
3.1 Цели, задачи и условия проведения опытно-экспериментальной работы 45
3.2 Описание опытно-экспериментальной работы по применению
комплекса заданий 54
3.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 57
3.4 Разработка комплекса заданий на основе микроблога Твиттер и медиа-платформы Инстаграм 61
Выводы по 3 главе 70
Заключение 72
Список используемой литературы 76
Приложения 84
В стратегии инновационного развития Российской федерации на период до 2020 года сказано, что одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности: владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению, способность и готовность к непрерывному образованию и др. Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности [Стратегия 2011: 38].
В связи с этим на сегодняшний день перед учителями иностранного языка стоит ряд определенных задач, включающих в себя использование на уроках новых методов обучения, с целью воспитать и обучить новое поколение, способное творчески и интересно мыслить, а, следовательно, готовых к инновационной деятельности в различных областях. Развитие и расширение интеллектуального капитала страны напрямую зависит от умения получать и синтезировать информацию из различных источников не только отечественного, но и зарубежного толка. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена, с одной стороны, все большим внедрением в повседневную жизнь человека различных цифровых средств массовой коммуникации, такие как онлайн-газеты, информационные каналы и социальные сети, а с другой стороны, необходимостью формирования у детей навыка грамотного использования медиа-ресурсов, иными словами, медиакомпетентности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одним из требований к освоению базового курса иностранного языка является «сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях» [Федеральный 2012]. Урок иностранного языка заключает в себе великолепный потенциал развития не только коммуникативных навыков на иностранном языке, но и навыков использования различных медиаресурсов, в том числе социальных сетей, открывая тем самым перед преподавателями огромное поле для реализации творческой и инновационной деятельности.
Тема нашей работы - «Лингводидактические аспекты формирования медиакомпетенции в процессе обучения иностранному языку».
Цель нашего исследования - изучение медиаобразовательного подхода в обучении иностранным языкам на примере социальных сетей Твиттер и Инстаграм.
Достижению цели способствует решение ряда конкретных задач:
1. изучить теоретические источники по заявленной теме;
2. теоретически обосновать понятия медиаграмотности и медиаобразования, СМИ, Интернет-коммуникации и социальной сети;
3. рассмотреть дидактические и воспитательные возможности медиа на уроке иностранного языка;
4. провести анализ Твиттера и Инстаграма в качестве средств обучения немецкому языку;
5. составить комплекс заданий, направленных на внедрение данных социальных сетей в преподавание немецкого языка на старшей ступени обучения средней школы.
Объектом нашего исследования являются медиаресурсы в контексте обучения иностранному языку.
Предмет исследования - способы внедрения социальных платформ в методику обучения немецкому языку.
В основу работы положена гипотеза о том, что овладение навыком медиапользования является важным компонентом коммуникативной компетенции современного школьника. Ввиду этого использование потенциала медиа-платформ и социальных сетей должно занимать отдельное место на уроке немецкого языка.
В работе нами использованы такие методы, как описательно-аналитический метод, метод классификации и обобщения, а также эмпирические методы, такие как анкетирование и эксперимент.
Научная новизна работы заключается в том, что была предпринята попытка изучить социальные сети Твиттер и Инстаграм в дидактическом аспекте.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в попытке расширить существующие знания о методике преподавания немецкого языка при помощи социальных сетей.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования в качестве вспомогательного материала по методике преподавания немецкого языка.
Структура работы: данная работа включает в себя введение, 3 главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.
Во введении мы обосновываем выбор темы, определяем цели и задачи работы. В первой и второй главе анализируются теоретические предпосылки нашего исследования. Третья глава содержит комплекс составленных нами заданий. Выводы излагаются в заключении.
В связи с этим на сегодняшний день перед учителями иностранного языка стоит ряд определенных задач, включающих в себя использование на уроках новых методов обучения, с целью воспитать и обучить новое поколение, способное творчески и интересно мыслить, а, следовательно, готовых к инновационной деятельности в различных областях. Развитие и расширение интеллектуального капитала страны напрямую зависит от умения получать и синтезировать информацию из различных источников не только отечественного, но и зарубежного толка. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена, с одной стороны, все большим внедрением в повседневную жизнь человека различных цифровых средств массовой коммуникации, такие как онлайн-газеты, информационные каналы и социальные сети, а с другой стороны, необходимостью формирования у детей навыка грамотного использования медиа-ресурсов, иными словами, медиакомпетентности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одним из требований к освоению базового курса иностранного языка является «сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях» [Федеральный 2012]. Урок иностранного языка заключает в себе великолепный потенциал развития не только коммуникативных навыков на иностранном языке, но и навыков использования различных медиаресурсов, в том числе социальных сетей, открывая тем самым перед преподавателями огромное поле для реализации творческой и инновационной деятельности.
Тема нашей работы - «Лингводидактические аспекты формирования медиакомпетенции в процессе обучения иностранному языку».
Цель нашего исследования - изучение медиаобразовательного подхода в обучении иностранным языкам на примере социальных сетей Твиттер и Инстаграм.
Достижению цели способствует решение ряда конкретных задач:
1. изучить теоретические источники по заявленной теме;
2. теоретически обосновать понятия медиаграмотности и медиаобразования, СМИ, Интернет-коммуникации и социальной сети;
3. рассмотреть дидактические и воспитательные возможности медиа на уроке иностранного языка;
4. провести анализ Твиттера и Инстаграма в качестве средств обучения немецкому языку;
5. составить комплекс заданий, направленных на внедрение данных социальных сетей в преподавание немецкого языка на старшей ступени обучения средней школы.
Объектом нашего исследования являются медиаресурсы в контексте обучения иностранному языку.
Предмет исследования - способы внедрения социальных платформ в методику обучения немецкому языку.
В основу работы положена гипотеза о том, что овладение навыком медиапользования является важным компонентом коммуникативной компетенции современного школьника. Ввиду этого использование потенциала медиа-платформ и социальных сетей должно занимать отдельное место на уроке немецкого языка.
В работе нами использованы такие методы, как описательно-аналитический метод, метод классификации и обобщения, а также эмпирические методы, такие как анкетирование и эксперимент.
Научная новизна работы заключается в том, что была предпринята попытка изучить социальные сети Твиттер и Инстаграм в дидактическом аспекте.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в попытке расширить существующие знания о методике преподавания немецкого языка при помощи социальных сетей.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования в качестве вспомогательного материала по методике преподавания немецкого языка.
Структура работы: данная работа включает в себя введение, 3 главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.
Во введении мы обосновываем выбор темы, определяем цели и задачи работы. В первой и второй главе анализируются теоретические предпосылки нашего исследования. Третья глава содержит комплекс составленных нами заданий. Выводы излагаются в заключении.
В данной работе нами были рассмотрены различные средства массовой информации, в том числе интернет, а также особенности интернет- коммуникации и социальных сетей.
В интернет-пространстве социальные сети занимают особое положение. Они являются наиболее распространенным средством интернет-коммуникации, поскольку обладают широким функционалом для эффективного осуществления коммуникации в электронной среде.
Средства массовой информации и социальные сети в их числе сегодня играют большую роль в жизни современного человека в виду того, что они являются источниками актуальной информации о том, что происходит в современном мире. Однако при этом необходимо отметить, что СМИ оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения, мировоззрения и культуры, и не всегда это влияние оказывается положительным, в связи, с чем во второй половине 20-го столетия свое развитие получили наука медиаобразование и такие понятия, как медиаграмотность и медиакультура.
Изначально наука медиаобразование была призвана помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты и т.д. Сегодня же мы говорим о том, что нам необходима четкая стратегия по защите населения от негативного влияния масс-медиа. Современный человек обязан уметь анализировать и сопоставлять поступающую в его руки информацию и сообщения, уметь активно пользоваться масс-медиа и обращаться со СМИ. Поэтому задачей медиаобразования на сегодняшний день является формирование у молодого поколения критического отношения к медиа, а также развитие творческих и креативных навыков медиапользования.
В данной исследовательской работе нами были рассмотрены лингводидактические аспекты формирования медиакомпетенции в процессе обучения иностранному языку в средней школе на примере социальных сетей Твиттер и Инстаграм.
В перспективе школьного развития СМИ и медиа-ресурсы обладают большим дидактическим и воспитательным потенциалом. В особенности, это касается предметов гуманитарного толка и уроков иностранного языка. Поэтому в своей работе мы опирались на уже существующие разработки отечественных и зарубежных методистов в области применения интернет- технологий на уроках иностранного языка, а также предложили собственные варианты использования социальных сетей Твиттера и Инстаграм.
Целью обучения иностранным языкам при помощи социальных сетей является формирование у учащихся медиакомпетенции, которая включает в себя: знание различных социальных сетей и понимание их грамотного и безопасного пользования; коммуникативные умения и навыки общения в электронной среде; навык поиска полезных и интересных веб-ресурсов, их хранения и грамотного использования; умение эффективно распределять свое время в интернет-пространстве; умение контролировать и фильтровать поступающую через социальные сети информацию; умение фокусироваться на главном и умещать свою мысль в нескольких предложениях; укрепление в сознании значимости таких понятий как «правообладатель», «авторское право», «сетевой этикет, нетикет», «политика конфиденциальности».
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий, обобщающий, а так же был разработан комплекс заданий на основе социальных сетей Твиттер и Инстаграм.
В эксперименте принимали участие ученики 9-а класса МБОУ Гимназии № 94 города Казани в возрасте 14-15 лет (ЭГ). Целью нашей опытно-экспериментальной работы являлось доказательство выдвинутой гипотезы о том, что, овладение навыком медиапользования является важным компонентом коммуникативной компетенции современного школьника, а использование потенциала медиа-платформ и социальных сетей должно занимать отдельное место на уроке немецкого языка.
Проводимая опытно - экспериментальная работа предполагала решение следующих задач: 1) определение этапов опытно-экспериментальной работы; 2) выявление уровня заинтересованности в использовании социальных сетей в качестве средства обучения иностранному языку; 3) выявление у учащихся сформированности навыка пользования социальными сетями в познавательных и обучающих целях (далее медикомпетенции); 4) разработка комплекса заданий и его апробирование в условиях обучения немецкому языку в средней школе; 5) проверка достоверности предположения о разработанном комплексе заданий, которые должны способствовать формированию медиакомпетенции.
В ходе опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование учащихся на тему «Изучение иностранного языка в социальных сетях», а так же построен и апробирован комплекс заданий на основе медиаплатформы Инстаграм. После введения комплекса заданий был осуществлен итоговый контроль с помощью анкетирования. Результат показал, что разработанный нами комплекс заданий способствовал более высокому уровню сформированности медиакомпетенции учащихся и их заинтересованности в обучении иностранным языкам с помощью социальных сетей, а так же более высокой мотивированности в изучении иностранных языков в целом. Поставленная цель работы достигнута, задачи осуществлены, выдвинутая гипотеза подтверждена с помощью эксперимента.
Помимо этого нами так же был разработан комплекс заданий на основе микроблога Твиттер и медиаплатформы Инстаграм. Разработанные нами упражнения способствуют формированию медиакомпетенции, поскольку происходят вне отрыва от исследуемых нами социальных сетей.
Первый комплекс заданий является командно-конкурсным видом работы, и включает в себя работу с лексикой в микроблоге Твиттер. Поскольку каждое задание строится на основе предыдущего, с использованием одной и той же активной лексики и метода визуализации, мы считаем, данный комплекс может помочь расширению и закреплению словарного запаса, а такой вид деятельности как командно-конкурсная работа способствует формированию навыка работы в группе и здоровой конкуренции между учащимися.
Второй комплекс заданий включает в себя просмотр видео на тему «Паспорт болельщика на ЧМ2018», составление списка активной лексики, а так же развернутые ответы на вопросы в Твиттер по заданной теме. Данный комплекс задействует навыки аудирования и письменной речи, способствует пополнению словарного запаса учащихся при помощи актуальной и «живой» лексики, а так же содействует формированию умения работать в команде.
Третье задание состоит в том, чтобы собрать глоссарий по заданной теме „Sport“ и „FuBball-Weltmeisterschaft 2018“. При этом учащиеся не просто ищут слова и записывают их в тетрадь. Идея задания состоит в том, чтобы при его выполнении учащиеся использовали имеющиеся у них навыки использования медиаплатформы Инстаграм и навыка составления презентаций, а так же задействовали свой творческий потенциал в поиске интересных слов и выражений по актуальной тематике.
Таким образом, мы видим, что в сочетании с традиционными методами преподавания, обучение с использованием социальных сетей может не просто заинтересовать современных школьников, оно способствует формированию более высокой и устойчивой мотивации к самостоятельному и непрерывному обучению. Социальные сети как особый подвид средств массовой информации обладают неоспоримым потенциалом своего использования на уроках иностранного, в частности немецкого языка. А многообразие технических и коммуникационных возможностей, предоставляемых нам медиа-платформами, открывает целое поле для творческой деятельности преподавателей.
В интернет-пространстве социальные сети занимают особое положение. Они являются наиболее распространенным средством интернет-коммуникации, поскольку обладают широким функционалом для эффективного осуществления коммуникации в электронной среде.
Средства массовой информации и социальные сети в их числе сегодня играют большую роль в жизни современного человека в виду того, что они являются источниками актуальной информации о том, что происходит в современном мире. Однако при этом необходимо отметить, что СМИ оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения, мировоззрения и культуры, и не всегда это влияние оказывается положительным, в связи, с чем во второй половине 20-го столетия свое развитие получили наука медиаобразование и такие понятия, как медиаграмотность и медиакультура.
Изначально наука медиаобразование была призвана помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты и т.д. Сегодня же мы говорим о том, что нам необходима четкая стратегия по защите населения от негативного влияния масс-медиа. Современный человек обязан уметь анализировать и сопоставлять поступающую в его руки информацию и сообщения, уметь активно пользоваться масс-медиа и обращаться со СМИ. Поэтому задачей медиаобразования на сегодняшний день является формирование у молодого поколения критического отношения к медиа, а также развитие творческих и креативных навыков медиапользования.
В данной исследовательской работе нами были рассмотрены лингводидактические аспекты формирования медиакомпетенции в процессе обучения иностранному языку в средней школе на примере социальных сетей Твиттер и Инстаграм.
В перспективе школьного развития СМИ и медиа-ресурсы обладают большим дидактическим и воспитательным потенциалом. В особенности, это касается предметов гуманитарного толка и уроков иностранного языка. Поэтому в своей работе мы опирались на уже существующие разработки отечественных и зарубежных методистов в области применения интернет- технологий на уроках иностранного языка, а также предложили собственные варианты использования социальных сетей Твиттера и Инстаграм.
Целью обучения иностранным языкам при помощи социальных сетей является формирование у учащихся медиакомпетенции, которая включает в себя: знание различных социальных сетей и понимание их грамотного и безопасного пользования; коммуникативные умения и навыки общения в электронной среде; навык поиска полезных и интересных веб-ресурсов, их хранения и грамотного использования; умение эффективно распределять свое время в интернет-пространстве; умение контролировать и фильтровать поступающую через социальные сети информацию; умение фокусироваться на главном и умещать свою мысль в нескольких предложениях; укрепление в сознании значимости таких понятий как «правообладатель», «авторское право», «сетевой этикет, нетикет», «политика конфиденциальности».
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий, обобщающий, а так же был разработан комплекс заданий на основе социальных сетей Твиттер и Инстаграм.
В эксперименте принимали участие ученики 9-а класса МБОУ Гимназии № 94 города Казани в возрасте 14-15 лет (ЭГ). Целью нашей опытно-экспериментальной работы являлось доказательство выдвинутой гипотезы о том, что, овладение навыком медиапользования является важным компонентом коммуникативной компетенции современного школьника, а использование потенциала медиа-платформ и социальных сетей должно занимать отдельное место на уроке немецкого языка.
Проводимая опытно - экспериментальная работа предполагала решение следующих задач: 1) определение этапов опытно-экспериментальной работы; 2) выявление уровня заинтересованности в использовании социальных сетей в качестве средства обучения иностранному языку; 3) выявление у учащихся сформированности навыка пользования социальными сетями в познавательных и обучающих целях (далее медикомпетенции); 4) разработка комплекса заданий и его апробирование в условиях обучения немецкому языку в средней школе; 5) проверка достоверности предположения о разработанном комплексе заданий, которые должны способствовать формированию медиакомпетенции.
В ходе опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование учащихся на тему «Изучение иностранного языка в социальных сетях», а так же построен и апробирован комплекс заданий на основе медиаплатформы Инстаграм. После введения комплекса заданий был осуществлен итоговый контроль с помощью анкетирования. Результат показал, что разработанный нами комплекс заданий способствовал более высокому уровню сформированности медиакомпетенции учащихся и их заинтересованности в обучении иностранным языкам с помощью социальных сетей, а так же более высокой мотивированности в изучении иностранных языков в целом. Поставленная цель работы достигнута, задачи осуществлены, выдвинутая гипотеза подтверждена с помощью эксперимента.
Помимо этого нами так же был разработан комплекс заданий на основе микроблога Твиттер и медиаплатформы Инстаграм. Разработанные нами упражнения способствуют формированию медиакомпетенции, поскольку происходят вне отрыва от исследуемых нами социальных сетей.
Первый комплекс заданий является командно-конкурсным видом работы, и включает в себя работу с лексикой в микроблоге Твиттер. Поскольку каждое задание строится на основе предыдущего, с использованием одной и той же активной лексики и метода визуализации, мы считаем, данный комплекс может помочь расширению и закреплению словарного запаса, а такой вид деятельности как командно-конкурсная работа способствует формированию навыка работы в группе и здоровой конкуренции между учащимися.
Второй комплекс заданий включает в себя просмотр видео на тему «Паспорт болельщика на ЧМ2018», составление списка активной лексики, а так же развернутые ответы на вопросы в Твиттер по заданной теме. Данный комплекс задействует навыки аудирования и письменной речи, способствует пополнению словарного запаса учащихся при помощи актуальной и «живой» лексики, а так же содействует формированию умения работать в команде.
Третье задание состоит в том, чтобы собрать глоссарий по заданной теме „Sport“ и „FuBball-Weltmeisterschaft 2018“. При этом учащиеся не просто ищут слова и записывают их в тетрадь. Идея задания состоит в том, чтобы при его выполнении учащиеся использовали имеющиеся у них навыки использования медиаплатформы Инстаграм и навыка составления презентаций, а так же задействовали свой творческий потенциал в поиске интересных слов и выражений по актуальной тематике.
Таким образом, мы видим, что в сочетании с традиционными методами преподавания, обучение с использованием социальных сетей может не просто заинтересовать современных школьников, оно способствует формированию более высокой и устойчивой мотивации к самостоятельному и непрерывному обучению. Социальные сети как особый подвид средств массовой информации обладают неоспоримым потенциалом своего использования на уроках иностранного, в частности немецкого языка. А многообразие технических и коммуникационных возможностей, предоставляемых нам медиа-платформами, открывает целое поле для творческой деятельности преподавателей.



