ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕРВНО¬
ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1 Понятие «нервно-психическая устойчивость» 8
1.2 Проявления нервно-психической неустойчивости 11
1.3 Эмоциональное выгорание как предмет исследования в психологии..13
1.3.1 Эмоциональное выгорание у педагогов 18
1.4. Педагогический стаж и стадии профессионального становления педагога 22
Выводы по первой главе 24
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организационно-методическое исследование нервно-психической
устойчивости и эмоционального выгорания педагогов 26
2.2 Анализ результатов исследования нервно-психической устойчивости и эмоционального выгорания педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности 31
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Актуальность исследования. В условиях развития отечественной системы образования большое значение приобретает поиск новых теоретических и практических подходов к процессу повышения эффективности обучения. Зачастую рассматриваются психологические факторы, характеризующие особенности личности и профессиональной деятельности педагогов. К ним относят особенности содержания и характера профессиональной деятельности педагога, осознаваемые им личностные потребности в совершенствовании своих знаний и практических умений, реальный уровень профессиональной квалификации, личную позицию, проявляющуюся в потребностях и мотивах обучения, удовлетворенность и неудовлетворенность уровнем своей подготовки.
Несмотря на то, что изучение повышения эффективности обучения проводилось в выше перечисленных аспектах, все же вопрос нервно¬психической устойчивости и эмоционального выгорания педагогов приобретает большое значение, потому что педагогическая деятельность связана с повышенными требованиями к человеку, ответственностью, высокой ценой ошибки, определённым риском как для своего здоровья и жизни, так и для обучающихся.
Важнейшей особенностью педагогической деятельности является то, что она с начала и до конца - процесс взаимодействия людей. Человек и предмет педагогической деятельности, и во многом - ее орудие, и средство, и продукт. Следовательно, цели, задачи и методы обучения и воспитания в педагогической деятельности осуществляются в форме межличностных отношений. Это диктует особые требования к учителю и к сформированности его профессионального мастерства. Педагог - это личность, действующая в системе «человек-человек». Отсюда возникает практическая потребность в изучении его нервно-психической устойчивости и эмоционального выгорания. На сегодняшний день уровень профессионализма педагогических работников не в полной мере отвечает современным реалиям и действия педагогов далеко не всегда оказываются целесообразными, современными, рациональными, продуктивными и подчас, как следствие, влекут за собой невосполнимый моральный ущерб.
Высокие требования к труду учителя обусловлены не только сложностью выполняемой им деятельности, но и ее ярко выраженной спецификой. Педагогам, по роду своей деятельности, вовлеченными в длительное напряженное общение с другими людьми, будут свойственны нервно-психическая неустойчивость и высокая степень эмоционального выгорания. Они могут проявляться как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Кроме того, введенный в российское образование Федеральный государственный образовательный стандарт говорит о том, что личность учителя, выступает своеобразным эмоциональным донором и в большей степени, чем программы обучения, учебники, интерактивные доски и многое другое формирует личность ребенка, влияет на его результаты обучения.
В свете вышесказанного, нервно-психическая устойчивость и эмоциональное выгорание педагогов являются критерием эффективности профессиональной деятельности педагога.
Исходя из актуальности, целью выпускной квалификационной работы стало исследование нервно-психической устойчивости и эмоционального выгорания педагогов в зависимости от показателей стажа профессиональной деятельности.
Объектом явились педагоги средних общеобразовательных школ с различным стажем профессиональной деятельности.
Предметом стали нервно-психическая устойчивость и эмоциональное выгорание педагогов.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что педагоги с разным стажем профессиональной деятельности различаются по показателям нервно-психической устойчивости и эмоционального выгорания.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
1. осуществить анализ психологических научных подходов к понятию «нервно-психическая устойчивость»;
2. охарактеризовать проявления нервно-психической неустойчивости;
3. выделить в изучаемой научной литературе понятие и содержание симптомов эмоционального выгорания;
4. рассмотреть классификацию педагогического стажа Э.Ф. Зеера
5. организовать исследование нервно-психической устойчивости и эмоционального выгорания и удовлетворенности трудом педагогов средних общеобразовательных школ;
6. обобщить результаты исследования нервно-психической устойчивости и эмоционального выгорания в зависимости от стажа профессиональной деятельности педагогов средних общеобразовательных школ.
Методологическую основу исследования составили положения психологической науки. Исследователями нервно-психической устойчивости явились Аболин Л.М., Писаренко В.М., Сиротин О.А., Рейковский Я. и пр. Изучением эмоционального выгорания занимались Бойко В.В., Борисова М.П., Буриш М. В., Водопьянова Н.Е., Журавлева Г. С., Маслач К., Лэнгле А.А., Фрейденбергер Х. и др.
Для достижения поставленных задач были использованы методы:
1. теоретический метод, включающий анализ и обобщение литературных и информационных источников;
2. психодиагностический метод, состоящий из сбора эмпирической информации с использованием теста «Нервно-психическая устойчивость», разработанным В.Ю. Рыбниковым, руководителем лаборатории Санкт- Петербургской военно-медицинской академии им. С.М. Кирова и опросника «Профессиональное эмоциональное выгорание (MBI)» автора Маслач К. в адаптации Водопьяновой Н.Е.
Тест «Нервно-психическая устойчивость» предназначен для выделения признаков нервно-психической устойчивости/неустойчивости. Он позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Опросник «Профессиональное эмоциональное выгорание» предназначен для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений»;
3. метод математической статистики с использованием критерия Стьюдента, корреляции по К. Пирсону и качественный анализ полученных данных. Расчеты были произведены в программе Microsoft Excel, 2010.
Теоретическая значимость исследования состоит в освящении значимости нервно-психической устойчивости и эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов. Кроме того, проведенное теоретическое исследование может служить дополнительным информационным материалом для психологов, а также может использоваться педагогами, с целью изучения данного явления и его предотвращения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание и выводы выпускной квалификационной работы могут быть учтены учителями общеобразовательных школ, а также использованы преподавателями и студентами педагогических специальностей вузов.
Основные результаты исследования опубликованы в материалах: Pedagogical, psychological and sociological issues of professionalization personality: materials of the IV international scientific conference on February 10-11, 2018 - Prague : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera -CZ», 2018. -Р.37 -39 - ISBN 978-80-7526-271-4.
Эмпирическая база: исследование проводилось на базе трёх общеобразовательных учреждений: МБОУ СОШ № 8, МБОУ СОШ № 16 и МБОУ СОШ № 24 г. Набережные Челны. Участниками исследования стали учителя в количестве 65 человек.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность работы, обозначаются цели и задачи работы, предмет и объект исследования. Первая глава посвящена изучению теоретических основ нервно-психической устойчивости и эмоционального выгорания. Во второй главе содержится описание организационно-методического исследования нервно-психической устойчивости и эмоционального выгорания трудом педагогов, анализ и интерпретация эмпирических данных. После каждой главы приведены выводы, которые содержат обобщенную информацию об изучаемом предмете исследования. В заключении присутствуют выводы, констатируются результаты, демонстрирующие решение поставленных задач и достижение цели выпускной квалификационной работы.
В соответствии с замыслом исследования, в выпускной квалификационной работе были поставлены теоретические и эмпирические задачи.
В результате реализации теоретической задачи об осуществлении анализа психологических научных подходов к понятию «нервно¬психическая устойчивость», выявилось, что исследователи разделились на две группы. Так, первая группа ученых главным критерием нервно¬психической устойчивости считает поведение и действия в эмоциогенной ситуации, т.е. функциональные особенности личности. Большой вклад в такое рассмотрение нервно-психической устойчивости внесли Л.М. Аболин, В.М. Писаренко, О.А. Сиротин, Я. Рейковский, В.М. Смирнов, А.И. Трохачев. Они сошлись в мнении, что нервно-психическая устойчивость определяется, как способность человека посредством саморегуляции и самоуправления противостоять отрицательным (в том числе, экстремальным) факторам внешней среды без снижения продуктивности деятельности и без ущерба для здоровья.
Вторая группа ученых придерживается того подхода, что нервно-психическая устойчивость является фундаментальным психофизиологическим личностным образованием и характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т.е. нереагированием человека на эмоциогенные ситуационные раздражители. В эту группу учёных вошли как отечественные В.С. Агеев, Н.Д. Левитов, так и зарубежные Т. Рибо, Дж. Гилфорд , С.М. Оя, П. Фресс, Р. Кеттел.
Реализуя задачу изучить понятие и содержание симптомов эмоционального выгорания, было выявлено, что этим феноменом занимались ученые Бойко В.В., Борисова М.П., Буриш М. В., Водопьянова Н.Е., Журавлева Г. С., Маслач К., Лэнгле А.А., Фрейденбергер Х. Обобщая исследования ученых, можно сказать, что эмоциональное выгорание формируется в связи с утомительной и долгой работой, имеющей трудноизмеримое содержание, требующая от педагога исключительной продуктивности, или в связи с тем, что характер руководства не соответствует содержанию работы. Риск возникновения эмоционального выгорания выше в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными людьми, трудноощутимыми результатами работы, напряжённости и конфликтов в профессиональной среде и неразрешённых личностных конфликтов.
Рассмотреть модель и факторы удовлетворенности трудом помогли научные работы Бакурадзе А.Б., Гришиной Н.В., Зеличенко А.И., Шмелева А.Г. Они выявили, что на удовлетворенность трудом оказывают влияние различные факторы. Такие как, условия труда, уровень заработной платы, возможность самореализации в работе, взаимоотношения с начальством и коллегами и т.п.
Практическая часть выпускной квалификационной работы представлена задачей организовать исследование 65 педагогов средних общеобразовательных школ г. Набережные Челны с помощью теста «Нервно-психическая устойчивость», разработанным В.Ю. Рыбниковым и опросника «Профессиональное эмоциональное выгорание (MBI)» Маслач К. в адаптации Водопьяновой Н.Е.
По тесту «Нервно-психическая устойчивость» были подсчитаны количественные и процентные значения по каждой выборке. Достоверность различий в показателях нервно-психическая устойчивость/неустойчивость была выявлена с помощью t-критерия Стьюдента. Обнаружено, что для педагогов со стажем работы 2-10 лет характерной особенностью является нервно-психическая устойчивость. Эти учителя с низкой склонностью к нервным срывам при различных физических и психических нагрузках. Благодаря полноценности функционирования нервной системы у них уменьшено отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, что даёт им преимущество к предупреждению стресса, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях.
У педагогов со стажем работы 11 -20 лет достоверно выше нервно-психическая неустойчивость. Они испытывают большие сложности в преодолении трудностей в профессиональной деятельности, допускают ошибки при выполнении задач в сложной обстановке из-за низкой способности сконцентрировать и распределить внимание. Такие педагоги могут уже находиться в предболезненных состояниях, обусловленных дефицитом функционирования нервной системы и низкими приспособительными возможностями организма.
Опросник «Профессиональное эмоциональное выгорание» показал у педагогов следующие результаты. С помощью t-критерия Стьюдента достоверно выявлено, что педагогов со стажем работы 2-10 лет показатель «профессиональная эффективность» достоверно выше. Это значит, что они знают и считают, что их результат деятельности заметно отличается и превосходит результаты коллег, ценят качество своей работы, а профессиональные достижения считают уникальными и своеобразными. У педагогов со стажем работы 11-20 лет обнаружено достоверность различия в показателе «эмоциональное истощение», говорящим о напряжении, созданным чрезмерной работой или личными требованиями к себе. Такие учителя не получают удовлетворения от своей деятельности, чувствуя, что работа снижает эмоциональные, когнитивные и физические ресурсы. Педагоги со стажем работы 11-20 лет эмоционально истощены. Возможно, такой результат следует объяснить так, что неудовлетворенные трудом это те учителя, которые потратили все свои силы на достижение практически недосягаемой цели и не добившиеся успеха, те, которые не могут реагировать на иногда проявляемое недостойное отношение к ним в процессе работы. Возможно, что это педагоги с идеалистическим мировоззрением, обладающие высокой мотивацией, наконец осознавшие, что те проблемы, которые они пытаются решить, имеют столь ошеломляющие масштабы, а поставленные задачи столь сложны, что невозможно добиться успеха. Может быть причиной выгорания является недостаток содержания вознаграждений в рабочей ситуации, к которой были приложены огромные усилия и относительно которой ранее питались большие надежды.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза о том, что педагоги с разным стажем профессиональной деятельности различаются по показателям нервно-психической устойчивости и эмоционального выгорания, подтвердилась.
1. Аболин Л.М. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. - 260 с.
2. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань.: Изд-во КазГУ, 2003. - 85 с.
3. Агеев В.С. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности //Принципы системности в психологических исследованиях /Под ред. Д.Н. Завалишиной, В.А. Барабанщикова. - М., 2014., С.56-78.
4. Аминова Н.А. Психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 2008. - 300 с.
5. Баданина Л.П. Психофизиология состояний: деятельность и сознание. - М., 2016. - 169 с.
6. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб., 2009. - 156 с.
7. Борисова М.П. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2015. № 2. - С. 23-27.
8. Буриш М.В поисках теории: некоторые предположения о характере и этиология выгорания / M. Burisch // Профессиональное выгорание: последние тенденции в области теории и исследования / ред. В. B. Шауфен, К. Маслач, Т. Марек. - Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1993. - С. 75-93.
9. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 156 с.
10. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. - СПб.: Питер, 2008. - 112 с.
11. Гилфорд Дж. Оптимальные состояния человека как психо-физиологическая проблема //Психологический журнал.2014.Т.2 №5. - С.35-42.
12. Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться / К. Ефремов // Социальная педагогика. - 2007, №2. - С. 97-102.
13. Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн., 2007, № 6. - С. 35-44.
14. Комаров М.С., Горшков В.Ю. Профессиональные ценности учителя: приверженность школе и удовлетворенность трудом // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - №3 (15). - С. 61 - 66.
15. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие. - Красноярск: Краснояр.гос.пед.университет им.
B. П. Астафьева, 2013.
16. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя - Л., 2102. - 183 с.
17. Левитов Н.Д. Проблемы современной психологии труда // Психологический Журнал. Том 13. №3. - 1992. - С. 24-41.
18. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭ1П1. - №1. - 2012. - С. 36-47.
19. Лэнгле А.А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенционального анализа // Вопросы психологии. 2013. № 2.
C. 3- 16.
20. Мардахаев Л.В. Профессиональная деятельность и деформация личности педагога / Л.В. Мардахаев // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма. - 2014. №1. - С. 24-32.
21. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 2003. - 438 с.
22. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя - М.: Флинта, 2014. - 200 с.
23. Митченко Л.Э. Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов. - Тюмень: Министерство общего и профессионального образования РФ Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2010. - 75 с.
24. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование / В.Е. Орел // Психологический журнал. - М.: Наука, 2011. - Т.20. - №1. - С. 16-21.
25. Оя С.М., Черникова О.А. Эмоциональная и нервно-психическая устойчивость педагогов. - М.: Наука, 2014. - 155 с.
26. Писаренко В.М. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. - Владивосток.: Мор гос. Ун-т, 2015. - 63 с.
27. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. - 1990, №6. - С. 68-74.
28. Рейковский Я. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 2013. - С. 12-24.
29. Рибо Т., Милерян Е.А. Методы исследования в нервно-психической устойчивости в физиологии труда: Метод пос. - СП-б., 2011. - 112 с.
30. Сидоров П.А. Синдром эмоционального выгорания. // Медицинская газета №7, 2013. - С. 16-21.
31. Сиротин О.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - 312 с.
32. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. — 2002, №7. - С. 3-9.
33. Смирнов В.М., Трохачев А.И. Информационный стресс: Учеб.пос. - М.: ПЭРСЭ, 2012. - 352с.
34. Старченкова Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» / Е.С. Старченкова. - СПб., 2011. - 357 с.
35. Трухан Е. А. Профессиональный стресс и выгорание / Е. А. Трухан // Ананьевские чтения - 2004: материалы науч.-практ. конф., Санкт- Петербург, 26-28 окт. 2004 г. / под ред. Л. А. Цветковой, Г. М. Яковлева. - СПб., 2004. - 368с.
36. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. - СПб., КАРО, 2010.
37. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 2009. № 6.
38. Фрейденбергер Х. Профессиональное выгорание: высокая плата за высокие достижения. - М.: Изд-во «Квант». - 2014. - 543 с.
39. Фресс П., Кеттел Р. Невротические симптомы при психоэмоциональной неустойчивости - М.: ВУ, 2016. - 121 с.
40. Чернисс К. Осторожно: высокое напряжение / К. Чернисс // Отдел кадров. - 2006. - № 3. - С. 129-133.
41. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за
работников и боссов растет. // Журнал практического психолога 2010, № 9. - С. 17-19.
42. Выбойщик И.В. Синдром выгорания [Электронный ресурс]. - URL: http: //myakushkin.ru/ru/biblioteka/3 5/sindrom-vygoraniya-lburnoutr.html (дата обращения: 13.12.17).
43. Маслач К.А. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Справочник по управлению персоналом. [Электронный ресурс]. URL:www.hrland.com/pages/professional_noe_vygoranie_kak_lyudi_spr avlyayutsya.htm/ (дата обращения 12.01. 2018).