ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки проектирования тепловой подготовки трансмиссии автомобилей 8
1.1 Обоснование необходимости разработки 8
1.2 Система охлаждения и предпускового подогрева двигателя и подвески
транспортного средства (2366581) 15
1.3 Система подогрева силовой установки военной гусеничной машины
(2548451) 17
1.4 Система подогрева агрегатов механической трансмиссии транспортного
средства (2595205) 2 0
1.5 Устройство для тепловой подготовки двигателя и элементов
трансмиссии (2120057) 22
1.6 Устройство для подогрева двигателя и трансмиссии перед пуском
(140010) 2 5
1.7 Выводы и предложения по главе 1 26
ГЛАВА 2. Анализ состояния вопроса тепловой подготовки автомобилей в условиях низких температур 2 8
2.1 Природно-климатические условия регионов низких температур ... 28
2.2 Нормативные документы, регламентирующие требования к
автомобилям «северного» исполнения 34
2.3 Проблема возрождения системы климатических испытаний
автотранспорта для холодных климатических условий 40
2.4 Влияние низких температур на техническое состояние транспортных
средств 43
2.5 Выводы по главе 2 49
ГЛАВА 3. Разработка конструкции подогревателя трансмиссии и инженерные расчеты 50
3.1 Обоснование конструкции 50
3.2 Описание конструкции подогревателя трансмиссии и принципа работы
51
3.3 Разработка технологической карты установки теплообменника.... 53
3.4.1 Расчет кожехотрубного теплообменника (отработавшие газы- теплоноситель) 55
3.4.2 Расчет трубчатого теплообменника (теплоноситель - трансмиссионное масло) 5 6
3.5 Расчет крепления теплообменника 57
3.6 Выводы по главе 3 64
ГЛАВА 4. Расчет экономического эффекта от реализации предложенных решений 65
4.1 Расчет затрат на изготовление конструкции 65
4.2 Расчет срока окупаемости 6 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
Список использованных источников 72
Основными направлениями экономического и социального развития России предусматривается осуществить комплекс мероприятий на обеспечение эффективного вовлечения в хозяйственный оборот топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов восточных и северных регионов страны. Решение этих мероприятий требует привлечение огромного количества техники, которая должна работать в специфических природно¬климатических, рельефно-дорожных, почвенных и других условиях эксплуатации в соответствии с установленными заводами-изготовителями параметрами применения этой техники. Суровые природно-климатические условия районов холодного климата предъявляют повышенные требования к автотранспорту, эксплуатируемому в этом регионе. Это объясняется высокой маневренностью автомобильного транспорта, незначительными
первоначальными капитальными вложениями на его применение. Недоучет специфики условий Севера приносит народному хозяйству огромный ущерб. Большая доля потерь в условиях Севера вызвана несоответствием используемой техники и эксплуатационных материалов требованиям эксплуатации.
Достоверная информация о надежности автомобилей в реальных условиях эксплуатации, результаты стендовых, лабораторно-дорожных и полигонных испытаний, являются исходным материалом для многих научно-исследовательских, конструкторских и производственных организаций, занимающихся проблемой повышения работоспособности техники для районов Севера. Проблема обеспечения надежности различных видов техники в суровых климатических условиях в достаточной степени не решена. Все еще продолжают иметь место случаи отказов и разрушения деталей и узлов машин, обусловленные низкими климатическими температурами.
Проблема повышения надежности техники, эксплуатируемой в экстремальных условиях Крайнего Севера, сложилась в самостоятельное научное направление, опирающееся на положения современных теорий надежности, вероятности, математической статистики, механики разрушения и технологий создания и восстановления деталей машин, а также методов планирования восстановления работоспособности.
Эксплуатация автомобилей в районах с суровым климатом связана с интенсивным охлаждением механизмов, агрегатов и имеет ряд особенностей.
Производительность автомобилей в зимний период снижается. Низкие температуры воздуха и связанное с ними охлаждение агрегатов, затрудняют пуск двигателей, уменьшают надежность автомобилей, ухудшают экономичность, увеличивают расход топлива, усложняют обслуживание автомобилей и их вождение.
Надежность и долговечность техники зависят от качества применяемого топлива. Низкокачественное дизельное топливо может стать причиной преждевременного износа и выхода из строя топливного насоса и форсунок, снижения подачи топлива, изменения момента начала подачи в сторону запаздывания, ухудшения качества распыления топлива.
При эксплуатации в условиях низких температур происходит существенное изменение свойств применяемых горюче-смазочных материалов, теплового режима работы двигателя, агрегатов и систем автомобиля. В результате работоспособность транспортных машин снижается в 1,3-2,5 раза, выработка на 20-30%, суммарные простои увеличиваются на 30-50% и как следствие возрастает себестоимость перевозок.
Исследования по повышению надежности автотранспортных машин в условиях низких температур являются актуальными для отраслей народного хозяйства северных регионов. Это отражено в ряде целевых программ, связанных с расширением производства, добычи и переработки полезных ископаемых на Севере и повышением надежности техники, предназначенной
для работы в условиях низких климатических температур.
Актуальность работы. Одним из важнейших факторов, снижающих эффективность работы автомобилей при низких температурах, является большое количество времени, затрачиваемое на их подготовку к выпуску на линию в условиях их безгаражного хранения. В настоящее время даже в суровых климатических условиях от 30 до 50% парка грузовых автомобилей хранится на открытых площадках. При безгаражном хранении при низких температурах необходимо использовать различные способы и средства, облегчающие выпуск автомобилей на линию, так как выпуск автомобиля на линию без прогрева основных узлов трансмиссии влечет за собой их ускоренный износ и преждевременный выход из строя.
Целью исследования является разработка мероприятий по повышению надежности автомобилей КАМАЗ в условиях низких температур.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ состояния вопроса тепловой подготовки автомобилей в условиях низких температур;
2. Провести обзор известных конструкций тепловой подготовки агрегатов автомобиля, выявить их преимущества и недостатки;
3. Разработать конструкцию устройства тепловой подготовки элементов трансмиссии;
4. Провести необходимые инженерные и прочностные расчеты;
5. Разработать технологическую карту установки теплообменника на автомобиль;
6. Провести технико-экономическое обоснование предложенных решений.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в установлении зависимости суровых климатических условий на износ деталей автомобилей и вследствие этого усовершенствовании схемы тепловой подготовки для увеличения надежности деталей элементов трансмиссии автомобиля в условиях холодного климата.
Практическая значимость работы заключается в разработке организационно-технических мероприятий, направленных на повышение надежности автомобилей КАМАЗ в условиях холодного климата. За счет тепловой подготовки элементов трансмиссии автомобилей снижается расход топлива и нагрузка на двигатель автомобиля и трансмиссию в целом, что снижает их износ.
Анализ процессов в области повышения надежности эксплуатации автотранспортных средств в условиях низких температур и существующих нормативных документов, регламентирующих требования к автомобилям «северного» исполнения, свидетельствует о том, что, несмотря на предпринимаемые государством меры, существует целый ряд проблем, требующих поиска научно - обоснованных решений.
На основе анализа существующих конструкций была усовершенствована конструкция тепловой подготовки трансмиссии автомобиля за счет тепла выхлопных газов.
Усовершенствование конструкции дало возможность уменьшить время ежесменного технического обслуживания автомобиля, понизить расход топлива и износ элементов трансмиссии при эксплуатации, продлить срок службы масла за счет более бережного его нагрева.
Конструктивный расчет показал, что разработанная конструкция работоспособна при соблюдении правил изготовления деталей теплообменника и сборки.
Разработана технологическая карта на установку теплообменника.
Произведён технико-экономический анализ внедрения разработки. Срок окупаемости системы тепловой подготовки трансмиссии составил 1,2 года, годовой экономический эффект 10,6 тыс. руб. с одного автомобиля.
1. Халтурин Д.В. Совершенствование топливных систем мобильных машин при эксплуатации в условиях пониженных температур. Автореферат дисс. кан. тех. наук.- Томск, 2012, 25с.
2. Семенов Н.В. Эксплуатация автомобилей в условиях низких температур / Н.В. Семенов - М., 1993. - 190 с.
3. Разяпов М.М. Повышение работоспособности агрегатов трансмиссии автотракторной техники в условиях низких температур: автореф. дис. канд. техн. наук / М.М. Разяпов. - Уфа, 2013. - 16 с.
4. Ощепков П.П. Оценка влияния надежности автомобиля КАМАЗ на безопасность дорожного движения в условиях Севера. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. - Якутск, 2000.
5. Бындикова Ю. А. Оценка приспособленности автомобилей к низкотемпературным условиям эксплуатации: Дис. канд. техн. наук: Тюмень, 2004 212 с.
6. Зудов Г.Ю. Надежность карьерных автосамосвалов в условиях холодного климата : автореферат дис. кандидата технических наук: Ин-т физ.-техн. проблем Севера. - Якутск, 1996.- 24 с.
7. Р.В. Денисов, С.А. Пестриков, М.Ю. Петухов Оценка экономической
эффективности применения системы комплексной тепловой подготовки агрегатов спецтехники: статья. - Пермь: Пермский национальный
исследовательский политехнический университет, 2014. -11с.
8. Курносов А. Ф. Подогрев механической коробки передач транспортных средств сельскохозяйственного назначения в условиях сибири: автореф. дисс.
к. тех. наук: -Новосибирск, 2016.-20с.
9. Бындикова Ю.А. Оценка приспособленности автомобилей
К низкотемпературным условиям эксплуатации: автореф. дисс. к. тех. наук: - Тюмень, 2004.-18с.
10. Тюлькин В.А. Оценка приспособленности автомобилей к зимним условиям эксплуатации по темпу охлаждения двигателей: дисс. к. тех. наук: - Тюмень, 2000.-172с.
11. Эртман С.А. Приспособленность автомобилей к зимним условиям эксплуатации по температурному режиму двигателей: дисс. к. тех. наук: - Тюмень, 2004.-180с.
12. Вашуркин И.О. Разработка и совершенствование систем тепловой подготовки машин при строительстве трубопроводов в условиях Севера: дисс. д-ра. тех. наук: -Тюмень, 2003.-466с.
13. Смолин А.А. Повышение качества смесеобразования при пуске дизелей в условиях низких температур с помощью свч колебаний: автореф. дисс. к. тех. наук: -Челябинск, 2013.-16с.
14. М.В. Нагайцев, В.А. Лукшо Альтернативные виды топлив для автотранспорта крайнего севера: статья. междунар. науч.-техн. конф. - Иркутск: 2015. - 7с.
15. А.Н. Мярин, А.К. Потапов, А.В. Ермаков Возрождение климатических испытаний, как условие повышения безопасности и качества автомобилей на севере: статья. междунар. науч.-техн. конф. -Иркутск: 2015. - 8с
16. А.В. Неговора, М.М. Разяпов, М.Г. Закиев, Н.А. Шерстнев Изучение влияния низких температур на коробку передач автомобиля КАМАЗ ZF 16S 1820ТО: статья. междунар. науч.-техн. конф. -Иркутск: 2015. - 7с.
17. И.А. Плиев, С.А. Сологуб О перспективных транспортных средствах для освоения труднодоступных регионов сибири, крайнего севера и дальнего востока: статья. междунар. науч.-техн. конф. -Иркутск: 2015. - 19с.
18. А.А. Неговора, Д.А. Гусев, П.Г. Курдин, Н.А. Шерстнев Совершенствование генератора горячих газов для тепловой подготовки автомобиля: статья. междунар. науч.-техн. конф. -Иркутск: 2015. - 7с.
19. Р.А. Хлопотов Об актуальности исследования влияния режима
Движения транспортного средства и температуры окружающей среды на кпд гидротрансформатора: статья. междунар. науч.-техн. конф. -Иркутск: 2015. - 4с.
20. С. П. Озорнин А.Г. Яковлев Адаптация конструкции автомобилей, собираемых из зарубежных машинокомплектов, к условиям эксплуатации в регионах Сибири и дальнего востока: статья. междунар. науч.-техн. конф. - Иркутск: 2015. - 8с.
21. Зимнюхов А.В. Технический регламент таможенного союза должен повышать безопасность и качество АТС, работающих в условиях холодного климата: статья. «Журнал автомобильных инженеров» №7 2014.
22. А. В. Неговора, М. М. Разяпов, П. Г. Курдин , Ю. К. Филиппов, В. А. Токарев Современные проблемы эксплуатации автомобилей в условиях низких температур независимо от климатической зоны: статья. «Журнал автомобильных инженеров» №4 2017. http://www.aae-press.rU/f/105/36.pdf
23. Ю.С. Бочкарев, М.А. Викулов, А.М. Ишков, И.И. Седалищев Исследование эксплуатации автосамосвалов БЕЛАЗ-7540 в условиях севера: статья. http://www.giab-online.ru/files/Data/2015/07/151_157.pdf
24. А.Н. Мярин Возрождение климатических испытаний модификаций автотранспорта для севера и Арктики и снегоболтоходов в Якутии: статья. Журнал «Наука и техника в Якутии» №1 2016.
25. ГОСТ 16350-80 Районирование и статистические параметры
климатических факторов для технических целей.
26. Григорьев P.C., Ларионов В.П., Уржумцев Ю.С., Методы повышения работоспособности техники в северном исполнении. Новосибирск: Наука. 1987.-252с.
27. Резник Л.Г. Научные основы приспособленности автомобилей к условиям эксплуатации.: Автореф. дис. докт. техн. наук. М.: 1981.- 33с.
28. Григорьев P.C., A.M. Ишков, К.К. Прокопьев, В.П. Степанов. Влияние низких температур на среднюю наработку на отказ рессор автомобиля. //Склонность материалов и конструкций к разрушению при отрицательных
температурах. Якутск: ЯФ СО АН СССР. 1975. - С. 58-62.
29. Основные этапы развития конструкции двигателей КАМАЗ в соответствии с требованиями технического регламента [Текст] / И. Ф. Гумеров, Д. Х. Валеев, Ф. Ф. Искандаров [и др.]; НТЦ ОАО «КАМАЗ» // Журнал автомобильных инженеров (Журнал ААИ). 2011. № 5. С. 23-27.
30. ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
31. Васильев А.П. Состояние дорог и безопасность движения автомобилей в сложных погодных условиях. М.: Транспорт. 1976. - 224с.
32. Ишков A.M., Григорьев P.C. Эксплуатационная надежность автомобилей в зоне холодного климата (Западная Якутия). //Материалы и конструкции для техники Севера. Якутск. Изд. ЯФ СО АН СССР. 1984 - С.59-64.
33. Лосавио Г.С. Исследование низкотемпературных свойств автомобилей. -В сб.: Исследование технико-эксплуатационных свойств автомобильного подвижного состава. /Под ред. Ю.М.Власько. Вып. 1. М.: НИИАТ. 1977. - С.99-113.
34. Яговкин А.И. Исследование температурных режимов и интенсивности изнашивания агрегатов трансмиссии автомобилей в зимних условиях. - М.: 1973. - 231с.
35. Лосавио Г.С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах. М.: Транспорт. 1973-120с.
36. Григорьев P.C., В.Л. Игнатов, К.К. Прокопьев, В.П. Степанов. Поток отказов деталей и узлов автомобилей при отрицательных температурах. //Бюллетень научно-технической информации. Физико- технические проблемы Севера. Изд-во ЯФ СО РАН СССР. Якутск. 1975. - С. 6-10.
37. Ишков A.M. Исследование эксплуатационных свойств автомобилей в условиях холодного климата: Автореф. дис. канд. техн. наук. М.: МАДИ, 1982.- 19 С.
38. Ишков A.M., Кузьминов М.А. Статический анализ разрушения обода колеса автомобиля БелАЗ -75211/212 при эксплуатации низкой климатической температуре.// Технология и свойства материалов Севера: Сб. научн. тр. - Якутск. 1990.- С. 67-70.
39. Ишков А.М. Теория и практика надежности техники в условиях Севера: монография. - Якутск : ЯФ ГУ Изд-во СО РАН, 2004. - 312 с.
40. Кузьмин В.Р., Ишков А.М. Прогнозирование хладостойкости конструкций и работоспособности техники на Севере. М.: Машиностроение. 1996.- 304с.
41. Ларионов В.П., Яковлев П.Г., Иванов Е.Е., Ишков A.M., Зудов Г.Ю. Современное состояние техники, эксплуатирующейся в условиях низких климатических температур и пути ее дальнейшего совершенствования. //Проблемы техники Севера. Сб. докладов. Якутск: ЯФ СО РАН СССР. 1987.
- С . 1-56.
42. Работоспособность техники в условиях климатических низких температур. /Сб. науч. тр. Якутск: Изд-во ЯФ СО АН СССР. 1978.- 158с.
43. Ишков А.М., Методика оценки работоспособности и прогноза надежности автомобилей, эксплуатируемых в условиях Севера РФ/А.М. Ишков, А.И.Левин, Г.Ю. Зудов, А.И. Морозова //Автотранспортное предприятие-2013.-№2-с.48-51.
44. APM FEM. Справочная система. Научно-технический центр «Автоматизированное Проектирование Машин», [Электронный ресурс] http: //www.apm.ru
45. Расчет теплообменника. [Электронный ресурс]
http: //books. ifmo .ru/file/pdf/1020.pdf.
46. Техническая характеристика модельного ряда КамАЗ.
[Электронный ресурс]. http://autochauffeur.ru/sovetyavtomobilistam/ tehnicheskie-harakteristiki-kamaz-kratko-o-vseh-modelyah/
47. Расчет на прочность деталей машин. Справочник / И.А. Биргер,
Б.Ф. Шорр, Г.Б. Иосилевич. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:
Машиностроение,
2009. - 640 с.
48. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя. - М.:
Машиностроение, 2009. - 688 с.
49. Справочник инженера-экономиста автомобильного транспорта /
под ред. С.Л. Головоленко. - 3е изд., переработанное и дополненное. -К.: Техника, 2007. - 351 с.
50. Сербиновский и др. Экономика автосервиса. Создание автосервисного участка на базе действующего предприятия: Учебн. Пособие - М.: ИКЦ "МарТ, 2015. - 432 с.