СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОМПАНИЙ НА НЕСОВЕРШЕННОМ РЫНКЕ
|
Введение 3
1. Концептуальные аспекты социально ответственного поведения на
несовершенных рынках 6
1.1. Понятийный аппарат социально ответственного поведения и
корпоративной социальной ответственности 6
1.2. Основные характеристики несовершенных рынков в контексте
социально ответственного поведения компаний 13
1.3 Трансформационный потенциал и регулирование социально ответственного поведения компаний на несовершенных рынках 19
2. Эмпирический анализ социально ответственного поведения
российских компаний 27
2.1 КСО в рамках компании ООО "ЦВД юридический супермаркет" 27
2.2 Проблемы эмпирического анализа накопленного опыта социально
ответственного поведения российских компаний 31
2.3. Эмпирический анализ взаимосвязи социально ответственного
поведения компаний и их финансовой эффективности 37
3. Основные рекомендации по внедрению практик КСО в
деятельность компании и перспективы развития КСО на несовершенном рынке 46
3.1 Этапы внедрения КСО в отечественных компаниях 46
3.2 Основные рекомендации по имплементации практики КСО на
несовершенном рынке и перспективы развития КСО 53
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложение
1. Концептуальные аспекты социально ответственного поведения на
несовершенных рынках 6
1.1. Понятийный аппарат социально ответственного поведения и
корпоративной социальной ответственности 6
1.2. Основные характеристики несовершенных рынков в контексте
социально ответственного поведения компаний 13
1.3 Трансформационный потенциал и регулирование социально ответственного поведения компаний на несовершенных рынках 19
2. Эмпирический анализ социально ответственного поведения
российских компаний 27
2.1 КСО в рамках компании ООО "ЦВД юридический супермаркет" 27
2.2 Проблемы эмпирического анализа накопленного опыта социально
ответственного поведения российских компаний 31
2.3. Эмпирический анализ взаимосвязи социально ответственного
поведения компаний и их финансовой эффективности 37
3. Основные рекомендации по внедрению практик КСО в
деятельность компании и перспективы развития КСО на несовершенном рынке 46
3.1 Этапы внедрения КСО в отечественных компаниях 46
3.2 Основные рекомендации по имплементации практики КСО на
несовершенном рынке и перспективы развития КСО 53
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложение
Вопросы экономической устойчивости, социальной стабильности и экологической безопасности являются приоритетными в большинстве развитых стран. Требования, предъявляемые к бизнесу как к участнику процессов производства и потребления, заставляют компании учитывать не только экономическую, но и социальную и экологическую сферы деятельности. В этих условиях компании начинают искать способы рационального сочетания экономических, экологических и социальных результатов деятельности в целях поддержания конкурентоспособности. Основным инструментом при этом выступает корпоративная социальная ответственность (далее КСО). Реализация КСО способна предоставить конкурентное преимущество бизнесу в борьбе за лучшие и выгодные условия своей производственной деятельности.
На данный момент вопрос КСО исследуется как в России, так и за рубежом. Исследованию посвящено множество научных трудов и публикаций, хотя для России это сравнительно новое явление. Важную роль в разработке данной концепции сыграли работы экономистов М. Фридмана, А. Берли и Г. Минза, Г. Боуэна, А. Кэролла, К. Уолтона, Дж. МакГира и других. В России в связи с поздним началом популяризации данного явления количество работ с каждым годом увеличивается, но остаются недоработанные вопросы, связанные с российской спецификой. Среди отечественных исследователей можно выделить таких, как , А.Б. Анкудинов, Б.С. Батаева, И.Ю. Беляева, Ю.Е. Благов, А.В. Гизатуллин, О.А. Канаева, Г.Л. Тульчинский и др. Современное состояние теории и практики социальной ответственности компаний позволяет рассматривать концепцию КСО как отражение большого массива исследований в области экономики, менеджмента, социологии и деловой этики.
Несмотря на существующие знания в области КСО за рубежом, существуют определенные особенности данного явления в России. Отсутствует единый подход к пониманию и отражению сущности концепции. Актуальность данной проблемы и ее неполная проработанность определили выбор данной темы, а также цель и основные задачи исследования.
Целью данной работы является исследование социальной ответственности бизнеса в условиях несовершенного рынка и выработка рекомендаций для дальнейшего совершенствования политики КСО в России. Для достижения выбранной цели в работе поставлены следующие задачи:
• Проанализировать становление концепции КСО и отразить ее основные составляющие, выделяя внешнее и внутреннее направление реализации.
• Провести эмпирический анализ социально ответственного поведения компаний на российском рынке.
• Осуществить эмпирический анализ взаимосвязи социально ответственного поведения компаний и их финансовой эффективности.
• Исследовать преимущества от применения КСО в контексте развития компании и выделить особенности для России.
• Разработать и обосновать рекомендации применения внешних программ КСО для развития российских компаний.
Объектом исследования выступают компании, применяющие практики КСО. Предметом - влияние КСО на развитие компании и страны, в целом.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Теоретическая значимость исследования:
1. Расширение представлений о корпоративной социальной ответственности, ее направлениях, развитии и распространении в России и за рубежом.
2. Анализ особенностей реализации корпоративной социальной ответственность в условиях несовершенного рынка.
Практическая значимость исследования заключается в изучении специфики корпоративной социальной ответственности в выбранных для анализа компаниях и предложении рекомендаций по стимулированию социально ответственного поведения компаний.
Практическая часть работы основана на подробном анализе эмпирических исследований в области КСО и эконометрическом анализе панели данных, составленной из 30 российских компаний, применяющих практики КСО. Особенностью работы является рассмотрение аспектов развития КСО на несовершенном рынке с учетом последних изменений в законодательстве и существующих практиках.
В рамках данной работы был изучен и проанализирован большой объем научной литературы, нормативно-правовых актов законодательных органов власти, новостных публикаций, годовых отчетов и отчетов об устойчивом развитии компаний.
На данный момент вопрос КСО исследуется как в России, так и за рубежом. Исследованию посвящено множество научных трудов и публикаций, хотя для России это сравнительно новое явление. Важную роль в разработке данной концепции сыграли работы экономистов М. Фридмана, А. Берли и Г. Минза, Г. Боуэна, А. Кэролла, К. Уолтона, Дж. МакГира и других. В России в связи с поздним началом популяризации данного явления количество работ с каждым годом увеличивается, но остаются недоработанные вопросы, связанные с российской спецификой. Среди отечественных исследователей можно выделить таких, как , А.Б. Анкудинов, Б.С. Батаева, И.Ю. Беляева, Ю.Е. Благов, А.В. Гизатуллин, О.А. Канаева, Г.Л. Тульчинский и др. Современное состояние теории и практики социальной ответственности компаний позволяет рассматривать концепцию КСО как отражение большого массива исследований в области экономики, менеджмента, социологии и деловой этики.
Несмотря на существующие знания в области КСО за рубежом, существуют определенные особенности данного явления в России. Отсутствует единый подход к пониманию и отражению сущности концепции. Актуальность данной проблемы и ее неполная проработанность определили выбор данной темы, а также цель и основные задачи исследования.
Целью данной работы является исследование социальной ответственности бизнеса в условиях несовершенного рынка и выработка рекомендаций для дальнейшего совершенствования политики КСО в России. Для достижения выбранной цели в работе поставлены следующие задачи:
• Проанализировать становление концепции КСО и отразить ее основные составляющие, выделяя внешнее и внутреннее направление реализации.
• Провести эмпирический анализ социально ответственного поведения компаний на российском рынке.
• Осуществить эмпирический анализ взаимосвязи социально ответственного поведения компаний и их финансовой эффективности.
• Исследовать преимущества от применения КСО в контексте развития компании и выделить особенности для России.
• Разработать и обосновать рекомендации применения внешних программ КСО для развития российских компаний.
Объектом исследования выступают компании, применяющие практики КСО. Предметом - влияние КСО на развитие компании и страны, в целом.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Теоретическая значимость исследования:
1. Расширение представлений о корпоративной социальной ответственности, ее направлениях, развитии и распространении в России и за рубежом.
2. Анализ особенностей реализации корпоративной социальной ответственность в условиях несовершенного рынка.
Практическая значимость исследования заключается в изучении специфики корпоративной социальной ответственности в выбранных для анализа компаниях и предложении рекомендаций по стимулированию социально ответственного поведения компаний.
Практическая часть работы основана на подробном анализе эмпирических исследований в области КСО и эконометрическом анализе панели данных, составленной из 30 российских компаний, применяющих практики КСО. Особенностью работы является рассмотрение аспектов развития КСО на несовершенном рынке с учетом последних изменений в законодательстве и существующих практиках.
В рамках данной работы был изучен и проанализирован большой объем научной литературы, нормативно-правовых актов законодательных органов власти, новостных публикаций, годовых отчетов и отчетов об устойчивом развитии компаний.
Успешное развитие компании в долгосрочной перспективе в условиях нестабильной финансовой ситуации, возникшей под влиянием эндогенных и экзогенных факторов, требует формирования конкурентной стратегии и выделение преимуществ. Исследование КСО на несовершенных рынках проводилось на основе финансовой и нефинансовой отчетности крупных компаний. Они в наибольшей степени заинтересованы в устойчивом развитии собственного бизнеса, поэтому важно отметить, что приближение к стабильному и устойчивому развитию является основным индикатором успеха в стремительно меняющейся среде.
Подводя итог, можно сказать, что успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования. Социальное развитие организации должно быть обращено на то, чтобы более полно использовать интеллектуальный и творческий потенциал работников, повысить их дисциплину и ответственность, создать надлежащие условия для эффективной работы, хорошего отдыха. Именно поэтому корпоративная социальная политика - это крайне необходимый элемент работы компании сегодняшнего дня. Корпоративная социальная политика увеличивает степень доверия к фирме многих заинтересованных лиц: сотрудников, кандидатов в сотрудники, клиентов, партнеров и других стейкхолдеров. Она позволяет компании положительно выглядеть в глазах общества.
Совмещая интересы всех стейкхолдеров, интегрируя КСО кампанию во все бизнес-стратегии и апеллируя к ценностям, компания способна увеличить свою добавочную стоимость. В таком случае КСО постепенно становится частью комплексной стратегии бренда.
В данной работе было проведено исследование для оценки степени влияния корпоративной социальной ответственности на финансовую эффективность российского бизнеса, а также проведен анализ влияния расходов по повышению квалификации сотрудников на создание акционерной стоимости.
По результатам исследования, проведенного на основе выборки из 30 компаний различных отраслей, таких как: ресурсодобывающая, обрабатывающая, электроэнергетика, транспорт и телекоммуникация, было выявлено, что основная тестируемая гипотеза о воздействии факта раскрытия в отчетности информации о социальных расходах, оказалась незначимой. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что малый объем исследованных выборок существенно ограничивает возможности концептуализации полученных эмпирических оценок. Однако даже в рамках столь существенных ограничений эти результаты выступают определенным индикатором негативного влияния экономической стагнации и финансовой нестабильности на объективные экономические процессы: рынок становится все более «краткосрочным»; долгосрочные последствия принимаемых управленческих решений становятся нерелевантными.
Тем не менее, основной управленческой рекомендацией по результатам выполненного анализа должно выступать как минимум сохранение текущего уровня расходов на социально ответственное поведение с учетом более тщательного отбора конкретных финансируемых мероприятий. Необходимо рассматривать соответствующие оттоки не как текущие расходы, а как инвестиции, которые дадут результат с определенным временным лагом. В исследовательском плане также можно рекомендовать, наряду с увеличение выборок, анализ наиболее эффективных с инструментальной точки зрения социальных вложений. Последнее, однако, весьма непросто осуществить технически и потребует значительного объема полевых исследований.
Следует отметить, что в отличие от финансовых показателей, которые легко измеримы количественно, часть оценок КСО носит качественный характер, что связано со сложностью оценивания из-за комплексности показателей, которые невозможно объективно разделить на составляющие.
Но на основе данной работы можно констатировать, что корпоративная социальная ответственность становится одним из необходимых факторов развития компаний, нацеленных на долгосрочное функционирование. Сокращение рисков, экономия на затратах, улучшенный имидж компании, привлечение дополнительных инвестиций и улучшенные отношения со стейкхолдерами способствуют дальнейшему развитию.
Чтобы корпорации осознали выгодность социальной активности, необходимы определенные условия со стороны государства, совместное принятие и осуществление мер по созданию соответствующей инфраструктуры, механизмов выбора приоритетных направлений социальной поддержки рынка труда, согласованности благотворительности со стратегиями корпораций, согласование экономических интересов бизнеса и общества.
Подводя итог, можно сказать, что успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования. Социальное развитие организации должно быть обращено на то, чтобы более полно использовать интеллектуальный и творческий потенциал работников, повысить их дисциплину и ответственность, создать надлежащие условия для эффективной работы, хорошего отдыха. Именно поэтому корпоративная социальная политика - это крайне необходимый элемент работы компании сегодняшнего дня. Корпоративная социальная политика увеличивает степень доверия к фирме многих заинтересованных лиц: сотрудников, кандидатов в сотрудники, клиентов, партнеров и других стейкхолдеров. Она позволяет компании положительно выглядеть в глазах общества.
Совмещая интересы всех стейкхолдеров, интегрируя КСО кампанию во все бизнес-стратегии и апеллируя к ценностям, компания способна увеличить свою добавочную стоимость. В таком случае КСО постепенно становится частью комплексной стратегии бренда.
В данной работе было проведено исследование для оценки степени влияния корпоративной социальной ответственности на финансовую эффективность российского бизнеса, а также проведен анализ влияния расходов по повышению квалификации сотрудников на создание акционерной стоимости.
По результатам исследования, проведенного на основе выборки из 30 компаний различных отраслей, таких как: ресурсодобывающая, обрабатывающая, электроэнергетика, транспорт и телекоммуникация, было выявлено, что основная тестируемая гипотеза о воздействии факта раскрытия в отчетности информации о социальных расходах, оказалась незначимой. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что малый объем исследованных выборок существенно ограничивает возможности концептуализации полученных эмпирических оценок. Однако даже в рамках столь существенных ограничений эти результаты выступают определенным индикатором негативного влияния экономической стагнации и финансовой нестабильности на объективные экономические процессы: рынок становится все более «краткосрочным»; долгосрочные последствия принимаемых управленческих решений становятся нерелевантными.
Тем не менее, основной управленческой рекомендацией по результатам выполненного анализа должно выступать как минимум сохранение текущего уровня расходов на социально ответственное поведение с учетом более тщательного отбора конкретных финансируемых мероприятий. Необходимо рассматривать соответствующие оттоки не как текущие расходы, а как инвестиции, которые дадут результат с определенным временным лагом. В исследовательском плане также можно рекомендовать, наряду с увеличение выборок, анализ наиболее эффективных с инструментальной точки зрения социальных вложений. Последнее, однако, весьма непросто осуществить технически и потребует значительного объема полевых исследований.
Следует отметить, что в отличие от финансовых показателей, которые легко измеримы количественно, часть оценок КСО носит качественный характер, что связано со сложностью оценивания из-за комплексности показателей, которые невозможно объективно разделить на составляющие.
Но на основе данной работы можно констатировать, что корпоративная социальная ответственность становится одним из необходимых факторов развития компаний, нацеленных на долгосрочное функционирование. Сокращение рисков, экономия на затратах, улучшенный имидж компании, привлечение дополнительных инвестиций и улучшенные отношения со стейкхолдерами способствуют дальнейшему развитию.
Чтобы корпорации осознали выгодность социальной активности, необходимы определенные условия со стороны государства, совместное принятие и осуществление мер по созданию соответствующей инфраструктуры, механизмов выбора приоритетных направлений социальной поддержки рынка труда, согласованности благотворительности со стратегиями корпораций, согласование экономических интересов бизнеса и общества.
Подобные работы
- КОРПОРАТИВНАЯ ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОМПАНИЙ КАК ФАКТОРЫ СТОИМОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОМПАНИЙ НА
НЕСОВЕРШЕННОМ РЫНКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ФИНАНСОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОМПАНИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ ЕВРОПЕЙСКИХ КОМПАНИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ПРОДУКЦИИ
ГРАЖДАНСКОГО АВИАСТРОЕНИЯ
Диссертация , мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - Маркетинг партнерских отношений как фактор повышения конкурентоспособности предприятия на рынке B2B
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2023 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОГО
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Бюджетирование как инструмент финансового планирования (на примере предприятий полиграфической деятельности)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021



