РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА И ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБЪЕЗДА ПРЕПЯТСТВИЙ ПРИ ДВИЖЕНИИ НА ДОРОГЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ И РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПУТИ
АВТОНОМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 8
1.1 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ АВТОНОМНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯМИ 8
1.2 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОНОМНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 9
1.3 МОДЕЛЬ ДИНАМИКИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 13
1.4 ОПТИМАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ 17
1.5 МЕТОДЫ И АЛГОРИТМЫ НАВИГАЦИИ РОБОТОВ 19
1.6 УЧЕТ ОГРАНИЧЕНИЙ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ 31
1.7 СУЩЕСТВУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ 35
2 ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБЪЕЗДА ПРЕПЯТСТВИЙ 39
2. 1 ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ 39
2.2 АЛГОРИТМ ОПТИМИЗАЦИИ 42
2.3 ЗАДАЧА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГИПЕРГРАФА 45
2.4 ОПТИМИЗАЦИЯ ГИПЕРГРАФА 47
2.5 ОПТИМИЗАЦИЯ ШТРАФНОЙ ФУНКЦИЙ 49
3 ИНТЕГРАЦИЯ АЛГОРИТМА 53
3.1 ВЫБОР СРЕДЫ РАЗРАБОТКИ И ТЕСТИРОВАНИЯ 53
3.2 НАСТРОЙКА РОБОТА И ПАКЕТОВ 57
3.3 ПОСТРОЕНИЕ КОНТУРА РОБОТА 61
3.4 ИНТЕГРАЦИЯ С ROS NAVIGATION 63
4 ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ИСПЫТАНИЙ 65
4.1 ИНТЕРФЕЙСЫ 65
4.2 ПРОВЕРКА РАБОТЫ АЛГОРИТМА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВЕСОВЫХ ЗНАЧЕНИЯХ КРИТЕРИЕВ 68
4.3 ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ В СРЕДЕ СИМУЛЯЦИИ STAGE 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
1 ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ И РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПУТИ
АВТОНОМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 8
1.1 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ АВТОНОМНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯМИ 8
1.2 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОНОМНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 9
1.3 МОДЕЛЬ ДИНАМИКИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 13
1.4 ОПТИМАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ 17
1.5 МЕТОДЫ И АЛГОРИТМЫ НАВИГАЦИИ РОБОТОВ 19
1.6 УЧЕТ ОГРАНИЧЕНИЙ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ 31
1.7 СУЩЕСТВУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ 35
2 ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБЪЕЗДА ПРЕПЯТСТВИЙ 39
2. 1 ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ 39
2.2 АЛГОРИТМ ОПТИМИЗАЦИИ 42
2.3 ЗАДАЧА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГИПЕРГРАФА 45
2.4 ОПТИМИЗАЦИЯ ГИПЕРГРАФА 47
2.5 ОПТИМИЗАЦИЯ ШТРАФНОЙ ФУНКЦИЙ 49
3 ИНТЕГРАЦИЯ АЛГОРИТМА 53
3.1 ВЫБОР СРЕДЫ РАЗРАБОТКИ И ТЕСТИРОВАНИЯ 53
3.2 НАСТРОЙКА РОБОТА И ПАКЕТОВ 57
3.3 ПОСТРОЕНИЕ КОНТУРА РОБОТА 61
3.4 ИНТЕГРАЦИЯ С ROS NAVIGATION 63
4 ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ИСПЫТАНИЙ 65
4.1 ИНТЕРФЕЙСЫ 65
4.2 ПРОВЕРКА РАБОТЫ АЛГОРИТМА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВЕСОВЫХ ЗНАЧЕНИЯХ КРИТЕРИЕВ 68
4.3 ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ В СРЕДЕ СИМУЛЯЦИИ STAGE 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
В настоящее время ведется множество разработок в сфере автомобилестроения с целью создания полностью роботизированных автомобилей. Уже сегодня существуют автомобили, которые могут передвигаться по дороге самостоятельно, но в
критических ситуациях все же необходимо вмешательство человека.
Автономные транспортные средства весьма полезны для общества, так как в
перспективе их использование позволит снизить количество дорожно-транспортных
происшествий, снизить затраты на грузоперевозки товаров, уменьшить количество
пробок на дорогах, а также они позволят быть независимыми многим людям, которые не могут управлять транспортными средствами из-за возраста или ограничений
здоровья.
Автономия транспортного средства на дороге требует надежной системы
навигации. Одной из важных частей навигации является система планирования
движения. Алгоритмы планирования движения должны создавать траекторию движения транспортного средства в режиме реального времени, используя информацию, предоставленную системой восприятия о текущем состоянии автомобиля, состоянии дороги впереди и местоположения других транспортных средств и объектов
на дороге.
Важным требованием к планировщику является скорость предоставления данных об изменениях на дороге. Это является сложной задачей для генерации траектории движения, так как в дорожных ситуациях необходима быстрая реакция системы
во избежание аварийных ситуаций.
Так же не менее важным требованием является оптимальность формируемых
траекторий. Учет оптимальности формируемых траекторий позволит роботам быть
эффективнее по сравнению с человеком, а именно тратить меньше времени на прохождение пути.
Планирование движения охватывает множество областей, например, человеческая походка, создание динамических траекторий для летательных аппаратов, вождение наземных транспортных средств по пересеченной местности. Для решения
этих разрозненных задач используется широкий спектр методов. Поэтому необхо7
димо сузить нашу сферу задач до планирования движения автономных транспортных средств на дороге.
Для построения оптимальных траекторий движения автономного транспортного средства необходимо реализовать алгоритм оптимизации траектории объезда
препятствий, возникающих перед автономным транспортным средством. Поэтому
целью данной работы является разработка программного модуля планирования локальных траекторий для определения оптимальных траекторий движения автономного транспортного средства, обеспечивающих безопасный объезд препятствий при
движении на дороге.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1) анализ математической модели движения транспортного средства;
2) анализ существующих методов построения траекторий;
3) разработка на основе существующих подходов и программная реализация алгоритма для получения оптимальных локальных траекторий
4) тестирование разработанного программного модуля.
Для решения поставленных задач были привлечены классические методы глобальной оптимизации и теории графов. Проверка работоспособности алгоритмов и
оценка точности осуществлялись путем проведения компьютерных экспериментов.
Научная новизна данной работы заключается в том, что был предложен эффективный способ многокритериальной оптимизации локальных траекторий движения автономных транспортных средств.
Данная работа имеет практическую ценность для разработки автономных
транспортных средств. Так как в ходе данной работы разработан программный модуль, реализующий алгоритмы навигации автомобиля и предназначенное для использования на бортовом вычислителе. Программный модуль был реализован в среде ROS, что существенно упрощает внедрение полученного алгоритма в систему автономного транспортного средства
критических ситуациях все же необходимо вмешательство человека.
Автономные транспортные средства весьма полезны для общества, так как в
перспективе их использование позволит снизить количество дорожно-транспортных
происшествий, снизить затраты на грузоперевозки товаров, уменьшить количество
пробок на дорогах, а также они позволят быть независимыми многим людям, которые не могут управлять транспортными средствами из-за возраста или ограничений
здоровья.
Автономия транспортного средства на дороге требует надежной системы
навигации. Одной из важных частей навигации является система планирования
движения. Алгоритмы планирования движения должны создавать траекторию движения транспортного средства в режиме реального времени, используя информацию, предоставленную системой восприятия о текущем состоянии автомобиля, состоянии дороги впереди и местоположения других транспортных средств и объектов
на дороге.
Важным требованием к планировщику является скорость предоставления данных об изменениях на дороге. Это является сложной задачей для генерации траектории движения, так как в дорожных ситуациях необходима быстрая реакция системы
во избежание аварийных ситуаций.
Так же не менее важным требованием является оптимальность формируемых
траекторий. Учет оптимальности формируемых траекторий позволит роботам быть
эффективнее по сравнению с человеком, а именно тратить меньше времени на прохождение пути.
Планирование движения охватывает множество областей, например, человеческая походка, создание динамических траекторий для летательных аппаратов, вождение наземных транспортных средств по пересеченной местности. Для решения
этих разрозненных задач используется широкий спектр методов. Поэтому необхо7
димо сузить нашу сферу задач до планирования движения автономных транспортных средств на дороге.
Для построения оптимальных траекторий движения автономного транспортного средства необходимо реализовать алгоритм оптимизации траектории объезда
препятствий, возникающих перед автономным транспортным средством. Поэтому
целью данной работы является разработка программного модуля планирования локальных траекторий для определения оптимальных траекторий движения автономного транспортного средства, обеспечивающих безопасный объезд препятствий при
движении на дороге.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1) анализ математической модели движения транспортного средства;
2) анализ существующих методов построения траекторий;
3) разработка на основе существующих подходов и программная реализация алгоритма для получения оптимальных локальных траекторий
4) тестирование разработанного программного модуля.
Для решения поставленных задач были привлечены классические методы глобальной оптимизации и теории графов. Проверка работоспособности алгоритмов и
оценка точности осуществлялись путем проведения компьютерных экспериментов.
Научная новизна данной работы заключается в том, что был предложен эффективный способ многокритериальной оптимизации локальных траекторий движения автономных транспортных средств.
Данная работа имеет практическую ценность для разработки автономных
транспортных средств. Так как в ходе данной работы разработан программный модуль, реализующий алгоритмы навигации автомобиля и предназначенное для использования на бортовом вычислителе. Программный модуль был реализован в среде ROS, что существенно упрощает внедрение полученного алгоритма в систему автономного транспортного средства
В данной работе было произведено исследование предметной области поиска
траекторий движения робота. После проведения анализа существующих алгоритмов
поиска траекторий, был выбран и модифицирован алгоритм для произведения оптимизации полученных траекторий. Полученный алгоритм имеет высокое быстродействие и качество получаемых траекторий.
Получаемые траектории с помощью обычных алгоритмов планирования траекторий являются неоптимизированными, вследствие чего движение по данным
траекториям влечет за собой лишние энергозатраты.
Благодаря полученному алгоритму оптимизации траекторий можно сократить
энергозатраты при движении автомобиля, время на их прохождение, а также повысить безопасность.
Описанные алгоритмы были реализованы на языке программирования C++.
Во время работы программы пользователь может осуществлять изменение параметров автомобиля и оптимизации траекторий, полученные параметры пользователь
может сохранять в файл для дальнейшего использования. Также пользователь может
располагать автономное транспортное средство в любой точке рабочей области,
кроме мест расположения препятствий, так же располагается и конечная точка траектории. После того, как определена целевая точка для автомобиля запускается алгоритмы построения глобальной и локальной траектории движения. Карта препятствий загружается в виде изображения, что позволяет реализовывать карты любой
сложности
Скорость поиска траекторий зависит от количества препятствий вокруг робота, формы робота и от аппаратного обеспечения.
Был проведен ряд испытаний разработанного программного модуля, проведен
анализ полученных в ходе испытаний результатов. Результаты показали, что для качественного построения траекторий необходимо более мощное аппаратное обеспечение, так как от этого зависит максимальная скорость движения робота. Иначе говоря, АТС часто останавливается для пересчета новых траекторий в сложных участках.79
Данная работа имеет практическую ценность для разработки автономных
транспортных средств. Так как в ходе данной работы разработан программный модуль, реализующий алгоритмы навигации автомобиля и предназначенное для использования на бортовом вычислителе. Программный модуль был реализован в среде ROS, что существенно упрощает внедрение полученных алгоритмов в систему
автономного транспортного средства.
Результаты полученные в ходе тестирования показывают, что алгоритм имеет
неплохую производительность. Медленное вычисление связано со слабыми характеристиками компьютера. При использовании алгоритмов в реальном автомобиле
необходим вычислитель, характеристики которого в разы превышают характеристики компьютера, на котором проводились тесты. Это связано с тем что в реальном
автомобиле используется большее количество датчиков и вследствие чего необходимо обрабатывать гораздо большее количество данных.
траекторий движения робота. После проведения анализа существующих алгоритмов
поиска траекторий, был выбран и модифицирован алгоритм для произведения оптимизации полученных траекторий. Полученный алгоритм имеет высокое быстродействие и качество получаемых траекторий.
Получаемые траектории с помощью обычных алгоритмов планирования траекторий являются неоптимизированными, вследствие чего движение по данным
траекториям влечет за собой лишние энергозатраты.
Благодаря полученному алгоритму оптимизации траекторий можно сократить
энергозатраты при движении автомобиля, время на их прохождение, а также повысить безопасность.
Описанные алгоритмы были реализованы на языке программирования C++.
Во время работы программы пользователь может осуществлять изменение параметров автомобиля и оптимизации траекторий, полученные параметры пользователь
может сохранять в файл для дальнейшего использования. Также пользователь может
располагать автономное транспортное средство в любой точке рабочей области,
кроме мест расположения препятствий, так же располагается и конечная точка траектории. После того, как определена целевая точка для автомобиля запускается алгоритмы построения глобальной и локальной траектории движения. Карта препятствий загружается в виде изображения, что позволяет реализовывать карты любой
сложности
Скорость поиска траекторий зависит от количества препятствий вокруг робота, формы робота и от аппаратного обеспечения.
Был проведен ряд испытаний разработанного программного модуля, проведен
анализ полученных в ходе испытаний результатов. Результаты показали, что для качественного построения траекторий необходимо более мощное аппаратное обеспечение, так как от этого зависит максимальная скорость движения робота. Иначе говоря, АТС часто останавливается для пересчета новых траекторий в сложных участках.79
Данная работа имеет практическую ценность для разработки автономных
транспортных средств. Так как в ходе данной работы разработан программный модуль, реализующий алгоритмы навигации автомобиля и предназначенное для использования на бортовом вычислителе. Программный модуль был реализован в среде ROS, что существенно упрощает внедрение полученных алгоритмов в систему
автономного транспортного средства.
Результаты полученные в ходе тестирования показывают, что алгоритм имеет
неплохую производительность. Медленное вычисление связано со слабыми характеристиками компьютера. При использовании алгоритмов в реальном автомобиле
необходим вычислитель, характеристики которого в разы превышают характеристики компьютера, на котором проводились тесты. Это связано с тем что в реальном
автомобиле используется большее количество датчиков и вследствие чего необходимо обрабатывать гораздо большее количество данных.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБЪЕЗДА ПРЕПЯТСТВИЙ АВТОМОБИЛЕМ
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016



