Особенности развития представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира (Педагогика и психология начального образования)
Есть много приложений.
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования и развития представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста 5
1.1 Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их реализация в воспитательном процессе подрастающего поколения 5
1.2 Педагогические основы формирования здорового образа жизни младших школьников 9
1.3 Основы формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников на уроках окружающего мира во 2 классе 13
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста 18
2.1 Программа исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 19
2.3 Рекомендации по развитию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников и оценка их эффективности 24
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32
Приложение 1 35
Приложение 2 37
Приложение 3 40
Приложение 4 41
Актуальность темы исследования. Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед полностью зависит от условий совершенствования человека. Соответственно, и проблема здорового образа жизни с утилитарных медико-биологических позиций выходит на психолого-педагогический социально значимый аксиологический аспект.
При этом по данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Анатомо-физиологические особенности младшего школьного возраста определяют высокую чувствительность растущего организма к комплексу неблагоприятных социальных и экологических факторов, нарушений гигиенических условий обучения, воспитания, труда, негативных стереотипов поведения.
Одновременно исследования современных ученых свидетельствуют о том, что на сегодняшний день у многих школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное и безответственное отношение к своему здоровью, налицо низкий уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых. У детей не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие школьники имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем апробировать комплекс заданий по формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме и охарактеризовать основные понятия исследования;
установить возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни младших школьников в ходе опытно-экспериментальной работы;
разработать комплекс заданий в рамках предмета «Окружающий мир» по развитию представлений детей младшего школьного возраста о здоровом образе жизни;
оценить эффективность подготовленного комплекса заданий.
Объект исследования – представления о здоровом образе жизни у младших школьников.
Предмет исследования – развитие представлений о здоровом образе жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: уровень представлений о ценности здоровья и правилах здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста недостаточно высок в связи с недостаточной методической обеспеченностью процессов их формирования и развития, в том числе в рамках предмета «Окружающий мир».
Теоретическую основу исследования труды российских авторов в сфере формирования здорового образа жизни и развития здоровьесберегающих технологий (О.А. Анисимова, Г.А. Авхненко, В.А. Лищук, О.Ю. Малоземов и др.), детской психологии (Л.В. Ижойкинава, В.С. Мухина, С.Т. Шацкий и др.).
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование); математические (метод математической обработки данных).
В рамках опытно-экспериментальной работы были использованы анкета «Отношение к ценности здоровья и здорового образа жизни» и экспресс-диагностики представлений о ценности здоровья учащихся А.А. Шабалиной.
База исследования: МБОУ «СОШ» с. Лойма с привлечением 10 учащихся 2 класса в возрасте 9 лет (5 девочек и 5 мальчиков).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Наиболее благоприятной почвой для оздоровления общества является социально-экономическая среда, где построение стиля и образа жизни зависит не только от личности, но и является государственной социальной политикой. Однако без участия самого человека, без его активности по самооздоровлению эти проблемы не решить.
При этом здоровый образ жизни – прежде всего, рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья.
Особенно актуальна проблема формирования ЗОЖ у младших школьников, что обусловлено кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений детей этого возраста.
К основным концептуальным положениям, обеспечивающим формирование ЗОЖ младших школьников можно отнести целостность учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуально-личностных возможностей учащихся, использование разнообразных форм организации мероприятий по формированию ЗОЖ, вовлечение всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, общественность) в работу по сохранению и укреплению детского здоровья.
Одним из основных учебных предметов начальной школы, призванном заложить основы адекватного представления детей о здоровом образе жизни, является «Окружающий мир». Однако в УМК «Школа России» за 2 класс А.А. Плешакова перечень тематических мероприятий по формированию здорового образа жизни учащихся довольно ограничен и недостаточен для развития стойкой мотивации детей к здоровому образу жизни. Интересные задания, предполагающие большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки, здесь отсутствуют.
Для проведения опытно-экспериментальной работы на базе 2 класса МБОУ «СОШ» с. Лойма были выбраны две методики:
информационный компонент культуры ЗОЖ был исследован с помощью анкеты «Отношение к ценности здоровья и здорового образа жизни», позволяющей комплексно оценить сформированность представлений о ЗОЖ, его отдельных компонентов, о ценности здоровья у детей младшего школьного возраста (7-11лет);
мотивационный компонент культуры ЗОЖ изучался с помощью экспресс-диагностики представлений о ценности здоровья учащихся, предназначенной для изучения ценности здоровья у детей младшего школьного возраста (7-11лет), оценки индивидуального отношения к здоровью и преобладающее в отдельной группе детей.
В эксперименте участвовали 10 человек (5 девочек и 5 мальчиков).
Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу исследования, продемонстрировав, что у младших школьников преобладают недостаточный уровень представлений о здоровом образе жизни и недостаточно осознанное отношение к своему здоровью как к ценности.
Наличие проблем формирования правильных представлений о здоровом образе жизни у младших школьников МБОУ «СОШ» с. Лойма обусловило актуальность и целесообразность создания комплекса дополнительных заданий к теме «Здоровье и безопасность» в рамках предмета «Окружающий мир».
Данный комплекс заданий, большинство из которых основаны на применении игровых технологий, был реализован на уроках окружающего мира во 2 классе.
По окончании формирующего этапа эксперимента была проведена повторная диагностика учащихся, показавшая, что число младших школьников с высоким уровнем сформированности представлений о здоровом образе жизни увеличилось с 20% до 50%, а количество детей с недостаточным уровнем развития этого показателя сократилось с 50% до 10%. В свою очередь, общее число учащихся с высоким уровнем ценностного отношения к здоровью и осознанным отношением к нему возросло с 50% до 80%, что свидетельствует об эффективности предложенных рекомендаций.
1. Амосова, Ю.Е. Основы здорового образа жизни: учебное пособие / Ю.Е. Амосова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – 119с.
2. Анисимова, О.А. Здоровьесберегающие технологии и организация досуга студенческой молодежи / О.А. Анисимова // Современный досуг в целенаправленном формировании гражданской инициативы и социальной ответственности новых поколений россиян: материалы круглого стола с международным участием (22 января 2016 года). – Смоленск: СГИИ, 2016. – С. 46-48.
3. Бабина, А.А. Ценностно-смысловые основы культуры здоровья человека / А.А. Бабина // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Часть 1. – Тюмень: Вектор Бук, 2013. – С. 34-36.
4. Баль, Л.В., Барканова, С.В. Здоровьесберегающая педагогика / Л.В. Баль, С.В. Барканова. – М.: Владос, 2013. – 190с.
5. Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс. – 2014. – 179с.
6. Здоровье, развитие, личность / Под ред. Г.Н. Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер. – М.: Академия, 2013. – 360 с.
7. Ивахненко, Г.А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах / Г.А. Ивахненко // Вестник. Институт социологии. – №6. – 2013. – С. 100-111.
8. Ижойкина, Л.В. Формирование у младших школьников учебных действий самоконтроля и самооценки при обучении естествознанию: дисс. канд. пед. н. / Л.В. Ижойкина. – Омск, 2015. – 213 с.
9. Калюжный, Е.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Е.А. Калюжный. – Арзамас: АГПИ, 2014. — 284 с.
10. Кириллова, Т.С. Игровые технологии в образовании / Т.С. Кириллова // Актуальные проблемы развития современной науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г.: в 5 частях. – Часть IV. – М.: «АР-Консалт», 2015. – С. 71-73.
11. Колесникова, Н.Н. Информационно-образовательная работа с родителями детей дошкольного возраста / Н.Н. Колесникова // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Часть 1. – Тюмень: Вектор Бук, 2013. – С. 129-132.
12. Кушнина, Е.Г. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебно-практическое пособие для студентов небиологических специальностей пед. вузов / Е.Г. Кушнина, Е.А. Романова; под общ. ред. В.П. Соломина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 271с.
13. Лищук, В.А. Стратегия здоровья / В.А. Лищук. – М., 2015. – 389 с.
14. Лободина, Н.В., Чурилова, Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность / Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 205с.
15. Малоземов, О.Ю. Аспекты генезиса понятия «здоровый образ жизни» / О.Ю. Малоземов // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Часть 1. – Тюмень: Вектор Бук, 2013. – С. 28-32.
16. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н.А. Менчинская. – М.: Инфра-М, 2012. – 448 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2014. – 608 с.
18. Особенности разработки культурно-досуговой программы в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Pandia.org. – Режим доступа: http://pandia.org/ text/77/498/13813.php (дата обращения: 01.02.2018).
19. Пенкрат, Л.В. Игровые проекты в школе / Л.В. Пенкрат, Н.В. Самусева. – Минск: Красико-Принт. – 2015. – 125с.
20. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник / А.А. Плешаков. – В 2-х частях. – M.: Просвещение, 2013. – 143 с.
21. Прохорова, Э.М. Валеология: словарь терминов и понятий / Э.М. Прохорова – М.:ИНФРА-М, 2014. – 111с.
22. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2013. – 607 с.
23. Шабалина, А.А. Диагностика здорового образа жизни детей и подростков: учеб.-метод.пособие для студентов пед.вузов, педагогов, родителей / А.А.Шабалина. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 106с.
24. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2013. - 349 с.
25. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. – Москва, 2009. ˗ 326 с.
26. Шиловских, К.В. Современные технологии физического воспитания старших школьников / К.В. Шиловских // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Часть 1. – Тюмень: Вектор Бук, 2013. – С. 226-229.