Особенности развития представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира (Педагогика и психология начального образования)
|
Есть много приложений.
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования и развития представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста 5
1.1 Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их реализация в воспитательном процессе подрастающего поколения 5
1.2 Педагогические основы формирования здорового образа жизни младших школьников 9
1.3 Основы формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников на уроках окружающего мира во 2 классе 13
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста 18
2.1 Программа исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 19
2.3 Рекомендации по развитию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников и оценка их эффективности 24
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32
Приложение 1 35
Приложение 2 37
Приложение 3 40
Приложение 4 41
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования и развития представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста 5
1.1 Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их реализация в воспитательном процессе подрастающего поколения 5
1.2 Педагогические основы формирования здорового образа жизни младших школьников 9
1.3 Основы формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников на уроках окружающего мира во 2 классе 13
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста 18
2.1 Программа исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 19
2.3 Рекомендации по развитию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников и оценка их эффективности 24
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32
Приложение 1 35
Приложение 2 37
Приложение 3 40
Приложение 4 41
Актуальность темы исследования. Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед полностью зависит от условий совершенствования человека. Соответственно, и проблема здорового образа жизни с утилитарных медико-биологических позиций выходит на психолого-педагогический социально значимый аксиологический аспект.
При этом по данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Анатомо-физиологические особенности младшего школьного возраста определяют высокую чувствительность растущего организма к комплексу неблагоприятных социальных и экологических факторов, нарушений гигиенических условий обучения, воспитания, труда, негативных стереотипов поведения.
Одновременно исследования современных ученых свидетельствуют о том, что на сегодняшний день у многих школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное и безответственное отношение к своему здоровью, налицо низкий уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых. У детей не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие школьники имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем апробировать комплекс заданий по формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме и охарактеризовать основные понятия исследования;
установить возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни младших школьников в ходе опытно-экспериментальной работы;
разработать комплекс заданий в рамках предмета «Окружающий мир» по развитию представлений детей младшего школьного возраста о здоровом образе жизни;
оценить эффективность подготовленного комплекса заданий.
Объект исследования – представления о здоровом образе жизни у младших школьников.
Предмет исследования – развитие представлений о здоровом образе жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: уровень представлений о ценности здоровья и правилах здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста недостаточно высок в связи с недостаточной методической обеспеченностью процессов их формирования и развития, в том числе в рамках предмета «Окружающий мир».
Теоретическую основу исследования труды российских авторов в сфере формирования здорового образа жизни и развития здоровьесберегающих технологий (О.А. Анисимова, Г.А. Авхненко, В.А. Лищук, О.Ю. Малоземов и др.), детской психологии (Л.В. Ижойкинава, В.С. Мухина, С.Т. Шацкий и др.).
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование); математические (метод математической обработки данных).
В рамках опытно-экспериментальной работы были использованы анкета «Отношение к ценности здоровья и здорового образа жизни» и экспресс-диагностики представлений о ценности здоровья учащихся А.А. Шабалиной.
База исследования: МБОУ «СОШ» с. Лойма с привлечением 10 учащихся 2 класса в возрасте 9 лет (5 девочек и 5 мальчиков).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
При этом по данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Анатомо-физиологические особенности младшего школьного возраста определяют высокую чувствительность растущего организма к комплексу неблагоприятных социальных и экологических факторов, нарушений гигиенических условий обучения, воспитания, труда, негативных стереотипов поведения.
Одновременно исследования современных ученых свидетельствуют о том, что на сегодняшний день у многих школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное и безответственное отношение к своему здоровью, налицо низкий уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых. У детей не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие школьники имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем апробировать комплекс заданий по формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме и охарактеризовать основные понятия исследования;
установить возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни младших школьников в ходе опытно-экспериментальной работы;
разработать комплекс заданий в рамках предмета «Окружающий мир» по развитию представлений детей младшего школьного возраста о здоровом образе жизни;
оценить эффективность подготовленного комплекса заданий.
Объект исследования – представления о здоровом образе жизни у младших школьников.
Предмет исследования – развитие представлений о здоровом образе жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: уровень представлений о ценности здоровья и правилах здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста недостаточно высок в связи с недостаточной методической обеспеченностью процессов их формирования и развития, в том числе в рамках предмета «Окружающий мир».
Теоретическую основу исследования труды российских авторов в сфере формирования здорового образа жизни и развития здоровьесберегающих технологий (О.А. Анисимова, Г.А. Авхненко, В.А. Лищук, О.Ю. Малоземов и др.), детской психологии (Л.В. Ижойкинава, В.С. Мухина, С.Т. Шацкий и др.).
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование); математические (метод математической обработки данных).
В рамках опытно-экспериментальной работы были использованы анкета «Отношение к ценности здоровья и здорового образа жизни» и экспресс-диагностики представлений о ценности здоровья учащихся А.А. Шабалиной.
База исследования: МБОУ «СОШ» с. Лойма с привлечением 10 учащихся 2 класса в возрасте 9 лет (5 девочек и 5 мальчиков).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Наиболее благоприятной почвой для оздоровления общества является социально-экономическая среда, где построение стиля и образа жизни зависит не только от личности, но и является государственной социальной политикой. Однако без участия самого человека, без его активности по самооздоровлению эти проблемы не решить.
При этом здоровый образ жизни – прежде всего, рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья.
Особенно актуальна проблема формирования ЗОЖ у младших школьников, что обусловлено кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений детей этого возраста.
К основным концептуальным положениям, обеспечивающим формирование ЗОЖ младших школьников можно отнести целостность учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуально-личностных возможностей учащихся, использование разнообразных форм организации мероприятий по формированию ЗОЖ, вовлечение всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, общественность) в работу по сохранению и укреплению детского здоровья.
Одним из основных учебных предметов начальной школы, призванном заложить основы адекватного представления детей о здоровом образе жизни, является «Окружающий мир». Однако в УМК «Школа России» за 2 класс А.А. Плешакова перечень тематических мероприятий по формированию здорового образа жизни учащихся довольно ограничен и недостаточен для развития стойкой мотивации детей к здоровому образу жизни. Интересные задания, предполагающие большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки, здесь отсутствуют.
Для проведения опытно-экспериментальной работы на базе 2 класса МБОУ «СОШ» с. Лойма были выбраны две методики:
информационный компонент культуры ЗОЖ был исследован с помощью анкеты «Отношение к ценности здоровья и здорового образа жизни», позволяющей комплексно оценить сформированность представлений о ЗОЖ, его отдельных компонентов, о ценности здоровья у детей младшего школьного возраста (7-11лет);
мотивационный компонент культуры ЗОЖ изучался с помощью экспресс-диагностики представлений о ценности здоровья учащихся, предназначенной для изучения ценности здоровья у детей младшего школьного возраста (7-11лет), оценки индивидуального отношения к здоровью и преобладающее в отдельной группе детей.
В эксперименте участвовали 10 человек (5 девочек и 5 мальчиков).
Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу исследования, продемонстрировав, что у младших школьников преобладают недостаточный уровень представлений о здоровом образе жизни и недостаточно осознанное отношение к своему здоровью как к ценности.
Наличие проблем формирования правильных представлений о здоровом образе жизни у младших школьников МБОУ «СОШ» с. Лойма обусловило актуальность и целесообразность создания комплекса дополнительных заданий к теме «Здоровье и безопасность» в рамках предмета «Окружающий мир».
Данный комплекс заданий, большинство из которых основаны на применении игровых технологий, был реализован на уроках окружающего мира во 2 классе.
По окончании формирующего этапа эксперимента была проведена повторная диагностика учащихся, показавшая, что число младших школьников с высоким уровнем сформированности представлений о здоровом образе жизни увеличилось с 20% до 50%, а количество детей с недостаточным уровнем развития этого показателя сократилось с 50% до 10%. В свою очередь, общее число учащихся с высоким уровнем ценностного отношения к здоровью и осознанным отношением к нему возросло с 50% до 80%, что свидетельствует об эффективности предложенных рекомендаций.
При этом здоровый образ жизни – прежде всего, рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья.
Особенно актуальна проблема формирования ЗОЖ у младших школьников, что обусловлено кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений детей этого возраста.
К основным концептуальным положениям, обеспечивающим формирование ЗОЖ младших школьников можно отнести целостность учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуально-личностных возможностей учащихся, использование разнообразных форм организации мероприятий по формированию ЗОЖ, вовлечение всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, общественность) в работу по сохранению и укреплению детского здоровья.
Одним из основных учебных предметов начальной школы, призванном заложить основы адекватного представления детей о здоровом образе жизни, является «Окружающий мир». Однако в УМК «Школа России» за 2 класс А.А. Плешакова перечень тематических мероприятий по формированию здорового образа жизни учащихся довольно ограничен и недостаточен для развития стойкой мотивации детей к здоровому образу жизни. Интересные задания, предполагающие большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки, здесь отсутствуют.
Для проведения опытно-экспериментальной работы на базе 2 класса МБОУ «СОШ» с. Лойма были выбраны две методики:
информационный компонент культуры ЗОЖ был исследован с помощью анкеты «Отношение к ценности здоровья и здорового образа жизни», позволяющей комплексно оценить сформированность представлений о ЗОЖ, его отдельных компонентов, о ценности здоровья у детей младшего школьного возраста (7-11лет);
мотивационный компонент культуры ЗОЖ изучался с помощью экспресс-диагностики представлений о ценности здоровья учащихся, предназначенной для изучения ценности здоровья у детей младшего школьного возраста (7-11лет), оценки индивидуального отношения к здоровью и преобладающее в отдельной группе детей.
В эксперименте участвовали 10 человек (5 девочек и 5 мальчиков).
Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу исследования, продемонстрировав, что у младших школьников преобладают недостаточный уровень представлений о здоровом образе жизни и недостаточно осознанное отношение к своему здоровью как к ценности.
Наличие проблем формирования правильных представлений о здоровом образе жизни у младших школьников МБОУ «СОШ» с. Лойма обусловило актуальность и целесообразность создания комплекса дополнительных заданий к теме «Здоровье и безопасность» в рамках предмета «Окружающий мир».
Данный комплекс заданий, большинство из которых основаны на применении игровых технологий, был реализован на уроках окружающего мира во 2 классе.
По окончании формирующего этапа эксперимента была проведена повторная диагностика учащихся, показавшая, что число младших школьников с высоким уровнем сформированности представлений о здоровом образе жизни увеличилось с 20% до 50%, а количество детей с недостаточным уровнем развития этого показателя сократилось с 50% до 10%. В свою очередь, общее число учащихся с высоким уровнем ценностного отношения к здоровью и осознанным отношением к нему возросло с 50% до 80%, что свидетельствует об эффективности предложенных рекомендаций.
Подобные работы
- Учет гендерных особенностей в процессе формирования здорового образа жизни младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников при изучении окружающего мира (Сыктывкарский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Формирование культуры здоровья учащихся начальных классов при изучении курса “Окружающий мир“(Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Формирование здорового образа жизни у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - Формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры здоровья учащихся начальных классов при изучении курса «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019



