Оценка планирования и оптимизации расходов бюджета на культуру и спорт (Тюменский государственный университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
Исследование проведено на примере города Нижневартовск.
Проведен анализ расходов бюджета г. Нижневартовска на культуру и спорт за 2015-2017 годы.
Также есть доклад и презентация к нему.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ОКАЗАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ 6
1.1 Сущность и специфика планирования расходов местных бюджетов по финансированию культуры и спорта 6
1.2. Инструменты бюджетного планирования в повышении эффективности бюджетных расходов на финансирование культуры и спорта 17
1.3 Методы и критерии оценки оптимизации бюджетных расходов на финансирование культуры и спорта 24
2 ОЦЕНКА ПЛАНИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ НА КУЛЬТУРУ И СПОРТ Г.НИЖНЕВАРТОВСКА 34
2.1 Общая характеристика сферы культуры и спорта г. Нижневартовска 34
2.2 Анализ и оценка планирования расходов на культуру и спорт в 2015-2017 гг. 39
2.3 Оценка и пути оптимизации расходов на культуру и спорт г. Нижневартовска 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
Исследование проведено на примере города Нижневартовск.
Проведен анализ расходов бюджета г. Нижневартовска на культуру и спорт за 2015-2017 годы.
Также есть доклад и презентация к нему.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ОКАЗАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ 6
1.1 Сущность и специфика планирования расходов местных бюджетов по финансированию культуры и спорта 6
1.2. Инструменты бюджетного планирования в повышении эффективности бюджетных расходов на финансирование культуры и спорта 17
1.3 Методы и критерии оценки оптимизации бюджетных расходов на финансирование культуры и спорта 24
2 ОЦЕНКА ПЛАНИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ НА КУЛЬТУРУ И СПОРТ Г.НИЖНЕВАРТОВСКА 34
2.1 Общая характеристика сферы культуры и спорта г. Нижневартовска 34
2.2 Анализ и оценка планирования расходов на культуру и спорт в 2015-2017 гг. 39
2.3 Оценка и пути оптимизации расходов на культуру и спорт г. Нижневартовска 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
Проблемы планирования расходов бюджетов являются предметом исследований экономистов в течение длительного периода времени. Актуальность данной темы является весьма высокой, поскольку в современных условиях для результативной работы муниципальных образований по исполнению возложенных на них полномочий недостаточно лишь только укрепления их финансовой базы, необходима также грамотная политика органов местной власти в сфере управления муниципальными финансами.
Величина и структура расходов государственного бюджета, несомненно, оказывают воздействие на развитие экономики и социальной сферы, играют важную экономическую, социальную и политическую роль в непрерывном движении и возобновлении процесса общественного воспроизводства. Выступая в качестве ускорителя, являются источником финансового обеспечения ускоренного развития таких приоритетных направлений, как социальная сфера.
В настоящее время основной проблемой является повышение эффективности бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы, так как это более важный фактор роста эффективности в современных условиях по сравнению с его доходной частью. Поэтому одной из центральной задач является повышение эффективности бюджетных расходов.
Особенно данный вопрос актуален в условиях действующего на сегодняшний день кризиса как российской, так и мировой экономики, и как следствие – возникновение нестабильной ситуации с доходной частью бюджета.
Одними из наиболее актуальных расходов бюджета на сегодня являются расходы на культуру и спорт, в частности их планирование и оптимизация.
Отметим, что физическая культура и спорт в равной степени, как и здравоохранение, образование, культура, - важнейшие стратегические ресурсы развития полноценного и здорового общества и отдельного человека, и в силу этого обстоятельства государство должно в значительной степени взять на себя функцию по обеспечению общества и каждого его члена этими стратегическими ресурсами их развития. Мировая практика полностью подтверждает важность и объективную необходимость серьезной государственной поддержки развития физической культуры и спорта как высокоэффективного средства преодоления негативных тенденций рыночной экономики.
Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы.
Цель данной работы состоит в оценке планирования и оптимизации расходов на культуру и спорт на примере г. Нижневартовска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
исследовать теоретические основы планирования и оптимизации расходов местных бюджетов на оказания бюджетных услуг;
провести анализ и оценку планирования расходов на культуру и спорт в г. Нижневартовск;
рассмотреть пути оптимизации расходов культуру и спорт в г. Нижневартовск.
Объектом данной работы выступают расходы бюджета г. Нижневартовска на культуру и спорт. Предметом – оценка эффективности расходов бюджета на культуру и спорт г. Нижневартовска.
Теоретико-методологической основой исследования послужили Кодексы, Федеральные Законы, частности: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017); Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ ( ред. от 05.02.2017); Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 05.12.2017).
Кроме этого в работе использованы научные труды отечественных ученых по теме планирования и оптимизации расходов бюджета, в частности таких как: Аветисян И.А., Ароян А.С., Арцыбашева Л.Б., Бареев В. И., Белостоцкий А.А. Бобров Н., Болтинова О.В., Боронос, В.Г., Валеев А.Р., Деревянко Д.В., Евдокимова Н.А., Зубрилина В.В., Карамушка Л.И., Каширина К.А., Киричук Л.А., Кравченко О.В., Кузнецова С.С., Кырмыгенова Б.Д., Ларионов В.А., Лейбюк А.В., Логачева О.С., Маврина О.А., Мастеров А.И., Мирошникова Н.И., Ракитина И.С., Салимова М.Р., Талачева Э.Ф., Федотова М.В., Финагенова О.Б., Хапсаева Р.Б., Чистова М. В.
В качестве методологической основы реализации цели используются системный подход, методы анализа и синтеза информации, сравнительного анализа, метод финансового анализа.
Теоретическая значимость данной работы выражается в возможности использования полученных результатов в различных научных исследованиях по данной или смежной тематике.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в возможности применения их в деятельности г. Нижневартовска по вопросам планирования и оптимизации бюджетов.
Внедрение результатов данного исследования способно улучшить результаты деятельности г. Нижневартовска в области планирования и оптимизации расходов бюджета.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет исследования.
В рамках первой главы раскрываются теоретические аспекты планирования и оптимизации расходов местных бюджетов на оказания бюджетных услуг.
Во второй главе проводится оценка планирования и оптимизации расходов на культуру и спорт г. Нижневартовска.
Величина и структура расходов государственного бюджета, несомненно, оказывают воздействие на развитие экономики и социальной сферы, играют важную экономическую, социальную и политическую роль в непрерывном движении и возобновлении процесса общественного воспроизводства. Выступая в качестве ускорителя, являются источником финансового обеспечения ускоренного развития таких приоритетных направлений, как социальная сфера.
В настоящее время основной проблемой является повышение эффективности бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы, так как это более важный фактор роста эффективности в современных условиях по сравнению с его доходной частью. Поэтому одной из центральной задач является повышение эффективности бюджетных расходов.
Особенно данный вопрос актуален в условиях действующего на сегодняшний день кризиса как российской, так и мировой экономики, и как следствие – возникновение нестабильной ситуации с доходной частью бюджета.
Одними из наиболее актуальных расходов бюджета на сегодня являются расходы на культуру и спорт, в частности их планирование и оптимизация.
Отметим, что физическая культура и спорт в равной степени, как и здравоохранение, образование, культура, - важнейшие стратегические ресурсы развития полноценного и здорового общества и отдельного человека, и в силу этого обстоятельства государство должно в значительной степени взять на себя функцию по обеспечению общества и каждого его члена этими стратегическими ресурсами их развития. Мировая практика полностью подтверждает важность и объективную необходимость серьезной государственной поддержки развития физической культуры и спорта как высокоэффективного средства преодоления негативных тенденций рыночной экономики.
Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы.
Цель данной работы состоит в оценке планирования и оптимизации расходов на культуру и спорт на примере г. Нижневартовска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
исследовать теоретические основы планирования и оптимизации расходов местных бюджетов на оказания бюджетных услуг;
провести анализ и оценку планирования расходов на культуру и спорт в г. Нижневартовск;
рассмотреть пути оптимизации расходов культуру и спорт в г. Нижневартовск.
Объектом данной работы выступают расходы бюджета г. Нижневартовска на культуру и спорт. Предметом – оценка эффективности расходов бюджета на культуру и спорт г. Нижневартовска.
Теоретико-методологической основой исследования послужили Кодексы, Федеральные Законы, частности: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017); Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ ( ред. от 05.02.2017); Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 05.12.2017).
Кроме этого в работе использованы научные труды отечественных ученых по теме планирования и оптимизации расходов бюджета, в частности таких как: Аветисян И.А., Ароян А.С., Арцыбашева Л.Б., Бареев В. И., Белостоцкий А.А. Бобров Н., Болтинова О.В., Боронос, В.Г., Валеев А.Р., Деревянко Д.В., Евдокимова Н.А., Зубрилина В.В., Карамушка Л.И., Каширина К.А., Киричук Л.А., Кравченко О.В., Кузнецова С.С., Кырмыгенова Б.Д., Ларионов В.А., Лейбюк А.В., Логачева О.С., Маврина О.А., Мастеров А.И., Мирошникова Н.И., Ракитина И.С., Салимова М.Р., Талачева Э.Ф., Федотова М.В., Финагенова О.Б., Хапсаева Р.Б., Чистова М. В.
В качестве методологической основы реализации цели используются системный подход, методы анализа и синтеза информации, сравнительного анализа, метод финансового анализа.
Теоретическая значимость данной работы выражается в возможности использования полученных результатов в различных научных исследованиях по данной или смежной тематике.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в возможности применения их в деятельности г. Нижневартовска по вопросам планирования и оптимизации бюджетов.
Внедрение результатов данного исследования способно улучшить результаты деятельности г. Нижневартовска в области планирования и оптимизации расходов бюджета.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет исследования.
В рамках первой главы раскрываются теоретические аспекты планирования и оптимизации расходов местных бюджетов на оказания бюджетных услуг.
Во второй главе проводится оценка планирования и оптимизации расходов на культуру и спорт г. Нижневартовска.
Таким образом, основной целью данной работы была оценка планирования и оптимизации расходов на культуру и спорт на примере г. Нижневартовска.
Для этого необходимо было решить ряд задач.
В первую очередь, были рассмотрены теоретические основы оптимизации расходов на культуру и спорт.
Соответственно, местные бюджеты играют важную роль в местных финансах. В работе было отмечено, что местный бюджет представляет собой план формирования финансовых ресурсов определенной территории, необходимых для обеспечения функций и полномочий местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения различных экономических и социальных потребностей. При этом главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, в частности на культуру и спорт. Как было отмечено, вопросы культуры и спорта, их финансирование на¬ходятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Отмечено, что одним из наиболее эффективных инструментов в рамках планирования расходов является применение программно-целевого метода. Он позволяет не только сбалансировано составить бюджет, но и оценить эффективность программных расходов. Отметим, что при использовании программно-целевого метода акцент смещается с планирования бюджетных расходов на планирование конкретных общественных результатов - как текущих, так и перспективных.
Наиболее актуальными сегодня являются вопросы оптимизации расходов местного бюджета, так как основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований – это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды.
Совершенствование структуры расходов местного бюджета должно осуществляться на основании определенных критериев, оптимизации выбора между альтернативными конкурирующими направлениями расходов.
В рамках второй задачи проводилось исследование расходов бюджета г. Нижневартовска на сферу культуры и сферу физической культуры и спорта.
Отметим, что на сегодняшний день данные сферы включены в паспорт инвестиционной привлекательности г. Нижневартовска. Особенностью их развития является наличие широкой сети, как учреждений культуры, так и учреждений сферы физической культуры и спорта.
В рамках данной работы была проведена оценка расходов на сферу культуры и сферу физической культуры и спорта. Отметим, что было выявлено, то, что расходы на культуру значительно превышают плановые показатели и в 2017 г. значительно возросли. Если говорить о сфере физической культуры, то здесь также отмечается рост расходов в 2017 г., однако имеет место недовыполнение установленного плана. Все вышесказанное свидетельствует о неэффективном планировании расходов на данные сферы.
В рамках оптимизации были предложены такие пути, как обеспечение главными распорядителями средств на указанные сферы определенных условий, среди которых недопущение необоснованного увеличения количества принимаемых расходов, недопущение возникновения кредиторской задолженности, а также эффективное использование трансфертов. Также было предложено: не допускать увеличение штатной численности работников муниципальных учреждений, ввести мораторий на закупку товаров не первой необходимости. Кроме этого необходимо, чтобы бюджетный процесс был ориентированным на результат.
Основным критерием эффективности в данном случае будет выступать достижение установленных показателей развития сферы культуры и спорта при оптимальных расходах, когда плановое их значение практически совпадает с фактическим.
Для этого необходимо было решить ряд задач.
В первую очередь, были рассмотрены теоретические основы оптимизации расходов на культуру и спорт.
Соответственно, местные бюджеты играют важную роль в местных финансах. В работе было отмечено, что местный бюджет представляет собой план формирования финансовых ресурсов определенной территории, необходимых для обеспечения функций и полномочий местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения различных экономических и социальных потребностей. При этом главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, в частности на культуру и спорт. Как было отмечено, вопросы культуры и спорта, их финансирование на¬ходятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Отмечено, что одним из наиболее эффективных инструментов в рамках планирования расходов является применение программно-целевого метода. Он позволяет не только сбалансировано составить бюджет, но и оценить эффективность программных расходов. Отметим, что при использовании программно-целевого метода акцент смещается с планирования бюджетных расходов на планирование конкретных общественных результатов - как текущих, так и перспективных.
Наиболее актуальными сегодня являются вопросы оптимизации расходов местного бюджета, так как основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований – это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды.
Совершенствование структуры расходов местного бюджета должно осуществляться на основании определенных критериев, оптимизации выбора между альтернативными конкурирующими направлениями расходов.
В рамках второй задачи проводилось исследование расходов бюджета г. Нижневартовска на сферу культуры и сферу физической культуры и спорта.
Отметим, что на сегодняшний день данные сферы включены в паспорт инвестиционной привлекательности г. Нижневартовска. Особенностью их развития является наличие широкой сети, как учреждений культуры, так и учреждений сферы физической культуры и спорта.
В рамках данной работы была проведена оценка расходов на сферу культуры и сферу физической культуры и спорта. Отметим, что было выявлено, то, что расходы на культуру значительно превышают плановые показатели и в 2017 г. значительно возросли. Если говорить о сфере физической культуры, то здесь также отмечается рост расходов в 2017 г., однако имеет место недовыполнение установленного плана. Все вышесказанное свидетельствует о неэффективном планировании расходов на данные сферы.
В рамках оптимизации были предложены такие пути, как обеспечение главными распорядителями средств на указанные сферы определенных условий, среди которых недопущение необоснованного увеличения количества принимаемых расходов, недопущение возникновения кредиторской задолженности, а также эффективное использование трансфертов. Также было предложено: не допускать увеличение штатной численности работников муниципальных учреждений, ввести мораторий на закупку товаров не первой необходимости. Кроме этого необходимо, чтобы бюджетный процесс был ориентированным на результат.
Основным критерием эффективности в данном случае будет выступать достижение установленных показателей развития сферы культуры и спорта при оптимальных расходах, когда плановое их значение практически совпадает с фактическим.
Подобные работы
- ПРОГРАММНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Развитие социальной сферы в столичных городах России
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Оценка эффективности реализации целевых программ по поддержке инвалидов и маломобильных групп населения (Тюменский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018



