Сказки как средство нравственного воспитания детей 3-4 лет (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)
|
Практическая часть работы сделана на примере деятельности МБДОУ детский сад №14 г. Амурска.
Есть приложения.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы нравственного воспитания детей 3-4 лет 5
1.1 Теоретические подходы к нравственному воспитанию детей 3-4 лет 5
1.2 Сказки как средство нравственного воспитания детей 3-4 лет 10
Глава 2 Описание опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию детей 3-4 лет 15
2.1 Особенности нравственного воспитания детей 3-4 лет 15
2.2 Анализ работы ДОУ по нравственному воспитанию детей 3-4 лет 21
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение 1 35
Приложение 2 36
Приложение 3 37
Есть приложения.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы нравственного воспитания детей 3-4 лет 5
1.1 Теоретические подходы к нравственному воспитанию детей 3-4 лет 5
1.2 Сказки как средство нравственного воспитания детей 3-4 лет 10
Глава 2 Описание опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию детей 3-4 лет 15
2.1 Особенности нравственного воспитания детей 3-4 лет 15
2.2 Анализ работы ДОУ по нравственному воспитанию детей 3-4 лет 21
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение 1 35
Приложение 2 36
Приложение 3 37
Для современного мира характерно ускорение и увеличение информационной емкости научных открытий, событий социальной и обыденной жизни. Все перечисленное предъявляет особые требования к образованию. В Концепции дошкольного воспитания, одной из главных задач указывается становление базиса личностной культуры. Это значит, что начиная с первых лет жизни, ребенок должен приобщаться к непреходящим ценностям, то есть к тем, что заложены в представлениях об истине, добре и красоте. В жизни детей должно быть что-то особенное, что поможет им, даст нужные ориентиры – это может быть и должна быть народная культура. Национальное своеобразие народа, его культурные ценности лучше всего познавать через русские народные сказки.
Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, ориентированной на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения. Нравственное воспитание подрастающего поколения объявлено приоритетным в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В частности, в данном документе сказано, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям».
Все вышесказанное подтверждает необходимость подробного изучения темы исследования.
Основополагающих трудов по вопросу ознакомления с русскими народными сказками почти нет. Однако на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.).
Данная тема затрагивается в работах по нравственному воспитанию дошкольников. Вопросу роли сказки в нравственном воспитании дошкольников посвящены публикации таких авторов как, Кондрашова Н. В, Кнутарева Н. Е.
Цель работы: изучить сказки как средство нравственного воспитания младших дошкольников.
Объектом исследования является нравственное воспитание детей 3-4 лет.
Предметом – сказки как средство нравственного воспитания детей 3-4 лет.
Гипотеза исследования – сказки являются эффективным средством нравственного воспитания дошкольников.
Цель исследования конкретизирована в задачах:
1. Изучить основные теоретические аспекты процесса нравственного воспитания детей 3-4 лет;
2. Доказать, что сказки являются действенным средством нравственного воспитания детей 3-4 лет;
3. Определить особенности нравственного воспитания детей 3-4 лет;
4. Проанализировать работу дошкольного учреждения по нравственному воспитанию детей средствами сказки.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, метод обобщения, изучение педагогической литературы.
Базой исследования было выбрано Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 г. Амурска
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения. списка литературы и приложений.
Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, ориентированной на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения. Нравственное воспитание подрастающего поколения объявлено приоритетным в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В частности, в данном документе сказано, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям».
Все вышесказанное подтверждает необходимость подробного изучения темы исследования.
Основополагающих трудов по вопросу ознакомления с русскими народными сказками почти нет. Однако на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.).
Данная тема затрагивается в работах по нравственному воспитанию дошкольников. Вопросу роли сказки в нравственном воспитании дошкольников посвящены публикации таких авторов как, Кондрашова Н. В, Кнутарева Н. Е.
Цель работы: изучить сказки как средство нравственного воспитания младших дошкольников.
Объектом исследования является нравственное воспитание детей 3-4 лет.
Предметом – сказки как средство нравственного воспитания детей 3-4 лет.
Гипотеза исследования – сказки являются эффективным средством нравственного воспитания дошкольников.
Цель исследования конкретизирована в задачах:
1. Изучить основные теоретические аспекты процесса нравственного воспитания детей 3-4 лет;
2. Доказать, что сказки являются действенным средством нравственного воспитания детей 3-4 лет;
3. Определить особенности нравственного воспитания детей 3-4 лет;
4. Проанализировать работу дошкольного учреждения по нравственному воспитанию детей средствами сказки.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, метод обобщения, изучение педагогической литературы.
Базой исследования было выбрано Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 г. Амурска
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения. списка литературы и приложений.
Нравственное воспитание детей является обязательным направлением современного дошкольного образования. Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей.
Изучение теоретических аспектов темы исследования, позволило определить нравственное воспитание как деятельность, направленную на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих ценностей. Данное определение дано в Законе об Образовании Российской Федерации.
Как сложное, многоаспектное явление, нравственное воспитание состоит из отдельных элементов: нравственных представлений, нравственных чувств и норм поведения.
Изучение нравственного воспитания ведется в двух направлениях: как процесс формирования нравственно-духовных социальных отношений и личностных качеств; как целенаправленная деятельность педагога по формированию у детей нравственных представлений, воспитания у них общепринятых норм и правил поведения. Эффективность нравственного воспитания зависит от используемых средств и методов работы с детьми и от взаимодействия с семьями воспитанников.
Одним из эффективных средств для возраста 3-4 лет, является сказка. Уникальность сказки заключается в том, что, не давая прямых наставлений, она учит основным нравственным ценностям: послушанию; уважению старших; терпению; взаимопомощи; доброжелательности.
Применяя сказки в процессе нравственного воспитания, необходимо учитывать специфику возраста ребенка. Для детей 3-4 лет этот процесс должен быть направлен на постепенное формирование элементов нравственного поведения, чувств и сознания ребенка и затрагивают разные области его взаимодействия с окружающим: отношения ребенка со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В условиях детского сада работа по нравственному воспитанию, должна быть направлена на решение следующих задач: формирование самостоятельности, формирование элементарных представлений о нормах морали и правилах поведения; воспитание основ дружеского взаимодействия со сверстниками. Решение указанных задач происходит в игровой форме, в процессе трудовой деятельности, на специально организованных занятиях.
Специфика работы по нравственному воспитанию и применению в этом процессе сказок, была рассмотрена на базе дошкольного учреждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 г. Амурска. Анализ деятельности, позволил заключить, что нравственное воспитание является одной из первостепенных задач образовательной деятельности. Доказательством этому служит использование нескольких образовательных программ, каждая из которых включает направление по формированию нравственных качеств личности.
Применение сказки для формирования нравственно цельной личности ребенка является обязательным условием процесса воспитания. В качестве методов и приемов формирования нравственных качеств личности используются: анализ сказки, рассказывание сказок, передумывание сказок, постановка сказок с помощью кукол, сочинение сказок, игра. Наиболее действенной формой работы со сказкой является проведение занятия, основанного на сказочном сюжете. На примере мероприятия «Путешествия в сказку» было доказано, что сказочный сюжет является эффективным средством для формирования важных нравственных качеств дошкольника.
Таким образом, поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнута.
Изучение теоретических аспектов темы исследования, позволило определить нравственное воспитание как деятельность, направленную на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих ценностей. Данное определение дано в Законе об Образовании Российской Федерации.
Как сложное, многоаспектное явление, нравственное воспитание состоит из отдельных элементов: нравственных представлений, нравственных чувств и норм поведения.
Изучение нравственного воспитания ведется в двух направлениях: как процесс формирования нравственно-духовных социальных отношений и личностных качеств; как целенаправленная деятельность педагога по формированию у детей нравственных представлений, воспитания у них общепринятых норм и правил поведения. Эффективность нравственного воспитания зависит от используемых средств и методов работы с детьми и от взаимодействия с семьями воспитанников.
Одним из эффективных средств для возраста 3-4 лет, является сказка. Уникальность сказки заключается в том, что, не давая прямых наставлений, она учит основным нравственным ценностям: послушанию; уважению старших; терпению; взаимопомощи; доброжелательности.
Применяя сказки в процессе нравственного воспитания, необходимо учитывать специфику возраста ребенка. Для детей 3-4 лет этот процесс должен быть направлен на постепенное формирование элементов нравственного поведения, чувств и сознания ребенка и затрагивают разные области его взаимодействия с окружающим: отношения ребенка со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В условиях детского сада работа по нравственному воспитанию, должна быть направлена на решение следующих задач: формирование самостоятельности, формирование элементарных представлений о нормах морали и правилах поведения; воспитание основ дружеского взаимодействия со сверстниками. Решение указанных задач происходит в игровой форме, в процессе трудовой деятельности, на специально организованных занятиях.
Специфика работы по нравственному воспитанию и применению в этом процессе сказок, была рассмотрена на базе дошкольного учреждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 г. Амурска. Анализ деятельности, позволил заключить, что нравственное воспитание является одной из первостепенных задач образовательной деятельности. Доказательством этому служит использование нескольких образовательных программ, каждая из которых включает направление по формированию нравственных качеств личности.
Применение сказки для формирования нравственно цельной личности ребенка является обязательным условием процесса воспитания. В качестве методов и приемов формирования нравственных качеств личности используются: анализ сказки, рассказывание сказок, передумывание сказок, постановка сказок с помощью кукол, сочинение сказок, игра. Наиболее действенной формой работы со сказкой является проведение занятия, основанного на сказочном сюжете. На примере мероприятия «Путешествия в сказку» было доказано, что сказочный сюжет является эффективным средством для формирования важных нравственных качеств дошкольника.
Таким образом, поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнута.
Подобные работы
- Формирование связной речи детей 3 - 4 лет (Проектирование воспитательно - образовательного процесса в ДОУ, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018 - Приобщение к национальной культуре детей дошкольного возраста (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Формирование патриотизма детей дошкольного возраста (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025



