ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 КОНСТРУКЦИЯ И ПРИНЦИП РАБОТЫ АКПП 6
1.2. Особенности эксплуатации автомобилей с АКПП 10
1.3. Методы диагностирования АКШ1 12
1.3.1 Диагностирование по внешнему виду трансмиссионной жидкости 12
1.3.2. Виброакустический метод диагностирования 14
1.3.3. Основные неисправности АКПП и методики их поиска 15
1.4 Способы восстановления корпусных деталей АК1П1 28
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 42
2. СИСТЕМА ФИРМЕННОГО СЕРВИСА 43
2.1 Система технического обслуживания, ее содержание и развитие 43
2.2. Процесс обслуживания АК1П1 47
2.3. Вариативное обслуживание автомобильной техники 48
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 55
3. РАЗРАБОТКА СПОСОБА ФИКСАЦИИ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ В
КОРПУСЕ АКПП 55
3.1 Технологические рекомендации 61
3.2 Расчет экономической эффективности технологии восстановления
корпусных деталей 61
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность темы исследования. Увеличение производительности современных автотранспортных средств при одновременном улучшении их топливной экономичности и повышение безопасности эксплуатации неразрывно связано с решением проблем автоматизации управления агрегатами автомобилей и, в первую очередь, агрегатами трансмиссии.
В настоящее время наиболее широкое распространение получили планетарные гидромеханические передачи позволяющие, во-первых, снизить динамические нагрузки в системе "двигатель-трансмиссия" за счет обеспечения плавности протекания переходных процессов, и, во-вторых, относительно простыми средствами автоматизировать процессы, связанные с управлением передачей мощности от двигателя к ведущим колесам. Благодаря этому упрощается управление автомобилем, снижается утомляемость водителя вследствие уменьшения объема его физической нагрузки, создается возможность усиления внимания к дорожной обстановке. Все это обеспечивает повышение безопасности движения, а также снижает степень влияния квалификации и индивидуальных особенностей водителя на эксплуатационные показатели автомобиля.
Однако у гидромеханических передач присутствуют и существенные недостатки, такие как наличие гидротрансформатора - узла, обладающего низким КПД (коэффициент полезного действия), большими осевыми и радиальными размерами, требующего использования большого количества рабочей жидкости для эффективной работы (столько же, сколько на систему смазки и управления). В связи с этим ведущие мировые производители автоматических коробок передач (далее АКПП) в последние годы стараются отказаться от использования гидротрансформаторов. Однако отсутствие гидротрансформатора приводит к сужению динамического диапазона коробки передач, что приводит к необходимости увеличения числа ступеней. Наиболее рациональным с точки зрения соотношения размеров коробки передач, числа ступеней и возможности переключения передач без разрыва потока мощности является применения планетарных коробок передач с переключением при помощи индивидуальных фрикционов.
Срок эксплуатации автомобиля определяется качеством его технического обслуживания и условиями, обеспечивающими реализацию его функциональных возможностей. Восстанавливают работоспособность машины и обеспечивают её нормальное функционирование на протяжении всего срока службы в ходе технического обслуживания и ремонта. Долговечность машины зависит от ресурса её составных элементов. Ремонт может осуществляться как заменой изношенных деталей, так и их восстановлением, что позволяет в значительной степени снизить затраты. Особенно это актуально при ремонте крупногабаритных металлоёмких корпусных деталей трансмиссии, масса и стоимость которых может достигать 40.. .45% от массы и стоимости всего автомобиля в целом. Поэтому возникает необходимость создания и использования новых технологий восстановления, отвечающих современному уровню развития техники. Необходимо создавать и применять новые материалы, которые смогут обеспечить деталям, узлам и машине в целом повышенный послеремонтный ресурс.
В данной работе предлагается способ фиксации подшипника качения в корпусе при ремонте автоматических коробок перемены передач, включающий нанесение клеящего вещества на контактирующие поверхности гнезда и подшипника, установку подшипника в гнездо и его фиксацию в гнезде, отличающийся тем, что перед нанесением клеящего вещества производят пластическую деформацию поверхности посадочного гнезда, а отверждение клеящего вещества проводят при температуре 90” 100°С в течение 0,5 "• 1,0 ч при дополнительной подпитке клеящим веществом зоны установки подшипника в процессе отверждения, причем при увеличении температуры нагрева время выдержки уменьшают.
Цель исследования посвящена повышению эффективности восстановления посадочных отверстий подшипников качения, в корпусе АКПП, на основе клеящего вещества ВК-9 , который позволит обеспечить повышение долговечности корпусных деталей, и снизить себестоимость их восстановления..
Задачи исследования
- рассмотреть основные неисправности АКПП и методы их устранения;
- проанализировать способы восстановления корпусных деталей коробок передач;
- разработать способ восстановления отверстий под подшипники в корпусе АКПП.
Объект исследование автоматические коробки передач
Научная новизна исследования - разработан новый способ фиксации подшипника качения в корпусе автоматических коробок передач, при помощи полимерного покрытия, после ремонта.
На защиту выносятся :
- теоретические предпосылки повышения ресурса подшипника качения в корпусе автоматических коробок передач при восстановлении полимерными материалами.
- технология восстановления посадочных отверстий под подшипники в корпусных деталях композицией клеящего вещества ВК-9 и техническо- экономическая эффективность ее использования.
Автоматическая коробка передач - одна из важнейших частей автомобиля, которая дает возможность движения автомобиля. Без четкой и бесперебойной его работы, не будет четкого движения транспортного средства. Эти свойства автоматической коробки передач во многом определяются уровнем работоспособности и техническим состоянием автомобилей и парков, которые зависят, во-первых, от надежности конструкции автомобилей, во-вторых, от мер по обеспечению их работоспособности в процессе эксплуатации и от условий . При этом, если надежность конструкции автомобилей закладывается на этапах проектирования и производства, то наиболее полное использование потенциальных возможностей обеспечивается этапом технической эксплуатации, а, следовательно, работоспособность автомобилей и парков обеспечивается подсистемой технической эксплуатации автомобилей.
1) В данной магистерской диссертации приведена конструкция, принцип действия и особенности эксплуатации автоматических коробок передач.
2) Проанализированы методы диагностирования АКПП. Составлена таблица основных причин неисправностей и способов их устранения.
3) Предложен способ фиксации подшипников качения в корпусных
деталях, направленный на повышение вибрационной стойкости
подшипников с клеевой заделкой в корпусные детали из алюминиевых сплавов.
4) Приведен процесс обслуживания автоматических коробок
передач, выявили важность прохождения технического обслуживания АКПП , особенно автомобилей, которые эксплуатируются в сложных
климатических условиях.
5) Разработана технология восстановления корпусных деталей АКПП на основе клеящего вещества ВК-9.
6) Годовой экономический эффект от внедрения новой технологии составил около 520 тыс. руб
1. Устройство и принцип работы современного гидротрансформатора
[Электронный ресурс]. URL: https://techautoport.ru/transmissiya/korobka-
peredach/gidrotransformator.html (Дата обращения 1.05.2018);
2. Как правильно эксплуатировать авто с коробкой автомат. [Электронный ресурс]. URL: https://avtoexperts.ru/article/kak-pravil-no-e-kspluatirovat-avto-s- korobkoj-avtomat/ (Дата обращения 1.05.2018);
3. О трансмиммионных жидкостях (маслах) а АКИИ. [Электронный ресурс].
URL: https: //remrai.ru/masla/310-o-transmissionnyh-zhidkostj ah-maslah-v-
akpp.html (Дата обращения 1.05.2018);
4. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ АКИИ Маляренко С.О. научный
руководитель канд. техн. наук Мальчиков С.В. Сибирский Федеральный Университет. [Электронный ресурс]. URL: http://conf.sfu-
kras.ru/sites/mn2012/thesis/s026/s026-004.pdf (Дата обращения 1.05.2018);
5. Основные неисправности АКИИ и методики их поиска [Электронный ресурс]. URL: http://www.matir.ru/useful/osnovnue_neispravnosti_akpp (Дата обращения 1.05.2018);
6. Ли, Р. И. Восстановление и упрочнение деталей: Учеб. пособие для вузов / Ли Р. И.. - М-во сель. хоз-ва РФ, Мичуринск. гос. аграрн. ун-т - Липецк: Изд- во ЛГТУ, 2008. - 322 с.
7. Черноиванов В.И., Голубев И.Г. Восстановление деталей машин (Состояние и перспективы) Учеб. пособие для вузов / Черноиванов В.И., Голубев И.Г: Изд-во ФГНУ «Росинформагротех», 2010. - 376 с.
8. Черноиванов, В. И. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: Учебное пособие / Черноиванов В. И., Бледных В. В., Северный А. Э.; - Москва - Челябинск, ГОСНИТИ, ЧГАУ, 2003. - 992 с.
9. Ли, Роман Иннакентьевич Восстановление неподвижных соединений подшипников качения сельскохозяйственной техники полимерными материаламитема диссертации и автореферата по ВАК 05.20.03, доктор технических наук Ли, Роман Иннакентьевич. 2001 г. 340 с.
10. Баурова Н.И. Применение полимерных композиционных материалов при производстве и ремонте машин : учеб.пособие/ Н.И. Баурова, В.А. Зорин.- М.: МАДИ, 2016 -264 с.
11. Лахно А. В., Рылякин Е. Г. Восстановление деталей машин из полимерных материалов // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 196-199.
— URL https://moluch.ru/archive/67/11187/ (дата обращения: 16.06.2018)
12. Ли, Р. И. Технологии восстановления деталей сельскохозяйственной техники оборудования перерабатывающих предприятий [Текст] / Ли Р. И.; - Липецк, МичГАУ, 2008. - 322 с.
13. Лангерт, Б. А. Исследование и разработка метода восстановления посадочных мест под подшипники в корпусных деталях машин. - Тр. ГОСНИТИ, 1972. - Т.43. - с. 43.51
14. Гаджиев, А. А. Технологическое обеспечение долговечности подшипниковых узлов машин применением полимерных материалов [Текст]: автореф. дис. докт. техн. наук. / Гаджиев А. А. - М., 2005. - 35 с.].
15. Методические указания к лабораторной работе «Восстановление деталей полимерными материалами при ремонте машин и оборудования» [Текст] / Ли Р. И., Кондрашин С. И. - Мичуринск. : Изд-во Мич. гос. агр-го ун- та, 2007. - 24 с
16. Дёмин, В. Е. Совершенствование технологии восстановления сопряжений опор корпусных деталей с подшипниками качения применением композиционных анаэробных материалов
17. Кондрашин, С. И. Восстановление неподвижных соединений подшипников качения сельскохозяйственной техники анаэробными герметиками с дисперсными минеральными наполнителями [Текст]: дис. ... канд. техн. наук /Кондрашин С. И. - Мичуринск, 2009. - 118 с
18. Бутин, А. В. Повышение эффективности восстановления неподвижных соединений подшипников качения сельскохозяйственной техники полимерными композициями [Текст]: дис. ... канд. техн. наук / Бутин А. В. - Мичуринск, 2012. - 127 с
19. Гусев, В. Н. Анодно-механическая обработка металлов / В. Н.
Гусев. - М.: Машгиз, 1952. - 321 с.
20. Киселев, М. Г. Электроэрозионная обработка материалов: учебнометодическое пособие / М. Г. Киселев, Ю. Ф. Ляшук, В. Л. Габец. - М.:Технопринт, 2004. - 112 с.
21. Левинсон, Е. М. Электроэрозионная обработка металлов / Е.М. Левинсон, В. С. Лев. - Л.: Лениздат, 1972. - 328 с.
22. Немилов, Е. Ф. Справочник по электроэрозионной обработке материалов / Е. Ф. Немилов. - Л.: Машиностроение. Ленинградское отд-ние, 1989. - 164 с.
23. Немилов, Е. Ф. Электроэрозионная обработка материалов / Е. Ф. Немилов. - Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1983. - 160 с.
24. Панов, С. В. Влияние природы наноразмерных частиц и способа смешивания на трибологические свойства порошковой стали 70П / В. С. Панов, Ж. В. Еремеева, Г. Х. Шарипзянова, Р. А. Скориков, Г. В. Михеев, Е.
В. Агеев // Известия Юго-Западного государственного университета, -2014. - № 6 (57). - С. 8-14.
25. Батищев, А. Н. Восстановление деталей сельскохозяйственной техники / А. Н.Батищев, И. Г.Голубев, В. П.Лялякин. - М.: Информагротех, 1995. - 296 с.
26. Кузнецов, С. А. Технология ремонта автотранспортных средств / С.
А. Кузнецов. - Кемерово: Куз ГТУ, 2006. - 186 с.
27. Холдерман, Дж. Д. Автомобилные двигатели: теория и технологическое обслуживание / Дж. Д. Холдерман, Ч. Д. Митчелл. - М.: Транспорт, 2006. - 664 с. 193
28. Передерий, В. П. Устройство автомобиля / В. П. Передерий. - М.: Форум, 2005. - 288 с.
29. Микипорис, Ю. А. Эксплуатация и ремонт автотехники / Ю.А.
Микипорис. - Ковров: КГТА, 2002. - 88 с.
30. Пантелеев, Ф. И. Восстановление деталей машин / Ф. И.Пантелеев,
В. П. Лялякин, В. П. Иванов [и др.]: под ред. В. П. Иванова. - М.: Машиностроение, 2003. - 672 с.
31. Маслов, Н. Н. Эффективность и качество ремонта автомобилей / Н.
Н. Маслов. - М.: Транспорт, 1981. - 304 с.
32. Воловик, Е. Л.Справочник по восстановлению деталей / Е. Л.
Воловик. - М.: Колос, 1981. - 351 с.
33. Батищев, А.Н. Восстановление деталей сельскохозяйственной техники / А. Н.Батищев, И. Г.Голубев, В. П.Лялякин. - М.: Информагротех, 1995. - 296 с.
34. Ермолов, Л. С. Основы надежности сельскохозяйственной техники / Л. С. Ермолов, В.М. Кряжков, В. Е. Черкун. - М.: Колос, 1974. - 223 с.
35. Агеев, Е. В. Теоретические и нормативные основы технической эксплуатации автомобилей: учебное пособие / Е.В. Агеев; Юго-Зап. гос. ун- т.,-Курск,2008. -195 с.
36. Кузнецов, Е. С. Техническая эксплуатация автомобилей : учебник
для ВУЗов / Е. С. Кузнецов, А. П. Болдин, В. М. Власов под общ. ред. Е. С. Кузнецова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Наука, 2001.- 535 с.
37. Сарбаев, В. И.Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: механизация и экологическая безопасность производственных процессов / В. И. Сарбаев, С. С. Селиванов, В.Н. Коноплев, [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 448 с.
38. Бернардский, В. В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей : учебник / В. В. Бернардский. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. -448 с.194
39. Фролов, Ю. Н. Техническая эксплуатация и экологическая безопасность автомобильного транспорта: учебное пособие / Ю. Н. Фролов.
- М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2001. - 135 с.
40. Туревский, И. С. Техническое обслуживание автомобилей : учебное пособие / И. С. Туревский. - М.: Инфра-М, 2005. - Кн. 1. - 432 с.
41. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Минавтотранс РСФСР. - М.: Транспорт, 1988. - 73 с.
42. Кузнецов, Е. С. Управление технической эксплуатацией автомобилей / Е. С. Кузнецов. - М.: Транспорт, 1995. - 272 с.
43. Аринин, И. Н. Техническая эксплуатация автомобилей. Управление технической готовностью подвижного состава: учебное пособие / И. Н. Аринин, С.И. Коновалов, Ю.В. Баженов, [и др.]. - Владимир: Изд-во Владимирского ГУ, 2003. - 220 с.
44. Малкин, B. C. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей: учебное пособие / B. C. Малкин. - Тольятти: ТГУ, 2004. -110 с.
45. Власов, В. М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник / С. В. Жанказиев, С.М. Круглов [и др.].-М.: Академия, 2004. -480 с.
46. Гаркунов, Д. Н. Триботехника: Учебник для технических вузов / Д.
Н. Гаркунов. - М.: Машиностроение,1999. - 336 с.
47. Хрущев, М. М. Исследование изнашивания материалов / М. М.
Хрущев, М Л. Бабичев. - М.: Наука, 1960. - 352 с.
48. Костецкий, Б. И. Трение, смазка и износ в машинах / Б. И. Костецкий. - Киев: Техника, 1970. - 396 с.
49. Буше, Н. А. Совместимости трущихея поверхностей / Н. А. Буше, В.
В. Копытько. - М.: Наука, 1981. - 223 с.
50. Карасик, И. И. Прирабатываемость материалов для подшипников скольжения / И. И. Карасик. - М.: Наука, 1978. - 136 с
51. Чичинадзе, А. В. Основы трибологии. (Трение. износ. смазка) Учебник для вузов / А. В.Чичинадзе - М.: Наука, 1975. - 478 с. 195
52. Крагельского, И. В. Трение, изнашивание и смазка: Справочник. В 2-х
кн. / Под редакцией И. В.Крагельского, В. В.Алисина. - М.:
Машиностроение, 1978. - 400 с.