Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ ПОДВЕСКИ ТЯГАЧА «КАМАЗ» С ПОЛУПРИЦЕПОМ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВИБРОНАГРУЖЕННОСТИ ВОДИТЕЛЯ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ И РЕЖИМАХ ДВИЖЕНИЯ

Работа №45953

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информатика

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость5620 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
351
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ МАТЕМАТЧИЕСКИХ МОДЕЛЕЙ КОЛЕСНЫХ МАШИН ДЛЯ
ОЦЕНКИ ВИБРОНАГРУЖЕННОСТИ 8
2 ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 12
2.1 ВИДЫ И УСТРОЙСТВА ПОДВЕСОК АВТОМОБИЛЕЙ 12
2.2 ПЛАВНОСТЬ ХОДА И СНИЖЕНИЕ ВИБРОНАГРУЖЕННОСТИ АВТОМОБИЛЯ 18
3 РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОДВЕСКИ ТЯГАЧА 21
3.1 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССОВ ДВИЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПОДВЕСКИ 21
3.2 ВЫВОД МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОДВЕСКИ ТЯГАЧА С ПОЛУПРИЦЕПОМ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ
ЛАГРАНЖА ВТОРОГО РОДА 23
3.3 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИКРОПРОФИЛЯ ДОРОЖНОЙ ПОВЕРХНОСТИ 29
4 РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ ПОДВЕСКИ ТЯГАЧА 33
4. 1 КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 33
4.2 КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПОДВЕСКИ ТЯГАЧА КАМАЗ С ПОЛУПРИЦЕПОМ В СРЕДЕ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ SIMULINK 34
5 ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ ПОДВЕСКИ ТЯГАЧА КАМАЗ С
ПОЛУПРИЦЕПОМ 42
5.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ИССЛЕДУЕМОЙ СИСТЕМЫ 42
5.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЧХ ИССЛЕДУЕМОЙ МОДЕЛИ. ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ МАССЫ ПОЛУПРИЦЕПА НА
ВИБРОНАГРУЖЕННОСТЬ СИСТЕМЫ 42
5.3 ОЦЕНКА ВИБРОНАГРУЖЕННОСТИ ВОДИТЕЛЯ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ И УСЛОВИЯХ ДВИЖЕНИЯ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ


Одной из главных характеристик транспортного средства является плавность
хода. Под плавностью хода подразумевается совокупность свойств колесной машины, позволяющих двигаться с заданными эксплуатационными скоростями по дорожной поверхности без превышения общепринятых норм вибронагруженности.
Чрезмерная вибронагруженность водителя приводит к повышенной утомляемости, притупляет внимание, и в совокупности все это ведет к резкому снижению
производительности и качества труда, а регулярные интенсивные воздействия вибраций в дальнейшем могут негативно повлиять на здоровье и вовсе привести вибрационной болезни. С другой стороны, увеличивается вероятность различного рода аварий и дорожных происшествий, то есть в целом снижается безопасность. Даже, несмотря на то, что в последнее время снижению вибронагруженности водителя уделяется очень большое внимание, эта проблема остается нерешенной для ряда случаев,
так как постоянно возрастают мощности двигателей автомобилей, увеличиваются их
скорости движения. При этом в свою очередь происходит постоянное ужесточение
санитарных норм вибронагруженности.
Автопоезд представляет собой сложную многомассовую динамическую систему, состоящую из автомобиля-тягача и полуприцепа, в которой при движении по
дорогам с неровным и неоднородным покрытием возникают колебания, которые в
свою очередь отрицательно сказываются на элементах конструкции, водителе и перевозимом грузе. Негативное влияние вибрации можно уменьшить, правильно подобрав параметры подвески и прочих элементов вибрационной защиты автомобиля в
процессе стендовых, натурных и виртуальных испытаний [1]. В настоящее время
предпочтительным является последний вариант, поскольку он позволяет существенно снизить объем натурных испытаний, сократив сроки и стоимость проектирования, а также допускает применение эффективных методов численной оптимизации
для решения задачи поиска наилучших параметров конструкции. В то же время для
проведения виртуальных испытаний и предварительных расчетов необходимо нали6
чие точной и, вместе с тем, достаточно простой математической (компьютерной) модели, которая подробно описывает интересующие для исследования в системе процессы.
В современном автомобилестроении активно используются всевозможные методы компьютерного моделирования на всех этапах проектирования и дальнейшей
эксплуатации выпускаемой продукции. В то же время в зависимости от того какие
типы задач решаются на стадии конструирования и последующих этапах жизненного
цикла готового продукта требуется разработка разнообразных моделей, которые описывают интересующие инженера параметры и характеристики автомобиля с различной степенью точности. Таким образом, например, при исследовании показателей
топливной экономичности требуется детальное описание характеристик двигателя и
трансмиссии, для оценки аэродинамических параметров необходимо максимально
подробно описать геометрию кузова исследуемого автомобиля, а для оценки вибронагруженности колесной машины потребуется представление автомобиля как многомассовой колебательной системы с подробным описанием упругих элементов подвески.
В настоящее время существует достаточно большое количество моделей, которые применяются для изучения колебательных процессов, протекающих в автомобиле [2-5]. Однако большинство из них предназначено для исследования вибрационных процессов в двухосных или трехосных (реже – многоосных) транспортных средствах. В то же время, отдельной и весьма важной задачей на практике является моделирование колебаний в седельных и прицепных автопоездах с учетом условий и режимов движения, а также исследование степени влияния прицепа/полуприцепа на характеристики всей системы (например, на показатель вибронагруженности водителя).
Это обусловлено широким использованием сочлененных автотранспортных средств,
так как они отличаются высокой экономической эффективностью при осуществлении
грузоперевозок: по экспертным оценкам применение автопоездов позволяет снизить
на 30% себестоимость транспортировки грузов на средних и больших дистанциях [6].7
Таким образом, цель данной работы – разработка и исследование компьютерной модели подвески тягача «КАМАЗ» с полуприцепом для оценки вибронагруженности водителя в различных условиях и режимах движения, является весьма актуальной.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1) Разработать математическую модель подвески тягача «КАМАЗ» с полуприцепом.
2) На основе математической модели разработать компьютерную модель
подвески тягача «КАМАЗ» с полуприцепом.
3) Исследовать вибронагруженность водителя в различных условиях и режимах движения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения работы в среде MATLAB-SIMULINK была разработана и
исследована компьютерная модель подвески тягача «КАМАЗ» с полуприцепом для
оценки вибронагруженности водителя в различных условиях и режимах движения.
Модель позволяет оценивать вибронагруженность водителя при движении автопоезда по дорогам с различным качеством и типом покрытия. Также модель позволяет
учитывать режимы движения – скорость тягача и массу груза в полуприцепе.
Работа содержит описание теоретической части, описание разработки математической и компьютерной моделей, а также их исследование.
Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены.
В частности, выполнены следующие задачи:
1) Разработать математическую модель подвески тягача «КАМАЗ» с полуприцепом.
2) На основе математической модели разработать компьютерную модель
подвески тягача «КАМАЗ» с полуприцепом.
3) Исследовать вибронагруженность водителя в различных условиях и режимах движения.
В ходе работ был проведен обзор уже существующих математических моделей
автомобилей для оценки плавности хода. Большинство из них не в полной мере отображают работу виброзащитных систем колесной машины и пригодны для исследований вибронагруженности двухосных автомобилей.
При исследовании разработанной модели подвески тягача было показано, что
полуприцеп и его масса оказывают существенное влияние на вибронагруженность
всей системы. Так, например, уменьшение массы полуприцепа снижает плавность
хода автопоезда. Также была показана эффективность вторичных систем подрессоривания кабины, в результате которого вертикальные виброускорения на водительском
кресле оказались ниже, чем на тягаче.
Вибронагруженность водителя была оценена по установленным отраслевым
стандартам ОСТ 37.001.291-84 [15] и ОСТ 37.001.275-84 [16] при движении автопо55
езда по асфальтобетонной дороге, ровной булыжной дороге и булыжной дороге с выбоинами. В результате оценки вибронагруженности водителя в различных условиях
и режимах движения, разработанная компьютерная модель подвески автопоезда способна обеспечить требуемую плавность хода в широком диапазоне скоростей.
Разработанная модель может применяться для определения оптимальных параметров подвески и оценки вибронагруженности всей системы при проектировании
большегрузных автомобилей. Так для повышения плавности хода и снижения вибронагруженности водителя при движении тягача с незагруженным полуприцепом, разработанную модель можно применить для проектирования системы управления подвеской тягача, которая будет изменять упругие и диссипативные характеристики подвески в зависимости от степени нагрузки полуприцепа.



1 Вибрации в технике: Справочник. В 6-ти т. / Ред. В. Н. Челомей (пред). - М.: Машиностроение, 1980 - Т. 3. Колебания машин, конструкций и их элементов / Под ред. Ф. М. Диментберга и К. С. Колесникова. 1980. 544 с, ил.
2 Теория автомобиля / Е. А. Чудаков. - М.: Машгиз, 1950 - 343 с.
3 Тарасик В. П. Теория движения автомобиля: Учебник для вузов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006-478 с.: ил.
4 Смирнов Г. А. Теория движения колесных машин: Учеб. для студентов машиностроит. спец. Вузов. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Машиностроение, 1990. - 352 с.: ил.
5 Туревский И. С. Теория автомобиля: Учеб. Пособие / И.С. Туревский.- М.,:Высш. шк., 2005. - 240с.: ил.
6 Самусенко М. Ф., Иванин С. В. Конструктирование и расчёт большегрузных автомобилей. Оценка плавности хода: Учебное пособие / МАДИ, - М, 1985.
7 Полунгян А.А., Фоминых А.Б., Жеглов Л.Ф. Колебания колесной машины и ее систем. - М.:МГТУ, 1992.- 110 с.
8 Раймпель Й. Шасси автомобиля: конструкции подвесок/ Й. Рампель.; Пер. с нем. Агапова В. П. - М.: Машиностроение, 1989. - 328 с.
9 Активная подвеска фирмы ZF Sachs// Автостроение за рубежом. - 2005. - №1. - С. 22-23.
10 Хачатуров А.А. Динамика системы шина- дорога - автомобиль - водитель. - М.: Машиностроение, 1976.- 536 с.
11 Артемов И.И. Применение уравнений Лагранжа второго рода для решения задач динамики: метод. указания / И.И. Артемов, В. Н. Плешаков, А. А. Елисеева. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - 30 с.
12 Рыков, С.П. Моделирование случайного микропрофиля автомобильных дорог / С.П. Рыков, Р.С. Бекирова, В.С. Коваль // Системы. Методы. Технологии, 2010. №4(8). С. 33-37.
13 Дьяконов В., Круглов В. Математические пакеты расширения MATLAB. Специальный справочник. СПб.: Питер, 2001. - 480 с.
14 Моделирование динамических систем. Лабораторный практикум / А.З. Асанов, Д.Н. Демьянов - Набережные Челны : издательство КФУ, 2011. 74с.
15 ОСТ 37.001.291-84. Автотранспортные средства. Технические нормы
плавности хода: Стандарт. - Введ. с 01.07.85. - М.: НАМИ, 1985. - 6 с.
16 ОСТ 37.001.275-84. Автотранспортные средства. Методы испытаний плавности хода: Стандарт. - Взамен РД 37.001.001-82; Введ. с 01.07.85. - М.: НАМИ, 1985. - 12 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ