Есть приложении (задачи МИД РФ).
Для каждой страницы работы сделана рамка (требование заказчика).
Введение 3
1. Анализ функций и полномочий Министерства иностранных дел Российской Федерации 6
1.1. Основные задачи и функции Министерства иностранных дел Российской Федерации 6
1.2. Статус Министра иностранных дел России 11
2. Характеристика структуры и отдельных направлений деятельности Министерства иностранных дел России 16
2.1. Структура Министерства иностранных дел России 16
2.2. Основные положения о консульской деятельности Министерства иностранных дел России 21
Список использованных источников 27
Приложение А 30
Актуальность темы настоящего исследования достаточно высока вследствие следующего. В последние годы Россия становится все более активным участником международных отношений. При этом основой их построения выступает дипломатия как инструмент влияния и способ донесения до международного сообщества позиции нашей страны по тем или иным вопросам. Как следствие повышается значимость государственных структур, перед которыми стоит задача осуществления дипломатической деятельности от имени Российской Федерации.
Главная роль в определении и реализации внешнеполитической деятельности в России принадлежит Министерству иностранных дел.
Необходимо отметить, что дипломатия не зря порой именуется как «искусство договариваться». Построение взаимоотношений предполагает наличие данного умения, а также знание норм международного права, специфики тех государств, с которыми осуществляется сотрудничество.
Именно дипломатические способы используются в современном мире для урегулирования большинства конфликтов, поиска компромиссов, а также углубления международного сотрудничества.
Стоит отметить, что, несмотря на то, что дипломатические учреждения напрямую не решают вопросы экономического, торгового сотрудничества, их роль и в этой части не стоит недооценивать, потому что достижение договоренностей на международном уровне между различными государствами предполагает необходимость осуществления их фиксации. Наиболее распространенной формой в данном случае являются международные договоры, которые не могут быть заключены без участия Министерства иностранных дел.
Структура Министерства иностранных дел, как и многих иных федеральных министерств, достаточно разветвленная, в нее входит множество подчиненных структур. При этом объем полномочий каждого специфичен, он определяется исходя из поставленных задач.
Как именно, с помощью каких инструментов, строится внешняя политика нашего государства, кто наделен правом ее определения, все эти вопросы интересны как объект исследования, поскольку позволяют лучше понять суть дипломатической деятельности.
Кроме того, деятельность Министерства иностранных дел, несмотря на ориентацию его на реализацию внешней политики государства, регулируется нормами национального права.
КР-2068046-46.02.01-номер задания-год Лист
3
Изм Лист № документа Подпись Дата
Изучение их также позволит лучше понять цели и задачи, решение которых возложено на данный федеральный орган исполнительной власти.
Степень изученности темы можно определить как относительно невысокую. Большинство трудов в области дипломатии, а также дипломатического прав посвящаются исследованию деятельности разных деятелей, а также отдельным аспектам деятельности Министерства иностранных дел, связанным с решением разного рода ситуаций.
Можно выделить таких ученых, как И.Л. Бачило, М.А. Лапину, Д.В. Карпухина, которые, изучая деятельность государственных органов власти, уделили внимание и структуре Министерства внутренних дел России.
Достаточно много публикаций в области дипломатического и консульского права есть у И.С. Искевича.
Что касается учебных пособий, то вопросы деятельности Министерства внутренних дел и консульств освещаются в них преимущественно в общих чертах, на основе анализа нормативных правовых актов России.
Предмет исследования в настоящей работе – это структура и внешнеполитическая деятельность Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Цель исследования – изучить деятельность и стратегии внешнеполитического курса Российской Федерации, осуществляемой Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- изучить основные задачи и функции Министерства иностранных дел России;
- исследовать статус и полномочиям министра иностранных дел;
- проанализировать структуру Министерства иностранных дел России;
- рассмотреть основные положения об осуществлении консульской деятельности, осуществляемой подчиненными Министерству иностранных дел России структурами.
Теоретической основой исследования послужили труды таких авторов, как И.С. Искевич, И.Л. Бачило.
Кроме того в ходе написания настоящей работы были изучены и проанализированы нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе подзаконные, регулирующие деятельность Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость настоящего исследования заключаются в том, что оно содержит результаты систематизированного анализа деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации.
КР-2068046-46.02.01-номер задания-год Лист
4
Изм Лист № документа Подпись Дата
Представляется, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения внешнеполитической деятельности исследуемого министерства и подведомственных ему структур.
Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, разделенных на два параграфа каждая, заключение, список использованных источников и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования.
Первая глава посвящена анализу функций Министерства иностранных дел Российской Федерации, тем задачам, которые решаются данным органом исполнительной власти. Во втором параграфе данной главы особое внимание уделено статусу Министра иностранных дел Российской Федерации, его полномочиям.
Во второй главе проведен анализ структуры Министерства иностранных дел, а также исследуются основные положения, касающиеся консульской деятельности.
Заключение содержит обобщение результатов проведенного исследования, а также итоговые выводы.
Подводя итог исследованию, проведенному в связи с написанием настоящей работы и обобщая полученные результаты, представляется необходимым сделать выводы.
Система международных отношений может быть представлена как своего рода мировая макросистема, имеющая собственную структуру. В нее входят различные связи государств: политические, экономические (в том числе торговые, финансовые), научно-технические, культурные и тому подобное.
Возникают отношения на международном уровне между различными субъектами, в первую очередь – между государствами. От того, как будут развиваться вновь возникшие отношения либо существующие уже давно, будет зависеть судьба отношений иных субъектов – людей и разного рода организаций, в том числе тех. которые создаются государствами.
Успех отношений зависит от того, какая внешняя политика проводится государством, используется ли способ урегулирования всех вопросов с использованием «мягкой силы» либо жесткими методами, допускающими возможность силового воздействия и применения экономических санкций.
Российская Федерация в своей внешнеполитической деятельности является сторонником «мягкой силы». Соответственно большой значение приобретает созданное для регулирования международных отношений Министерство иностранных дел Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, играющий главную роль в данной сфере в нашей стране.
Вывод о значимости Министерства иностранных дел Российской Федерации сделан по результатам изучения нормативных правовых актов и специальной литературы, освещающей его деятельности, а также на основе данных отчетов, которые составляются самим министерством для освещения своей деятельности.
Министерство было создано и осуществляет деятельность в области внешней политики государства. Подчиненные ему учреждения осуществляющие деятельность за рубежом, действуют исключительно по указанию министерства, ориентируясь на выработанную с его участием политику.
Дипломатические и консульские отношения призваны содействовать развитию и укреплению международного сотрудничества, а также осуществлению защиты интересов государства и его подданных.
Для успешного осуществления задач дипломатических ведомств, лица, осуществляющие эту деятельность, пользуются особыми иммунитетами и привилегиями. В основе привилегий и иммунитетов должностных лиц лежит теория функциональной необходимости. Должностные лица консульств пользуются привилегиями и иммунитетами.
КР-2068046-46.02.01-номер задания-год Лист
25
Изм Лист № документа Подпись Дата
Таким образом, дипломатические отношения представляют собой особый институт, который является основополагающим в осуществлении дипломатических отношений России с другими государствами. Регулирование деятельности органов дипломатической и консульской службы России осуществляется как на основе норм международного права, так и национального законодательства.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 28, ст. 2880, 2004.
2. Венская конвенция о консульских сношениях (заключена в г. Вене 24.04.1963) // Сборник международных договоров СССР, вып. XLV.- М., 1991. С. 124 - 147
3. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 51, ст. 5712, 1997.
4. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 года № 101-ФЗ (ред. от 19.09.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 29, ст. 2757, 1995.
5. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 года № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 22, ст. 2063, 2003.
6. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 года № 79-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 31, ст. 3215, 2004.
7. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 52 (ч. 1), ст. 6228, 2008.
8. Федеральный закон «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» от 27.07.2010 года № 205-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 31, ст. 4174, 2010.
9. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации» от 05.11.1998 года № 1330 (ред. от 21.08.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 45, ст. 5509, 1998.
КР-2068046-46.02.01-номер задания-год
Подпись Дата
10. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 года № 314 (ред. от 28.09.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 11, ст. 945, 2004.
11. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» от 11.07.2004 года № 865 (ред. от 20.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 28, ст. 2880, 2004.
12. Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 года № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» (вместе с «Положением о Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству») (ред. от 31.12.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 37, ст. 4181, 2008.
13. Указ Президента Российской Федерации «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» от 08.11.2011 года № 1478 // Собрание законодательства Российской Федерации, № 46, ст. 6477, 2011.
14. Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 15.05.2018 года № 215 (ред. от 14.09.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 21, ст. 2981, 2018.
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов» от 10.05.2014 года № 793-р (ред. от 13.10.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 20, ст. 2594, 2014.
Публикации в периодических изданиях
16. Лапина М.А., Карпухин Д.В. Научно-методологический анализ проблемных аспектов систематизации функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти // Административное и муниципальное право, 2016, № 4, с. 316-329.