Введение 3
§ 1 История миграции во Франции 5
§ 2 Опыт регулирования миграции во Франции в XX веке 9
§ 3 Турецкая миграция во Францию 15
Заключение 22
Список литературы 24
Актуальность. Международная миграция является далеко не новой тенденцией в современном активно меняющемся и всё больше глобализирующемся мире. Однако в последние годы, после событий «Арабской весны» и до сих пор не прекращающейся войны в Сирии, международная миграция приобретает всё более широкий характер и оказывает всё более серьезное воздействие на облик европейских государств.
Сегодня сотни тысяч беженцев продолжают стекаться к границам европейских стран. Неудивительно, что огромный поток иммигрантов приходится на Францию, как на одну из старейших стран, принимающих мигрантов и проводящих миграционную политику.
Поток беженцев, трудовых иммигрантов и просто выходцев из стран второго мира, ищущих лучшей жизни, вызывает серьезные опасения не только у политиков и экономистов во многих странах Европы, но и у обычных граждан. Тем не менее, как показывает опыт Франции, пережившей в ХХ веке несколько миграционных волн, «новые французы» могут способствовать экономическому росту и улучшению демографической ситуации.
Правда, для этого требуется их ценностно-культурная интеграция в общество и достаточный уровень экономического роста в стране приёма, при котором конкуренция на рынке труда не приведет к социальной напряженности.
В условиях современных реалий важно ознакомится с опытом Франции в миграционной политике. Что-то лучше понять и перенять для себя. В любом случае, опыт страны, располагающейся в центре Европы и пережившей не одну волну иммиграции становится бесценным в современных условиях.
Объект работы - миграционная политика.
Предмет - миграционная политика Франции в 1918 - 1995 гг.
Цель работы - рассмотреть особенности миграционной политики Франции с 1918 по 1995 гг.
Задачи:
- рассмотреть историю миграции во Франции;
- проанализировать опыт регулирования миграции во Франции;
- ознакомится с турецкой миграцией во Франции.
Методическая разработанность темы. Изучением природы миграционного феномена занимались представители разных дисциплин: экономисты М. Тодаро, О. Старк, А. Портес, М. Пьоре; политологи Б. Бади, К. Витоль де Венден, Д. Холлифилд, М. Вейнер и А. Зольберг; социологи Т. Файст, Д. Массей и др.
Среди российских ученых значительный вклад в понимание теоретических аспектов миграции внесли Л. Рыбаковский, В. Переведенцев и И. Ионцев. Проблемам социо-культурой адаптации мигрантов посвящены работы российских ученых Л. Дробижевой, В.Тишкова, С. Рязанцева, З. Сикевич, Т. Юдиной и др.
Работа состоит из введения, трех параграфов и заключения.
Иммигранты из европейских стран и их потомки имеют с французскими гражданами схожую культуру и общие ценности, а главное, общехристианские религиозные корни. Поэтому долгие годы в отношении этих иммигрантов успешно применялась политика ассимиляции, которая предполагает, что иммигранты должны не только соблюдать французские законы, но и полностью принять республиканские ценности, такие как соблюдение прав и свобод человека, равенство всех перед законом, светскость и другие, отказавшись при этом от своей прежней идентичности.
Такая политика на первый взгляд может показаться оптимальной. С одной стороны, она позволяет государству поддерживать культурно-ценностную однородность общества, с другой, она делает процесс интеграции иммигрантов более плавным, так как позволяет им гармонично вписаться в новую социокультурную среду.
Однако возрастание числа иммигрантов, относящихся к иной этноконфессиональной среде, во второй половине XX века привело к тому, что политика ассимиляции начала давать сбои.
Если говорить о проблемах, с которыми сталкиваются европейцы в процессе ассимиляции, то это в первую очередь проблемы получения гражданства, образования и работы. В то время как представители другой этнорелигиозной и ценностной группы сталкиваются со значительно более серьезными трудностями, при получении вида на жительство, поиске работы и получении гражданства.
Более того, даже получение французского гражданства не решает проблему социально-профессиональной дискриминации арабов и африканцев. Причём дискриминация касается и детей иммигрантов, родившихся во Франции, которых коренное население отказывается идентифицировать как французов. С другой стороны, сами иммигранты и их дети не настроены на интеграцию во французское общество, а напротив, скорее пытаются навязать коренному населению свои культурно-религиозные ценности, что приводит к размыванию национальной идентичности французов.
Перечисленные выше факторы приводят к территориальной сегрегации арабских и африканских иммигрантов. Они сосредотачиваются в определенных кварталах больших городов, в которых коренные французы избегают селиться, а также пытаются держаться на почтительном расстоянии от них и в повседневной жизни. Таким образом, возникает феномен «этнического гетто», в которых уровень жизни значительно ниже, чем соответствующие средние показатели по стране, а уровень безработицы, преступности и наркомании гораздо выше среднестранового уровня.
Субкультуры, возникающие в «этнических гетто», склонны к воспроизводству, поэтому большинство детей иммигрантов из мусульманских стран, родившихся во Франции и имеющих право на бесплатное образование и медицинское обслуживание, а до недавних пор и французское гражданство по «праву почвы» (по рождению), замыкаются в той среде, в которой они выросли: часто не оканчивают школы и встают на преступный путь, занимаясь воровством, хулиганством и торговлей наркотиками.
Таким образом, рассмотрев миграционную политику во Франции в XX веке, мы пришли к выводу, что правительство Франции действовало с иммигрантами максимально лояльно и прагматично. В соответствии с духом французской революции главный упор был сделан на равноправие и неущемление прав любых этнических меньшинств.
К сожалению, как показала практика, такой подход не работает. Французы столкнулись с повышением негативных явлений от иммиграции, ужесточили свое законодательство. И на сегодняшний день происходит пересмотр миграционной политики, что является ключевой темой в современной жизни Франции.