Введение .................................................................................................. 3
I. Знаково-символическая трактовка культуры ...................................
1. Концепция Э. Кассирера ................................................................ 6
7
2. Концепция М.К. Петрова ............................................................... 10
3. Знаково-символическая концепция в рамках структурализма .. 15
II. Культура как смысловой мир человека, выраженный в знаках ....
1. Культура как мир смыслов и значений ....................................... 18
18
2. Семиотика – как наука о знаках ................................................... 21
3. Понятие «знак». Типология знаков ............................................. 28
4. Понятие «значение». Его характеристика ................................... 39
III. Знаковые системы ............................................................................
1. Понятие «знаковая система». Естественный язык как одна
из важнейших знаковых систем культуры ................................. 42
42
2. Язык как знаковая система в широком смысле слова.
Первичные и вторичные семиотические системы ....................
42
3. Концентрация М.Ю. Лотмана: культура как язык .................... 47
4. Искусство как модель культуры. Многогранность искусства
как знаковой системы ..................................................................
51
Заключение ............................................................................................. 58
Список использованной литературы .................................................... 61
... Цель работы: показать возможность изучения культуры как особого мира знаков и значений.
Задачи:
1) Описать основные идеи символического подхода на примере отече-ственных и зарубежных авторов.
2) Представить семиотический подход к изучению культуры как один из наиболее перспективных.
3) Дать определения понятиям «знак», «символ», «значение», «смысл». Раскрыть характеристику этих понятий.
4) Представить понятие знака как ключевого понятия семиотики.
5) Дать характеристику двух важнейших знаковых систем культуры – языку и искусству.
В работе были использованы культурологический, семиотический и индуктивный методы.
Обзор литературы.
В ходе выполнения данной работы был изучен и проанализирован библиографический материал как зарубежных, так и отечественных исследователей.
Для работы над темой использовалась литература различных авторов. Наиболее продуктивной оказалась работа со следующими источниками:
1. А.С. Кармин. Культурология: Учебник. – СПб., 2004.
Книга начинается с разговора о смысле понятия «культура» и заканчивается обсуждением концепций культурно-исторического процесса, разработанных крупнейшими теоретиками XIX–XX вв. В ней рассматриваются знаковые системы культуры, различные типы культурных миров, что оказало неоценимую помощь в написании работы.
...
Итак, подводя итог работы, обобщим материал и сделаем вывод.
Знаково-символическая трактовка культуры начала активно развивать-ся с конца XIX века. Наиболее показательны среди зарубежных и отече-ственных исследований – концепции Э. Кассирера и М.К. Петрова.
Кассирер рассматривал культуру как продукт символической деятель-ности человека и выделяет философию в качестве синтезирующего начала, призванного выявить структурное единство символических форм.
М.К. Петров основами существования и воспроизводства общества считал деятельность и общение. Общение он считал новым типом социаль-ного кодирования, пришедшего на смену биологической наследственности. Основным средством общения он считает язык и знак (язык – как средство общения, а знак – носитель смысла).
В рамках структурализма также поднимался вопрос о функции знаков в культуре. С точки зрения этого течения, все культурные системы – язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции и т.д. могут быть рассмотрены как знаковые системы.
...