ОБРАЗ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX - нач. XX в. (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.С. Шмелев)
|
Введение 2
Глава 1. Функционирование образа иконы Божьей Матери в памятниках литературы Древней Руси 5
1.1. Феномен Богородичного культа 5
1.2. Образ иконы Богородицы в «Сказании о чудесах Владимирской
иконы Божией Матери» 8
1.3. Особенности образа иконы Богородицы в «Сказании о явлении и
чудесах иконы Казанской Богоматери» 11
1.4. Специфика образа иконы Божией Матери в «Сказании о
Тихвинской иконе» 18
Глава 2. Образ иконы Божией Матери в творчестве писателей XIX - начала XX в 23
2.1. Образ иконы Богородицы в творчестве А. С. Пушкина 23
2.2. Образ иконы Божией Матери в повести «Детство» и романе «Война
и мир» Л.Н. Толстого 35
2.3. Образ иконы Богоматери в повестях И.С. Шмелева 38
Заключение 43
Список литературы
Глава 1. Функционирование образа иконы Божьей Матери в памятниках литературы Древней Руси 5
1.1. Феномен Богородичного культа 5
1.2. Образ иконы Богородицы в «Сказании о чудесах Владимирской
иконы Божией Матери» 8
1.3. Особенности образа иконы Богородицы в «Сказании о явлении и
чудесах иконы Казанской Богоматери» 11
1.4. Специфика образа иконы Божией Матери в «Сказании о
Тихвинской иконе» 18
Глава 2. Образ иконы Божией Матери в творчестве писателей XIX - начала XX в 23
2.1. Образ иконы Богородицы в творчестве А. С. Пушкина 23
2.2. Образ иконы Божией Матери в повести «Детство» и романе «Война
и мир» Л.Н. Толстого 35
2.3. Образ иконы Богоматери в повестях И.С. Шмелева 38
Заключение 43
Список литературы
Роль иконы в истории России, в истории Русской Церкви, русского искусства и литературы неоценима. Икона дает человеку онтологическое чувство реального присутствия Бога. Икона - образ, непосредственно связанный с Первообразом, насыщенный божественной энергией, и почитание, которое человек воздает иконе, относится не к дереву и краскам, не к произведению искусства, каким бы совершенным оно ни было, а восходит к первообразу. Не менее почитаемым, чем образ Иисуса Христа во всем христианском мире является образ Богородицы.
Вплоть до Октябрьской революции 1917 года эта икона находилась в каждом доме - от крестьянской избы до царских палат. Богородица через свой чудотворный образ надежно охраняла Российскую державу, тем самым во многом определив нашу историю. Перед ней молились не только простые люди, но и князья, цари. Икона Божией Матери вдохновляла русских ратников в период Смутного времени при освобождении Москвы от поляков. Перед Казанской иконой в 1709 году, накануне Полтавской победы, император Петр I молился о даровании победы русскому войску (этот список в настоящее время находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга). В 1812 году накануне отъезда в действующую армию перед чудотворной иконой Божией Матери молился князь Михаил Кутузов.
Став «стеной неразрушимой» для русской церкви и государства, она служила связующим звеном для всех русских людей. В разных уголках мира ее чудотворные и чтимые списки носят разные имена: на Востоке это икона Суфании, а в США и на Аляске - Ситкинская. Многие списки иконы Божией Матери имеют свою историю, свою традицию прославления, но все они - словно части единого целого, единой славной летописи.
Христианская православная символика, запечатленная на иконах работы древних мастеров, отразилась и в русской культуре последующих веков, вплоть до наших дней. Это связано и с тем, что сам образ Богородицы стал важной частью национального сознания. Именно поэтому иконографическое изображение Богородицы - один из интереснейших образов отечественной литературы.
Данная работа посвящена изучению образа иконы Божией Матери и его отражению в памятниках литературы Древней Руси, а так же в творчестве писателей XIX - начале XX в.
Актуальность исследования связана с изучением семантического потенциала древнерусской и русской классической литературы в аспекте её глубинных связей с русской православной традицией, менталитетом русского народа. Одной из интересных является на сегодняшний день и проблема «писатель и религия».
Решение этой проблемы нашло отражение в целом ряде исследований, в том числе работах, посвященных образу иконы в творчестве писателей. Среди них исследования В. Жилиной, М. Каневской, Л.Н. Парийского и др. Большой вклад в разработку проблемы внес искусствовед и филолог Валерий Лепахин - автор целого ряда исследований, посвященных иконе в русской литературе. Однако его работы носят скорее очерковый характер, исключающий литературоведческий аспект. К тому же, эти работы малодоступны в силу того, что издаются за границей. Хотя значение их для нашей работы весьма велико. Занимаясь этой проблемой на протяжении нескольких десятилетий, Лепахин подсказал нам выбор текстов для анализа. Собственно непосредственный анализ образа иконы Божией матери в произведениях А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и И.С. Шмелева и определяет новизну нашего исследования. Она связана также и с задачей соотнести особенности функционирования образа Богородицы в древнерусской литературе и в произведениях русской классической литературы.
Цель нашего исследования - рассмотреть специфику образа иконы Божией Матери и его отражение в памятниках литературы Древней Руси, а так же выявить примеры обращения к образу иконы Божией Матери русскими писателями XIX - начала ХХ века и проанализировать формальные и содержательные аспекты функционирования этого образа.
Для решения поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть древнерусские литературные памятники, посвященные Владимирской, Казанской и Тихвинской иконам Божией Матери с целью выявления особенностей образа иконы Богородицы.
2. Проанализировать функцию образа иконы Божией Матери в произведениях А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Шмелева.
3. Соотнести особенности функционирования образа Богородицы в древнерусской литературе и в произведениях русской классической литературы.
Методы исследования - культурно-исторический и историко-функциональный.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Вплоть до Октябрьской революции 1917 года эта икона находилась в каждом доме - от крестьянской избы до царских палат. Богородица через свой чудотворный образ надежно охраняла Российскую державу, тем самым во многом определив нашу историю. Перед ней молились не только простые люди, но и князья, цари. Икона Божией Матери вдохновляла русских ратников в период Смутного времени при освобождении Москвы от поляков. Перед Казанской иконой в 1709 году, накануне Полтавской победы, император Петр I молился о даровании победы русскому войску (этот список в настоящее время находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга). В 1812 году накануне отъезда в действующую армию перед чудотворной иконой Божией Матери молился князь Михаил Кутузов.
Став «стеной неразрушимой» для русской церкви и государства, она служила связующим звеном для всех русских людей. В разных уголках мира ее чудотворные и чтимые списки носят разные имена: на Востоке это икона Суфании, а в США и на Аляске - Ситкинская. Многие списки иконы Божией Матери имеют свою историю, свою традицию прославления, но все они - словно части единого целого, единой славной летописи.
Христианская православная символика, запечатленная на иконах работы древних мастеров, отразилась и в русской культуре последующих веков, вплоть до наших дней. Это связано и с тем, что сам образ Богородицы стал важной частью национального сознания. Именно поэтому иконографическое изображение Богородицы - один из интереснейших образов отечественной литературы.
Данная работа посвящена изучению образа иконы Божией Матери и его отражению в памятниках литературы Древней Руси, а так же в творчестве писателей XIX - начале XX в.
Актуальность исследования связана с изучением семантического потенциала древнерусской и русской классической литературы в аспекте её глубинных связей с русской православной традицией, менталитетом русского народа. Одной из интересных является на сегодняшний день и проблема «писатель и религия».
Решение этой проблемы нашло отражение в целом ряде исследований, в том числе работах, посвященных образу иконы в творчестве писателей. Среди них исследования В. Жилиной, М. Каневской, Л.Н. Парийского и др. Большой вклад в разработку проблемы внес искусствовед и филолог Валерий Лепахин - автор целого ряда исследований, посвященных иконе в русской литературе. Однако его работы носят скорее очерковый характер, исключающий литературоведческий аспект. К тому же, эти работы малодоступны в силу того, что издаются за границей. Хотя значение их для нашей работы весьма велико. Занимаясь этой проблемой на протяжении нескольких десятилетий, Лепахин подсказал нам выбор текстов для анализа. Собственно непосредственный анализ образа иконы Божией матери в произведениях А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и И.С. Шмелева и определяет новизну нашего исследования. Она связана также и с задачей соотнести особенности функционирования образа Богородицы в древнерусской литературе и в произведениях русской классической литературы.
Цель нашего исследования - рассмотреть специфику образа иконы Божией Матери и его отражение в памятниках литературы Древней Руси, а так же выявить примеры обращения к образу иконы Божией Матери русскими писателями XIX - начала ХХ века и проанализировать формальные и содержательные аспекты функционирования этого образа.
Для решения поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть древнерусские литературные памятники, посвященные Владимирской, Казанской и Тихвинской иконам Божией Матери с целью выявления особенностей образа иконы Богородицы.
2. Проанализировать функцию образа иконы Божией Матери в произведениях А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Шмелева.
3. Соотнести особенности функционирования образа Богородицы в древнерусской литературе и в произведениях русской классической литературы.
Методы исследования - культурно-исторический и историко-функциональный.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Икона Божией Матери сыграла очень важную роль в истории России. С момента обретения она оберегала русскую землю, исцеляла больных, помогала христианам в их бедах и тяготах. Но помимо всего этого она стала значимым явлением в искусстве древней Руси. Появившаяся в текстах Сказаний древнерусской литературы, икона Божий матери повлияла на развитие всего русского искусства. Произошли изменения в иконописи, архитектуре, появляются совершенно новые черты в архитектуре собора, росписях и иконостасе, помимо всего прочего, эта икона стала так же одним из значимых образов литературы XIX века.
Проанализировав Тексты древних Сказаний, мы можем прийти к выводу, что культ богородицы, активно развивавшийся в то время на Руси, оказал сильное воздействие на становление древнерусской литературы. Святой образ Богородицы воспринимался авторами древних текстов как некий образ-символ, имеющий свои внутренние особенности восприятия и изображения. Писатели и иконописцы видели в Иконе Божией Матери защитницу всего русского христианства, прославляя ее в своих иконах, описывая чудеса, связанные с этим образом в текстах сказаний и т.д.
Мы видим, что писатели того времени видели в иконе действенную силу. В текстах сказаний это прослеживается на нескольких уровнях. Во первых христиане обращаются к иконе как к высшей силе, прося об исцелении, помощи, защите. Во вторых самому образу приписываются человеческие качества, это видно как и в описании иконы - авторы используют эпитеты свойственные описанию людей, так и в действиях приписываемых святому образу - иконы говорят, совершают исцеления, высказывают свою волю и т.д. Развитию подобного отношения к иконе способствовало активное распространение Богородичного культа на Руси, а так же остатки языческого мироощущения у людей.
Особенно выделяется из всех образ Казанской иконы Божией Матери, описанный Патриархом Гермогеном в произведении «Сказании о явлении и чудесах иконы Казанской Богоматери». Текст, написанный свидетелем событий XVI в., отразил не только факт обретения иконы и чудеса связанные с ней, но и смог благодаря образу Божией Матери передать особенности мироощущения людей того времени, осветить исторические события, более глубоко раскрыть отношение человека к иконе.
К этому образу обращались многие писатели - Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Шмелев и многие другие. Формы обращения к образу иконы, с в русской литературе XIX - начала ХХ века очень разнообразны, наверное, их даже невозможно зафиксировать во всей полноте. И все же здесь можно говорить о некотором единстве. Оно состоит в отношении к иконе, прежде всего как к предмету почитания, а так же в том, что испокон веков к иконе на Руси, а затем и в России главной функцией иконы считалась функция молитвенная. Икона может вызывать в человеке эстетическое чувство прекрасного, но главное к чему она призвана - пробуждать духовную потребность молиться, припадать в покаянии, искать утешения.
В целом литература XIX века высоко оценивает икону как неотъемлемую часть православной духовности, храмового убранства, домашней молитвы, православного быта. Тот же век дал нам ранние произведения Л. Толстого, который часто писал в своих произведениях об иконах, образах, иконостасе, о свечах, горящих перед образами иконостаса. Для Толстого и его героев икона как бы идол, они требуют от нее чуда; они как бы восклицают, соверши чудо, и тогда мы уверуем. Икона объединяет его героев перед лицом великой опасности. Так же икона является помощником в выборе истинного пути , так например образ Божией Матери помогает в нравственном возрождении Наташи Ростовой.
В творчестве Пушкина мы можем наблюдать совершенно другое отношение к иконе. Для Пушкина образ Богоматери является сквозным и часто фигурирует на страницах произведений. Икона у него является образом надежды и спасения, хранителем христианской мысли, посредником между богом человеком. Он так же четко отличает русскую иконописную традицию от западной.
Абсолютно трепетное отношение к иконе представлено в произведениях И.С. Шмелева. На приме его творчества мы видим как раскрывается феномен русской души благодаря образу Божией матери, а так же взгляд на икону сквозь призму детского мировосприятия.
При сравнении древнерусской литературы и литературы XIX- ХХв. Мы видим, что подход к изображению иконы кардинально менялся. Если в древнерусских текстах икона выступает как живой человек, то в новой литературе авторы видят в ней более глубокий, неоднозначный смысл, это уже не просто образ защитницы русской земли, писатели наделяют образ самыми разнообразными скрытыми смыслами, метафорами. Икона Божией Матери может выступать в их произведениях как образ дома, матери, возлюбленной, наставника, чего-то мистического и т.д. Тот подход древнерусской литературы все реже и реже начинает использоваться писателями XIX-XX в. Однако это не свидетельствует об упадке интереса к данному образу, наоборот, более сложный подход классиков к раскрытию данного образа говорит о развитии темы святого образа в литературе, икона начинает впитывать все более и более глубокие смыслы, становясь многогранным образом-символом, отражающим всю сложность души русского человека.
Таким образом, святой образ Божией Матери - неотъемлемая часть всей русской культуры, в частности иконописи и литературы. Эта икона определяла дальнейшие пути развития литературы на самых разных этапах, начиная с текстов древних сказаний, заканчивая текстами русских классиков.
Неожиданно для всех - для писателей и поэтов, историков искусства и художников, даже для самих иконописцев и реставраторов, образ иконы, а именно образ Богоматери становится одним из центральных в литературе, иконописи, фресковой росписи и во многих других видах искусства. Богородица начинает быть устойчивым символом помощи, духовным защитником всей Русской земли, объединяющий всех христиан.
Проанализировав Тексты древних Сказаний, мы можем прийти к выводу, что культ богородицы, активно развивавшийся в то время на Руси, оказал сильное воздействие на становление древнерусской литературы. Святой образ Богородицы воспринимался авторами древних текстов как некий образ-символ, имеющий свои внутренние особенности восприятия и изображения. Писатели и иконописцы видели в Иконе Божией Матери защитницу всего русского христианства, прославляя ее в своих иконах, описывая чудеса, связанные с этим образом в текстах сказаний и т.д.
Мы видим, что писатели того времени видели в иконе действенную силу. В текстах сказаний это прослеживается на нескольких уровнях. Во первых христиане обращаются к иконе как к высшей силе, прося об исцелении, помощи, защите. Во вторых самому образу приписываются человеческие качества, это видно как и в описании иконы - авторы используют эпитеты свойственные описанию людей, так и в действиях приписываемых святому образу - иконы говорят, совершают исцеления, высказывают свою волю и т.д. Развитию подобного отношения к иконе способствовало активное распространение Богородичного культа на Руси, а так же остатки языческого мироощущения у людей.
Особенно выделяется из всех образ Казанской иконы Божией Матери, описанный Патриархом Гермогеном в произведении «Сказании о явлении и чудесах иконы Казанской Богоматери». Текст, написанный свидетелем событий XVI в., отразил не только факт обретения иконы и чудеса связанные с ней, но и смог благодаря образу Божией Матери передать особенности мироощущения людей того времени, осветить исторические события, более глубоко раскрыть отношение человека к иконе.
К этому образу обращались многие писатели - Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Шмелев и многие другие. Формы обращения к образу иконы, с в русской литературе XIX - начала ХХ века очень разнообразны, наверное, их даже невозможно зафиксировать во всей полноте. И все же здесь можно говорить о некотором единстве. Оно состоит в отношении к иконе, прежде всего как к предмету почитания, а так же в том, что испокон веков к иконе на Руси, а затем и в России главной функцией иконы считалась функция молитвенная. Икона может вызывать в человеке эстетическое чувство прекрасного, но главное к чему она призвана - пробуждать духовную потребность молиться, припадать в покаянии, искать утешения.
В целом литература XIX века высоко оценивает икону как неотъемлемую часть православной духовности, храмового убранства, домашней молитвы, православного быта. Тот же век дал нам ранние произведения Л. Толстого, который часто писал в своих произведениях об иконах, образах, иконостасе, о свечах, горящих перед образами иконостаса. Для Толстого и его героев икона как бы идол, они требуют от нее чуда; они как бы восклицают, соверши чудо, и тогда мы уверуем. Икона объединяет его героев перед лицом великой опасности. Так же икона является помощником в выборе истинного пути , так например образ Божией Матери помогает в нравственном возрождении Наташи Ростовой.
В творчестве Пушкина мы можем наблюдать совершенно другое отношение к иконе. Для Пушкина образ Богоматери является сквозным и часто фигурирует на страницах произведений. Икона у него является образом надежды и спасения, хранителем христианской мысли, посредником между богом человеком. Он так же четко отличает русскую иконописную традицию от западной.
Абсолютно трепетное отношение к иконе представлено в произведениях И.С. Шмелева. На приме его творчества мы видим как раскрывается феномен русской души благодаря образу Божией матери, а так же взгляд на икону сквозь призму детского мировосприятия.
При сравнении древнерусской литературы и литературы XIX- ХХв. Мы видим, что подход к изображению иконы кардинально менялся. Если в древнерусских текстах икона выступает как живой человек, то в новой литературе авторы видят в ней более глубокий, неоднозначный смысл, это уже не просто образ защитницы русской земли, писатели наделяют образ самыми разнообразными скрытыми смыслами, метафорами. Икона Божией Матери может выступать в их произведениях как образ дома, матери, возлюбленной, наставника, чего-то мистического и т.д. Тот подход древнерусской литературы все реже и реже начинает использоваться писателями XIX-XX в. Однако это не свидетельствует об упадке интереса к данному образу, наоборот, более сложный подход классиков к раскрытию данного образа говорит о развитии темы святого образа в литературе, икона начинает впитывать все более и более глубокие смыслы, становясь многогранным образом-символом, отражающим всю сложность души русского человека.
Таким образом, святой образ Божией Матери - неотъемлемая часть всей русской культуры, в частности иконописи и литературы. Эта икона определяла дальнейшие пути развития литературы на самых разных этапах, начиная с текстов древних сказаний, заканчивая текстами русских классиков.
Неожиданно для всех - для писателей и поэтов, историков искусства и художников, даже для самих иконописцев и реставраторов, образ иконы, а именно образ Богоматери становится одним из центральных в литературе, иконописи, фресковой росписи и во многих других видах искусства. Богородица начинает быть устойчивым символом помощи, духовным защитником всей Русской земли, объединяющий всех христиан.



