Выпускная квалификационная работа.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
I. ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХОККЕЕ 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей 9-10 лет как основа построения начального этапа подготовки юных хоккеистов………
6
1.2. Физическая подготовка хоккеиста 10
1.3. Проявление двигательных качеств у хоккеистов 12
1.3.1. Силовые качества хоккеиста 12
1.3.2. Быстрота действий в хоккее 13
1.3.3.Выносливость в хоккее 15
1.3.4. Гибкость и ловкость хоккеиста………………………………………... 16
1.4. Особенности подбора упражнений для физической подготовки и физического развития хоккеистов…………………………………………… 18
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ... 22
2.1. Задачи исследования……………………………………………………. 22
2.2. Методы исследования…………………………………………………... 22
2.3. Этапы исследования…………………………………………………….. 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАЖНЕНИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………………………………………………………. 33
3.1. Разработка комплексов упражнений для улучшения физической подготовки хоккеистов………………………………………………………. 33
3.2. Результаты исследования………………………………………………. 37
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….. 47
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………….. 49
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….. 50
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….... 53
Хоккей – вид спорта, спортивная командная игра на льду, в которой две команды стараются поразить твердым, круглым мячом или шайбой цель – ворота противника, используя клюшки. В каждой команде есть один вратарь, который защищает ворота своей команды.
Официальным местом возникновения современного хоккея принято считать Монреаль (Канада). Другая популярная точка зрения, что хоккей появился в Голландии. Существуют картины голландских мастеров, датированные 16 веком, на которых изображены люди, которые играют в похожую на хоккей игру. Но что бы там ни было, в Голландии, в Монреале на катке «Виктория», 3 марта 1875 года был сыгран первый, официально зафиксированный матч в хоккей.
Спустя два года были придуманы первые семь правил игры в хоккей. В 1879 году на смену деревянной шайбе пришла ее резиновая альтернатива. В 1886 году были упорядочены и напечатаны усовершенствованные правила игры: число игроков было уменьшено до семи; весь матч от начала до конца игрался одним составом; заменять разрешалось только травмированных игроков и после согласия команды соперника.
Первая профессиональная хоккейная команда была создана в Канаде в 1904 году. В этом же году команды уменьшились до шести игроков. Был установлен стандартный размер площадки – 56 × 26 м, который с тех пор мало изменился. Стали возможны замены игроков не только из-за травм. Позже братья Пэтрики ввели систему присвоения номера каждому игроку, новую систему начисления очков, разметку площадку на определенные зоны. В 1945 году за воротами установили разноцветные фонари для более точного подсчета заброшенных шайб.
Хоккей способствует воспитанию физически крепких и мужественных людей. Массовость хоккея является основой роста спортивного мастерства. В настоящее время в нашей стране специалистами хоккея создана система подготовки хоккеистов высокой квалификации, которая обеспечивает отечественному хоккею передовые позиции в мире.
Подготовка юных хоккеистов – сложный, многогранный и длительный процесс. Интерес к поиску эффективных средств учебно-тренировочного воздействия на детей 9-10 лет, обучающихся хоккею с шайбой, обусловлен в основном двумя группами факторов. С одной стороны, ребенок этого возраста весьма восприимчив к различным педагогическим обучающим и тренирующим воздействиям, с другой – именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека.
Одним из приоритетных вопросов теории и практики спортивной подготовки будущих спортсменов является совершенствование методики физического воспитания детей. Это связано с тем, что именно в это время формируются важные базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека.
Успех в организации и проведении учебно-тренировочного процесса –это подбор средств и методов обучения и тренировки, определение уровня предлагаемых физических нагрузок с учетом возрастных особенностей и возможностей занимающихся на каждом этапе обучения; все это является необходимым условием эффективности в подготовке юных хоккеистов.
Цель исследования: выявить особенности физической подготовки юных хоккеистов в возрасте 9-10 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс хоккеистов в возрасте 9-10 лет.
Предмет исследования: физическая подготовка хоккеистов 9-10 лет.
Гипотеза исследования: предполагалось, что внедрение разработанных комплексов упражнений в учебно-тренировочный процесс хоккеистов 9-10 лет значительно улучшит показатели их физической подготовки, что, в свою очередь, отразится на спортивных результатах.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных комплексов упражнений для учебно-тренировочного процесса хоккеистов 9-10 лет в профессиональной практике тренера-преподавателя.
Исходя из итогов работы по улучшению физической подготовки хоккеистов 9-10 лет были разработаны следующие практические рекомендации:
1. Так как физическая подготовка юных хоккеистов 9-10 лет является основой, то для её улучшения самой действенной является целенаправленная работа над физическими качествами с помощью специально разработанных комплексов упражнений.
2. Следует обращать внимание на эмоциональный фон занятия, так как от него очень зависит результативность тренировочного процесса в целом.
3. Упражнения для развития физических качеств юных хоккеистов, а так же их дозировка должны подбираться в соответствии с полом, возрастом и физической подготовкой спортсменов.
4. Разработанный комплекс упражнений должен быть внедрен в учебно-тренировочный процесс юных хоккеистов 9-10 лет, не нарушая его естественного хода.
5. В тренировоч¬ный процесс важно включать тренировки на выносливость для поддержания кардиореспи¬раторной системы в стабильном рабочем со¬стоянии. Необходимо также чередовать сило¬вые упражнения с упражнениями на развитие быстроты, гибкости и на расслабление.
6. Для построения тренировки тренеру необходимо отслеживать готовность спортсмена к выполнению физической нагруз¬ки и степень развития функциональных резер¬вов сердечно-сосудистой системы
7. Для полноценной работы в начале занятий следует установить контакт с родителями для получения более подробной информации о детях, а так же нужно привить спортсменам понятие о правильном поведении на учебно-тренировочном занятии.
1. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков // Футбол / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2010. – http://footballtrainer.ru/books/football1999/238-62-anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-organizma-detej-i-podrostkov.html, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 27.02.2018).
2. Антонов Е.Е., Никитюк Б.А. Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта. – М., 1991. – 82 с.
3. Баранов П.Ф. Хоккей. Планирование учебно-тренировочного процесса и управление им. – Минск, изд. «Высшая школа», 1974. – 96 с.
4. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
5. Букатин А.Ю., Колузгонов В.М. Юный хоккеист – М.: Фис, 1986.
6. Букатин А.Ю., Лукашин Ю.С. Физическая подготовка юных хоккеистов // Азбука спорта. Хоккей. / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2000. – http://www.kinderliga.ru/stat/hokkey07.html, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 27.02.2018).
7. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 256 с.
8. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – Воронеж: 2008. – 87 с.
9. Гуцалова Н.Г. Развитие силовых способностей детей младшего школьного возраста отделения спортивной аэробики. – Заводоуковск, 2015. – 47 с.
10. Жариков Е.С., Шигаев А.С. Психология управления в хоккее. – М: Фис, 1983. – 184 с.
11. Зимин Е. Мастерство в твоих руках. – М: Фис, 1989. – 96 с.
12. Климин В.А., Колосков В.И Управление подготовкой хоккеистов – М: Фис, 1982. – 52 с.
13. Кошбахтиев И.А., Исмагилов Д.К., Атаев О.Р. Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных качеств у юных спортсменов групп начальной спортивной специализации // Молодой ученый. 2015. – №20. – С. 181-184.
14. Кузнецова З.М., Сергейчев В.Н., Глазистов А.В. Особенности обучения, подготовки юных хоккеистов 7-10 лет // Хоккей. / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2007. – http://www.kamgifk.ru/magazin/old/3/journal_KamGIFK_02_2007_03.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 27.02.2018).
15. Мальгинов И.А. Заливка и содержание льда на катках. Изд. 2-е, переработанное. – М: Фис, 1987.
16. Николаенко А.В. Спортивные сооружения. Учебное пособие для студентов факультета физического воспитания педагогических институтов. – М: Просвещение; 1976. – 270 с.
17. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. – М: Фис, 1970. – 478 с.
18. Савин В.Г. Методика воспитания выносливости у хоккеистов. Методические разработки для студентов и слушателей Высшей школы тренеров ГИОЛИФКА. – М: Издание Редакционно-издательского отдела ГИОЛИФКА, 1986.
19. Савин В.Г. Хоккей: Учебник для институтов физической культуры – М: Фис, 1990. – 320 с.
20. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М.: Академия, 2005. – 432с.
21. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
22. Шаханская А.В. и др. Влияние нагрузки на функциональное состояние и регулярно адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы юных баскетболистов с учетом соматотипологической принадлежности. // Теория и практика физической культуры. 2014. – № 11. – С. 21–23.
23. Шигаев А.С. Психологическая подготовка хоккеистов высокой квалификации. Методические разработки. – М. Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры, 1979.