Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития у старших дошкольников с ОНР (III уровень) диалогической речи (Омский государственный педагогический университет)

Работа №45854

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы41
Год сдачи2019
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
389
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Констатирующий эксперимент был проведен на базе бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №400» города Омска. В исследовании приняли участие 20 детей 5-6 лет, из них 13 мальчиков и 7 девочек. У всех детей выявлено общее недоразвитие речи III уровня.
Есть приложение (результаты исследования).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования диалогической речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень) 5
1.1. Трактовка понятия «диалогическая речь» в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста 11
1.3. Особенности формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) 15
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития диалогической речи у дошкольников с ОНР (III уровень) 22
2.1. Выявление особенностей формирования диалогической речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень) 22
2.2. Цель, организация, методика и результаты констатирующего эксперимента 26
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 41

Основной целью дошкольного образовательного учреждения в развитии речи и обучении родному языку является формирование устной речи и навыков речевого общения с находящимися вокруг людьми.
Диалог представляет собой форму общения посредством речи, в которой взаимодействие собеседников опосредовано языковыми знаками. Знание языка, умение в вербальной форме выразить собственные мысли, передать чувства, наладить с собеседником «диалогические отношения» в различных ситуациях общения представляют собой компоненты, которые необходимы для ведения диалога.
Полноценный диалог не может реализовываться без установления диалогических отношений; и такие диалогические отношения должны отличать не только общение ребенка со взрослым, но и взаимодействие со сверстниками в качестве области настоящей детской коммуникационной самодеятельности.
Особую значимость в речевом развитии детей дошкольного возраста имеет диалог между сверстниками. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными, обучаются самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Проблема развития диалогической речи в разное время исследовалась такими учеными, как Е.А. Флёрина, Е.И. Тихеева, О.И. Соловьёва, Э.П. Короткова, А.Г. Арушанова и др.
Несформированность диалогической речи оказывает негативное влияние на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации, поскольку последняя не может реализовываться без способности к диалогическому общению. Своевременная диагностика дефектов речи и их исправление кроме собственно речевого развития дает ребенку возможность сформировать способность к диалогической речи, что облегчает его социальную адаптацию, позволяет устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, успешно перейти в школьное учреждение, где способность к диалогу важна для полноценного обучения. В связи с этим изучение диалогической речи у дошкольников с ОНР является актуальной проблемой.
Объект исследования: процесс формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Предмет исследования: особенности формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Цель исследования: изучить специфику формирования диалогической речи старших дошкольников с ОНР (III уровень).
Задачи исследования:
- проанализировать трактовку понятия «диалогическая речь» в психолого-педагогической литературе;
- выявить, как происходит формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста;
- определить особенности формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень);
- проанализировать существующие методики на выявление уровня сформированности диалогической речи;
- реализовать констатирующий эксперимент на выявление уровня развития диалогической речи у детей с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: в процессе диагностики у детей 5-6 лет с ОНР (III уровень) будут выявлены низкие уровни развития диалогической речи.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент.
База исследования: бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №400» города Омска.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе выполнения работы достигнута ее цель - изучение специфики формирования диалогической речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень). Решены задачи:
- проанализирована трактовка понятия «диалогическая речь» в психолого-педагогической литературе;
- выявлено, как происходит формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста;
- определены особенности формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень);
- проанализированы существующие методики на выявление уровня сформированности диалогической речи;
- реализован констатирующий эксперимент на выявление уровня развития диалогической речи у детей с ОНР III уровня.
Диалог – это первичная, естественная форма языкового общения, которая имеет выраженную социальную направленность и служит потребностям непосредственного живого общения. Сущность диалогической речи состоит в обмене репликами, высказываниями, связанными между собой по смыслу. Диалогическая речь трактуется авторами психолого- педагогических работ как процесс непосредственного общения, который нельзя «запрограммировать», где каждый из участников выступает в роли говорящего и слушающего.
Дошкольный возраст является подготовительным этапом в освоении диалога. Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.
К основным особенностям диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня можно отнести следующие: экспликация собственных действий и намерений в рамках сообщений; долженствующая модальность побуждений; преобладание побудительно-вопросительных конструкций и вопросов общего типа, что существенно ограничивает вариативность ответов; необязательность реакции на стимул, возможность ответа на него действием и т.д.
С целью изучения методик обследования связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были проанализированы четыре методики, предложенные Р.Е. Левиной, А.Г. Арушановой, Р.И. Лалаевой, М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной. Это помогло сделать вывод о том, что все методики являются комплексными и подходят не только для обследования диалогической речи в частности, но и для исследования связной речи в общем у детей с данной формой речевой патологии.
Констатирующий эксперимент проводился с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими третий уровень речевого развития. Для выявления уровня сформированности диалогической речи использовалась диагностическая методика, которая позволила определить уровень сформированности связной диалогической речи, а именно установить особенности диалогического общения в специально организованных беседах; выявить умения детей вступать в диалог, используя формы речевого этикета; определить способности ребенка задавать вопросы в процессе разговора; установить, какие виды реплик дети употребляют чаще, а кроме того, их речевую реакцию в беседе.
Полученные в ходе исследования результаты показали, что большинство детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня неохотно отвечают на вопросы или совсем не вступают в контакт, отмечаются существенные нарушения логичности в ответах, частые отступления от темы разговора, наблюдаются трудности в лексическом и грамматическом плане, используются преимущественно имена существительные и местоимения, отмечается возвращение к сказанному ранее, переход на другую тему, вопросы и ответы односложны, инициатива отсутствует, часто используют помощь взрослого.
Меньшее количество составляют дети, которые охотно отвечают на вопросы, заинтересованы предметом и темой разговора, однако могут отмечаться отступления от темы диалога, нарушения структуры предложения, ими применяются простые неразвернутые предложения, преобладают имена существительные и глаголы, наблюдаются единичные нарушения связного разговора, дети способны задавать вопросы с помощью взрослого, затрудняются в постановке вопроса, выражении просьбы.
Таким образом, гипотеза исследования, которая заключалась в том, что у большинства детей с общим недоразвитием речи III уровня недостаточно сформирована диалогическая речь является полностью подтвержденной.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – 5-е изд., перераб. и доп. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2014. – 207 с.
2. Арушанова, А.Г. Истоки диалога. 5-7 лет / А.Г. Арушанова и др.; Под ред. А.Г. Арушановой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 186 с.
3. Арушанова, А.Г. Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 238 с.
4. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 544 с.
5. Вяткина, Н.И. Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Н.И. Вяткина, Ю.В. Ачкасова // Молодой ученый. - 2017. – №46. - С. 281-283.
6. Глухов, В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов // Педагогика и психология образования. - 2014. – №1. - С. 89-97.
7. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - 4-е изд., доп. / В.П. Глухов. – М.: Астрель, 2014. – 352 с.
8. Гойхман, О.Я. Русский язык и культура речи: учеб. для вузов / О.Я. Гойман. – М.: Инфра-М, 2015. – 240 с.
9. Гомзяк, О.М. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня / О.М. Гомзяк. - М.: ГНОМ, 2013. - 128 с.
10. Дементьев, В.В. Изучение речевых жанров в России: аспект формализации социального взаимодействия / В.В. Дементьев // Антология речевых жанров. – 2013. – №3. – С. 39-61.
11. Жукова, Н.С. Логопедия: основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; Под ред. Кондрашовой Л.В. - М.: Эксмо, 2012. - 288 с.
12. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: КнигоМир, 2012. - 320 с.
13. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учеб. для вузов / Н.А. Ипполитова. – М.: Проспект, 2017. – 344 с.
14. Коротовских, Т.В. Особенности диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Т.В. Коротовских // https://sibac.info (дата обращения 08.07.2018).
15. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст]; Под ред. В.Н. Ярцева. – М.: Российская энциклопедия, 2010. – 634 с.
16. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак-в / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2012. – 680 с.
17. Панасенко, К.Е. Развитие диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи как условие позитивной социализации [Электронный ресурс] / К.Е. Панасенко, Л.В. Шинкарева // http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26817 (дата обращения: 08.07.2018).
18. Салагина, Н.Н. Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.Н. Салагина // Молодой ученый. - 2016. – №1. - С. 750-753.
19. Сиротина, О.Б. Все, что нужно знать о русской речи: пособие для эффективного общения / О. Б. Сиротина. – М.: ЛЕНАНД, 2016. – 224 с.
20. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 5-е изд., стер. / Н.А. Стародубова. - М.: «Академия», 2012. - 256 с.
21. Томогашева, О.В. Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / О.В. Томогашева // Инновационная наука. - 2015. – №2. - С. 271-273.
22. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др.; Под ред. Карповой В.Н. – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.
23. Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников / А.В. Чулкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 220 с.
24. Шведова, Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи / Н.Ю. Шведова. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. – 378 с.
25. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2013. - 448 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ