Особенности развития у старших дошкольников с ОНР (III уровень) диалогической речи (Омский государственный педагогический университет)
|
Констатирующий эксперимент был проведен на базе бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №400» города Омска. В исследовании приняли участие 20 детей 5-6 лет, из них 13 мальчиков и 7 девочек. У всех детей выявлено общее недоразвитие речи III уровня.
Есть приложение (результаты исследования).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования диалогической речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень) 5
1.1. Трактовка понятия «диалогическая речь» в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста 11
1.3. Особенности формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) 15
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития диалогической речи у дошкольников с ОНР (III уровень) 22
2.1. Выявление особенностей формирования диалогической речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень) 22
2.2. Цель, организация, методика и результаты констатирующего эксперимента 26
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 41
Есть приложение (результаты исследования).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования диалогической речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень) 5
1.1. Трактовка понятия «диалогическая речь» в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста 11
1.3. Особенности формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) 15
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития диалогической речи у дошкольников с ОНР (III уровень) 22
2.1. Выявление особенностей формирования диалогической речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень) 22
2.2. Цель, организация, методика и результаты констатирующего эксперимента 26
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 41
Основной целью дошкольного образовательного учреждения в развитии речи и обучении родному языку является формирование устной речи и навыков речевого общения с находящимися вокруг людьми.
Диалог представляет собой форму общения посредством речи, в которой взаимодействие собеседников опосредовано языковыми знаками. Знание языка, умение в вербальной форме выразить собственные мысли, передать чувства, наладить с собеседником «диалогические отношения» в различных ситуациях общения представляют собой компоненты, которые необходимы для ведения диалога.
Полноценный диалог не может реализовываться без установления диалогических отношений; и такие диалогические отношения должны отличать не только общение ребенка со взрослым, но и взаимодействие со сверстниками в качестве области настоящей детской коммуникационной самодеятельности.
Особую значимость в речевом развитии детей дошкольного возраста имеет диалог между сверстниками. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными, обучаются самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Проблема развития диалогической речи в разное время исследовалась такими учеными, как Е.А. Флёрина, Е.И. Тихеева, О.И. Соловьёва, Э.П. Короткова, А.Г. Арушанова и др.
Несформированность диалогической речи оказывает негативное влияние на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации, поскольку последняя не может реализовываться без способности к диалогическому общению. Своевременная диагностика дефектов речи и их исправление кроме собственно речевого развития дает ребенку возможность сформировать способность к диалогической речи, что облегчает его социальную адаптацию, позволяет устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, успешно перейти в школьное учреждение, где способность к диалогу важна для полноценного обучения. В связи с этим изучение диалогической речи у дошкольников с ОНР является актуальной проблемой.
Объект исследования: процесс формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Предмет исследования: особенности формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Цель исследования: изучить специфику формирования диалогической речи старших дошкольников с ОНР (III уровень).
Задачи исследования:
- проанализировать трактовку понятия «диалогическая речь» в психолого-педагогической литературе;
- выявить, как происходит формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста;
- определить особенности формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень);
- проанализировать существующие методики на выявление уровня сформированности диалогической речи;
- реализовать констатирующий эксперимент на выявление уровня развития диалогической речи у детей с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: в процессе диагностики у детей 5-6 лет с ОНР (III уровень) будут выявлены низкие уровни развития диалогической речи.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент.
База исследования: бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №400» города Омска.
Диалог представляет собой форму общения посредством речи, в которой взаимодействие собеседников опосредовано языковыми знаками. Знание языка, умение в вербальной форме выразить собственные мысли, передать чувства, наладить с собеседником «диалогические отношения» в различных ситуациях общения представляют собой компоненты, которые необходимы для ведения диалога.
Полноценный диалог не может реализовываться без установления диалогических отношений; и такие диалогические отношения должны отличать не только общение ребенка со взрослым, но и взаимодействие со сверстниками в качестве области настоящей детской коммуникационной самодеятельности.
Особую значимость в речевом развитии детей дошкольного возраста имеет диалог между сверстниками. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными, обучаются самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Проблема развития диалогической речи в разное время исследовалась такими учеными, как Е.А. Флёрина, Е.И. Тихеева, О.И. Соловьёва, Э.П. Короткова, А.Г. Арушанова и др.
Несформированность диалогической речи оказывает негативное влияние на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации, поскольку последняя не может реализовываться без способности к диалогическому общению. Своевременная диагностика дефектов речи и их исправление кроме собственно речевого развития дает ребенку возможность сформировать способность к диалогической речи, что облегчает его социальную адаптацию, позволяет устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, успешно перейти в школьное учреждение, где способность к диалогу важна для полноценного обучения. В связи с этим изучение диалогической речи у дошкольников с ОНР является актуальной проблемой.
Объект исследования: процесс формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Предмет исследования: особенности формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Цель исследования: изучить специфику формирования диалогической речи старших дошкольников с ОНР (III уровень).
Задачи исследования:
- проанализировать трактовку понятия «диалогическая речь» в психолого-педагогической литературе;
- выявить, как происходит формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста;
- определить особенности формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень);
- проанализировать существующие методики на выявление уровня сформированности диалогической речи;
- реализовать констатирующий эксперимент на выявление уровня развития диалогической речи у детей с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: в процессе диагностики у детей 5-6 лет с ОНР (III уровень) будут выявлены низкие уровни развития диалогической речи.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент.
База исследования: бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №400» города Омска.
В процессе выполнения работы достигнута ее цель - изучение специфики формирования диалогической речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень). Решены задачи:
- проанализирована трактовка понятия «диалогическая речь» в психолого-педагогической литературе;
- выявлено, как происходит формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста;
- определены особенности формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень);
- проанализированы существующие методики на выявление уровня сформированности диалогической речи;
- реализован констатирующий эксперимент на выявление уровня развития диалогической речи у детей с ОНР III уровня.
Диалог – это первичная, естественная форма языкового общения, которая имеет выраженную социальную направленность и служит потребностям непосредственного живого общения. Сущность диалогической речи состоит в обмене репликами, высказываниями, связанными между собой по смыслу. Диалогическая речь трактуется авторами психолого- педагогических работ как процесс непосредственного общения, который нельзя «запрограммировать», где каждый из участников выступает в роли говорящего и слушающего.
Дошкольный возраст является подготовительным этапом в освоении диалога. Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.
К основным особенностям диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня можно отнести следующие: экспликация собственных действий и намерений в рамках сообщений; долженствующая модальность побуждений; преобладание побудительно-вопросительных конструкций и вопросов общего типа, что существенно ограничивает вариативность ответов; необязательность реакции на стимул, возможность ответа на него действием и т.д.
С целью изучения методик обследования связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были проанализированы четыре методики, предложенные Р.Е. Левиной, А.Г. Арушановой, Р.И. Лалаевой, М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной. Это помогло сделать вывод о том, что все методики являются комплексными и подходят не только для обследования диалогической речи в частности, но и для исследования связной речи в общем у детей с данной формой речевой патологии.
Констатирующий эксперимент проводился с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими третий уровень речевого развития. Для выявления уровня сформированности диалогической речи использовалась диагностическая методика, которая позволила определить уровень сформированности связной диалогической речи, а именно установить особенности диалогического общения в специально организованных беседах; выявить умения детей вступать в диалог, используя формы речевого этикета; определить способности ребенка задавать вопросы в процессе разговора; установить, какие виды реплик дети употребляют чаще, а кроме того, их речевую реакцию в беседе.
Полученные в ходе исследования результаты показали, что большинство детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня неохотно отвечают на вопросы или совсем не вступают в контакт, отмечаются существенные нарушения логичности в ответах, частые отступления от темы разговора, наблюдаются трудности в лексическом и грамматическом плане, используются преимущественно имена существительные и местоимения, отмечается возвращение к сказанному ранее, переход на другую тему, вопросы и ответы односложны, инициатива отсутствует, часто используют помощь взрослого.
Меньшее количество составляют дети, которые охотно отвечают на вопросы, заинтересованы предметом и темой разговора, однако могут отмечаться отступления от темы диалога, нарушения структуры предложения, ими применяются простые неразвернутые предложения, преобладают имена существительные и глаголы, наблюдаются единичные нарушения связного разговора, дети способны задавать вопросы с помощью взрослого, затрудняются в постановке вопроса, выражении просьбы.
Таким образом, гипотеза исследования, которая заключалась в том, что у большинства детей с общим недоразвитием речи III уровня недостаточно сформирована диалогическая речь является полностью подтвержденной.
- проанализирована трактовка понятия «диалогическая речь» в психолого-педагогической литературе;
- выявлено, как происходит формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста;
- определены особенности формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень);
- проанализированы существующие методики на выявление уровня сформированности диалогической речи;
- реализован констатирующий эксперимент на выявление уровня развития диалогической речи у детей с ОНР III уровня.
Диалог – это первичная, естественная форма языкового общения, которая имеет выраженную социальную направленность и служит потребностям непосредственного живого общения. Сущность диалогической речи состоит в обмене репликами, высказываниями, связанными между собой по смыслу. Диалогическая речь трактуется авторами психолого- педагогических работ как процесс непосредственного общения, который нельзя «запрограммировать», где каждый из участников выступает в роли говорящего и слушающего.
Дошкольный возраст является подготовительным этапом в освоении диалога. Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.
К основным особенностям диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня можно отнести следующие: экспликация собственных действий и намерений в рамках сообщений; долженствующая модальность побуждений; преобладание побудительно-вопросительных конструкций и вопросов общего типа, что существенно ограничивает вариативность ответов; необязательность реакции на стимул, возможность ответа на него действием и т.д.
С целью изучения методик обследования связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были проанализированы четыре методики, предложенные Р.Е. Левиной, А.Г. Арушановой, Р.И. Лалаевой, М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной. Это помогло сделать вывод о том, что все методики являются комплексными и подходят не только для обследования диалогической речи в частности, но и для исследования связной речи в общем у детей с данной формой речевой патологии.
Констатирующий эксперимент проводился с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими третий уровень речевого развития. Для выявления уровня сформированности диалогической речи использовалась диагностическая методика, которая позволила определить уровень сформированности связной диалогической речи, а именно установить особенности диалогического общения в специально организованных беседах; выявить умения детей вступать в диалог, используя формы речевого этикета; определить способности ребенка задавать вопросы в процессе разговора; установить, какие виды реплик дети употребляют чаще, а кроме того, их речевую реакцию в беседе.
Полученные в ходе исследования результаты показали, что большинство детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня неохотно отвечают на вопросы или совсем не вступают в контакт, отмечаются существенные нарушения логичности в ответах, частые отступления от темы разговора, наблюдаются трудности в лексическом и грамматическом плане, используются преимущественно имена существительные и местоимения, отмечается возвращение к сказанному ранее, переход на другую тему, вопросы и ответы односложны, инициатива отсутствует, часто используют помощь взрослого.
Меньшее количество составляют дети, которые охотно отвечают на вопросы, заинтересованы предметом и темой разговора, однако могут отмечаться отступления от темы диалога, нарушения структуры предложения, ими применяются простые неразвернутые предложения, преобладают имена существительные и глаголы, наблюдаются единичные нарушения связного разговора, дети способны задавать вопросы с помощью взрослого, затрудняются в постановке вопроса, выражении просьбы.
Таким образом, гипотеза исследования, которая заключалась в том, что у большинства детей с общим недоразвитием речи III уровня недостаточно сформирована диалогическая речь является полностью подтвержденной.



