Транспортный налог в Российской Федерации и перспективы его развития
|
Введение 4
1. Теоретические аспекты исчисления и уплаты транспортного налога в
Российской Федерации 7
1.1. Основы налогообложения транспортного налога 7
1.2. Механизмы исчисления и уплаты транспортного налога в Российской
Федерации 15
1.3. Зарубежный опыт формирования системы налогообложения собственников
транспортных средств 27
2. Анализ уплаты транспортного налога в российской федерации 34
2.1. Анализ уплаты транспортного налога физическими лицами 34
2.2. Анализ уплаты транспортного налога организациями 40
2.3. Анализ выпадающих доходов по транспортному налогу с применением
льгот 52
3. Перспективы развития механизма исчисления и уплаты транспортного
налога в российской федерации 60
3.1. Необходимость реформирования действующего механизма исчисления и
уплаты транспортного налога 60
3.2. Перспективные пути реформирования и отмены транспортного налога 63
Заключение 75
Список используемых источников 75
Приложения
1. Теоретические аспекты исчисления и уплаты транспортного налога в
Российской Федерации 7
1.1. Основы налогообложения транспортного налога 7
1.2. Механизмы исчисления и уплаты транспортного налога в Российской
Федерации 15
1.3. Зарубежный опыт формирования системы налогообложения собственников
транспортных средств 27
2. Анализ уплаты транспортного налога в российской федерации 34
2.1. Анализ уплаты транспортного налога физическими лицами 34
2.2. Анализ уплаты транспортного налога организациями 40
2.3. Анализ выпадающих доходов по транспортному налогу с применением
льгот 52
3. Перспективы развития механизма исчисления и уплаты транспортного
налога в российской федерации 60
3.1. Необходимость реформирования действующего механизма исчисления и
уплаты транспортного налога 60
3.2. Перспективные пути реформирования и отмены транспортного налога 63
Заключение 75
Список используемых источников 75
Приложения
Стабильность экономики страны во многом зависит от того, насколько добросовестно участники экономических отношений исполняют свои налоговые обязательства. Следовательно, несвоевременная уплата налогов, сокрытие имущества, подделка технической документации соответствующих объектов, несвоевременное предоставление деклараций дестабилизируют экономику страны, а также вызывают сокращение налоговых доходов государственного бюджета.
Система налогового законодательства Российской Федерации предусматривает четкое деление всех видов налогов и сборов на три основных уровня: федеральный, региональный и местный. Рассматриваемый в данной работе налог относится к системе налогов регионального уровня и играет большую роль в пополнении бюджетов, соответственно, субъектов Российской Федерации. Данный налог поступает в бюджет субъекта в полном объеме и, следовательно, находится в полном его распоряжении для финансирования тех или иных расходов (в частности направляется на формирование дорожных фондов субъектов Российской Федерации).
Транспортный налог - имущественный налог, взимаемый с организаций и физических лиц, являющихся владельцами зарегистрированных транспортных средств. В настоящее время транспортный налог - один из важнейших региональных налогов. Законодательное регулирование транспортного налога производится главой 28 «Транспортный налога» НК РФ [1]. Транспортный налог относится к подсистеме прямых налогов, так как взимается непосредственно с имущества (а именно транспортного средства), принадлежащего налогоплательщику.
Обладание движимым имуществом в виде транспортного средства на данный момент достаточно сплошное социальное явление, которое стало уже необходимостью. Следовательно, лица, имеющие в собственности транспортные средства, несут ответственность по уплате соответствующего налога. Поэтому важно знать: как определяется налоговая база, какие существуют налоговые ставки по данному налогу, льготы в различных регионах страны, и самое важное для данного налога: это процесс введения изменений в системе элементов данного налога, которые носят немаловажную роль.
Транспортный налог является предметом дискуссий относительно того, насколько эффективен его механизм исчисления и уплаты на данный момент. Значительное количество экспертов предлагает альтернативы транспортному налогу, либо же совмещение его с дополнительными платежами.
Представленный факт выражает собой актуальность вопроса изучения механизма исчисления и уплаты, а также реформирования транспортного налога в системе налогов и сборов, существующих и действующих на данный момент в Российской Федерации.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является транспортный налог. Предметом исследования являются анализ исчисления и уплаты транспортного налога в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является состоит в исследовании теоретических и практических основ исчисления и уплаты транспортного налога, а также его дальнейшего совершенствования в системе налогов и сборов Российской Федерации. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть экономическую сущность и понятия транспортного налога;
- Провести анализ исчисления транспортного налога на современном этапе;
- Выявить перспективы совершенствования механизма и порядка уплаты транспортного налога.
Информационной основой для данного исследования выступают учебники и изученная литература, нормативно-правовые акты, монографии различных отечественных исследований, статистические данные официального сайта Федеральной налоговой службы, а также публикации средств массовой информации по теме исследования.
Система налогового законодательства Российской Федерации предусматривает четкое деление всех видов налогов и сборов на три основных уровня: федеральный, региональный и местный. Рассматриваемый в данной работе налог относится к системе налогов регионального уровня и играет большую роль в пополнении бюджетов, соответственно, субъектов Российской Федерации. Данный налог поступает в бюджет субъекта в полном объеме и, следовательно, находится в полном его распоряжении для финансирования тех или иных расходов (в частности направляется на формирование дорожных фондов субъектов Российской Федерации).
Транспортный налог - имущественный налог, взимаемый с организаций и физических лиц, являющихся владельцами зарегистрированных транспортных средств. В настоящее время транспортный налог - один из важнейших региональных налогов. Законодательное регулирование транспортного налога производится главой 28 «Транспортный налога» НК РФ [1]. Транспортный налог относится к подсистеме прямых налогов, так как взимается непосредственно с имущества (а именно транспортного средства), принадлежащего налогоплательщику.
Обладание движимым имуществом в виде транспортного средства на данный момент достаточно сплошное социальное явление, которое стало уже необходимостью. Следовательно, лица, имеющие в собственности транспортные средства, несут ответственность по уплате соответствующего налога. Поэтому важно знать: как определяется налоговая база, какие существуют налоговые ставки по данному налогу, льготы в различных регионах страны, и самое важное для данного налога: это процесс введения изменений в системе элементов данного налога, которые носят немаловажную роль.
Транспортный налог является предметом дискуссий относительно того, насколько эффективен его механизм исчисления и уплаты на данный момент. Значительное количество экспертов предлагает альтернативы транспортному налогу, либо же совмещение его с дополнительными платежами.
Представленный факт выражает собой актуальность вопроса изучения механизма исчисления и уплаты, а также реформирования транспортного налога в системе налогов и сборов, существующих и действующих на данный момент в Российской Федерации.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является транспортный налог. Предметом исследования являются анализ исчисления и уплаты транспортного налога в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является состоит в исследовании теоретических и практических основ исчисления и уплаты транспортного налога, а также его дальнейшего совершенствования в системе налогов и сборов Российской Федерации. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть экономическую сущность и понятия транспортного налога;
- Провести анализ исчисления транспортного налога на современном этапе;
- Выявить перспективы совершенствования механизма и порядка уплаты транспортного налога.
Информационной основой для данного исследования выступают учебники и изученная литература, нормативно-правовые акты, монографии различных отечественных исследований, статистические данные официального сайта Федеральной налоговой службы, а также публикации средств массовой информации по теме исследования.
Одним из основных имущественных налогов в РФ является транспортный налог. Экономическая сущность транспортного налога заключается в фискальной социальной и регулирующей функции, посредством которых государство влияет на рынок спроса и предложения транспортных средств.
Особенности механизма исчисления и уплаты транспортного налога заключается в следующем:
- механизм исчисления транспортного налога в общем виде представляет собой произведение налоговой базы на соответствующую ставку;
- налоговая база представляется в четырех формах (п. 1 ст. 359 НК РФ): мощность двигателя (лошадиные силы), паспортная статистическая тяга реактивного двигателя (килограммы силы), для несамоходных транспортных средств - валовая вместимость (регистровые тонны) и для некоторых транспортных средств - само средство (единица транспортного средства);
- налогоплательщиками являются только те физические и юридические лица, на которых зарегистрировано транспортное средство, причём налогоплательщик может не быть собственником. Однако в соответствии с п. 4 Правил государственной регистрации воздушных судов РФ - реестр содержит данные и о собственниках судов;
- авансовые платежи предусмотрены только для юридических лиц;
- разграничение ставок и льгот в зависимости от регистрации транспортного средства по субъектам РФ.
Сложившийся механизм исчисления и уплаты транспортного налога во многих случаях приводит к проблемам, которые возникают как у физических, так и юридических лиц. При этом род проблем у физических и юридических лиц могут отличаться. Важным фактором при сравнении двух представленных категорий налогоплательщиков является различие в общем показателе числа транспортных средств, зарегистрированных в сумме на данные категории: число организаций, владеющих транспортными средствами значительно ниже, чем данный показатель в отношении физических лиц. При этом, на долю организаций приходит в среднем 9-10 транспортных средств, что в 10 раз больше, чем на физических лиц. Соответственно и выше налоговая нагрузка организаций. При этом, уплата налога в течение года авансовыми платежами дает регионам возможность постоянного, пусть и частичного пополнения бюджета дорожного фонда. Общая доля организаций в уплате транспортного налога составляется в среднем за период с 2012-2016 года 8,7%, что довольно значительно.
В рамках дальнейшего совершенствования транспортного налога был проведен анализ зависимости поступлений по транспортному налогу с налогоплательщиков-организаций от количества юридических лиц, являющихся налогоплательщиками данного налога и числа зарегистрированных на них транспортных средств, а также составлен прогноз на 2017 и 2018 года. Результаты показали, что будет наблюдаться тенденция в снижение показателя по данному налогу на отчетный период 2017 года, однако, в 2018 году тенденция снова будет приобретать положительный характер. При этом прогноз имеет только теоретическую основу, которая не учитывает ряд внешних факторов. Ввиду данного фактора, оценить реальные показатели 2017 года будет возможно только после публикации статистики реальных данных о поступлении транспортного налога за указанный период.
Одной из актуальных проблем, связанных с механизмом исчисления и уплаты транспортного налога является отсутствие ориентации ставок на расход топлива транспортного средства. Ставки транспортного налога исходят из мощности двигателя, это ориентация объясняется правительством как влияние транспортного средства на износ дорог и загрязнение окружающей среды. Однако современные транспортные средства, с высокими показателями мощности двигателя, не всегда обладают высоким расходом топлива. Соответственно и загрязнение окружающей среды такими транспортными средствами осуществляется в меньшей степень. К примеру, расход топлива в смешанном цикле автомобиля Porsche 911 Turbo (мощность двигателя 480 л.с.) составляет всего 9.6 литра на 100 км пути. Цифры сопоставимы с расходом топлива классических моделей ВАЗ.
Суть проблемы заключается в том, что действующий механизм исчисления и уплаты транспортного не предоставляет более низкие ставки на транспортные средства с высокими показателями мощности и низким расходом топлива. Это приводит к высоким платежам по транспортному налогу на экологичные средства наземного передвижения.
На данном этапе все основные изменения в системе механизма исчисления и уплаты данного налога носят фискальный характер. этом налогообложение транспортных средств в РФ имеет характер двойного налогообложения, так как владельцы транспортных средств платят еще и акцизы за топливо. Налогоплательщики в Российской Федерации выступают за возможность отмены транспортного налога и полный переход на уплату только акцизов.
Проблема заключается в том, что владельцы транспортных средств уплачивают два вида налоговых платежей, прямой транспортный налог и косвенный акцизный сбор. Целесообразно рассмотреть возможность полной или частичной отмены транспортного налога. значительно.
Одной из актуальных проблем транспортного налога является узкое значение действующей системы механизма исчисления и уплаты транспортного налога для экономики. Построение системы транспортного налогообложения должно опираться на обеспечение регулирующей, социальной и стимулирующей функций. В Российской Федерации представлено лишь обеспечение фискальной функции, которая характеризует лишь одно из направлений транспортного налогообложения. Так следует использовать транспортный налог не только как фискальный инструмент, но и развивать его регулирующую роль в экономике.
Изучив экономическую сущность и законодательные особенности транспортного налога в РФ, для решения проблем возникающих при применении механизма исчисления и уплаты налога, можно предложить рекомендации:
1) в пункте 3 статьи 361 Налогового кодекса РФ говорится, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а так же с учётом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса, однако ни один из субъектов РФ не использует данную возможность. Мы предлагаем использовать данный пункт Налогового кодекса РФ в полной мере;
2) внесение поправок в действующую систему транспортного налога, которая будет касаться замены процесса уплаты в отношении транспортных средств, эксплуатируемых не по месту регистрации, а по месту фактического использования наземных транспортных средств;
3) целесообразно отменить транспортный налог и перейти к другому виду сборов, поскольку на данный момент налогоплательщики сталкиваются с проблемой двойного фискального обложения. Мы предлагаем отменить транспортный налог для организаций и оставить имущественный налог;
4) предлагаем полностью заменить налог акцизом. Однако отмена налога невозможна на данном этапе экономического развития России. Данное предложение может быть рассмотрено лишь с позиции теории, транспортный налог является основным дорожным фондом, поэтому изменения придётся вводить постепенно с помощью увеличения ставок акцизного сбора на топливо, что в дальнейшем поможет полностью отказаться от транспортного налога.
Рекомендации, предложенные в выпускной квалификационной работе, являются наиболее приемлемыми на текущем этапе развития экономики в частности налоговой системы. Так предложенные рекомендации будут способствовать более справедливому налогообложению транспортных средств имеющих высокие мощности двигателя, но разные расходы топлива (загрязнение окружающей среды). И приведет к тому, что пропадет двойное налогообложение при полном переходе на акцизные сборы. Предложенные меры будут способствовать совершенствованию механизма исчисления и уплаты транспортного налога в РФ. Проводимая налоговая политика не должна ущемлять интересы налогоплательщиков, а налогоплательщики в свою очередь должны выполнять свои налоговые обязательства и уменьшать их только законными путями.
Особенности механизма исчисления и уплаты транспортного налога заключается в следующем:
- механизм исчисления транспортного налога в общем виде представляет собой произведение налоговой базы на соответствующую ставку;
- налоговая база представляется в четырех формах (п. 1 ст. 359 НК РФ): мощность двигателя (лошадиные силы), паспортная статистическая тяга реактивного двигателя (килограммы силы), для несамоходных транспортных средств - валовая вместимость (регистровые тонны) и для некоторых транспортных средств - само средство (единица транспортного средства);
- налогоплательщиками являются только те физические и юридические лица, на которых зарегистрировано транспортное средство, причём налогоплательщик может не быть собственником. Однако в соответствии с п. 4 Правил государственной регистрации воздушных судов РФ - реестр содержит данные и о собственниках судов;
- авансовые платежи предусмотрены только для юридических лиц;
- разграничение ставок и льгот в зависимости от регистрации транспортного средства по субъектам РФ.
Сложившийся механизм исчисления и уплаты транспортного налога во многих случаях приводит к проблемам, которые возникают как у физических, так и юридических лиц. При этом род проблем у физических и юридических лиц могут отличаться. Важным фактором при сравнении двух представленных категорий налогоплательщиков является различие в общем показателе числа транспортных средств, зарегистрированных в сумме на данные категории: число организаций, владеющих транспортными средствами значительно ниже, чем данный показатель в отношении физических лиц. При этом, на долю организаций приходит в среднем 9-10 транспортных средств, что в 10 раз больше, чем на физических лиц. Соответственно и выше налоговая нагрузка организаций. При этом, уплата налога в течение года авансовыми платежами дает регионам возможность постоянного, пусть и частичного пополнения бюджета дорожного фонда. Общая доля организаций в уплате транспортного налога составляется в среднем за период с 2012-2016 года 8,7%, что довольно значительно.
В рамках дальнейшего совершенствования транспортного налога был проведен анализ зависимости поступлений по транспортному налогу с налогоплательщиков-организаций от количества юридических лиц, являющихся налогоплательщиками данного налога и числа зарегистрированных на них транспортных средств, а также составлен прогноз на 2017 и 2018 года. Результаты показали, что будет наблюдаться тенденция в снижение показателя по данному налогу на отчетный период 2017 года, однако, в 2018 году тенденция снова будет приобретать положительный характер. При этом прогноз имеет только теоретическую основу, которая не учитывает ряд внешних факторов. Ввиду данного фактора, оценить реальные показатели 2017 года будет возможно только после публикации статистики реальных данных о поступлении транспортного налога за указанный период.
Одной из актуальных проблем, связанных с механизмом исчисления и уплаты транспортного налога является отсутствие ориентации ставок на расход топлива транспортного средства. Ставки транспортного налога исходят из мощности двигателя, это ориентация объясняется правительством как влияние транспортного средства на износ дорог и загрязнение окружающей среды. Однако современные транспортные средства, с высокими показателями мощности двигателя, не всегда обладают высоким расходом топлива. Соответственно и загрязнение окружающей среды такими транспортными средствами осуществляется в меньшей степень. К примеру, расход топлива в смешанном цикле автомобиля Porsche 911 Turbo (мощность двигателя 480 л.с.) составляет всего 9.6 литра на 100 км пути. Цифры сопоставимы с расходом топлива классических моделей ВАЗ.
Суть проблемы заключается в том, что действующий механизм исчисления и уплаты транспортного не предоставляет более низкие ставки на транспортные средства с высокими показателями мощности и низким расходом топлива. Это приводит к высоким платежам по транспортному налогу на экологичные средства наземного передвижения.
На данном этапе все основные изменения в системе механизма исчисления и уплаты данного налога носят фискальный характер. этом налогообложение транспортных средств в РФ имеет характер двойного налогообложения, так как владельцы транспортных средств платят еще и акцизы за топливо. Налогоплательщики в Российской Федерации выступают за возможность отмены транспортного налога и полный переход на уплату только акцизов.
Проблема заключается в том, что владельцы транспортных средств уплачивают два вида налоговых платежей, прямой транспортный налог и косвенный акцизный сбор. Целесообразно рассмотреть возможность полной или частичной отмены транспортного налога. значительно.
Одной из актуальных проблем транспортного налога является узкое значение действующей системы механизма исчисления и уплаты транспортного налога для экономики. Построение системы транспортного налогообложения должно опираться на обеспечение регулирующей, социальной и стимулирующей функций. В Российской Федерации представлено лишь обеспечение фискальной функции, которая характеризует лишь одно из направлений транспортного налогообложения. Так следует использовать транспортный налог не только как фискальный инструмент, но и развивать его регулирующую роль в экономике.
Изучив экономическую сущность и законодательные особенности транспортного налога в РФ, для решения проблем возникающих при применении механизма исчисления и уплаты налога, можно предложить рекомендации:
1) в пункте 3 статьи 361 Налогового кодекса РФ говорится, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а так же с учётом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса, однако ни один из субъектов РФ не использует данную возможность. Мы предлагаем использовать данный пункт Налогового кодекса РФ в полной мере;
2) внесение поправок в действующую систему транспортного налога, которая будет касаться замены процесса уплаты в отношении транспортных средств, эксплуатируемых не по месту регистрации, а по месту фактического использования наземных транспортных средств;
3) целесообразно отменить транспортный налог и перейти к другому виду сборов, поскольку на данный момент налогоплательщики сталкиваются с проблемой двойного фискального обложения. Мы предлагаем отменить транспортный налог для организаций и оставить имущественный налог;
4) предлагаем полностью заменить налог акцизом. Однако отмена налога невозможна на данном этапе экономического развития России. Данное предложение может быть рассмотрено лишь с позиции теории, транспортный налог является основным дорожным фондом, поэтому изменения придётся вводить постепенно с помощью увеличения ставок акцизного сбора на топливо, что в дальнейшем поможет полностью отказаться от транспортного налога.
Рекомендации, предложенные в выпускной квалификационной работе, являются наиболее приемлемыми на текущем этапе развития экономики в частности налоговой системы. Так предложенные рекомендации будут способствовать более справедливому налогообложению транспортных средств имеющих высокие мощности двигателя, но разные расходы топлива (загрязнение окружающей среды). И приведет к тому, что пропадет двойное налогообложение при полном переходе на акцизные сборы. Предложенные меры будут способствовать совершенствованию механизма исчисления и уплаты транспортного налога в РФ. Проводимая налоговая политика не должна ущемлять интересы налогоплательщиков, а налогоплательщики в свою очередь должны выполнять свои налоговые обязательства и уменьшать их только законными путями.
Подобные работы
- ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ В РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2018 - Развитие налогообложения транспортных средств в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ И УПЛАЧИВАЕМЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Особенности исчисления транспортного налога (Омский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - ПРЯМОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



