Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Добровольная бездетность в современной России: представления о феномене и самопрезентация чайлдфри в контексте медийного конструирования проблемы

Работа №45781

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы146
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
448
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования чайлдфри в рамках конструктивисткой парадигмы 12
1.1. Чайлдфри как социальный феномен: понятия и подходы к исследованию .. 12
1.2. Медийное конструирование проблемы в обществе и дискурс-анализ текстов 31
Глава 2 . Чайлдфри в субъективной, символической и объективной реальности: конструирование проблемы 50
2.1. «Планета Чайлдфри»: стратегии самопрезентации и субъективизации отказа от родительства участниками форума 50
2.2 Конструирование проблемы чайлдфри средствами массовой коммуникации и социальные представления россиян 67
Заключение 85
Список литературы и источников: 89
Приложения

Мир XXI века представляет собой сложную многогранную противоречивую систему. Система, которая постоянно продуцирует новые явления, феномены, с которыми сталкивается человек. Среди множества новых явлений можно выделить чайлдфри. Чайлдфри (англ. Childfree) дословно означает «свободные от детей». Сознательный отказ от деторождения подразумевает физиологическую возможность к продолжению рода и принятое решение не заводить детей в данный момент времени и в целом в будущем. При этом чайлдфри имеют сексуальные отношение, зачастую партнера или супруга, однако не планируют становится родителями. И если вопрос бесплодия скорее относятся к сфере интересов медицинских наук, то сознательных отказ от детей, несомненно, попадет в сферу изучения социологии.
Первоначально мировоззрение чайлдфри распространялось в западных странах. Временем возникновения можно считать семидесятые годы двадцатого века, когда двумя представительницами по борьбе за права женщин Эллен Пек и Ширли Радл была организована «Национальная организация для Неродителей». В России мировоззрение чайлдфри представляется достаточно новым явлением, так как в 2000-е года XXI опроса общественного мнения такая категория граждан не фиксировалась, тогда как к 2012 году составляла порядка 6% населения. В последнее время в российском обществе возникают ожесточенные дискуссии на тему сознательного отказа от рождения детей, какую угрозу представляют приверженцы данного мировоззрения, в социуме все больше актуализируется вопрос о том, какие социальные последствия несет за собой распространение чайлдфри. Одни считают, что такая группа людей всегда была в обществе, другая видит реальную угрозу семье, семейным ценностям и будущему общества в целом.
Но насколько распространен феномен чайлдфри в России? Представляет ли мировоззрение сознательной бездетности угрозу традиционному российскому обществу и институту семьи? Можно ли говорить об опасности выбора пути вымирания? Как россияне относятся к тому, что среди граждан есть те, кто сознательно встает на путь бездетного существования? Какова риторика экспертов, объясняющих феномен чайлдфри? Кто они - чайлдфри? Какой образ сознательно бездетного человека присутствует в СМК и сознаниях граждан?
Можно говорить о том, что последний риторический вопрос является одним из наиболее актуальным, так как конструируемые средствами массовой коммуникации образы как никогда значимы в современном потребительском обществе. Согласно теоретикам П. Бергеру и Н. Лукману, наиболее реальным миром и первостепенным для индивида является реальность повседневности 1. Поскольку индивид как правило не сталкивается в повседневной жизни с чайлдфри, они не попадают в сферу близкой зоны релевантности, формирование образа о феномене складывается под воздействием агентов извне, среди которых особое значение имеет символическая реальность масс медиа. Именно СМК способствуют формированию представлений обывателей в повседневной жизни в условиях нехватки объективной информации о них.
Таким образом, важной задачей социологического поиска выступает исследование распространенности чайлдфри в России и жизненных миров его представителей, отношения к данному явлению населения и медийное конструирование образов проблемы СМК.
Степень научной разработанности. Феномен сознательного отказа от деторождения попадает в сферу интересов и социологов, и психологов, и педагогов, демографов. В рамках социологической науки при разработке темы востребованы методологические основания конструктивистской парадигмы.
Среди работ конструктивистов наиболее значимыми с точки зрения специфики темы являются труды П. Бергера, Н. Лукмана, Дж. Китсьюза, М. Спектора, Г. Блумера, Дж. Беста, С. Хилгартнера, Ч. Боска, Д. Лазика, М.Маккомбса, Д. Шоу, С. Коэна, и др. Среди отечественных социологов также в последние время наблюдается рост интереса к идеям социального конструкционизма в рамках осмысления социальных проблем: И. Г. Ясавеева,


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное общество представляет собой активно развивающуюся систему. Рассматривая изменения, которые постоянно протекают в обществе, можно опираться на теоретические основы кризисной парадигмы, тогда каждое возникающее новое явление, попадающее в поле зрения социолога, будет трактоваться как реально существующая проблема, наличие которое свидетельствует об упадке социума, а значит исследуемую проблему надо решать. С другой стороны, можно рассматривать любое появляющееся социальное явление, как свидетельство развития общества, перехода от одного типа к другому, и тогда проблематизация явления не будет носить столь категоричный характер, а все новшества будут свидетельствовать о появление новых форм общественных отношений или институтов.
При этом все больше происходит разрыв между символической реальностью медиа, которые конструируют образ проблемы, субъективной реальностью и жизненными мирами представителей чайлдфри и их противниками на фоне отсутствия и объективной сферами существования сознательно бездетных. Таким образом возникает основная социальная проблема, которая заключается в том, что нарастает противостояние, формирующееся между представителями мировоззрения чайлдфри и теми, кто не разделяет их точку зрения. Под воздействием СМИ происходит нагнетание обстановки в обществе, дестабилизация, откуда у граждан появляется чувство нарастающей угрозы, исходящей от сознательно бездетных.
Изучение работ предшественников в рамках кризисной парадигмы позволили плодотворно применить подход контекстуального конструктивизма в работе. Чайлдфри в подобной точке зрения рассматривается, не как объективно существующее явление, а как конструкт, создаваемый агентами общества, в частности медиа. Теоретическое рассмотрение теории моральной паники С. Коэна позволили применять ее в ходе анализа полученных в исследовании материалов, что принесло свои плоды. Кроме того, использование опоры на методологический принцип комплементарного объяснения социальных проблем и явлений Г. Гурвича Г. позволили существенно расшить вариативность применяемых методов.
В процессе изучения субъективизации мировоззрения чайлдфри были выявлены основные стратегии поведения на форуме единомышленников чайлдфри, среди которых уверенный чайлдфри, неуверенный чайлдфри, детный чайлдфри. Преобладающим объединяющим дискурсом на форуме был дискурс нормальности. При этом были смоделированы основные тактики нормализации: естественность, историчность, экзистенциальность, рациональность. Также можно говорить, что представителями сознательно бездетных не проводится агитация собственной точки зрения в обществе. Чаще всего чайлдфри лояльно относятся к чужим детям, не отличаются желанием их уничтожить или существенно оградить от остальной части общества. Точка зрения представителей чайлдфри сосредотачивается на тезисе о собственном нежелании иметь детей и ничего более. В целом, задача объединения чайлдфри в рамках интернет платформ состоит не в том, чтобы проводить агрессивную политику против остальной части общества, а в поиске единомышленников, возможность обсудить волнующие темы с людьми, которые отличаются схожей жизненной позицией.
Статистические данные из центров изучения общественного мнения, таких как ВЦИОМ, Института социального анализа и прогнозирование РАНХиГС свидетельствуют, а также авторский массовый опрос, свидетельствуют о том, что отсутствуют значительные показатели роста представителей сознательного отказа от деторождения. В зависимости от места проведения показатель чайлдфри в обществе колеблется в пределах 5-7% за исследуемый период.
В ходе исследования было установлено, что за последние 5 лет медиа волна упоминаний о чайлдфри в СМИ увеличилась в 6 раз. Таким образом в работе нами делается предположение о нарастающей моральной панике в обществе, продуцируемой СМИ. Моральные паники зачастую сопровождаются наблюдаемым стабильным положением социальной проблемы или явления, однако всевозрастающей обеспокоенностью средств массовой информации. В данный промежуток времени мы можем наблюдать протекание второй фазы разжигании моральной паники, характеризующейся эскалацией существующих противоречий. Кроме того, в пользу данного тезиса говорит стратегия негативизации образа чайлдфри, стремление к навешиванию ярлыка больного, девиантного человека на тех, кто сознательно решил не заводить детей.
Поднятая медиа волна в средствах массовой информации провоцирует дальнейший рост количества упоминаний чайлдфри в СМИ, чаще всего носящих негативных оттенок, формируя определенный образ чайлдфри в сознание обывателей. В ходе массового опроса было выявлено, что обычные граждане, с одной стороны, склонны к достаточно низкой оценке степени распространенности явления как на Западе, так и в России в частности, так как по десятибалльной шкале оценки распространенности сознательно бездетных основная масса оценок сосредотачивается на показателях 3 и 4 балла в отношении Европы и США, 2 и 3 балла в отношении Российской Федерации. Кроме того, большая часть респондентов продемонстрировала в целом нейтральное восприятие сознательно бездетных. С другой стороны, на вопрос о будущем развития мировоззрения чайлдфри, опрошенных практически уверены в росте количества чайлдфри, а также об исходящей угрозе от движения сознательно бездетных в отношении института семьи и традиционных семейных ценностей. Нами делается предположение о том, что существует влияние извне, которое формирует чувство опасности среди обычных граждан. Выявленное состояние моральной паники дает основание для того, чтобы связать эти два явления выводом о том, что именно средствами массовой информации нагнетается обстановка в обществе и создается база для гнетущего ощущения угрозы у обычных граждан.
В начале работы нами была выдвинута гипотеза, которая звучит следующим образом: отказ от деторождения является объективно существующей
проблемой, угрожающей семье и традиционным семейным ценностям, принятым в данном обществе, в условиях происходящего роста количества сознательно бездетных, который сопровождается ростом обеспокоенности граждан по этому поводу и тенденцией к всевозрастающему интересу к чайлдфри в научном сообществе и масс медиа. По итогам проведенного исследования мы делаем вывод
о том, что гипотеза подтверждается частично. При стабильных показателях количества бездетных по доброй воле за последние пять лет можно говорить об отсутствие увеличения количества чайлдфри, однако деятельность некоторых институтов общества приводит к проблематизации чайлдфри, как социального явления, что отражается увеличением обеспокоенности граждан, чувствующих угрозу традиционным ценностям.
Цель работы, которая заключалась в отражении существования проблемы чайлдфри во всех сферах: субъективной, объективной, символической - была достигнута. Нами были выявлены символические образы чайлдфри, особенности самопрезентации сознательно бездетных, а также представления обывателей в отношении представителей исследуемого мировоззрения.
Дальнейшее развитие работы можно предположить в русле социологии медиа или социологии социальных проблем, где предстоит выявить особенности преобладающей риторики, задействованной в процессе конструирования проблемы, проведение массового опроса на тему отражения образа чайлдфри в сознании граждан и оценки степени состояния обеспокоенности в виду провозглашаемой опасности от сознательно бездетных.



1. Антонов А.И. Современные тенденции детности семьи и цели семейно- демографической политики // Экономические стратегии. - 2014. - № 5 (121). - С. 68—74
2. Антонова Ю.В. Коммуникативные стратегии в текстах, репрезентирующих идеологию childfree: на грани экстремизма. /Ю.В. Антонова //Политическая лингвистика. - 2013. - С. 170-177
3. Бергер П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Луман. - М.: Медиум, 1995. - 323 С.
4. Бертильон Ж. Статистика движения населения во Франции. - СПб., - 1889. - 169 с.
5. Бичарова М.М., Пиценко О.В. Идеология чайлдфри как социальное
последствие межнационального конфликта. URL:
http://elibrary.ru/item.asp?id=20295942 (дата обращения: 8.11.2017)
6. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение /Г. Блумер// Контексты современности - 2: хрестоматия. Казань: АБАК, 1998. - С. 65-75
7. Богачёва Н.В. Дети как фактор стабильности семьи / Н.В. Богачёва// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств . 2009. - № 5. - С.52-54.
8. Ван Дейк Т.А. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и
коммуникации. Пер. с англ. Изд.2. - М.: УРСС: Книжный дом
«ЛИБРОКОМ», 2015. — 352 с.
9. Гавердовская, П. «Чайлдфри» — кто это? URL: URL:
http://gaverdovskaya.ru/public/interview/story1310.htm (дата обращения:
30.10.2016)
10. Греймас А.Ж., Курте Ж. в «Объяснительном словаре семиотики» в кн.: Семиотика / Пер. с англ., фр., исп. языков.- М.: Радуга, 1983. - 117 с.
11. Григорьева Н.С., Дюпра-Куштанина В.А., Чубарова Т.В., Яковлева И.В. Брачность и родительство в контексте эволюции современной семьи: обзор международных исследований // Государс- твенное управление. Электронный вестник. - № 35. - 2012.
12. Грицай, Л. А. Некоторые аспекты научного изучения феномена «чайлдфри». URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/10/1003 (дата обращения: 30.10.2016)
13. Дадаева Т.М. Семьи чайлдфри в регионе: миф или реальность/. Regionology, vol. 25, №. 3, pp. 456-471, 2017.
14. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации.
- М.: «Добросвет», «Издательство “КДУ”, 2009. - 232 с.
15. Дэвис Дж. Криминальные новости в газетах Колорадо /Дж. Дэвис// Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. - Казань: Изд-во Казан. гос. Ун-та, 2000. - С. 73-84
16.Здравомыслова О.М. Российские трансформации как объект исследований // Современная женщина, семья, демография. Актуальные исследо - вания. - М.: Звенья. - 2007.
17. Идеология "Child-free" — метод геноцида белого населения. URL: https://econet.ru/articles/97937-ideologiya-child-free-metod-genotsida-belogo- naseleniya (дата обращения: 26.09.2017)
18. Ильясов Ф.Н. Потребность в детях и репродуктивное поведение / Ф.Н. Ильясов // Мониторинг общественного мнения. - 2013. - №1. - С.168 - 177
19. Казачихина М.В. Чайлдфри как одна из форм современной семьи// М.В. Казачихина // Вестник социально-гуманитарного образования и науки - № 3
- 2014. - с. 10—14.
20. Карлсон А. Общество — семья — личность: социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход / пер. с англ. под науч. ред. А.И. Антонова. - М.: Грааль, 2003. - 288 с.
21. Кинник К., Кэмерон Г., Кругман Д. «Усталость сострадать»: коммуникация и чувство опустошенности в отношении социальных проблем // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Сост. И.Г.Ясавеев. - Казань: Изд-во КГУ, 2000. - 187-217 с.
22. Кислов А.Г., Шапко И.В., Отношение студенческой молодежи Свердловской области к феномену чайлдфри/ А.Г. Кислов, И.В. Шапко // Научный диалог, № 2 (50) - 2016. - с. 362—373.
23. Липпман У. Общественное мнение /Пер. с англ. Т. В. Барчуновой - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. ... Мансурова Н. С. - М.: Прогресс-Академия, Весь мир, 1996. - 352 с.
24. Медиалогия. URL: http://www.mlg.ru/ (дата обращения 12.05.2018)
25. Мейлахс П. А. Моральная паника вокруг наркотиков в России: почему она закончилась? // Метафизика семьи и государственная политика: Материалы 12-ой международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». СПб.: изд-во Политехнического университета, 2005. С. 694—703.
26. Мейлахс П. Дискурс прессы и пресс дискурса: конструирование проблемы наркотиков в петербургских СМИ // Журнал социологии и социальной антропологии, 2004. Т. VII, № 4. С. 135—151.
27. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / М.М. Назаров. - М. - Аванти плюс, 2003. - 428 с.
28. Нечаева Е. С. Биографический метод как способ изучения повседневности // Общество: социология, психология, педагогика. - 2012. - С. 71 - 78
29. Новая Планета Чайлдфри URL: https://childfreepla.net/
30. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем./Общ. ред. и предисл. Мансурова Н.С. — М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. — 352 с.
31. Пирс Ч. Элементы логики /Ч. Пирс. - СПб.:Алетейя, 2000. - 318 с.
32. Полутова М.А., Жанбаз О.О. Ценностные и мотивационные установки сообщества «Чайлдфри» с позиций постмодернизма. URL: https://m.cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-i-motivatsionnye-ustanovki- soobschestva-chayldfri-s-pozitsiy-postmodernizma (дата обращения: 8.11.2016)
33. Потапова Н. Д. Лингвистический поворот в историографии: учебное пособие / Н. Д. Потопова. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт Петербурге, 2015. - 380 с.
34. Рождаемость в России: меры и мнения // ВЦИОМ. №3560. 2018. 22 Января. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116649 (12.05.2018)
35. Романова И.В., Жанбаз О.О. Чайлдфри в контексте трансформации семейных отношений / И.В. Романова, О.О. Жанбаз// Вестник ЗабГУ. - 2014. - № 12. - С. 89-97.
36. Россияне бросают семьи. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/08/10/10826804.shtml (дата обращения:
10.12.2017)
37. Савельева Ж.В Конструирование социальной проблемы здоровья средствами массовой коммуникации / Ж.В. Савельева; Федер. агентство по образованию, Казан. гос. технол. Ун-т. - Казань: КГТУ, 2010. - 332 с.
38. Сорокин П.А. Кризис современной семьи // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 1997. - № 3.
39. Филлипс Л.Дж., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод.- Харьков: Изд-во Гуманит. Центр, 2004. - 336 с.
40. Фишман М. Волны преступностти как идеология / М. Фишман // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение. - Казань: Изд-во Казан. гос. Ун¬та, 2007. - С. 197-228.
41.Чайлдфри. URL: https://postnauka.ru/longreads/75296 (дата обращения:
12.11.2017)
42. Шевченко А. Ю. Дискурс-анализ политических медиа-текстов. - Полис. Политические исследования. 2002. № 6. С. 1 8-23
43. Шевченко А.Ю. Дискурсивный анализ материалов массовой коммуникации// Вестник Российской коммуникативной ассоциации. - 2002. - Вып. 1. - С. 185-192
44. Ясавеев И.Г. Конструирование «не-проблем»: стратегии депроблематизации ситуаций. С. 91 - 102


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ